Отзыв: Книга "Мелкий бес" - Федор Сологуб - Необычно, интригующе, гнетуще
Достоинства: Необычность
Недостатки: Немного затянуто
Размышления
Возможно немного не по теме или это просто не мое, я не понимаю вот этого всего, что предлагается в аннотации к книге «маленький провинциальный городок начала xx века задыхается от скуки, мещанства и пошлости …...». Это г-н Тетерников Ф. К. (Ф. Салогуб) ещё про наркотики ничего не знает. Я жил в разных местах. Да, все про всех знают в деревне и маленьком городе сплетни…пьянство, но и такой сплоченности, «родственности», в больших городах я не встречал. Здесь, в большом городе все друг другу чужие. И как часто радуются люди, встретившие земляка. Я часто встречаю людей, которые просто людей не любят, «только бы своих не встретить». Это означает где-то глубоко в них сидит свой Передонов «ему все не ровня».
Истоки: предполагают, что это Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гоголь Н. В.
О книге.
Стиль.
Интригующий, по мне чуточку затянуто, а финал становиться неизбежен, после того как по ходу романа появился нож. Впрочем, чем могло закончиться такое закончиться.
Атмосфера:
Даже простые события описываются тревожно, вечная осень, сплин, давит. Отмечу также, что «Серебряный век» мало отличается от «золотого века», описание простых людей практически отсутствует (кухарки Наталья и Клавдия, слесарята, простые ученики, «ершиха» и т. п.).
Герои книги.
Герои — это царство кадавров, именно в понимании славянской мифологии — это ожившие мертвецы или предметы. Таковыми их делает неестественность поступков, говорят одно, думают другое, делают третье. Если вспомнить визиты Передонова к чиновникам, родителям учеников, круг его «друзей» и знакомых, понимаешь, что всяк думает о своём и как использовать Передонова или его деятельность в своих целях. Безразличие и моральная деградация некоторых, эгоизм и нравственный инфантилизм других, и садистские наклонности третьих делает их кадаврами.
Передонов А. Б. - учитель словесности мерзкий субъект, безумия которого никто долгое время не замечает или считают его некой нормой. Идея получить место инспектора сводит его с ума окончательно. Видимо, в городе № все остальные жители такие. С другой стороны, автор с помощью этого персонажа раскрывает характеры других жителей этого города. У этого безумца есть друзья, постоянные гости, он сам ищет невест и невесты ищут его. Каково? Он может нравиться Варваре, Марте. Постоянные хлопоты о свадьбе местного женского сообщества. Все его речи или заносчивы, или безумны и практически никто не в силах поставить его на место. Практически единственная жительница, которая подняла всю его деятельность на смех (сватовство Володина) Адаменко, сама мысль связаться с этими сватами была невозможно для неё. Визиты Передонова к чиновникам и родителям воспитанников — это какой-то мелкий, мерзкий, низкопробный садизм, выпороть своих детей по доносу этого безумца и на его глазах. Пожалуй, реакция одного нотариуса человеческая.
Грушина - пропыленная особа, с чёрными зубами, покусанная блохами, но на Маскараде пользуется популярностью. Детей ненавидит, и они ее. Сцена с изгнанием дочери. Любопытная роль в изготовлении писем. Больше такую миссию доверить Варваре некому.
Супруги Преполовенские лесничие - она мерзкая интриганка, завистница и сплетница, супруг болтает как попугай одно и тоже бесконечно по кругу, не в силах остановиться (как кукла).
Володин - странный субъект, вечная готовность участвовать в каком-то безумстве, чтобы понравиться, готов подличать, пить, нет желания разбирается в чем-то, кроме своего предмета, больше ничего не интересно. Своего мнения нет, как баран кто поманит туда и идёт.
Варвара-сожительница - троюродная сестра. Ни настоящих чувств, ни любви, только ревнивое соперничество (чтобы другим не достался), любуется существом, которое чуть раньше плюнуло в лицо. «Я бегаю, а после свадьбы он у меня побегает». Ради этой цели можно выполнить все что угодно. Вытерпеть, чтобы потом расквитаться. Но вот незадача супруг то кадавр. В фильме все оканчивается иначе, более логично что ли.
Брат и сестры Рутиловы
Рутилов о нем немного: играет на бильярде, сплетни и неукротимое желание выдать своих сестёр бог знает за кого (лишь бы человек был видный). По виду человек, но все поступки лишены участия и понимания их последствий для окружающих.
Сестры Рутиловы:
- разные самая живая и страстная «Людмилка» любопытные мечты, сны и желания. Но все это от скуки (от невозможности вырваться из окружающей реальности и отсутствие воли что-то изменить все это переносится в сны). Вся эта история с Пыльниковым. По описаниям он хорош, но не было бы его, ее натура нашла бы другой объект влюблённости. Любопытно, что для начала 20 века все эти сцены были эротическими с элементами доминации. В итоге таже все перерастает в мелкий садизм (Саша в конце частенько дразнил и колотил Людмилу). С другой стороны в 21 веке в это же самое время выходит «Яма» Куприна А. Разница в публикации романов 4 года. Все это существовало параллельно. Собственно, в фильме по одноименной книге режиссёр пошёл намного дальше.
Дарья - с одной стороны самая рассудительная, также не против выйти за Передонова;
Валерия - странная сестра ощущает себя все время на вторых ролях «родилась последней», завистливая, не прочь устроить пакость.
Пыльников странный субъект, впрочем, трудно судить о том каковы были гимназисты того времени. С одной стороны, анемичный. По сути, всем руководит Людмила, с другой стороны, с удовольствием участвует в авантюре с маскарадом. Постоянно плачет и раскаивается иногда ложно и иногда правдиво.
Мифическая княгиня Волчанская, которая не появляется, но как крупное небесное тело влияет на этот мир кадавров. Странные выдумки Передонова о любовной связи с ней «от неё трупом пахнет» 100 или 150 лет этой странной княгине.
Учитель Фаластов готов служить, для будущего благодетеля. Держать корону.
Марта странная полусонная особа. Больше живет в мире грёз.
Мурин любопытный субъект – гоголевский Ноздрев.
Вершинина внешне интригует, а сама не прочь выйти хоть за кадавра. Хоть за
Ершиха персонаж с сумасшедшинкой. Только в пьяном виде настоящая, в целом достаточно признать ее ровней и посадить за стол и дать «господских шамочек».
Кот -с одной стороны коты видят потустороннее, а с другой так мучить бедное животное.
Недотыкомка- мифическое существо, живущее в голове Передонова, не более того (ну мое мнение там, итак, со странными людьми перебор. Супруга нотариуса например).
Женитьба все приготовления занятны. Все пытаются обмануть всех. Передонов в своем репертуаре боится подмены. Слухи о месте и времени свадьбы, «подстричься по-испански», все смеются. Дальше вообще глумление над церковными обрядами, особенно усилились с появлением незваных гостей.
Маскарад — бал кадавров, готовы разорвать на части из-за сомнительной чести- выиграть билетик. Собственно, кто прошёл тест на «человека», только тот, кто не поддался.
Возможно немного не по теме или это просто не мое, я не понимаю вот этого всего, что предлагается в аннотации к книге «маленький провинциальный городок начала xx века задыхается от скуки, мещанства и пошлости …...». Это г-н Тетерников Ф. К. (Ф. Салогуб) ещё про наркотики ничего не знает. Я жил в разных местах. Да, все про всех знают в деревне и маленьком городе сплетни…пьянство, но и такой сплоченности, «родственности», в больших городах я не встречал. Здесь, в большом городе все друг другу чужие. И как часто радуются люди, встретившие земляка. Я часто встречаю людей, которые просто людей не любят, «только бы своих не встретить». Это означает где-то глубоко в них сидит свой Передонов «ему все не ровня».
Истоки: предполагают, что это Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гоголь Н. В.
О книге.
Стиль.
Интригующий, по мне чуточку затянуто, а финал становиться неизбежен, после того как по ходу романа появился нож. Впрочем, чем могло закончиться такое закончиться.
Атмосфера:
Даже простые события описываются тревожно, вечная осень, сплин, давит. Отмечу также, что «Серебряный век» мало отличается от «золотого века», описание простых людей практически отсутствует (кухарки Наталья и Клавдия, слесарята, простые ученики, «ершиха» и т. п.).
Герои книги.
Герои — это царство кадавров, именно в понимании славянской мифологии — это ожившие мертвецы или предметы. Таковыми их делает неестественность поступков, говорят одно, думают другое, делают третье. Если вспомнить визиты Передонова к чиновникам, родителям учеников, круг его «друзей» и знакомых, понимаешь, что всяк думает о своём и как использовать Передонова или его деятельность в своих целях. Безразличие и моральная деградация некоторых, эгоизм и нравственный инфантилизм других, и садистские наклонности третьих делает их кадаврами.
Передонов А. Б. - учитель словесности мерзкий субъект, безумия которого никто долгое время не замечает или считают его некой нормой. Идея получить место инспектора сводит его с ума окончательно. Видимо, в городе № все остальные жители такие. С другой стороны, автор с помощью этого персонажа раскрывает характеры других жителей этого города. У этого безумца есть друзья, постоянные гости, он сам ищет невест и невесты ищут его. Каково? Он может нравиться Варваре, Марте. Постоянные хлопоты о свадьбе местного женского сообщества. Все его речи или заносчивы, или безумны и практически никто не в силах поставить его на место. Практически единственная жительница, которая подняла всю его деятельность на смех (сватовство Володина) Адаменко, сама мысль связаться с этими сватами была невозможно для неё. Визиты Передонова к чиновникам и родителям воспитанников — это какой-то мелкий, мерзкий, низкопробный садизм, выпороть своих детей по доносу этого безумца и на его глазах. Пожалуй, реакция одного нотариуса человеческая.
Грушина - пропыленная особа, с чёрными зубами, покусанная блохами, но на Маскараде пользуется популярностью. Детей ненавидит, и они ее. Сцена с изгнанием дочери. Любопытная роль в изготовлении писем. Больше такую миссию доверить Варваре некому.
Супруги Преполовенские лесничие - она мерзкая интриганка, завистница и сплетница, супруг болтает как попугай одно и тоже бесконечно по кругу, не в силах остановиться (как кукла).
Володин - странный субъект, вечная готовность участвовать в каком-то безумстве, чтобы понравиться, готов подличать, пить, нет желания разбирается в чем-то, кроме своего предмета, больше ничего не интересно. Своего мнения нет, как баран кто поманит туда и идёт.
Варвара-сожительница - троюродная сестра. Ни настоящих чувств, ни любви, только ревнивое соперничество (чтобы другим не достался), любуется существом, которое чуть раньше плюнуло в лицо. «Я бегаю, а после свадьбы он у меня побегает». Ради этой цели можно выполнить все что угодно. Вытерпеть, чтобы потом расквитаться. Но вот незадача супруг то кадавр. В фильме все оканчивается иначе, более логично что ли.
Брат и сестры Рутиловы
Рутилов о нем немного: играет на бильярде, сплетни и неукротимое желание выдать своих сестёр бог знает за кого (лишь бы человек был видный). По виду человек, но все поступки лишены участия и понимания их последствий для окружающих.
Сестры Рутиловы:
- разные самая живая и страстная «Людмилка» любопытные мечты, сны и желания. Но все это от скуки (от невозможности вырваться из окружающей реальности и отсутствие воли что-то изменить все это переносится в сны). Вся эта история с Пыльниковым. По описаниям он хорош, но не было бы его, ее натура нашла бы другой объект влюблённости. Любопытно, что для начала 20 века все эти сцены были эротическими с элементами доминации. В итоге таже все перерастает в мелкий садизм (Саша в конце частенько дразнил и колотил Людмилу). С другой стороны в 21 веке в это же самое время выходит «Яма» Куприна А. Разница в публикации романов 4 года. Все это существовало параллельно. Собственно, в фильме по одноименной книге режиссёр пошёл намного дальше.
Дарья - с одной стороны самая рассудительная, также не против выйти за Передонова;
Валерия - странная сестра ощущает себя все время на вторых ролях «родилась последней», завистливая, не прочь устроить пакость.
Пыльников странный субъект, впрочем, трудно судить о том каковы были гимназисты того времени. С одной стороны, анемичный. По сути, всем руководит Людмила, с другой стороны, с удовольствием участвует в авантюре с маскарадом. Постоянно плачет и раскаивается иногда ложно и иногда правдиво.
Мифическая княгиня Волчанская, которая не появляется, но как крупное небесное тело влияет на этот мир кадавров. Странные выдумки Передонова о любовной связи с ней «от неё трупом пахнет» 100 или 150 лет этой странной княгине.
Учитель Фаластов готов служить, для будущего благодетеля. Держать корону.
Марта странная полусонная особа. Больше живет в мире грёз.
Мурин любопытный субъект – гоголевский Ноздрев.
Вершинина внешне интригует, а сама не прочь выйти хоть за кадавра. Хоть за
Ершиха персонаж с сумасшедшинкой. Только в пьяном виде настоящая, в целом достаточно признать ее ровней и посадить за стол и дать «господских шамочек».
Кот -с одной стороны коты видят потустороннее, а с другой так мучить бедное животное.
Недотыкомка- мифическое существо, живущее в голове Передонова, не более того (ну мое мнение там, итак, со странными людьми перебор. Супруга нотариуса например).
Женитьба все приготовления занятны. Все пытаются обмануть всех. Передонов в своем репертуаре боится подмены. Слухи о месте и времени свадьбы, «подстричься по-испански», все смеются. Дальше вообще глумление над церковными обрядами, особенно усилились с появлением незваных гостей.
Маскарад — бал кадавров, готовы разорвать на части из-за сомнительной чести- выиграть билетик. Собственно, кто прошёл тест на «человека», только тот, кто не поддался.
Время использования | 2024 |
Стоимость | 209 ₽ |
Общее впечатление | Необычно, интригующе, гнетуще |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4