Отзыв: Фильм "Подельники" (2021) - Подельники… по делу… поделом ему…
Достоинства: Самобытно, аутентично; актёрская игра, работа оператора и художников
Недостатки: Суть сюжета не нова
Добралась я и до этого самобытного, грустного, невероятно красивого фильма. Наверное, так и положено снимать документалистам – ведь для Евгения Григорьева это дебютная игровая картина, ранее были сплошь документалки, поэтому специфический почерк чувствуется.
Но, действительно, место для съемок выбрано удивительное, можно сказать, что самая настоящая глубинка: село Кын, расположенное в Пермском крае. Тут и бесконечные леса, и достаточно высокие горы, и простор. Время действия – зима, так что будет много снега.
Сразу бросается в глаза противоречивость и даже абсурдность поступков героев. Чуть было не написала – «как и русский противоречивый характер», но, помилуйте, где тут русские? Половина жителей говорят на непонятном языке, не знаю, как он называется, возможно, коми или удмуртский. Ну серьёзно, как понять героиню, которая, зная, что сосед – убийца, начинает с ним общаться очень-очень близко. И такие аргументы, как поиск доказательств, лично меня не устраивают. Тут какая-то игра с огнём по типу «и хочется, и колется». Страшный он человек, но, чёрт возьми, харизматичный, а мы, женщины, падки на таких. Правда, харизма такая, специфическая, отточенная в местах гораздо более суровых, чем данное поселение, ну, вы поняли…
Это только один пример, но их тут множество. Режиссёр при помощи великолепных актёров (Юра Борисов, Павел Деревянко, Лиза Янковская, Константин Балакирев, Михаил Орлов, Ярослав Могильников и др.) легко и непринуждённо жонглирует понятиями, переворачивает с ног на голову привычные вещи и человеческие реакции. Мне всегда было жаль, когда в картинах убивали животных, но, удивительно, стоило только сместить акценты (несчастный сын убитого приносит друга человека в жертву, чтобы сделать больно хозяину), и вот уже вроде и не так жалобно выглядит… Наверное, сыграло роль обезличивание лохматого четвероногого, без излишней сентиментальности, просто компаньон. Тем не менее, зритель (то есть я) видит, что это существо дорого хозяину… Да, даже такие изверги способны испытывать привязанность…
Если честно, история-то не новая – преступление, совершённое сильным мира сего (по местным масштабам), страх и покорность сельчан, вынашивание и осуществление мести сыном пострадавшего при помощи более мудрого и умелого наставника. Сколько их было в литературе! Да вот хоть «Граф Монте-Кристо». )) Но в «Подельниках» всё гораздо тоньше, есть ещё и угрызения совести преступника, и дурацкие правила, жизнь по понятиям, когда за слова нужно отвечать кровью… А тот, который слова-то произнёс, он их не просто так брякнул, сознательно… Устал терпеть, а по-другому не смог выразить протест. Тут и противостояние двух лидеров: «король» посёлка прочно сидел на «троне», все были у него в кулаке, даже страж закона, но вот приехал этот спортсмен-стрелок со своей манкой бабой – и поколебалась былая власть, всё пошло сикось-накось… Любой тиран, а тем более такого мелкого пошиба, очень боится конкуренции. Но рано или поздно трон рухнет. Мальчик, конечно, тоже обладает силой воли и характером, просто возраст не дал ему развернуться как следует…
Избитый сюжет компенсируют, во-первых, отличная актёрская игра, во-вторых, потрясающая работа оператора и художников, а, в-третьих, ностальгическая аутентичность, показ обрядов (как праздничных, так и скорбных) и почти эфемерного уклада жизни… Что будет, если все, как главный герой, уедут из этого глухого места в города в надежде на блестящую карьеру? И не вернутся, как вернулся он. Я видела такие заброшенные деревни…
Кульминация, на мой взгляд, смазанная. Вроде всё, как и положено по законам жанра, но недостаточно чётко. И да – я тоже, как и некоторые критики, не поняла, кто сделал роковой выстрел… Может, это и не выстрел даже был? ))
Аллегоричность ленты очевидна – зло в лице бывшего уголовника уничтожено, и в какой-то степени его убили не только внешние факторы, но и он сам себя съел, то есть ослабил поступком обязательным в рамках понятий, но не органичным (не хотел он убивать отца мальчика, ему было гораздо приятнее подшучивать над живым и командовать им). Забавно, что я написала «съел», учитывая, что кличка злодея – Людоед. )) Так бывает, что власть ест сама себя. Непопулярные решения нарушают баланс, вернуться назад уже не получится, можно только вперёд… ногами плыть на плоту по холодной зимней реке… «Всё проходит, пройдёт и это…»
Несмотря на критику, я ставлю пять, мне понравилось, редко сейчас можно встретить настолько авторское и качественное кино.
Но, действительно, место для съемок выбрано удивительное, можно сказать, что самая настоящая глубинка: село Кын, расположенное в Пермском крае. Тут и бесконечные леса, и достаточно высокие горы, и простор. Время действия – зима, так что будет много снега.
Сразу бросается в глаза противоречивость и даже абсурдность поступков героев. Чуть было не написала – «как и русский противоречивый характер», но, помилуйте, где тут русские? Половина жителей говорят на непонятном языке, не знаю, как он называется, возможно, коми или удмуртский. Ну серьёзно, как понять героиню, которая, зная, что сосед – убийца, начинает с ним общаться очень-очень близко. И такие аргументы, как поиск доказательств, лично меня не устраивают. Тут какая-то игра с огнём по типу «и хочется, и колется». Страшный он человек, но, чёрт возьми, харизматичный, а мы, женщины, падки на таких. Правда, харизма такая, специфическая, отточенная в местах гораздо более суровых, чем данное поселение, ну, вы поняли…
Это только один пример, но их тут множество. Режиссёр при помощи великолепных актёров (Юра Борисов, Павел Деревянко, Лиза Янковская, Константин Балакирев, Михаил Орлов, Ярослав Могильников и др.) легко и непринуждённо жонглирует понятиями, переворачивает с ног на голову привычные вещи и человеческие реакции. Мне всегда было жаль, когда в картинах убивали животных, но, удивительно, стоило только сместить акценты (несчастный сын убитого приносит друга человека в жертву, чтобы сделать больно хозяину), и вот уже вроде и не так жалобно выглядит… Наверное, сыграло роль обезличивание лохматого четвероногого, без излишней сентиментальности, просто компаньон. Тем не менее, зритель (то есть я) видит, что это существо дорого хозяину… Да, даже такие изверги способны испытывать привязанность…
Если честно, история-то не новая – преступление, совершённое сильным мира сего (по местным масштабам), страх и покорность сельчан, вынашивание и осуществление мести сыном пострадавшего при помощи более мудрого и умелого наставника. Сколько их было в литературе! Да вот хоть «Граф Монте-Кристо». )) Но в «Подельниках» всё гораздо тоньше, есть ещё и угрызения совести преступника, и дурацкие правила, жизнь по понятиям, когда за слова нужно отвечать кровью… А тот, который слова-то произнёс, он их не просто так брякнул, сознательно… Устал терпеть, а по-другому не смог выразить протест. Тут и противостояние двух лидеров: «король» посёлка прочно сидел на «троне», все были у него в кулаке, даже страж закона, но вот приехал этот спортсмен-стрелок со своей манкой бабой – и поколебалась былая власть, всё пошло сикось-накось… Любой тиран, а тем более такого мелкого пошиба, очень боится конкуренции. Но рано или поздно трон рухнет. Мальчик, конечно, тоже обладает силой воли и характером, просто возраст не дал ему развернуться как следует…
Избитый сюжет компенсируют, во-первых, отличная актёрская игра, во-вторых, потрясающая работа оператора и художников, а, в-третьих, ностальгическая аутентичность, показ обрядов (как праздничных, так и скорбных) и почти эфемерного уклада жизни… Что будет, если все, как главный герой, уедут из этого глухого места в города в надежде на блестящую карьеру? И не вернутся, как вернулся он. Я видела такие заброшенные деревни…
Кульминация, на мой взгляд, смазанная. Вроде всё, как и положено по законам жанра, но недостаточно чётко. И да – я тоже, как и некоторые критики, не поняла, кто сделал роковой выстрел… Может, это и не выстрел даже был? ))
Аллегоричность ленты очевидна – зло в лице бывшего уголовника уничтожено, и в какой-то степени его убили не только внешние факторы, но и он сам себя съел, то есть ослабил поступком обязательным в рамках понятий, но не органичным (не хотел он убивать отца мальчика, ему было гораздо приятнее подшучивать над живым и командовать им). Забавно, что я написала «съел», учитывая, что кличка злодея – Людоед. )) Так бывает, что власть ест сама себя. Непопулярные решения нарушают баланс, вернуться назад уже не получится, можно только вперёд… ногами плыть на плоту по холодной зимней реке… «Всё проходит, пройдёт и это…»
Несмотря на критику, я ставлю пять, мне понравилось, редко сейчас можно встретить настолько авторское и качественное кино.
Общее впечатление | Подельники… по делу… поделом ему… |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву25
Меня долго не было, но я иногда читала выборочно отзывы, к примеру, ваш замечательный отзыв о "Мастере и Маргарите", который оказался созвучным с моим мнением.
Была в общем в курсе некоторых новостей, и примите мои искренние сочувствия.
Я всё же останусь со своим взглядом на фильм. Людоед совсем не власть в поселке, так, лишь номинальная. И мент не власть. И представители из города не власть. И герой Юры Борисова не новая власть. Есть одна лишь власть, скрытая, это внутреннее желание народа. Надоест народу терпеть, и он выстрелит. Потому и не показали, кто конкретно это сделал. Может быть, это всего лишь красивая легенда в мечтах режиссера. А очень хочется, чтобы было правдой.