Отзыв: Фильм "12 неудача" (2023) - Фильм - медленная сенсация
Достоинства: Фильм-чудо, поднявшийся из низов как признание зрителей.
Недостатки: Название является предполагаемым спойлером.
Индийский sleeper-hit "12 неудача" подкрался к нас незаметно, хотя и издалека виден не был. Тем не менее снял его великий Видху Винод Чопра в главной роли с неподражаемыми Викрантом Масси, Медхой Шанкар, Анантом Джоши. Вам ничего не говорят эти меня? Да, мне тоже. Но Видху Винод Чопра был продюсером и сценаристом "Трех идиотов", а также других достойных фильмов, из которых я ни одного не смотрел.
Индийские фильмы вообще не моя стихия, данное кино только 44-е в моей зрительской карьере, а в их число входят махровые советско-индийские фильмы про Али-Бабу и сумасшедшего слона, а только половина из упомянутого числа относятся к чисто индийским творениям, тоже включая в себя архаичные "Танцор диско" и то, что я посчитал своим долгом посмотреть не так давно, "Зиту и Гиту", а также фильмы индийского классика Радж Капура типа "Бродяги".
"12 неудача" стал чуть ли не первым из новых фильмов, который я посмотрел без всяких там сохранений, прерываний беременности и искусственных родов. Какие там еще номинанты на "Оскар"! Два часа 27 минут и я не отлипал от него до тех пора, пока не замелькали титры.
В целом, я для себя выделил некоторые классификационные признаки индийского кино, поэтому примерно себе представлял, что меня ждет, но, к моему удивлению, я не насчитал ни одной традиционной песни с танцами, ну, знаете, когда девушка поет тоненьким голосом, отвечая на то, что парень, демонстрируя глубину своих легких, спрашивает у нее на хинди. Фильм, кстати, нахватал кучу призов для работ на хинди, я буду рад, если вам это что-нибудь и говорит. Мне ничего.
Сюжет основан, как это часто бывает, на реальных историях, но я бы не придавал этому особого значения, потому что, есть некий роман-биография, даже не основанный, а как сообщают зарубежные издания, вдохновленный жизнью парочки субъектов, а они совсем не Ильф и Петров, чтобы их принимали за одного человека.
Поэтому я в основном принял все это за нынешний адаптированный сценарий, где от литературной основы берутся только рожки без ножек. Подобное построение сюжета я обычно называю восхождением молодого хоббита, если, конечно, вполне уместно обозвать так индийского парня, живущего примерно так же, как и большинство индусов. То есть, за чертой бедности близкой к нищете. Все это нам хорошо знакомо, как бы мы там не строили из себя лакеев. Тема коррупционного государства, где расслоение населения закончилось уже достаточно давно, выливается в некую искренность населения, которому нечего терять, относящегося к любым представителям власти примерно также, как к богам. За любым представителем власти деньги, уважение и уже неподдельное всеобщее преклонение.
Но вторым отличительным признаком любого индийского кино, во всяком случае того, что я смотрел, является непременная тема справедливости. Мне это вообще видится неотрывно связанным с менталитетом, такими же были сказки Гауфа, но, если скажем Аравид Адига в своем "Белом тигре" накормил меня когда-то лукавым главным героем, умеющим профессионально и круглосуточно преклоняться перед властьимущими и богатыми, то главный герой этого фильма не только производит впечатление очень искреннего парня, но у него еще и заскок говорить правду.
Сюжет преподнес ему еще и тему отца, объясняя тем самым происхождение его болезненной справедливости, что ж, очень грамотно, но мне это было даже излишним, ибо в его повадках я узрел что-то от образа Льва Толстого. То есть, парень даже не сам справедлив (справедлив, но плохо в этом разбирается), а искренне верит в справедливость. Такая форма гораздо более запущена, так как имеет застывший вид. Таких называют фанатиками. Но в данном случае этот термин не имеет никаких негативных оттенков.
Можно, конечно, сказать, что подобные правдолюбы в мире не выживают, Лев Толстой вообще такой один и смог все это позволить себе только на том этапе, когда стал глыбой, соизмеримой с государством, но здесь на сцену выходит Федор Михайлович Достоевский с его неистребимой верой в людей и их исключительность. Действительно, столь общие выводы касаются чего-то в целом и не касаются отдельных индивидуумов. А вдруг, кто-то, где-то, как-то и все же. Чтобы удостовериться в обратном, нужно перебрать всех индусов и не факт, что при этом будет стопроцентная уверенность.
Так вот. Больше всего меня убила и ошарашила вполне, как я понимаю, обычная индийская тема сдающих экзамены на госслужбу. 200 тысяч человек претендентов на 30 мест в индийскую полицию. Примерно 6 тысяч 666 человек на место! Когда-то я достиг завидного уровня в умении сдавать вступительные экзамены, занимался этим практически профессионально, конкурс где-то доходил и до ста человек, но здесь, чтобы поступать, нужно быть сумасшедшим.
Тем интереснее все эти тонкости и громадная махина поступающих, репетиторы и добровольные помощники, нюансы и искренняя вера в собственные силы приехавших из деревни (а их большинство). У меня сложилось впечатление, что все это своего рода религия. Ничего подобного я не видел даже в дорамах, где просто-таки апогей контуженных мамаш, желающих засунуть свое чадо к модному учителю.
Кстати, о традиционных песнях с танцами, как правило, предбрачных игрищ парня и девушки, я забыл сказать. Так вот, их здесь просто нет. Девушка, конечно, есть ("сеть" написал, что ж, где-то оно верно), как же без нее, но спела она только полтора такта, а музыкальное сопровождение также ненадолго прозвучало позже. Очевидно для того, чтобы подчеркнуть, насколько хорошо она поет. Правда, у меня в последнее время появились старческие замашки, мне стали нравиться все эти индийские песни, при звуках которых раньше я только закатывал глаза и уходил в другую комнату.
Третий мой отличительный признак индийского кино - это обязательное шапито, которое устраивается из любого фильма с любой жанровой принадлежностью. Если это здесь и есть, точно сказать не могу, то это только пошло "12 неудачам" на пользу. Фильм совсем не комедия, но сам по себе как-то по-доброму позитивен, если не сказать, что доброжелателен. Тринадцатой неудачей этого кино я посчитал название, ибо оно является предполагаемым спойлером и влияет на отношение к фильму. Благо, я название забыл и нечаянно его вспомнил только ближе к концу.
Фильм мотивирующий и жизнеутверждающий. Конечно, сказка. Но сказка реалистичная, такая, в которую хочется поверить. Упоминание человека, который учится при свете уличного фонаря, бодрит и заставляет шевелить лапами. Это упоминание, не часть сюжета. Книга, естественно, не переведена. Она есть на английском, теперь я думаю, стоит ли мучиться. Конечно, стоит, но у меня подозрение, что она не ответит на мои вопросы.
"12 неудач" принес несомненную прибыль создателям, окупился в три с половиной раза и, отыскивая эту информацию, я впервые столкнулся с денежной единицей "крор", с которой не сталкивался с глубокого детства. Наткнулся я на на нее совершенно случайно в энциклопедическом словаре (искал информацию о Кроносе, прародителе греческих богов), как на некую дичь, но забавную, с тех пор лет 35 таскал эту информацию в голове в качестве бессмысленного, хотя и интересного груза. В те годы 1 крор равнялся 100 миллионам рупий. С тех пор инфляция изменила порядок цифр почти на порядок же, но не в дикие тысячи раз, как это было у нас.
Таким образом, фильм хорош, впервые ставлю чистую пятерку чисто индийскому фильму со времен Радж Капура (для справки, его фильмы относятся к 50-60-м годам прошлого века), а также впервые смотрю такое отличное кино за последние два года (имеются в виду фильмы 2022-2023 годов). Рекомендация самая настойчивая, а тем же, кто не смотрит индийские фильмы принципиально, хочу сказать, что это кино совсем не похоже на обычное. Здесь нет стандартных танцев с бубнами, никакой клоунады или трагедии, а также нет иностранного вмешательства, что тоже особо важно.
А, ну, в детстве смотрел некую "Вечную сказку любви", мне тогда было шесть лет, мне она очень понравилась, но ее всерьез не рассматриваю, ибо помню там только рыцарские доспехи. К чему это в индийском фильме?
ИПС (индийская полицейская служба), естественно, у меня получила другую расшифровку. Жена расшифровала как "индекс преданности себе", фильм она не смотрела, зачем он ей при такой интуиции, но от коуча в этом фильме я узнал (судя по всему, очень оптимистичная статистика), что один процент его выпускников не берет взятки.
Индийские фильмы вообще не моя стихия, данное кино только 44-е в моей зрительской карьере, а в их число входят махровые советско-индийские фильмы про Али-Бабу и сумасшедшего слона, а только половина из упомянутого числа относятся к чисто индийским творениям, тоже включая в себя архаичные "Танцор диско" и то, что я посчитал своим долгом посмотреть не так давно, "Зиту и Гиту", а также фильмы индийского классика Радж Капура типа "Бродяги".
"12 неудача" стал чуть ли не первым из новых фильмов, который я посмотрел без всяких там сохранений, прерываний беременности и искусственных родов. Какие там еще номинанты на "Оскар"! Два часа 27 минут и я не отлипал от него до тех пора, пока не замелькали титры.
В целом, я для себя выделил некоторые классификационные признаки индийского кино, поэтому примерно себе представлял, что меня ждет, но, к моему удивлению, я не насчитал ни одной традиционной песни с танцами, ну, знаете, когда девушка поет тоненьким голосом, отвечая на то, что парень, демонстрируя глубину своих легких, спрашивает у нее на хинди. Фильм, кстати, нахватал кучу призов для работ на хинди, я буду рад, если вам это что-нибудь и говорит. Мне ничего.
Сюжет основан, как это часто бывает, на реальных историях, но я бы не придавал этому особого значения, потому что, есть некий роман-биография, даже не основанный, а как сообщают зарубежные издания, вдохновленный жизнью парочки субъектов, а они совсем не Ильф и Петров, чтобы их принимали за одного человека.
Поэтому я в основном принял все это за нынешний адаптированный сценарий, где от литературной основы берутся только рожки без ножек. Подобное построение сюжета я обычно называю восхождением молодого хоббита, если, конечно, вполне уместно обозвать так индийского парня, живущего примерно так же, как и большинство индусов. То есть, за чертой бедности близкой к нищете. Все это нам хорошо знакомо, как бы мы там не строили из себя лакеев. Тема коррупционного государства, где расслоение населения закончилось уже достаточно давно, выливается в некую искренность населения, которому нечего терять, относящегося к любым представителям власти примерно также, как к богам. За любым представителем власти деньги, уважение и уже неподдельное всеобщее преклонение.
Но вторым отличительным признаком любого индийского кино, во всяком случае того, что я смотрел, является непременная тема справедливости. Мне это вообще видится неотрывно связанным с менталитетом, такими же были сказки Гауфа, но, если скажем Аравид Адига в своем "Белом тигре" накормил меня когда-то лукавым главным героем, умеющим профессионально и круглосуточно преклоняться перед властьимущими и богатыми, то главный герой этого фильма не только производит впечатление очень искреннего парня, но у него еще и заскок говорить правду.
Сюжет преподнес ему еще и тему отца, объясняя тем самым происхождение его болезненной справедливости, что ж, очень грамотно, но мне это было даже излишним, ибо в его повадках я узрел что-то от образа Льва Толстого. То есть, парень даже не сам справедлив (справедлив, но плохо в этом разбирается), а искренне верит в справедливость. Такая форма гораздо более запущена, так как имеет застывший вид. Таких называют фанатиками. Но в данном случае этот термин не имеет никаких негативных оттенков.
Можно, конечно, сказать, что подобные правдолюбы в мире не выживают, Лев Толстой вообще такой один и смог все это позволить себе только на том этапе, когда стал глыбой, соизмеримой с государством, но здесь на сцену выходит Федор Михайлович Достоевский с его неистребимой верой в людей и их исключительность. Действительно, столь общие выводы касаются чего-то в целом и не касаются отдельных индивидуумов. А вдруг, кто-то, где-то, как-то и все же. Чтобы удостовериться в обратном, нужно перебрать всех индусов и не факт, что при этом будет стопроцентная уверенность.
Так вот. Больше всего меня убила и ошарашила вполне, как я понимаю, обычная индийская тема сдающих экзамены на госслужбу. 200 тысяч человек претендентов на 30 мест в индийскую полицию. Примерно 6 тысяч 666 человек на место! Когда-то я достиг завидного уровня в умении сдавать вступительные экзамены, занимался этим практически профессионально, конкурс где-то доходил и до ста человек, но здесь, чтобы поступать, нужно быть сумасшедшим.
Тем интереснее все эти тонкости и громадная махина поступающих, репетиторы и добровольные помощники, нюансы и искренняя вера в собственные силы приехавших из деревни (а их большинство). У меня сложилось впечатление, что все это своего рода религия. Ничего подобного я не видел даже в дорамах, где просто-таки апогей контуженных мамаш, желающих засунуть свое чадо к модному учителю.
Кстати, о традиционных песнях с танцами, как правило, предбрачных игрищ парня и девушки, я забыл сказать. Так вот, их здесь просто нет. Девушка, конечно, есть ("сеть" написал, что ж, где-то оно верно), как же без нее, но спела она только полтора такта, а музыкальное сопровождение также ненадолго прозвучало позже. Очевидно для того, чтобы подчеркнуть, насколько хорошо она поет. Правда, у меня в последнее время появились старческие замашки, мне стали нравиться все эти индийские песни, при звуках которых раньше я только закатывал глаза и уходил в другую комнату.
Третий мой отличительный признак индийского кино - это обязательное шапито, которое устраивается из любого фильма с любой жанровой принадлежностью. Если это здесь и есть, точно сказать не могу, то это только пошло "12 неудачам" на пользу. Фильм совсем не комедия, но сам по себе как-то по-доброму позитивен, если не сказать, что доброжелателен. Тринадцатой неудачей этого кино я посчитал название, ибо оно является предполагаемым спойлером и влияет на отношение к фильму. Благо, я название забыл и нечаянно его вспомнил только ближе к концу.
Фильм мотивирующий и жизнеутверждающий. Конечно, сказка. Но сказка реалистичная, такая, в которую хочется поверить. Упоминание человека, который учится при свете уличного фонаря, бодрит и заставляет шевелить лапами. Это упоминание, не часть сюжета. Книга, естественно, не переведена. Она есть на английском, теперь я думаю, стоит ли мучиться. Конечно, стоит, но у меня подозрение, что она не ответит на мои вопросы.
"12 неудач" принес несомненную прибыль создателям, окупился в три с половиной раза и, отыскивая эту информацию, я впервые столкнулся с денежной единицей "крор", с которой не сталкивался с глубокого детства. Наткнулся я на на нее совершенно случайно в энциклопедическом словаре (искал информацию о Кроносе, прародителе греческих богов), как на некую дичь, но забавную, с тех пор лет 35 таскал эту информацию в голове в качестве бессмысленного, хотя и интересного груза. В те годы 1 крор равнялся 100 миллионам рупий. С тех пор инфляция изменила порядок цифр почти на порядок же, но не в дикие тысячи раз, как это было у нас.
Таким образом, фильм хорош, впервые ставлю чистую пятерку чисто индийскому фильму со времен Радж Капура (для справки, его фильмы относятся к 50-60-м годам прошлого века), а также впервые смотрю такое отличное кино за последние два года (имеются в виду фильмы 2022-2023 годов). Рекомендация самая настойчивая, а тем же, кто не смотрит индийские фильмы принципиально, хочу сказать, что это кино совсем не похоже на обычное. Здесь нет стандартных танцев с бубнами, никакой клоунады или трагедии, а также нет иностранного вмешательства, что тоже особо важно.
А, ну, в детстве смотрел некую "Вечную сказку любви", мне тогда было шесть лет, мне она очень понравилась, но ее всерьез не рассматриваю, ибо помню там только рыцарские доспехи. К чему это в индийском фильме?
ИПС (индийская полицейская служба), естественно, у меня получила другую расшифровку. Жена расшифровала как "индекс преданности себе", фильм она не смотрела, зачем он ей при такой интуиции, но от коуча в этом фильме я узнал (судя по всему, очень оптимистичная статистика), что один процент его выпускников не берет взятки.
Время использования | 147 минут |
Общее впечатление | Фильм - медленная сенсация |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву35