Отзыв: Фильм "Пункт назначения: Поезд № 13" (2024) - Траурный рейс
Достоинства: Фильм по-настоящему страшен, в том числе благодаря своей социальной составляющей, но и с мистической тут всё в порядке.
Недостатки: Дизайн демонов довольный потешный, а персонажи – невыразительные.
Крупнейшее островное государство Юго-Восточной Азии, да и всего мира, Индонезия славится буйной красотой своей природы. Насколько живописны и загадочны местные леса, настолько же опасна вся эта земля в целом. Катастрофическое извержение вулкана Кракатау, уничтожившее 165 населённых пунктов и убившее около 40 000 человек – лишь первая ассоциация с коварством естественных чудес бывшей нидерландской колонии, а её ещё и трясёт минимум по три раза ежегодно. Такая вот жестокая расплата за близость к основанию самой жизни. Но всё-таки Индонезия безумно интересна, а её кинематограф – пусть и держится скромно на фоне южнокорейских соседей, но периодически напоминает о себе громкими постановками. Хардкорный боевик «Рейд», наполненный драками чуть ли не с первой минуты по последнюю, заслуженно стал явлением в жанре и напомнил, что зрелищно махать кулаками и ногами умели не только в 80-е и 90-е. Ставить же ужасы в Индонезии полюбили на исходе 2010-х. Международными хитами все эти «астралы» пока стать не успели, но режиссёры на островах не унывают и продолжают взывать к мёртвым, которые на редкость непочтительно относятся к живым. Особенно если те покушаются на девственные леса, полные агрессивных духов.
«Пункт назначения: Поезд №13» (в оригинале «Кровавый вагон») резко отличается по стилистике от главного, пожалуй, хоррора на железнодорожную тему – корейского зомби-апокалипсиса «Поезд в Пусан». В индонезийском фильме пассажиры не превращаются в живых трупов, обладающих отменным аппетитом, зато сталкиваются с таинственными демонами, практикующими собственную арифметику: уменьшать состав на один вагон в каждом из пяти тоннелей новой ветки, проложенной из столицы до курортного городка. По воле алчного руководителя строители не пощадили вековые деревья при прокладке путей, не послушали предупреждений местного краеведа и навлекли проклятие на всех несчастных, что имели глупость проехаться по свежему маршруту. Причём азиатские духи не вникают в тонкости классовых привилегий и с одинаковой прытью нападают на всех подряд, демонстрируя незаурядную фантазию в способах расправ. Чего только ни вытворяют здешние бесы, и какой оригинальностью ни блещут! Ну, разрывают на куски, оставляя одни кишки или оторванные конечности – дело привычное, как и превращение недавней плоти в пыль, но вот казнь одеревенением – это что-то новенькое, тут стражи дикой глуши дали Индонезии угля. Особенно изобретательным креативом отметилось пузатое чудище, что с глумливой улыбкой заставило одну девицу перерезать себе горло самостоятельно.
Кровожадность неприкаянных существ, оставляющих себе в вечное пользование вагоны, забавно дисгармонирует с их дизайном. Индонезийские кинематографисты пока не имеют бюджетов американских коллег и вынуждены обходиться подручными средствами. Видимо поэтому их монстры выглядят как немытые вот уже пару лет бродяги, одетые в какие-то лохмотья. В сочетании со стандартным набором пугающих приёмов – игра света и тени, резкие звуки и появление жутких физиономий в зеркале – внешность духов воспринимается чуть менее потешно, чем в статике. В целом же фильм вполне себе страшный, особенно сочетанием жуткой мистики и твердолобого бюрократизма. То ли помощник губернатора, то ли глава курортного комплекса, то ли просто мерзкий чинуша неважно в какой должности – главное, что это бородатое ничтожество выставлено более опасным злодеем, чем создания из потустороннего мира. Утрачивая состав после каждого тоннеля, твердолобый начальник и не думает отменять поездку. Образ получился очень фактурным и очень правдоподобным – причём для любой страны, и за примерами из реальной жизни далёко ходить не придётся...
На контрасте с безусловно отрицательными персонажами слегка теряются положительные герои, а они в фильме тоже есть. Опять-таки это больше ходячие функции, чем люди, но боль и трагедия молодой женщины, умирающей от рака и решившей провести последние дни с младшей сестрой на курорте – трогает безотносительно уровня игры. Симпатичным вышел парнишка-проводник, которому приходится метаться между приказами начальства и здравым смыслом. Слабым пунктиром в сюжете обозначены беглый преступник с кучей наличности в сумке, девица-мажорка (и она, конечно, блогер!) и вдова одного из рабочих, исчезнувших на стройке индонезийского БАМа. Для фильма, где ставка делается скорее на ощущение близкой и неминуемой расправы, они все не бог весть какие участники, но раскрытием социальных противоречий лента всё-таки балует. Не «Титаник», ясное дело, с его различными и крайне контрастными этажами для 1-го и 3-го классов, но с поправкой на общую скудость совсем неплохо показано своеобразие каждого вагона, где в первом жируют VIP-персоны, а последний напоминает интерьер советской электрички. Очень к тому же показательно, что, лишившись вагона, девушка-стюард не забывает напомнить оплатить напиток. Капитализм победил и в далёкой Индонезии!
Сам «Кровавый вагон» вряд ли кого-то победит в негласном соревновании этнических хорроров, но безотносительно сравнений даже с другими ужастиками островной страны это добротное кино с кучей запоминающихся сцен и прекрасными панорамными кадрами. Постановщик Ризал Мантовани, для которого это аж 54-я (!) режиссёрская работа, сумел так выстроить фильм, что паранормальная часть не так шокирует, как поступки обычных людей, одержимых жаждой власти и денег. Индонезиец обошёлся без манипуляций и не стал давить на жалость, показав, что перед лицом смерти – не имеет значения, сколько у тебя на счёту и какие тяготы ты уже успел пережить. Печать скорби одинаково хорошо красуется на перепуганных в свои последние мгновения лицах. С матерью-природой и её убийцами, что косят жатву не за оплату, а по зову традиций – лучше не шутить. Иначе местечко в бесприютном легионе обязательно найдётся.
«Пункт назначения: Поезд №13» (в оригинале «Кровавый вагон») резко отличается по стилистике от главного, пожалуй, хоррора на железнодорожную тему – корейского зомби-апокалипсиса «Поезд в Пусан». В индонезийском фильме пассажиры не превращаются в живых трупов, обладающих отменным аппетитом, зато сталкиваются с таинственными демонами, практикующими собственную арифметику: уменьшать состав на один вагон в каждом из пяти тоннелей новой ветки, проложенной из столицы до курортного городка. По воле алчного руководителя строители не пощадили вековые деревья при прокладке путей, не послушали предупреждений местного краеведа и навлекли проклятие на всех несчастных, что имели глупость проехаться по свежему маршруту. Причём азиатские духи не вникают в тонкости классовых привилегий и с одинаковой прытью нападают на всех подряд, демонстрируя незаурядную фантазию в способах расправ. Чего только ни вытворяют здешние бесы, и какой оригинальностью ни блещут! Ну, разрывают на куски, оставляя одни кишки или оторванные конечности – дело привычное, как и превращение недавней плоти в пыль, но вот казнь одеревенением – это что-то новенькое, тут стражи дикой глуши дали Индонезии угля. Особенно изобретательным креативом отметилось пузатое чудище, что с глумливой улыбкой заставило одну девицу перерезать себе горло самостоятельно.
Кровожадность неприкаянных существ, оставляющих себе в вечное пользование вагоны, забавно дисгармонирует с их дизайном. Индонезийские кинематографисты пока не имеют бюджетов американских коллег и вынуждены обходиться подручными средствами. Видимо поэтому их монстры выглядят как немытые вот уже пару лет бродяги, одетые в какие-то лохмотья. В сочетании со стандартным набором пугающих приёмов – игра света и тени, резкие звуки и появление жутких физиономий в зеркале – внешность духов воспринимается чуть менее потешно, чем в статике. В целом же фильм вполне себе страшный, особенно сочетанием жуткой мистики и твердолобого бюрократизма. То ли помощник губернатора, то ли глава курортного комплекса, то ли просто мерзкий чинуша неважно в какой должности – главное, что это бородатое ничтожество выставлено более опасным злодеем, чем создания из потустороннего мира. Утрачивая состав после каждого тоннеля, твердолобый начальник и не думает отменять поездку. Образ получился очень фактурным и очень правдоподобным – причём для любой страны, и за примерами из реальной жизни далёко ходить не придётся...
На контрасте с безусловно отрицательными персонажами слегка теряются положительные герои, а они в фильме тоже есть. Опять-таки это больше ходячие функции, чем люди, но боль и трагедия молодой женщины, умирающей от рака и решившей провести последние дни с младшей сестрой на курорте – трогает безотносительно уровня игры. Симпатичным вышел парнишка-проводник, которому приходится метаться между приказами начальства и здравым смыслом. Слабым пунктиром в сюжете обозначены беглый преступник с кучей наличности в сумке, девица-мажорка (и она, конечно, блогер!) и вдова одного из рабочих, исчезнувших на стройке индонезийского БАМа. Для фильма, где ставка делается скорее на ощущение близкой и неминуемой расправы, они все не бог весть какие участники, но раскрытием социальных противоречий лента всё-таки балует. Не «Титаник», ясное дело, с его различными и крайне контрастными этажами для 1-го и 3-го классов, но с поправкой на общую скудость совсем неплохо показано своеобразие каждого вагона, где в первом жируют VIP-персоны, а последний напоминает интерьер советской электрички. Очень к тому же показательно, что, лишившись вагона, девушка-стюард не забывает напомнить оплатить напиток. Капитализм победил и в далёкой Индонезии!
Сам «Кровавый вагон» вряд ли кого-то победит в негласном соревновании этнических хорроров, но безотносительно сравнений даже с другими ужастиками островной страны это добротное кино с кучей запоминающихся сцен и прекрасными панорамными кадрами. Постановщик Ризал Мантовани, для которого это аж 54-я (!) режиссёрская работа, сумел так выстроить фильм, что паранормальная часть не так шокирует, как поступки обычных людей, одержимых жаждой власти и денег. Индонезиец обошёлся без манипуляций и не стал давить на жалость, показав, что перед лицом смерти – не имеет значения, сколько у тебя на счёту и какие тяготы ты уже успел пережить. Печать скорби одинаково хорошо красуется на перепуганных в свои последние мгновения лицах. С матерью-природой и её убийцами, что косят жатву не за оплату, а по зову традиций – лучше не шутить. Иначе местечко в бесприютном легионе обязательно найдётся.
Общее впечатление | Траурный рейс |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву60
Нормально же вроде все едет)))
Отличная аналогия с реальной жизнью!
Кстати, вопрос на внимательность, сколько вагонов было в поезде?