Отзыв: Книга "Бойня номер пять" - Курт Воннегут - Беспомощность человека перед миром зла и насилия
Достоинства: смелость и последовательность антимилитаристской позиции писателя
Недостатки: Немного поверхностно и сумбурно
Этот автобиографический роман Курта Воннегута заинтересовал меня потому, что он посвящен бомбардировке Дрездена в 1945 году англо-американской авиацией.
Это довольно необычное произведение не имеет последовательно развивающегося сюжета. Это как бы "поток сознания" главного героя Билли Пилигрима - американского военнопленного, пережившего бомбежку в одной из скотобоен (бойне №5), где он содержался вместе с сотней своих товарищей. Они стали невольными свидетелями страшного уничтожения Дрездена и его населения. Вышедшие из убежища после бомбежки военнопленные увидели вместо вчера ещё прекрасного полнолюдного города "лунный пейзаж".
Психика Билли не выдерживает увиденного ужаса и в госпитале у него начинается бред с участием инопланетян с планеты Тральфамадор. После выхода из острой фазы помешательства сознание его блуждает в хаотичных перемещениях по закоулкам своих воспоминаний и фантазий, из прошлого в будущее и наоборот.
Курт Воннегут мастерски рисует симтомы постравматического стрессового расстройства человека, побывавшего на войне. Может быть потому, что он сам был в числе этих выживших после дрезденского апокалипсиса "счастливчиков" и описанное в романе - отражение его собственных душевных терзаний и мук.
Хотя автор говорит, что книга о бомбардировке Дрездена, но картин самой бомбёжки нет и даже последствия ее описаны скупо и туманно. Воннегут постоянно подходит к этому моменту, но опять и опять уходит в сторону, в воспоминания и рассуждения. Мне это показалось недостатком книги. Личная позиция автора также не особо симпатична: растерянность, неверие в свободу воли человека, пассивное созерцание зла. "Такие дела..." - резюме всех рассуждений.
Но все равно роман мне понравился. Он осуждает нацизм, обличает бессмысленную жестокость войны, высмеивает культ военных псевдогероев - "крутых парней".
Цитаты из романа: "Председательствовал на собрании Клуба львов бывший майор морской пехоты. Он сказал, что американцы вынуждены сражаться во Вьетнаме до полной победы или до тех пор, пока коммунисты не поймут, что нельзя навязывать свой образ жизни слаборазвитым странам. Майор дважды побывал во Вьетнаме по долгу службы. Он рассказывал о всяких страшных и прекрасных вещах, которые ему довелось наблюдать. Он был за усиление бомбежки Северного Вьетнама – пускай у них настанет каменный век, если они отказываются внять голосу разума."
"– Американцы в конце концов услыхали о Дрездене, – сказал Рэмфорд через двадцать три года после налета. – Теперь многие знают, насколько этот налет был хуже Хиросимы." (в Дрездене погибло по разным подсчетам от 135 до 200 тысяч мирных жителей).
Уже из этих цитат становится ясно, почему это произведение было запрещено в США и разрешено в СССР.
Мне кажется, что молодёжи этот роман будет малопонятным.
Жаль, ведь он является ценным свидетельством ужасов второй мировой войны, историю которой сейчас усиленно перевирает мировое "министерство правды".
Это довольно необычное произведение не имеет последовательно развивающегося сюжета. Это как бы "поток сознания" главного героя Билли Пилигрима - американского военнопленного, пережившего бомбежку в одной из скотобоен (бойне №5), где он содержался вместе с сотней своих товарищей. Они стали невольными свидетелями страшного уничтожения Дрездена и его населения. Вышедшие из убежища после бомбежки военнопленные увидели вместо вчера ещё прекрасного полнолюдного города "лунный пейзаж".
Психика Билли не выдерживает увиденного ужаса и в госпитале у него начинается бред с участием инопланетян с планеты Тральфамадор. После выхода из острой фазы помешательства сознание его блуждает в хаотичных перемещениях по закоулкам своих воспоминаний и фантазий, из прошлого в будущее и наоборот.
Курт Воннегут мастерски рисует симтомы постравматического стрессового расстройства человека, побывавшего на войне. Может быть потому, что он сам был в числе этих выживших после дрезденского апокалипсиса "счастливчиков" и описанное в романе - отражение его собственных душевных терзаний и мук.
Хотя автор говорит, что книга о бомбардировке Дрездена, но картин самой бомбёжки нет и даже последствия ее описаны скупо и туманно. Воннегут постоянно подходит к этому моменту, но опять и опять уходит в сторону, в воспоминания и рассуждения. Мне это показалось недостатком книги. Личная позиция автора также не особо симпатична: растерянность, неверие в свободу воли человека, пассивное созерцание зла. "Такие дела..." - резюме всех рассуждений.
Но все равно роман мне понравился. Он осуждает нацизм, обличает бессмысленную жестокость войны, высмеивает культ военных псевдогероев - "крутых парней".
Цитаты из романа: "Председательствовал на собрании Клуба львов бывший майор морской пехоты. Он сказал, что американцы вынуждены сражаться во Вьетнаме до полной победы или до тех пор, пока коммунисты не поймут, что нельзя навязывать свой образ жизни слаборазвитым странам. Майор дважды побывал во Вьетнаме по долгу службы. Он рассказывал о всяких страшных и прекрасных вещах, которые ему довелось наблюдать. Он был за усиление бомбежки Северного Вьетнама – пускай у них настанет каменный век, если они отказываются внять голосу разума."
"– Американцы в конце концов услыхали о Дрездене, – сказал Рэмфорд через двадцать три года после налета. – Теперь многие знают, насколько этот налет был хуже Хиросимы." (в Дрездене погибло по разным подсчетам от 135 до 200 тысяч мирных жителей).
Уже из этих цитат становится ясно, почему это произведение было запрещено в США и разрешено в СССР.
Мне кажется, что молодёжи этот роман будет малопонятным.
Жаль, ведь он является ценным свидетельством ужасов второй мировой войны, историю которой сейчас усиленно перевирает мировое "министерство правды".
Время использования | шесть часов |
Общее впечатление | Беспомощность человека перед миром зла и насилия |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Я нисколько не хочу умалить преступления нацистов в той войне.
Я родом из окрестностей старинного города Путивль. Там жива и будет долго жить память о зверствах нацистов против мирного населения.
Подлость в том, что "союзнички" уничтожали мирных немцев, а нацистским преступникам дали убежище после войны.
И с другой стороны, одна из главных тем в творчестве Воннегута - человек, как игрушка судьбы - маленькая-маленькая игрушка в игре, где чудовищные силы играют целыми цивилизациями. Об этом лучше всего в "Сиренах Титана". Лично для меня "Бойня" - это смесь, интерференция более старых "Сирен" и поздней "Синей Бороды".