Отзыв: Спектакль "Иуда" театр "Модерн" (Россия, Москва) - Самое важное порой мы видим на... поклонах:
Достоинства: емкий, динамичный
Недостатки: их нет
«Иуда», театр Модерн, 18 августа.
Если таким спектаклем я открыла свой новый театральный сезон, то планка оказалась сразу поставлена очень высоко. Не знаю, смогут ли все последующие запланированные мною к просмотру постановки как минимум удержать её. Такие слова проносились в моей голове во время поклона актеров в перемешку с «вау, вот это да, молодцы».
Этот спектакль завершает трилогию Юрия Грымова «Антихрист и Христос». Завершает потому, что сам маэстро рекомендует смотреть «Иуду» после просмотра «Леонардо» и «Петра». У меня именно так и получилась, чему я несказанно рада. Так как, на мой взгляд, основные мысли, которые перетекают из спектакля в спектакль, - всегда ли черное это черное, а белое - белое; большое видится на расстоянии; может ли добро существовать отдельно от зла - именно в «Иуде» они показаны ярче всего, и если на предыдущих «частях» трилогии что-то могло быть не совсем понятно, то теперь пазл моментально складывается. В «Иуде», например, зритель очень четко понимает постановку вопроса «может ли добро существовать отдельно от зла», в начале спектакля услышав фразу: «не было распятия - не было бы христианства».
Строение сюжета спектакля не совсем обычно, но я очень люблю такие приемы. Это как спектакль в спектакле (лично для себя я сразу же провела параллель с романом в романе «Мастер и Маргарита»). Начинается всё не с событий более чем 2000-летней давности, а в наше с вами время, в аудитории ВУЗа, с дискуссии преподавателей и юристов, которая плавно перетекает в судебный процесс (ведь Иуду то не судили, а чтобы разобраться в событиях и вынести ему приговор, надо бы провести всё через институт третейской власти). Постепенно в процесс (на сцену) вовлекается всё большее количество людей: студентов, преподавателей; некоторые актеры комментировали процесс и затем выходили на сцену прямо из зрительного зала, что еще сильнее погружало нас, зрителей, и готовило к следующему: все собравшиеся на сцене разобрали роли и переместились в год, когда Иисусу было 33, чтобы разыграть события тех времен и детально понаблюдать за каждым участником, понять мотивы их поступков и ответить на главный вопрос - а виновен ли Иуда (а если виновен, то только ли он один).
Далее не прямо слово в слово по всем известному библейскому сюжету, но основные фразы и общая линия совпадают. Сразу чувствуется свое, переработанное и дополненное Юрием Грымовым повествование. Я не буду подробно останавливаться на тонкостях и нюансах сюжета, скажу лишь, что раскрытие мысли большое видится на расстоянии проходит красной нитью до конца спектакля. И еще - с детства, когда я познакомилась с этим библейским сюжетом, меня интересовал вопрос - страшно ли было Иисусу, когда его вели на смерть. Наверное, странный вопрос (но дети часто задают странные вопросы с точки зрения взрослых), но ответ на него я наконец тут и получила (благо, сидела в 3-м ряду и всё смогла увидеть).
По ролям - логичнее начать с Иисуса. И тут у меня случился небольшой личный провал. Актера, чудесно сыгравшего Иисуса (такого близкого к людям, доброго, «своего»), Богдана Щукина, я ранее с воодушевлением наблюдала в спектакле «Nirvana» в роли Курта Кобейна (там его оценила, запомнила и у меня случился стопроцентный мэтч актера и роли). И вот смотря на этого длинноволосого «Курта Кобейна в прошлом» я долго привыкала к его новому облику. Но с задачей я справилась (либо Богдан Щукин помог мне справиться) и под конец спектакля поняла, что именно таким я и представляла себе Иисуса. Кстати, практически все остальные действующие лица тоже хорошо коррелировались с моим личным их представлением. А Понтий Пилат (Александр Борисов) вообще получился очень «булгаговским», даже голова у него так же болела.
Отдельно хочу отметить костюмы - мне кажется, это точное попадание с исторической точки зрения. И эффект появления Понтия Пилата на коне, под которым люди, огонь же! А возрастной ценз 16+ мне показался несколько завышенным (своего сына 12-ти лет я бы запросто смогла привести с собой и да, потом мы бы много чего обсудили с ним).
К просмотру советую обязательно. Если всю трилогию в рекомендованной режиссером последовательности смотреть по каким-либо причинам не готовы, то «Иуду» уж надо увидеть точно хотя бы ради рукопожатия Иуды и Иисуса на поклоне артистов, если всё вышеизложенное мною вас не убедило.
Если таким спектаклем я открыла свой новый театральный сезон, то планка оказалась сразу поставлена очень высоко. Не знаю, смогут ли все последующие запланированные мною к просмотру постановки как минимум удержать её. Такие слова проносились в моей голове во время поклона актеров в перемешку с «вау, вот это да, молодцы».
Этот спектакль завершает трилогию Юрия Грымова «Антихрист и Христос». Завершает потому, что сам маэстро рекомендует смотреть «Иуду» после просмотра «Леонардо» и «Петра». У меня именно так и получилась, чему я несказанно рада. Так как, на мой взгляд, основные мысли, которые перетекают из спектакля в спектакль, - всегда ли черное это черное, а белое - белое; большое видится на расстоянии; может ли добро существовать отдельно от зла - именно в «Иуде» они показаны ярче всего, и если на предыдущих «частях» трилогии что-то могло быть не совсем понятно, то теперь пазл моментально складывается. В «Иуде», например, зритель очень четко понимает постановку вопроса «может ли добро существовать отдельно от зла», в начале спектакля услышав фразу: «не было распятия - не было бы христианства».
Строение сюжета спектакля не совсем обычно, но я очень люблю такие приемы. Это как спектакль в спектакле (лично для себя я сразу же провела параллель с романом в романе «Мастер и Маргарита»). Начинается всё не с событий более чем 2000-летней давности, а в наше с вами время, в аудитории ВУЗа, с дискуссии преподавателей и юристов, которая плавно перетекает в судебный процесс (ведь Иуду то не судили, а чтобы разобраться в событиях и вынести ему приговор, надо бы провести всё через институт третейской власти). Постепенно в процесс (на сцену) вовлекается всё большее количество людей: студентов, преподавателей; некоторые актеры комментировали процесс и затем выходили на сцену прямо из зрительного зала, что еще сильнее погружало нас, зрителей, и готовило к следующему: все собравшиеся на сцене разобрали роли и переместились в год, когда Иисусу было 33, чтобы разыграть события тех времен и детально понаблюдать за каждым участником, понять мотивы их поступков и ответить на главный вопрос - а виновен ли Иуда (а если виновен, то только ли он один).
Далее не прямо слово в слово по всем известному библейскому сюжету, но основные фразы и общая линия совпадают. Сразу чувствуется свое, переработанное и дополненное Юрием Грымовым повествование. Я не буду подробно останавливаться на тонкостях и нюансах сюжета, скажу лишь, что раскрытие мысли большое видится на расстоянии проходит красной нитью до конца спектакля. И еще - с детства, когда я познакомилась с этим библейским сюжетом, меня интересовал вопрос - страшно ли было Иисусу, когда его вели на смерть. Наверное, странный вопрос (но дети часто задают странные вопросы с точки зрения взрослых), но ответ на него я наконец тут и получила (благо, сидела в 3-м ряду и всё смогла увидеть).
По ролям - логичнее начать с Иисуса. И тут у меня случился небольшой личный провал. Актера, чудесно сыгравшего Иисуса (такого близкого к людям, доброго, «своего»), Богдана Щукина, я ранее с воодушевлением наблюдала в спектакле «Nirvana» в роли Курта Кобейна (там его оценила, запомнила и у меня случился стопроцентный мэтч актера и роли). И вот смотря на этого длинноволосого «Курта Кобейна в прошлом» я долго привыкала к его новому облику. Но с задачей я справилась (либо Богдан Щукин помог мне справиться) и под конец спектакля поняла, что именно таким я и представляла себе Иисуса. Кстати, практически все остальные действующие лица тоже хорошо коррелировались с моим личным их представлением. А Понтий Пилат (Александр Борисов) вообще получился очень «булгаговским», даже голова у него так же болела.
Отдельно хочу отметить костюмы - мне кажется, это точное попадание с исторической точки зрения. И эффект появления Понтия Пилата на коне, под которым люди, огонь же! А возрастной ценз 16+ мне показался несколько завышенным (своего сына 12-ти лет я бы запросто смогла привести с собой и да, потом мы бы много чего обсудили с ним).
К просмотру советую обязательно. Если всю трилогию в рекомендованной режиссером последовательности смотреть по каким-либо причинам не готовы, то «Иуду» уж надо увидеть точно хотя бы ради рукопожатия Иуды и Иисуса на поклоне артистов, если всё вышеизложенное мною вас не убедило.
Год посещения | 2024 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Самое важное порой мы видим на... поклонах: |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву