Отзыв: Лекция Юрия Грымова "Вызов: эпоха Возрождения" - театр "Модерн" - Развитие человечества невозможно без осознания своей божественности
Достоинства: Зрелищно, доступно, интересно
Недостатки: Не нашла
Послушала арт-лекцию художественного руководителя театра "Модерн" Юрия Грымова под названием: «Вызов. Эпоха Возрождения».
Авторские лекции с элементами перформанса и шоу он читает уже второй год (впервые это случилось в октябре 2023 года). Сейчас на сайте театра заявлены уже четыре лекции. Помимо означенной темы, это еще лекции о рекламе, кино и Японии, которую, как признался между делом Грымов, он очень любит.
Если честно, прежде чем пойти на лекцию. попыталась изучить объект своего интереса. Где и как? В сети и с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Последний в доли секунд вывалил мне тьму отзывов и рецензий на авторские лекции Грымова. Кого-то в них поразила зрелищность предложенного путешествия-погружения в Средневековье, где творили великие художники Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Другие рассуждали о цикличности истории и современных событиях, которые перекликаются с тем, что уже было когда-то. Были и те, кто задавался вопросом: «Попытается ли человек достичь звезд или заключит союз со своей внутренней обезьяной?».
Чем больше изучала, тем больше разбирало любопытство. Кто эти люди? Школьники, студенты? И зачем нужны эти лекции самому Грымову? Это удачный коммерческий проект или возможность донести свою боль подобно той пресловутой капле, которая камень точит?
Каково же было мое удивление, когда увидела, что основная публика – это мужчины и женщины примерно 40-45 лет. Молодежь была, но ее было меньше. А вот что касается второй части вопросов, ответы пришлось искать в сути и стиле предложенного "путешествия-погружения".
... Арт-лекция началась с эпатажа. Юрий Грымов вышел на сцену с писсуаром. "Искусство - это либо плагиат, либо революция, " – процитировал он французско-американского художника и, кстати(!), шахматиста Марселя Дюшана (отца-основателя жанра «реди-мейд», концепция которого заключается в том, что любой готовый предмет может быть предметом искусства, если он представлен таковым от имени художника и с такой же позицией экспонируется на выставке). Если перевести на русский язык, то это надо понимать так: если бы Джорджио Армани (кстати, один из популяризаторов стиля «кэжуал») показал бы на подиуме прикид бомжа, его оборванную и вонючую одежду мы бы стали считать трендовой и модной.
Дюшан, сообщил Грымов, собирался выставить писсуар на выставке в Париже в 1917 году как скульптуру под названием «Фонтан». Но он был уничтожен (по другим версиям худсовет выставки не допустил изделие к выставке, и оно было попросту выброшено на помойку). Но предприимчивый Дюшан сделал копии. Восемь штук. Многие из них выставлены в известных музеях, а один, по сведению Грымова, был не так давно продан аж за 1 млн 700 евро.
Для жанра «реди-мейд» этот предмет сантехники стал триггером. Дальше были фокусы с дверью и репродукциями. Дюшан покупал в небольших магазинчиках открытки с изображением классических картин и дорисовывал некоторые детали или просто писал что-то прямо на копии какого-нибудь знаменитого полотна. От чего они приобретали некую новую художественную ценность. За ним это стали делать другие известные и менее известные художники. Зачем?
Прямого ответа Грымов не дал. Но судя по тому, как он развернул историю в сторону Джоконды, за счет признанного шедевра повышалась ценность менее шедеврального произведения, имени, и даже территории. Это что-то вроде того, как повышается значимость сотрудника в корпоративной среде. Сфотографировался с начальником в неформальной обстановке, выставил картинку в соцсетях – ты уже в своей среде, как минимум, ферзь. Так и в искусстве.
Дюшан смеялся, а люди покупали. Ведь Джоконда не столько произведение искусства, сколько объект поклонения. И как доказательство этому спикер рассказывает историю похищении картины в 1911 году. «В Лувре висела пустая рама. И каждый день газеты писали о картине. Только один день – в день крушения Титаника, передовицы сообщили о трагедии, а затем снова вернулись к Моне Лизе. Люди шли смотреть пустую раму. Посещение в Лувре выросло на 116%», - говорит Грымов, демонстрируя залу с ликом Моны Лизы носки и галстук, которыми до сих пор бойко торгуют во Франции.
Из поклонения растут ноги и вандализма. Мона Лиза – икона, живописное изображение человечества. Вандалы, нападающие на Джоконду считают, что таким образом они протестуют против признанного порядка.
И дальше Грымов также эмоционально и красочно погрузил зал в Эпоху Возрождения (или Ренессанса, если угодно). В истории жизни и творений его великих представителей - Леонардо Да Винчи, Микеланджело. И каждый раз подчеркивал, что Возрождение (это примерно 14-16 века) пришло как переосмысление человечества своей роли и ценности после войн, пандемии чумы и сифилиса. К обществу пришло понимание, что человек сотворен по образу и подобию Бога. Мы – материальное его продолжение и нам позволено быть им на земле. Этот вызов трансформировал общество, у которого произошла смена приоритетов. Вместо борьбы за власть пришла борьба за роскошь и искусство. И человечество совершило скачок в своем развитии.
Я не буду пересказывать о гипотезах и открытиях Грымова в творениях великих представителей эпохи Возрождения. Думаю, что о них лучше услышать лично, побывав на арт-лекции. Она, кстати, состоит из двух частей с перерывом на антракт. Первая - практически полностью посвящена Да Винчи и его работам, а вторая – Микеланджело. При этом обе части подспудно приводят к мысли, что случившаяся не так давно пандемия Ковида ничему не научила человечество. Революция не случилась. Чтобы она произошла, наверное нам нужно ждать новой пандемии, с болью констатирует Грымов в завершении арт-лекции.
Мне трудно спорить с мэтром. Ему, наверное, виднее. Но почему-то думается, что это не так. Хотя бы потому, что появился ИИ.
Начальные разработки ИИ были известны еще до пандемии. Но в них мало кто верил. Игрушками прыщавых программистов называли. А после пандемии мир вздрогнул.
Сегодня ИИ делает первые шаги в области искусства - графических произведений, музыки и других художественных форм, и они уже многим показались удивительными. А что будет завтра?
Почему-то убеждена, что ИИ, создающий произведения искусства на основе творческих указаний человека(промтов), внесет значительное влияние на мир искусства и даже создаст что-то, что можно было бы назвать "революционным". Если, конечно, таковыми они будут приняты обществом и критиками.
Авторские лекции с элементами перформанса и шоу он читает уже второй год (впервые это случилось в октябре 2023 года). Сейчас на сайте театра заявлены уже четыре лекции. Помимо означенной темы, это еще лекции о рекламе, кино и Японии, которую, как признался между делом Грымов, он очень любит.
Если честно, прежде чем пойти на лекцию. попыталась изучить объект своего интереса. Где и как? В сети и с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Последний в доли секунд вывалил мне тьму отзывов и рецензий на авторские лекции Грымова. Кого-то в них поразила зрелищность предложенного путешествия-погружения в Средневековье, где творили великие художники Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Другие рассуждали о цикличности истории и современных событиях, которые перекликаются с тем, что уже было когда-то. Были и те, кто задавался вопросом: «Попытается ли человек достичь звезд или заключит союз со своей внутренней обезьяной?».
Чем больше изучала, тем больше разбирало любопытство. Кто эти люди? Школьники, студенты? И зачем нужны эти лекции самому Грымову? Это удачный коммерческий проект или возможность донести свою боль подобно той пресловутой капле, которая камень точит?
Каково же было мое удивление, когда увидела, что основная публика – это мужчины и женщины примерно 40-45 лет. Молодежь была, но ее было меньше. А вот что касается второй части вопросов, ответы пришлось искать в сути и стиле предложенного "путешествия-погружения".
... Арт-лекция началась с эпатажа. Юрий Грымов вышел на сцену с писсуаром. "Искусство - это либо плагиат, либо революция, " – процитировал он французско-американского художника и, кстати(!), шахматиста Марселя Дюшана (отца-основателя жанра «реди-мейд», концепция которого заключается в том, что любой готовый предмет может быть предметом искусства, если он представлен таковым от имени художника и с такой же позицией экспонируется на выставке). Если перевести на русский язык, то это надо понимать так: если бы Джорджио Армани (кстати, один из популяризаторов стиля «кэжуал») показал бы на подиуме прикид бомжа, его оборванную и вонючую одежду мы бы стали считать трендовой и модной.
Дюшан, сообщил Грымов, собирался выставить писсуар на выставке в Париже в 1917 году как скульптуру под названием «Фонтан». Но он был уничтожен (по другим версиям худсовет выставки не допустил изделие к выставке, и оно было попросту выброшено на помойку). Но предприимчивый Дюшан сделал копии. Восемь штук. Многие из них выставлены в известных музеях, а один, по сведению Грымова, был не так давно продан аж за 1 млн 700 евро.
Для жанра «реди-мейд» этот предмет сантехники стал триггером. Дальше были фокусы с дверью и репродукциями. Дюшан покупал в небольших магазинчиках открытки с изображением классических картин и дорисовывал некоторые детали или просто писал что-то прямо на копии какого-нибудь знаменитого полотна. От чего они приобретали некую новую художественную ценность. За ним это стали делать другие известные и менее известные художники. Зачем?
Прямого ответа Грымов не дал. Но судя по тому, как он развернул историю в сторону Джоконды, за счет признанного шедевра повышалась ценность менее шедеврального произведения, имени, и даже территории. Это что-то вроде того, как повышается значимость сотрудника в корпоративной среде. Сфотографировался с начальником в неформальной обстановке, выставил картинку в соцсетях – ты уже в своей среде, как минимум, ферзь. Так и в искусстве.
Дюшан смеялся, а люди покупали. Ведь Джоконда не столько произведение искусства, сколько объект поклонения. И как доказательство этому спикер рассказывает историю похищении картины в 1911 году. «В Лувре висела пустая рама. И каждый день газеты писали о картине. Только один день – в день крушения Титаника, передовицы сообщили о трагедии, а затем снова вернулись к Моне Лизе. Люди шли смотреть пустую раму. Посещение в Лувре выросло на 116%», - говорит Грымов, демонстрируя залу с ликом Моны Лизы носки и галстук, которыми до сих пор бойко торгуют во Франции.
Из поклонения растут ноги и вандализма. Мона Лиза – икона, живописное изображение человечества. Вандалы, нападающие на Джоконду считают, что таким образом они протестуют против признанного порядка.
И дальше Грымов также эмоционально и красочно погрузил зал в Эпоху Возрождения (или Ренессанса, если угодно). В истории жизни и творений его великих представителей - Леонардо Да Винчи, Микеланджело. И каждый раз подчеркивал, что Возрождение (это примерно 14-16 века) пришло как переосмысление человечества своей роли и ценности после войн, пандемии чумы и сифилиса. К обществу пришло понимание, что человек сотворен по образу и подобию Бога. Мы – материальное его продолжение и нам позволено быть им на земле. Этот вызов трансформировал общество, у которого произошла смена приоритетов. Вместо борьбы за власть пришла борьба за роскошь и искусство. И человечество совершило скачок в своем развитии.
Я не буду пересказывать о гипотезах и открытиях Грымова в творениях великих представителей эпохи Возрождения. Думаю, что о них лучше услышать лично, побывав на арт-лекции. Она, кстати, состоит из двух частей с перерывом на антракт. Первая - практически полностью посвящена Да Винчи и его работам, а вторая – Микеланджело. При этом обе части подспудно приводят к мысли, что случившаяся не так давно пандемия Ковида ничему не научила человечество. Революция не случилась. Чтобы она произошла, наверное нам нужно ждать новой пандемии, с болью констатирует Грымов в завершении арт-лекции.
Мне трудно спорить с мэтром. Ему, наверное, виднее. Но почему-то думается, что это не так. Хотя бы потому, что появился ИИ.
Начальные разработки ИИ были известны еще до пандемии. Но в них мало кто верил. Игрушками прыщавых программистов называли. А после пандемии мир вздрогнул.
Сегодня ИИ делает первые шаги в области искусства - графических произведений, музыки и других художественных форм, и они уже многим показались удивительными. А что будет завтра?
Почему-то убеждена, что ИИ, создающий произведения искусства на основе творческих указаний человека(промтов), внесет значительное влияние на мир искусства и даже создаст что-то, что можно было бы назвать "революционным". Если, конечно, таковыми они будут приняты обществом и критиками.
Год посещения | 2024 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Город или поселок | Москва |
Улица | Спартаковская площадь |
Дом № | 9/1 |
Общее впечатление | Развитие человечества невозможно без осознания своей божественности |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву