Отзыв: Экспозиция Романово-Борисоглебский городской общественный банк (Россия, Тутаев) - Интересный музей визит в который можно совместить с подъемом на смотровую соседней пожарной каланчи.
Достоинства: Немноголюдно. Недорогие билеты. Отличный сувенирный магазинчик на нижнем уровне каланчи.
Недостатки: Все таки от видов с пожарной каланчи ожидал большего, да решетка мешает обзору.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы вновь вернуться к нашему весеннему путешествию на Ярославщину, во время которого мы познакомились не только с достопримечательностями и интересными местами самого областного центра, в котором мы остановились в чудесных апартаментах в самом центре, на Почтовой улице, о которых рассказывал подробно, но и побывали, в частности, в Тутаеве, душевном и интересном городе на Волге.
Собственно эта самая Волга и разделяет современный Тутаев на две части, сообщение между которыми в летнее время осуществляется только с помощью паромной переправы, о которой уже рассказывал в соответствующем отзыве, а зимой - по льду Волги. Когда-то две составные нынешнего Тутаева были отдельными городами, Романовым и Борисоглебском. И сейчас эти части города соответствующе называются, на правом берегу Волги расположена Борисоглебская сторона, а на противоположном левом - Романовская.
И как раз на Романовской стороне, меньшей по населению, но более интересной в плане достопримечательностей, и расположен музей расположенный в здании которое занимал когда-то Романово-Борисоглебский городской общественный банк, воспроизводящий обстановку подобного типичного финансового учреждения в дореволюционные годы. Вот его то мы и посетили вскоре после того, как переправились на Романовскую сторону Тутаева.
Найти музей несложно, расположен он по соседству с центральной площадью Романовской части Тутаева, до сих пор носящей имя Ленина. Над соседним зданием возвышается пожарная каланча, на которую можно подняться, что мы и сделали после посещения музея, о чем расскажу в завершении отзыва.
Вот же как выглядит двухэтажное здание с сохранившейся (а может и восстановленной) надписью "Банкъ" в верхней его части.
Сам музей, по иному называющийся "Домъ на Новинской", таково историческое имя улицы Ленина, на которой расположено это здание, является одним из филиалов Ярославского художественного музея. Я уже успел рассказать о музее Зарубежного искусства, который также является составной частью этого музейного объединения, побывали мы и в главной экспозиции музея, на Волжской набережной. И вот ещё один филиал, работающий в Тутаеве.
Собственно основная часть экспозиции расположена на втором этаже, туда мы и направляемся по неплохо отреставрированной, можно сказать парадной лестнице.
Стоимость билетов в этот музей невысока, 150 рублей, во всяком случае такова она была во время нашего визита в него, в апреле месяце. Сейчас же, согласно информации на официальном сайте, стоимость простых нельготных билетов в данный музей составляет 200 рублей, льготные же обойдутся в два раза дешевле.
Вот аудиогидов, к сожалению, не предусмотрено. Возможен заказ индивидуальных экскурсий, но в этом случае помимо входных билетов придется оплатить ещё, если не ошибаюсь, тысячу рублей. Но при входе дают буклет с информацией по залам музея и мы решили ограничиться самостоятельным осмотром.
Музей не такой большой, на схеме приведенной в буклете можно увидеть планировку и увидеть что его основная экспозиция расположена в шести залах, которые когда-то занимал работавший здесь главный городской банк.
Первое помещение куда мы попадаем, это зал банковских операций, собственно единственное, куда был открыт доступ посетителям, выглядящий довольно пустовато. В наличии только скамья для клиентов ожидающих общения с работниками банка и рабочий стол установленный под портретом императора Николая II-го.
Сам банк в бывшем Романове-Борисоглебске был основан ещё в 60-е годы 19-го века, поначалу он работал в одном здании с местной городской Думой, а нынешнее здание успели выстроить перед самым началом Первой Мировой. Точнее, если быть точным, надстроить существовавшее здесь одноэтажное здание торговых рядов.
Интересно что руководство Романове-Борисоглебска пригласило для этого архитектора из Москвы, правда происхождением из губернского города, из Ярославля, Антонина Милкова. Это имя уже подзабыто, но одна его постройка, правда не из-за архитектурных особенностей, известна, я думаю, большинству в нашей стране. Это доходный дом на Большой Садовой улице в Москве, тот самый в которой располагалась "нехорошая квартира" из "Мастера и Маргариты" и в котором ныне открыты целых два, можно сказать конкурирующих музея Михаила Булгакова, в одном из которых довелось побывать.
Окно прорубленное в стене соединяет зал для посетителей с кассовым залом. За этим окном, как нетрудно догадаться, сидел кассир и выдавал или принимал от клиентов главного городского банка деньги или ценные бумаги.
К слову сказать, и в советские годы в этих помещениях работало финансовое учреждение, одно из отделений Сберегательного банка. Правда в музейной экспозиции упор делается именно на времена Российской империи, когда в этих помещениях работал Романово-Борисоглебский общественный банк.
К кассовому залу примыкает святая святых любого банковского учреждения, комната-сейф, в которой собственно и хранились наличные деньги, а также ценные бумаги.
Вход в комнату-сейф надёжно защищает мощная литая дверь производства Сущевского завода несгораемых шкафов и кухонных плит, специализировавшегося на подобных подобных устройствах, оснащённая сложным замком модели "Протектор". Эту тяжёлую, весом более 50-ти пудов дверь, специально доставляли в Романово-Борисоглебск из Москвы по воде, на пароходе, и с тех пор, уже, получается, более 110 лет она не покидала это место.
За этой мощной дверью, в самом помещении комнаты-сейфа установлены сейфы поменьше, но все равно внушающие уважение.
К кассовому помещению примыкает Конторский зал, которые разделяет застекленная перегородка.
Рабочая мебель чуть более чем вековой давности представленная тут известна как "шведо-американская", так как поступала клиентам со складов Шведо-Американской компании конторской мебели.
За одним из столов можно увидеть раритетную пишущую машинку фирмы "Ремингтон", а рядом венский стул фабрики гнутой мебели Бенислава Гольтшильда.
Правда немного выбиваются из общего облика помещений современные батареи центрального отопления.
На рабочих столах служащих банка можно увидеть и традиционные счеты, и современные, как я понимаю, по меркам тех времён арифмометры.
Прямо в стену вмонтирован сейф все того же московского Сущевского завода несгораемых шкафов и кухонных плит.
К Конторскому залу непосредственно примыкает так называемая Закладная, помещение в котором хранились ценные вещи оставленные клиентами банка в залог. Она отделена от Конторской решеткой, меры предосторожности есть, но уступают тому что видели при входе в комнату-сейф.
Сейчас решетку можно приоткрыть и не заходя внутрь осмотреть предметы, которые как правило отдавались жителями этого тихого купеческого города в залог. То есть, по сути, банк выполнял также функцию ломбарда.
К слову сказать, иконы или другие предметы религиозного назначения строго запрещалось принимать в качестве залога на уровне государственных законов. Глядя на те предметы, которые отдавались в залог, нетрудно понять почему меры защиты при входе в это помещение куда более скромные, нежели те, что мы видели при входе в денежное хранилище.
И, наконец, заключительное помещение на втором этаже, это Кабинет директора банка. Как и подобает это помещение самое большое по площади в банке, в этом можно убедиться и взглянув на схему музейной экспозиции.
Центральное положение в зале занимает внушительный рабочий стол директора, как же без него.
В кабинете директора, помимо всего, периодически заседал Учетно-ссудный комитет избираемый Городской думой, и именно этот комитет принимал решение по кредитам и решали другие управленческие проблемы, все таки банк был общественным, а не частным.
В раскрытом на одной из страниц журнала коммерческих и финансовых знаний "Счетоводство" обращает на себя внимание реклама поступившего в продажу 3-го издания "Двойная бухгалтерия в популярных очерках", а также "Самоучителя двойной бухгалтерии" некого Ф. Скубица, причем уже 6-го издания. Какой популярностью, судя хотя бы по количеству переизданий, пользовалась в те времена подобная деловая литература.
Интересно взглянуть и на предметы декоративно-прикладного искусства и скульптурные работы, украшающие директорский кабинет.
Картина которую мы видим на стене - подлинник, как и все практически экспонаты что мы видим в музее, она принадлежит кисти Семена Платонова, выпускника Петербургской Академии художеств, твердого продолжателя реализма, хотя расцвет его творчества пришелся на времена когда в тренде, что называется, были уже другие направления в живописи, возможно поэтому данное имя подзабыто. Хотя полотно под названием "Симеиз. Скала Дива, Монах и гора Кошка с западной стороны" хорошо, что и говорить.
На гравюре висящей на стене директорского кабинета можно увидеть портреты практически всех правителей России начиная с Рюрика и заканчивая Александром II-м.
Очень понравился внешне красивейший книжный шкаф заполненный подлинными изданиями начала прошлого века.
Уголок для деловых переговоров, я бы так назвал следующую часть директорского кабинета.
На этом наше знакомство с основной частью музея закончилось и мы спустились по другой уже лестнице, ведущей из Конторского зала на первый этаж. Здесь на площадке под лестницей можно увидеть ещё старинный сейф.
Имелось на первом этаже ещё одно хранилище охраняемое мощной дверью. Как я слышал за этой дверью можно увидеть инсталляцию, наглядно иллюстрирующую выражение "Время - деньги". Но в наше посещение эта дверь была закрыта, возможно её открывают только для организованных экскурсий.
К слову сказать, мы в тот субботний день, в момент нашего посещения данного музея были единственными посетителями в нем.
Как я упоминал выше, к зданию городского банка примыкает помещение действующей, как я понял, до сих пор пожарной части Романовской стороны над которым возвышается историческая пожарная же каланча.
Вот как эта каланча выглядит с площади Ленина, бывшей Спасской. Выстроена она была за два года до того как был открыт банк в соседнем здании, в 1912 году. Помимо своей основной функции, по наблюдению за пожарной обстановке в левобережной части Романове-Борисоглебска, она использовалась также для оповещения горожан. В частности, если на вершине каланчи вывешивали белый флаг, то это означало что в связи с сильными морозами отменяются занятия в гимназиях и прочих учебных заведениях города.
Эта каланча примечательна ещё и тем, что она попала в кадр в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", некоторые сцены которого снимались в Тутаеве.
На вершину пожарной каланчи можно подняться, что мы и сделали. К соседнему банковскому музею каланча не имеет отношения, но поскольку она непосредственно примыкает к зданию бывшего банка, то расскажу о ней в рамках данного отзыва.
Стоимость посещения чисто символическая, 100 рублей, правда по карте не оплатить, принимают либо наличку, либо можно переводом расплатиться. Увы, лестница, по которой мы поднимались наверх явно требует ремонта, но на ту минимальную стоимость билетов трудно наскрести деньги на это.
Но, по крайней мере, организаторы хоть постарались чтобы подъем на вершину каланчи был не скучен. Вот, в частности, небольшая этнографическая экспозиция.
Имеются и фотографии на которых запечатлены виды Тутаева, как современные, как в частности, следующий снимок, на котором запечатлена одна из многочисленных местных церквей.
И исторические снимки, как в частности, следующий, на котором угадывается так называемая Кустодиевская набережная, расположенная на высоком берегу Романовской стороны, не так и далеко от того места, где мы находимся.
Каланча, как я понимаю, до сих пор принадлежит местной пожарной части, так что не удивительно и присутствие на одной из площадок своеобразной экспозиции противоположного инвентаря.
Заключительная часть подьема представляет собой деревянные лестницы, более крутые нежели в нижней части каланчи.
А вот мы уже и на вершине каланчи, на площадке с которой когда то дежурные обозревали не такую уж большую по площади Романовскую сторону города. Высота площадки, к слову сказать, не такая уж и большая, 25 метров. Но учитывая малоэтажную застройку, над которой разве что возвышались макушки церквей, этого вполне было достаточно, как я понимаю.
К недостаткам данной смотровой, или как сказали бы в Чехии, выглядки, я бы отнес то, что по ее периметру установлена решетка, немного мешающая обзору и сильно мешающая сделать фотографии городских пейзажей с высоты, так сказать, птичьего полета.
Да и сами виды, не сказать, что особо впечатляют. Вот, в частности, центральная площадь Романовской стороны Тутаева, бывшая рыночная, ныне до сих пор носящая имя Ленина. На первом плане виднеется сохранившийся памятник "вождю мирового пролетариата". Тут в первую очередь бросается в глаза сильный диссонанс между довольно большим пьедесталом и относительно небольшим монументом.
Можно подумать что, как иногда происходило в нашей стране памятник Ильичу был воздвигнут на пьедестал снесённого, от которого остался только пьедестал. Но это, в данном случае не так, памятник был открыт к 40-летию Октябрьского переворота, или революции, как кому больше нравится, а в качестве пьедестала наспех устанавливаемого памятника был использован кусок бетонной трубы.
А вот Волга с вершины каланчи не видна, она протекает если смотреть со стороны центральной части бывшего Романова как бы в низине.
Если обратить свой взор чуть левее, в западную сторону, то вдали можно разглядеть несколько колоколен церквей расположенных в этой части города. А на первом плане видны находящиеся в не самом лучшем состоянии Строгановские соляные склады, самый древний памятник гражданской архитектуры из сохранившихся в бывшем Романове.
На следующем снимке на первом плане виднеется крыша Дома на Новинской, в котором открыт музей в котором мы побывали, а на заднем плане историческое здание дома купца Соколова первой половины 19-го столетия.
На нижнем уровне каланчи работает сувенирный магазинчик, совмещённый с кассой. В нем работает семейная пара, которые по их собственным словам, сами изготовляют ту продукцию, которой торгуют. Муж специализируется на изделиях из дерева. Вот, в частности, какие симпатичные кухонные доски и подставки можно прикупить в этом магазинчике.
Жену же заинтересовал вот такой симпатяга-ежик, изготовленный как раз женской половиной супружеской пары работающей в каланче. Я уже не раз говорил о том что моя супруга коллекционирует изображения ежей в самых разных видах, так что она не могла пройти мимо, что называется, и прикупила его в свою коллекцию. Уже затем по родине, так сказать, этого ежа мы прозвали его Тутаем. И сейчас, дома, он напоминает об этом чудесном городе, о Тутаеве, и о пожарной каланче, в которой мы встретили это чудо)).
Подводя итог нашему визиту в музей и на соседнюю пожарную каланчу, могу сказать что они оставили довольно позитивное впечатление. Интересно было побывать в музейной экспозиции, в которой воспроизводится облик типичного провинциального банка времен Российской империи, сильно, конечно, отличающегося от нынешних банковских отделений. Да и на высотную доминанту Романовской стороны Тутаева было любопытно забраться.
Не могу сказать, конечно, что это было самое яркое впечатление оставшееся от Тутаева, этот чудесный городок в первую очередь хорош своими волжскими видами, старинными церквями, да и общей атмосферой (хотя реставрация многим историческим зданиям не помешала бы), но в любом случае побывать в этом, по сути музейном комплексе, хотя и с разными хозяевами, было любопытно.
Собственно эта самая Волга и разделяет современный Тутаев на две части, сообщение между которыми в летнее время осуществляется только с помощью паромной переправы, о которой уже рассказывал в соответствующем отзыве, а зимой - по льду Волги. Когда-то две составные нынешнего Тутаева были отдельными городами, Романовым и Борисоглебском. И сейчас эти части города соответствующе называются, на правом берегу Волги расположена Борисоглебская сторона, а на противоположном левом - Романовская.
И как раз на Романовской стороне, меньшей по населению, но более интересной в плане достопримечательностей, и расположен музей расположенный в здании которое занимал когда-то Романово-Борисоглебский городской общественный банк, воспроизводящий обстановку подобного типичного финансового учреждения в дореволюционные годы. Вот его то мы и посетили вскоре после того, как переправились на Романовскую сторону Тутаева.
Найти музей несложно, расположен он по соседству с центральной площадью Романовской части Тутаева, до сих пор носящей имя Ленина. Над соседним зданием возвышается пожарная каланча, на которую можно подняться, что мы и сделали после посещения музея, о чем расскажу в завершении отзыва.
Вот же как выглядит двухэтажное здание с сохранившейся (а может и восстановленной) надписью "Банкъ" в верхней его части.
Сам музей, по иному называющийся "Домъ на Новинской", таково историческое имя улицы Ленина, на которой расположено это здание, является одним из филиалов Ярославского художественного музея. Я уже успел рассказать о музее Зарубежного искусства, который также является составной частью этого музейного объединения, побывали мы и в главной экспозиции музея, на Волжской набережной. И вот ещё один филиал, работающий в Тутаеве.
Собственно основная часть экспозиции расположена на втором этаже, туда мы и направляемся по неплохо отреставрированной, можно сказать парадной лестнице.
Стоимость билетов в этот музей невысока, 150 рублей, во всяком случае такова она была во время нашего визита в него, в апреле месяце. Сейчас же, согласно информации на официальном сайте, стоимость простых нельготных билетов в данный музей составляет 200 рублей, льготные же обойдутся в два раза дешевле.
Вот аудиогидов, к сожалению, не предусмотрено. Возможен заказ индивидуальных экскурсий, но в этом случае помимо входных билетов придется оплатить ещё, если не ошибаюсь, тысячу рублей. Но при входе дают буклет с информацией по залам музея и мы решили ограничиться самостоятельным осмотром.
Музей не такой большой, на схеме приведенной в буклете можно увидеть планировку и увидеть что его основная экспозиция расположена в шести залах, которые когда-то занимал работавший здесь главный городской банк.
Первое помещение куда мы попадаем, это зал банковских операций, собственно единственное, куда был открыт доступ посетителям, выглядящий довольно пустовато. В наличии только скамья для клиентов ожидающих общения с работниками банка и рабочий стол установленный под портретом императора Николая II-го.
Сам банк в бывшем Романове-Борисоглебске был основан ещё в 60-е годы 19-го века, поначалу он работал в одном здании с местной городской Думой, а нынешнее здание успели выстроить перед самым началом Первой Мировой. Точнее, если быть точным, надстроить существовавшее здесь одноэтажное здание торговых рядов.
Интересно что руководство Романове-Борисоглебска пригласило для этого архитектора из Москвы, правда происхождением из губернского города, из Ярославля, Антонина Милкова. Это имя уже подзабыто, но одна его постройка, правда не из-за архитектурных особенностей, известна, я думаю, большинству в нашей стране. Это доходный дом на Большой Садовой улице в Москве, тот самый в которой располагалась "нехорошая квартира" из "Мастера и Маргариты" и в котором ныне открыты целых два, можно сказать конкурирующих музея Михаила Булгакова, в одном из которых довелось побывать.
Окно прорубленное в стене соединяет зал для посетителей с кассовым залом. За этим окном, как нетрудно догадаться, сидел кассир и выдавал или принимал от клиентов главного городского банка деньги или ценные бумаги.
К слову сказать, и в советские годы в этих помещениях работало финансовое учреждение, одно из отделений Сберегательного банка. Правда в музейной экспозиции упор делается именно на времена Российской империи, когда в этих помещениях работал Романово-Борисоглебский общественный банк.
К кассовому залу примыкает святая святых любого банковского учреждения, комната-сейф, в которой собственно и хранились наличные деньги, а также ценные бумаги.
Вход в комнату-сейф надёжно защищает мощная литая дверь производства Сущевского завода несгораемых шкафов и кухонных плит, специализировавшегося на подобных подобных устройствах, оснащённая сложным замком модели "Протектор". Эту тяжёлую, весом более 50-ти пудов дверь, специально доставляли в Романово-Борисоглебск из Москвы по воде, на пароходе, и с тех пор, уже, получается, более 110 лет она не покидала это место.
За этой мощной дверью, в самом помещении комнаты-сейфа установлены сейфы поменьше, но все равно внушающие уважение.
К кассовому помещению примыкает Конторский зал, которые разделяет застекленная перегородка.
Рабочая мебель чуть более чем вековой давности представленная тут известна как "шведо-американская", так как поступала клиентам со складов Шведо-Американской компании конторской мебели.
За одним из столов можно увидеть раритетную пишущую машинку фирмы "Ремингтон", а рядом венский стул фабрики гнутой мебели Бенислава Гольтшильда.
Правда немного выбиваются из общего облика помещений современные батареи центрального отопления.
На рабочих столах служащих банка можно увидеть и традиционные счеты, и современные, как я понимаю, по меркам тех времён арифмометры.
Прямо в стену вмонтирован сейф все того же московского Сущевского завода несгораемых шкафов и кухонных плит.
К Конторскому залу непосредственно примыкает так называемая Закладная, помещение в котором хранились ценные вещи оставленные клиентами банка в залог. Она отделена от Конторской решеткой, меры предосторожности есть, но уступают тому что видели при входе в комнату-сейф.
Сейчас решетку можно приоткрыть и не заходя внутрь осмотреть предметы, которые как правило отдавались жителями этого тихого купеческого города в залог. То есть, по сути, банк выполнял также функцию ломбарда.
К слову сказать, иконы или другие предметы религиозного назначения строго запрещалось принимать в качестве залога на уровне государственных законов. Глядя на те предметы, которые отдавались в залог, нетрудно понять почему меры защиты при входе в это помещение куда более скромные, нежели те, что мы видели при входе в денежное хранилище.
И, наконец, заключительное помещение на втором этаже, это Кабинет директора банка. Как и подобает это помещение самое большое по площади в банке, в этом можно убедиться и взглянув на схему музейной экспозиции.
Центральное положение в зале занимает внушительный рабочий стол директора, как же без него.
В кабинете директора, помимо всего, периодически заседал Учетно-ссудный комитет избираемый Городской думой, и именно этот комитет принимал решение по кредитам и решали другие управленческие проблемы, все таки банк был общественным, а не частным.
В раскрытом на одной из страниц журнала коммерческих и финансовых знаний "Счетоводство" обращает на себя внимание реклама поступившего в продажу 3-го издания "Двойная бухгалтерия в популярных очерках", а также "Самоучителя двойной бухгалтерии" некого Ф. Скубица, причем уже 6-го издания. Какой популярностью, судя хотя бы по количеству переизданий, пользовалась в те времена подобная деловая литература.
Интересно взглянуть и на предметы декоративно-прикладного искусства и скульптурные работы, украшающие директорский кабинет.
Картина которую мы видим на стене - подлинник, как и все практически экспонаты что мы видим в музее, она принадлежит кисти Семена Платонова, выпускника Петербургской Академии художеств, твердого продолжателя реализма, хотя расцвет его творчества пришелся на времена когда в тренде, что называется, были уже другие направления в живописи, возможно поэтому данное имя подзабыто. Хотя полотно под названием "Симеиз. Скала Дива, Монах и гора Кошка с западной стороны" хорошо, что и говорить.
На гравюре висящей на стене директорского кабинета можно увидеть портреты практически всех правителей России начиная с Рюрика и заканчивая Александром II-м.
Очень понравился внешне красивейший книжный шкаф заполненный подлинными изданиями начала прошлого века.
Уголок для деловых переговоров, я бы так назвал следующую часть директорского кабинета.
На этом наше знакомство с основной частью музея закончилось и мы спустились по другой уже лестнице, ведущей из Конторского зала на первый этаж. Здесь на площадке под лестницей можно увидеть ещё старинный сейф.
Имелось на первом этаже ещё одно хранилище охраняемое мощной дверью. Как я слышал за этой дверью можно увидеть инсталляцию, наглядно иллюстрирующую выражение "Время - деньги". Но в наше посещение эта дверь была закрыта, возможно её открывают только для организованных экскурсий.
К слову сказать, мы в тот субботний день, в момент нашего посещения данного музея были единственными посетителями в нем.
Как я упоминал выше, к зданию городского банка примыкает помещение действующей, как я понял, до сих пор пожарной части Романовской стороны над которым возвышается историческая пожарная же каланча.
Вот как эта каланча выглядит с площади Ленина, бывшей Спасской. Выстроена она была за два года до того как был открыт банк в соседнем здании, в 1912 году. Помимо своей основной функции, по наблюдению за пожарной обстановке в левобережной части Романове-Борисоглебска, она использовалась также для оповещения горожан. В частности, если на вершине каланчи вывешивали белый флаг, то это означало что в связи с сильными морозами отменяются занятия в гимназиях и прочих учебных заведениях города.
Эта каланча примечательна ещё и тем, что она попала в кадр в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", некоторые сцены которого снимались в Тутаеве.
На вершину пожарной каланчи можно подняться, что мы и сделали. К соседнему банковскому музею каланча не имеет отношения, но поскольку она непосредственно примыкает к зданию бывшего банка, то расскажу о ней в рамках данного отзыва.
Стоимость посещения чисто символическая, 100 рублей, правда по карте не оплатить, принимают либо наличку, либо можно переводом расплатиться. Увы, лестница, по которой мы поднимались наверх явно требует ремонта, но на ту минимальную стоимость билетов трудно наскрести деньги на это.
Но, по крайней мере, организаторы хоть постарались чтобы подъем на вершину каланчи был не скучен. Вот, в частности, небольшая этнографическая экспозиция.
Имеются и фотографии на которых запечатлены виды Тутаева, как современные, как в частности, следующий снимок, на котором запечатлена одна из многочисленных местных церквей.
И исторические снимки, как в частности, следующий, на котором угадывается так называемая Кустодиевская набережная, расположенная на высоком берегу Романовской стороны, не так и далеко от того места, где мы находимся.
Каланча, как я понимаю, до сих пор принадлежит местной пожарной части, так что не удивительно и присутствие на одной из площадок своеобразной экспозиции противоположного инвентаря.
Заключительная часть подьема представляет собой деревянные лестницы, более крутые нежели в нижней части каланчи.
А вот мы уже и на вершине каланчи, на площадке с которой когда то дежурные обозревали не такую уж большую по площади Романовскую сторону города. Высота площадки, к слову сказать, не такая уж и большая, 25 метров. Но учитывая малоэтажную застройку, над которой разве что возвышались макушки церквей, этого вполне было достаточно, как я понимаю.
К недостаткам данной смотровой, или как сказали бы в Чехии, выглядки, я бы отнес то, что по ее периметру установлена решетка, немного мешающая обзору и сильно мешающая сделать фотографии городских пейзажей с высоты, так сказать, птичьего полета.
Да и сами виды, не сказать, что особо впечатляют. Вот, в частности, центральная площадь Романовской стороны Тутаева, бывшая рыночная, ныне до сих пор носящая имя Ленина. На первом плане виднеется сохранившийся памятник "вождю мирового пролетариата". Тут в первую очередь бросается в глаза сильный диссонанс между довольно большим пьедесталом и относительно небольшим монументом.
Можно подумать что, как иногда происходило в нашей стране памятник Ильичу был воздвигнут на пьедестал снесённого, от которого остался только пьедестал. Но это, в данном случае не так, памятник был открыт к 40-летию Октябрьского переворота, или революции, как кому больше нравится, а в качестве пьедестала наспех устанавливаемого памятника был использован кусок бетонной трубы.
А вот Волга с вершины каланчи не видна, она протекает если смотреть со стороны центральной части бывшего Романова как бы в низине.
Если обратить свой взор чуть левее, в западную сторону, то вдали можно разглядеть несколько колоколен церквей расположенных в этой части города. А на первом плане видны находящиеся в не самом лучшем состоянии Строгановские соляные склады, самый древний памятник гражданской архитектуры из сохранившихся в бывшем Романове.
На следующем снимке на первом плане виднеется крыша Дома на Новинской, в котором открыт музей в котором мы побывали, а на заднем плане историческое здание дома купца Соколова первой половины 19-го столетия.
На нижнем уровне каланчи работает сувенирный магазинчик, совмещённый с кассой. В нем работает семейная пара, которые по их собственным словам, сами изготовляют ту продукцию, которой торгуют. Муж специализируется на изделиях из дерева. Вот, в частности, какие симпатичные кухонные доски и подставки можно прикупить в этом магазинчике.
Жену же заинтересовал вот такой симпатяга-ежик, изготовленный как раз женской половиной супружеской пары работающей в каланче. Я уже не раз говорил о том что моя супруга коллекционирует изображения ежей в самых разных видах, так что она не могла пройти мимо, что называется, и прикупила его в свою коллекцию. Уже затем по родине, так сказать, этого ежа мы прозвали его Тутаем. И сейчас, дома, он напоминает об этом чудесном городе, о Тутаеве, и о пожарной каланче, в которой мы встретили это чудо)).
Подводя итог нашему визиту в музей и на соседнюю пожарную каланчу, могу сказать что они оставили довольно позитивное впечатление. Интересно было побывать в музейной экспозиции, в которой воспроизводится облик типичного провинциального банка времен Российской империи, сильно, конечно, отличающегося от нынешних банковских отделений. Да и на высотную доминанту Романовской стороны Тутаева было любопытно забраться.
Не могу сказать, конечно, что это было самое яркое впечатление оставшееся от Тутаева, этот чудесный городок в первую очередь хорош своими волжскими видами, старинными церквями, да и общей атмосферой (хотя реставрация многим историческим зданиям не помешала бы), но в любом случае побывать в этом, по сути музейном комплексе, хотя и с разными хозяевами, было любопытно.
Год посещения | 2024 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Ярославская область |
Район | Тутаевский район |
Город или поселок | Тутаев |
Общее впечатление | Интересный музей визит в который можно совместить с подъемом на смотровую соседней пожарной каланчи. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву47
В Тутаев давно хочется, но пока всё мимо…