Отзыв: Книга "Левиафан" - Борис Акунин - "Герметичный" детектив
Достоинства: Сюжет, чувство юмора, захыватывает
Недостатки: Для меня нет
Третья книга Бориса Акунина из серии о детективе Эрасте Петровиче Фандорине называется «Левиафан». Как я уже отмечала в отзыве про «Турецкий Гамбит», этот автор не зацикливается на одном и том же шаблоне, и почти каждая его книга не похожа на другую. В романе «Азазель» еще юный Фандорин разоблачал заговор мирового масштаба, в «Турецком Гамбите» он искал шпиона в военном лагере, в «Левиафане» же ему предстоит вычислить убийцу в замкнутом пространстве, среди узкого круга людей, вроде «Десяти негритят». Сам Акунин назвал это свое произведение «герметичный детектив».
Завязка такова. В Париже происходит зверское убийство по не очень понятным мотивам. По одной из улик полицейский детектив (не Фандорин) понимает, что преступник, скорее всего, сядет на корабль «Левиафан», отправляющийся в Калькутту. На этом же корабле оказывается и Фандорин. Полицейский собирает всех подозрительных личностей, включая и Эраста Петровича, в одной кают-компании, где они встречаются за едой, и кто-то из них должен оказаться убийцей.
Меня очень заинтересовала завязка, потому что «закрытый детектив» - один из моих любимых видов расследования. Но тут самое главное для автора завернуть все так, чтобы читатель не смог догадаться заранее, кто же, все-таки, преступник, но не забывая при этом раскидывать по сюжету разнообразные подсказки и мелкие детали, которые под правильным «углом зрения» сложатся в полную картину. На мой взгляд, с этим Акунин справился очень даже неплохо. Один из приемов, который он использовал, заключался в том, что разные главы писались от лица разных людей - либо с позиции одного из подозреваемых, либо использовалась запись из дневника. Кстати, прием постановки в центр сюжета других героев, не Фандорина, использовался в «Турецком Гамбите», и будет использоваться Акуниным и в других романах. Сначала у меня это вызывало недоумение, потом я поняла, что это отличный способ избежать рутины и сделать Фандорина каждый раз немного таинственным, со своими секретами.
Несмотря на то, что почти с самого начала книги дается нехилый намек на то, в какую сторону должно рано или поздно повернуть расследование, автор довольно хорошо запутал следы, и финал оказался довольно неожиданным. Даже если догадаешься, кто убийца, схема его действий небанальна, и додуматься до нее, на мой взгляд, нелегко. Мне также очень понравилось, что Акунин сделал роман очень цельным и лаконичным, не стал прыгать из жанра в жанр, не стал разливаться «мыслью по древу», не стал вдаваться в ненужную тут философию, не отклонился от стиля повествования. Это просто детектив, с поставленной задачей и четким решением. Далеко не все последующие его романы могут похвастаться такой вот «герметичностью».
Фандорин тут почти не отличается от того, каким он был на Турецкой войне в предыдущей книге, развития персонажа почти не произошло. Ну, разве что, тут крепнет его «джентльменское» начало, он уже обладает более оформившейся личностью – благородный, учтивый, не на показ, а по велению души. Он не любит болтать без дела, но любит поговорить об интересных ему вещах. Фандорин популярен среди дам, но не пользуется этим преимуществом «для галочки». Тут впервые, наверное, в полной мере начинает раскрываться его разносторонность, но только пока на уровне выражения интереса к разным областям знаний, но не овладения ими даже в половинчатой мере.
К примеру, в этой книге у Фандорина появляется намек на любовь к технике и инженерии, потому что он берет с собой в багаж трехколесный велосипед. Сейчас это кажется смешным, но в конце 19го века – это было тоже своеборазным чудом техники. Фандорин продолжает заниматься гимнастикой, как и в первом романе, но пока это на уровне поднимания гирь, а не настоящего мастерства. Этот герой также живо интересуется Японией, куда он, в общем-то, и направляется по назначению. Но пока это только интерес, про эту страну он пока еще мало что знает. Кстати, Акунин только в этой книге впервые показывает читателю свои знания японской культуры и свою трактовку традиций этой страны.
Другие герои тоже довольно интересны, необычные, но довольно складные. Впрочем, мне кажется, что у Акунина в последующих романах есть гораздо более психологичные персонажи.
Также стоит отметить и чувство юмора, которое, наконец-то оформилось в этой книге. Я тут впервые поймала себя на том, что мне действительно становится весело от шуток автора. И в последующих книгах Акунин еще больше разовьет эту сторону своих романов, совмещая в одном произведении и фарс, и трагедию.
Я рекомендую детектив «Левиафан», во время чтения его, у меня было чувство, что сюжет меня по-настоящему захватил, чем не могут похвастаться ни «Азазель», ни «Турецкий Гамбит». В моем личном рейтинге, это один из лучших детективов про Фандорина, и, наверное, один из лучших детективов «закрытого» типа среди тех, что я читала.
Завязка такова. В Париже происходит зверское убийство по не очень понятным мотивам. По одной из улик полицейский детектив (не Фандорин) понимает, что преступник, скорее всего, сядет на корабль «Левиафан», отправляющийся в Калькутту. На этом же корабле оказывается и Фандорин. Полицейский собирает всех подозрительных личностей, включая и Эраста Петровича, в одной кают-компании, где они встречаются за едой, и кто-то из них должен оказаться убийцей.
Меня очень заинтересовала завязка, потому что «закрытый детектив» - один из моих любимых видов расследования. Но тут самое главное для автора завернуть все так, чтобы читатель не смог догадаться заранее, кто же, все-таки, преступник, но не забывая при этом раскидывать по сюжету разнообразные подсказки и мелкие детали, которые под правильным «углом зрения» сложатся в полную картину. На мой взгляд, с этим Акунин справился очень даже неплохо. Один из приемов, который он использовал, заключался в том, что разные главы писались от лица разных людей - либо с позиции одного из подозреваемых, либо использовалась запись из дневника. Кстати, прием постановки в центр сюжета других героев, не Фандорина, использовался в «Турецком Гамбите», и будет использоваться Акуниным и в других романах. Сначала у меня это вызывало недоумение, потом я поняла, что это отличный способ избежать рутины и сделать Фандорина каждый раз немного таинственным, со своими секретами.
Несмотря на то, что почти с самого начала книги дается нехилый намек на то, в какую сторону должно рано или поздно повернуть расследование, автор довольно хорошо запутал следы, и финал оказался довольно неожиданным. Даже если догадаешься, кто убийца, схема его действий небанальна, и додуматься до нее, на мой взгляд, нелегко. Мне также очень понравилось, что Акунин сделал роман очень цельным и лаконичным, не стал прыгать из жанра в жанр, не стал разливаться «мыслью по древу», не стал вдаваться в ненужную тут философию, не отклонился от стиля повествования. Это просто детектив, с поставленной задачей и четким решением. Далеко не все последующие его романы могут похвастаться такой вот «герметичностью».
Фандорин тут почти не отличается от того, каким он был на Турецкой войне в предыдущей книге, развития персонажа почти не произошло. Ну, разве что, тут крепнет его «джентльменское» начало, он уже обладает более оформившейся личностью – благородный, учтивый, не на показ, а по велению души. Он не любит болтать без дела, но любит поговорить об интересных ему вещах. Фандорин популярен среди дам, но не пользуется этим преимуществом «для галочки». Тут впервые, наверное, в полной мере начинает раскрываться его разносторонность, но только пока на уровне выражения интереса к разным областям знаний, но не овладения ими даже в половинчатой мере.
К примеру, в этой книге у Фандорина появляется намек на любовь к технике и инженерии, потому что он берет с собой в багаж трехколесный велосипед. Сейчас это кажется смешным, но в конце 19го века – это было тоже своеборазным чудом техники. Фандорин продолжает заниматься гимнастикой, как и в первом романе, но пока это на уровне поднимания гирь, а не настоящего мастерства. Этот герой также живо интересуется Японией, куда он, в общем-то, и направляется по назначению. Но пока это только интерес, про эту страну он пока еще мало что знает. Кстати, Акунин только в этой книге впервые показывает читателю свои знания японской культуры и свою трактовку традиций этой страны.
Другие герои тоже довольно интересны, необычные, но довольно складные. Впрочем, мне кажется, что у Акунина в последующих романах есть гораздо более психологичные персонажи.
Также стоит отметить и чувство юмора, которое, наконец-то оформилось в этой книге. Я тут впервые поймала себя на том, что мне действительно становится весело от шуток автора. И в последующих книгах Акунин еще больше разовьет эту сторону своих романов, совмещая в одном произведении и фарс, и трагедию.
Я рекомендую детектив «Левиафан», во время чтения его, у меня было чувство, что сюжет меня по-настоящему захватил, чем не могут похвастаться ни «Азазель», ни «Турецкий Гамбит». В моем личном рейтинге, это один из лучших детективов про Фандорина, и, наверное, один из лучших детективов «закрытого» типа среди тех, что я читала.
Общее впечатление | "Герметичный" детектив |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17