Отзыв: Книга "Девочка со спичками" - Г. Х. Андерсен - Голова гуся, а сзади Оскар Уайльд.
Достоинства: Ганс Христиан Андерсен.
Недостатки: Сказка напоминает кентавра.
Ганса Христиана Андерсена никогда нельзя было отнести к сказочнику, тешущему своих читателей хэппиэндами и, если он и выбирал своему объекту благополучную кончину, хотя бы из-за его непонятности, которая так его будоражила, то обязательно с каким-нибудь подвыпопертом. Взять хотя бы "Принцессу на горошине", для которой вроде бы все закончилось и хорошо, но в каком-то очень неконкретном стиле Льва Толстого, дескать, ах ты, разнеженная самодовольная фифа, еще и бедной дрожащей притворяешься. Толстой бы обязательно приписал, что принцесса была английская.
По моим наблюдением в этой сказке, которую и сказкой-то не назовешь, ибо это некий этюд, впопыхах созданный Андерсеном к подарочной гравюре, здесь писатель воспользовался своим вспомогательным образом, который нет-нет и прорывался в его сказках, потому что основной, твердо непоколебимый, безапелляционный, излюбленный встречался у него так часто, что никаких сомнений не оставалось, что это где-то сам Андерсен, не в чистом виде, конечно, к чему пугать самим собой детей. Заметьте, в "Девочке со спичками" тоже пробивается некая материальная основа, которая ярче видна то в алчности Кая, то в очаровательной скупости Крота. Жены! Они такие прожорливые. Образ чудесно был обыгран нашим мультфильмом.
Судя по всему, Андерсену не давал покоя счастливый конец "Снежной королевы", написанной за два года до этой сказки, где его мать-тереза Герда слишком уж бесшабашно шагает босиком по снегу. По сути, в "Девочке со спичками" автор быстренько дожал историю до смыслового конца. Образ Герды, правда, не подходил, чхать она хотела на всякие избиения, такая сама вмазать может, поэтому вход пошел тот самый, вспомогательный образ Дюймовочки, более тонкий, понимающий, а потому и болезненно воспринимающий домашнее насилие.
Есть одно "но". Если Герде без всяких проволочек можно было всучить свое эдакое понимание кратковременной красоты, присущее Андерсену, бесспорно оригинальное, но, несомненно, узкое. Не помню, читал ли Оскар Уайльд эту сказку, но от нее несет чем-то похожим и крышервущим, а сравнивать этих авторов в этом качестве бесполезно, они такие разные, что можно вспомнить о Карле Марксе с его единством противоположностей. В общем, мы получили в "Девочке со спичками" девочку с ее страхами, но все остальное досталось ей от самого автора, а в это не очень верится, потому что, несмотря на совпадающую основу с бедной Дюймовочкой, она тоже искала себе принца, хотя крот ей подходил больше, именно в части красоты, пусть и приправленной жареными гусями, Дюймовочка все же не Герда. Это Герда пример любую лапшу, которую ей повесит на уши Андерсен, с какими там мужиками он шлялся прошлой ночью и почему ему не заплатили за последнюю сказку. Дюймовочка может и промолчит, но запишет все на корочку мозга, а счет этот когда-нибудь втихаря предъявят.
Мораль сей сказки - не так страшна природа, хотя именно она нас убивает (давно уже не так), гораздо страшнее люди, которых мы боимся больше природы, больше смерти. Сказку рекомендую, она чудесная, хотя и слишком хитрая. А, ну, оригинальная красота, как я понимаю, находится там же, где и, например, традиционное католическое истязание.
По моим наблюдением в этой сказке, которую и сказкой-то не назовешь, ибо это некий этюд, впопыхах созданный Андерсеном к подарочной гравюре, здесь писатель воспользовался своим вспомогательным образом, который нет-нет и прорывался в его сказках, потому что основной, твердо непоколебимый, безапелляционный, излюбленный встречался у него так часто, что никаких сомнений не оставалось, что это где-то сам Андерсен, не в чистом виде, конечно, к чему пугать самим собой детей. Заметьте, в "Девочке со спичками" тоже пробивается некая материальная основа, которая ярче видна то в алчности Кая, то в очаровательной скупости Крота. Жены! Они такие прожорливые. Образ чудесно был обыгран нашим мультфильмом.
Судя по всему, Андерсену не давал покоя счастливый конец "Снежной королевы", написанной за два года до этой сказки, где его мать-тереза Герда слишком уж бесшабашно шагает босиком по снегу. По сути, в "Девочке со спичками" автор быстренько дожал историю до смыслового конца. Образ Герды, правда, не подходил, чхать она хотела на всякие избиения, такая сама вмазать может, поэтому вход пошел тот самый, вспомогательный образ Дюймовочки, более тонкий, понимающий, а потому и болезненно воспринимающий домашнее насилие.
Есть одно "но". Если Герде без всяких проволочек можно было всучить свое эдакое понимание кратковременной красоты, присущее Андерсену, бесспорно оригинальное, но, несомненно, узкое. Не помню, читал ли Оскар Уайльд эту сказку, но от нее несет чем-то похожим и крышервущим, а сравнивать этих авторов в этом качестве бесполезно, они такие разные, что можно вспомнить о Карле Марксе с его единством противоположностей. В общем, мы получили в "Девочке со спичками" девочку с ее страхами, но все остальное досталось ей от самого автора, а в это не очень верится, потому что, несмотря на совпадающую основу с бедной Дюймовочкой, она тоже искала себе принца, хотя крот ей подходил больше, именно в части красоты, пусть и приправленной жареными гусями, Дюймовочка все же не Герда. Это Герда пример любую лапшу, которую ей повесит на уши Андерсен, с какими там мужиками он шлялся прошлой ночью и почему ему не заплатили за последнюю сказку. Дюймовочка может и промолчит, но запишет все на корочку мозга, а счет этот когда-нибудь втихаря предъявят.
Мораль сей сказки - не так страшна природа, хотя именно она нас убивает (давно уже не так), гораздо страшнее люди, которых мы боимся больше природы, больше смерти. Сказку рекомендую, она чудесная, хотя и слишком хитрая. А, ну, оригинальная красота, как я понимаю, находится там же, где и, например, традиционное католическое истязание.
Время использования | 7 минут. |
Общее впечатление | Голова гуся, а сзади Оскар Уайльд. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву23