Отзыв: Книга "Немного солнца в холодной воде" - Франсуаза Саган - Потерянный Рай
Достоинства: Сюжет, портреты, лёгкий слог, стиль изложения, психологизм
Недостатки: Несправедливость жизни
От края до края небо в огне сгорает,
И в нем исчезают все надежды и мечты.
Но ты засыпаешь, и ангел к тебе слетает.
Смахнет твои слезы, и во сне смеешься ты...
Маргарита Пушкина, Сергей Терентьев, поёт " Ария"
Когда жизнь перестаёт радовать и приносить прежнее удовольствие, наступает состояние оцепенения. Человек перестаёт чувствовать вкусное, цветное, весёлое, красивое, трогательное. Он отрешается от лучшей части себя. Исчезает картинка, наступает вакуум и мягкая скучная серость. В сравнении с которой угольная тьма - яркий космический блеск.
Беда в том, что перестав чувствовать многообразие прикосновений жизни, скиталец по её лабиринтам всё равно остаётся живым и готовым променять вязкую пучину безразличия на любую душевную и физическую боль. Чтобы хоть что-то чувствовать. Потому что депрессия сродни смерти, маленькой смерти. Один лишь нюанс. Мертвеца будто выкопали из могилы, а он и живой вроде физически. Закопали по ошибке. Все пытаются его растормошить, заговаривать, улыбку рисуют помадой на лице, рожки показывают на фото. А он всё думает, как жить? Ведь им что-то надо отвечать, радоваться вместе, говорить, петь песни. В живой оболочке мёртвый дух бьется больно о неё даже не представляя куда себя деть, доходя до предела отчаянья. И желая полярного одновременно. Или умертвить тело или стать снова живым. Чистилище болезненных полумер держит крепко, его противоположные двери на замках от амбаров.
Выбьешь одну с разбега и будет тебе счастье.
Вот она, депрессия и главный спутник её - болезненное бесчувствие.
Пациент - Жиль. Лекарство найдено. Только пока находится оно за тридевять земель. В провинциальном французском городке Лимож. В прохладных огромных комнатах добротного двухэтажного особняка, убранного прекрасной мебелью и цветами. От лишних рук и глаз сторожит его доблестный рыцарь Франсуа Сильвенер. Богатый, надежный респектабельный, стабильный, земной и твёрдый. Казалось, наделён всем, что нужно хранителю сокровищ. Он козырь и рождён побеждать. Для него объект его охраны скорее престижная необходимость, четко встроенный в семейную реликвию драгоценный камень. По умолчанию, основа основ.
Оказалось, что другому человеку это драгоценное лекарство всё же нужнее и просто жизненно необходимо.
Страж подвинулся, вор скрылся с награбленным.
Так замыкается классический треугольник - муж, любовник, жена и
начинается вторая часть под названием " Жиль и Натали".
Чудо произошло. Тяжелая болезнь души уходит дымом за облака.
Любовь, любовь... Страстная, взаимная, запретная... И всё же читатель в недоумении. Как вообще могло зародиться это упоительное чувство между такими разными людьми. Диким эгоистом, гулякой, надменным хлыщом, блестящим, но поверхностным, выгоревшим изнутри дотла, международным журналистом Жилем и глубокой, преданной своим принципам, достойной замужней женщиной Натали.
Его портрет:худой, благородно бледный, черноволосый, весь какой-то заостренный, нервный и импульсивный не то мужчина, не то мальчик 35 лет.
Его новая избранница невероятно красива. Высокая, рыжеволосая, с яркими, огромными, зелёными, чуть широко расставленными глазами, с гордой осанкой и смелым взглядом, который говорит - она готова на всё.
Депрессии простыл и след...
И вот часть третья, последняя, в которой " Жиль выздоравливает. Из прошлого проступает и снова исчезает Элоиза. Красивый, богатый американец заваливает цветами Натали. Натали любит Жиля. Жиль любит себя. Натали уходит со сцены."
Теперь можно всласть осуждать никчемного парижского фата и сопереживать прекрасной любящей провинциалке. Если бы было всё так просто. А это конечно не так, если иметь дело с Франсуазой Саган. У которой всё тонко, очень тонко и многозначно.
Психологическая любовная драма затягивает и отказывается отпускать даже на минуту. У автора нет личных предпочтений. Одинаково глубоко здесь раскрыты чувства и переживания всех главных героев. Читателю остаётся лишь выбирать, на чьей быть стороне.
В книге встречаются пленительные зарисовки природы: "дом, где в любое время года и в любой час пахло цветущей липой и летними сумерками". О деревенском доме сестры, куда Жиль уехал из Парижа спасаться от хандры.
Метко Франсуаза даёт характеристику Жилю: "Жилю и в голову не приходило, что Натали может передумать, – как все прирожденные лгуны, он был до смешного доверчив."
И самое главное о Натали: "Почему она всегда и во все вносит эту бескомпромиссность, испытывает такой ужас перед полумерами, хотя именно полумеры – и тут уж ничего не поделаешь – дают человеку возможность спокойно жить?"
И о любви: "Жилю не хотелось вдаваться в подробности, рассказывать об истории с Гарнье. Не хотелось говорить об этом ни с кем, кроме Натали. Возможно, любовь иной раз можно определить как желание делиться всем только с одним человеком."
И о счастье: "Разумеется, думать так было бессовестно, но счастливый человек – чаще всего человек бессовестный. А Жиль был счастлив."
И конечно Поль Элюар в эпиграфе: " И я вижу ее, и теряю ее, и скорблю, И скорбь моя подобна солнцу в холодной воде."
Роман Саган одновременно легок, грустен и необратим, как последний ноябрьский листопад...
Спасибо моему близкому человеку, за рекомендацию. Это такое удовольствие, читать вместе книги, подобные этой.
И в нем исчезают все надежды и мечты.
Но ты засыпаешь, и ангел к тебе слетает.
Смахнет твои слезы, и во сне смеешься ты...
Маргарита Пушкина, Сергей Терентьев, поёт " Ария"
Когда жизнь перестаёт радовать и приносить прежнее удовольствие, наступает состояние оцепенения. Человек перестаёт чувствовать вкусное, цветное, весёлое, красивое, трогательное. Он отрешается от лучшей части себя. Исчезает картинка, наступает вакуум и мягкая скучная серость. В сравнении с которой угольная тьма - яркий космический блеск.
Беда в том, что перестав чувствовать многообразие прикосновений жизни, скиталец по её лабиринтам всё равно остаётся живым и готовым променять вязкую пучину безразличия на любую душевную и физическую боль. Чтобы хоть что-то чувствовать. Потому что депрессия сродни смерти, маленькой смерти. Один лишь нюанс. Мертвеца будто выкопали из могилы, а он и живой вроде физически. Закопали по ошибке. Все пытаются его растормошить, заговаривать, улыбку рисуют помадой на лице, рожки показывают на фото. А он всё думает, как жить? Ведь им что-то надо отвечать, радоваться вместе, говорить, петь песни. В живой оболочке мёртвый дух бьется больно о неё даже не представляя куда себя деть, доходя до предела отчаянья. И желая полярного одновременно. Или умертвить тело или стать снова живым. Чистилище болезненных полумер держит крепко, его противоположные двери на замках от амбаров.
Выбьешь одну с разбега и будет тебе счастье.
Вот она, депрессия и главный спутник её - болезненное бесчувствие.
Пациент - Жиль. Лекарство найдено. Только пока находится оно за тридевять земель. В провинциальном французском городке Лимож. В прохладных огромных комнатах добротного двухэтажного особняка, убранного прекрасной мебелью и цветами. От лишних рук и глаз сторожит его доблестный рыцарь Франсуа Сильвенер. Богатый, надежный респектабельный, стабильный, земной и твёрдый. Казалось, наделён всем, что нужно хранителю сокровищ. Он козырь и рождён побеждать. Для него объект его охраны скорее престижная необходимость, четко встроенный в семейную реликвию драгоценный камень. По умолчанию, основа основ.
Оказалось, что другому человеку это драгоценное лекарство всё же нужнее и просто жизненно необходимо.
Страж подвинулся, вор скрылся с награбленным.
Так замыкается классический треугольник - муж, любовник, жена и
начинается вторая часть под названием " Жиль и Натали".
Чудо произошло. Тяжелая болезнь души уходит дымом за облака.
Любовь, любовь... Страстная, взаимная, запретная... И всё же читатель в недоумении. Как вообще могло зародиться это упоительное чувство между такими разными людьми. Диким эгоистом, гулякой, надменным хлыщом, блестящим, но поверхностным, выгоревшим изнутри дотла, международным журналистом Жилем и глубокой, преданной своим принципам, достойной замужней женщиной Натали.
Его портрет:худой, благородно бледный, черноволосый, весь какой-то заостренный, нервный и импульсивный не то мужчина, не то мальчик 35 лет.
Его новая избранница невероятно красива. Высокая, рыжеволосая, с яркими, огромными, зелёными, чуть широко расставленными глазами, с гордой осанкой и смелым взглядом, который говорит - она готова на всё.
Депрессии простыл и след...
И вот часть третья, последняя, в которой " Жиль выздоравливает. Из прошлого проступает и снова исчезает Элоиза. Красивый, богатый американец заваливает цветами Натали. Натали любит Жиля. Жиль любит себя. Натали уходит со сцены."
Теперь можно всласть осуждать никчемного парижского фата и сопереживать прекрасной любящей провинциалке. Если бы было всё так просто. А это конечно не так, если иметь дело с Франсуазой Саган. У которой всё тонко, очень тонко и многозначно.
Психологическая любовная драма затягивает и отказывается отпускать даже на минуту. У автора нет личных предпочтений. Одинаково глубоко здесь раскрыты чувства и переживания всех главных героев. Читателю остаётся лишь выбирать, на чьей быть стороне.
В книге встречаются пленительные зарисовки природы: "дом, где в любое время года и в любой час пахло цветущей липой и летними сумерками". О деревенском доме сестры, куда Жиль уехал из Парижа спасаться от хандры.
Метко Франсуаза даёт характеристику Жилю: "Жилю и в голову не приходило, что Натали может передумать, – как все прирожденные лгуны, он был до смешного доверчив."
И самое главное о Натали: "Почему она всегда и во все вносит эту бескомпромиссность, испытывает такой ужас перед полумерами, хотя именно полумеры – и тут уж ничего не поделаешь – дают человеку возможность спокойно жить?"
И о любви: "Жилю не хотелось вдаваться в подробности, рассказывать об истории с Гарнье. Не хотелось говорить об этом ни с кем, кроме Натали. Возможно, любовь иной раз можно определить как желание делиться всем только с одним человеком."
И о счастье: "Разумеется, думать так было бессовестно, но счастливый человек – чаще всего человек бессовестный. А Жиль был счастлив."
И конечно Поль Элюар в эпиграфе: " И я вижу ее, и теряю ее, и скорблю, И скорбь моя подобна солнцу в холодной воде."
Роман Саган одновременно легок, грустен и необратим, как последний ноябрьский листопад...
Спасибо моему близкому человеку, за рекомендацию. Это такое удовольствие, читать вместе книги, подобные этой.
Время использования | 1 день |
Общее впечатление | Потерянный Рай |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву60
Чудеснейший отзыв, Катюша! Счастлив поучаствовать в его создании :)
Но ты не прав, я далека от оправданий. И рассматриваю его скорее как пациента. И понимаю и анализирую именно депрессивное, болезненное его состояние. Вне этого он мне глубоко антипатичен, что и подчеркнула многократно в своем отзыве. Но так тонко, пунктиром, так, что ты этого не заметил:)
Наверное, я доктор прежде всего и человек, переживший подобное Жилю состояние души.
Здесь стоит разделять болезненное состояние и черты личности, так называемый преморбид, личность вне и до болезни. Вот как раз личность его гнусная и мелкая, а болезнь, описанная вначале, вызывает больше сочувствие. К сожалению знаю об этом не понаслышке. Это очень страшно. Как полые люди. Вроде бы ты есть, а внутри пуст и кажется, что в любой момент закончишься.
Нельзя красивым и сильным женщинам связываться со слабыми, жалкими, болезненно самолюбивыми мужчинами. Разомнут, растопчут, постараются уравнять до своей планки. Помнишь, как он возмущался и раздражался, когда она демонстрировала свой незаурядный ум. Все такие неравные истории плохо заканчиваются.
Да и она разбавить свою любовь не могла ничем. Поскольку детей у нее не было, которые могли быть хоть каким-то громоотводом. Полностью растворила себя в нем. Надо было куда-то деть нерастраченную материнскую любовь.
Два сборника стихов, повесть, детские рассказы о приключениях совенка, другое тоже есть… Только опубликовать никак не решусь. А ведь мы не вечны и стоит поспешить…
У меня было лишь одно знакомство с Саган, и, скорее, неудачное. «Прощай, грусть», если не ошибаюсь. Красивый слог, но я ничего не почувствовала тогда. Возможно, не моё произведение просто, слишком поверхностно для меня показалось. Других шансов этой писательнице я не дала) Теперь призадумалась, что, возможно, зря.
Я тоже раньше её читала. Ту же самую " Здравствуй грусть" и несколько других романов, названия которых тогда не запомнила. Тоже прошло мимо тогда.
А сейчас возможно другое осознание, да и роман этот шел влет…
Да, многое зависит даже от настроения, от возраста, в котором читаешь, от разных обстоятельств.
Отзыв у вас очень глубокий, достает до самых тонких черточек души. Спасибо. )
Что касается этих токсичных ребят, то сейчас им такие звучные определения дают, как " абьюзер" и его разновидность " газлайтер". Не скрою, они меня очень забавляют:)) Какой-то робототехникой попахивает, нет бы сказать - " Душнило! ":)))
Даже поэтический в какой-то мере:)
С удовольствием прочла вслед за отзывом Александра:)
Нина замечательно
выразилась:
"Продолжайте, у вас уникальный тандем…дуэт…"
Читала Саган в юности, в домашней библиотеке было несколько книг:)
После таких отзывов захотелось перечитать:)
А в отзывах они бывают?
Теперь уж точно не пропущу ваши дуэтные отзывы:))
Иду искать:))
Я тоже наверное, как и Натали, не люблю полумер, хотя и удобно)
Перечитывать не рискну - предчувствую, что разочаруюсь. Все хорошо в свой час, а я уже больше не романтична, как тогда.)))
Послевкусие и грустное, и досадное… Очень жаль Натали. Понятно, что у неё не было другого выхода: мосты в Лимож героиня сожгла и, услвшав излияния другу из уст возлюбленного, почти мужа, она приняла единственное верное для себя решение (
Странно, что имея такой ум, она не догадывалась, что её любовь - не подъёмная ноша для Жиля, или догадывалась, но, как мы порой в сходных ситуациях (я имею ввиду ложь в отношениях), уверяла себя, что это не так…
Вот не знаю, перечитывать ли "Здравствуй, грусть"…
У Натали внутри всё было для того, чтобы встретить такой исход. Даже то, как она смело и дерзко, безоглядно сразу стала вести себя с Жилем. С того момента пошло начало конца. Будто эта женщина была запрограммирована на тупик. Ждала лишь объект, чтобы вспыхнуть под конец ярко. Болото прежней жизни сводило её с ума, а в новой она оказалась лишней.