5
Отзыв рекомендуют 0 0

Отзыв: Спектакль "Война и мiр. Русский Пьер" - театр Модерн (Россия, Москва) - Лучшее за театральный сезон

Достоинства: актеры, попадание в образы, антракты, сюжет
Недостатки: их нет
«Война и мир». Вечное произведение. И хотя это огромный по масштабам роман-эпопея, который даже экранизируют только как многосерийный фильм \ сериал, но видимо тема настолько актуальная, что его пытаются ставить и на театральных подмостках тоже (а тут уже на много серий не замахнуться, хотя….). Я читала полностью это произведение 4 раза, я искренне люблю одних его героев и ненавижу других, я каждый раз в каждом следующем прочтении открываю для себя новые грани этого невероятного романа. Так что к любой экранизации и постановке отношусь даже с небольшой ревностью и рассматриваю все детали под лупой на случай, если что-то пойдет не так, и я внутри себя выдохну и в очередной раз скажу, что «у Толстого то лучше, глубже, сильнее»!

Теперь предлагаю перейти к…... торту. Когда я смотрела спектакль в театре Модерн меня не отпускала аналогия с этим кондитерским изделием. Торт многослойный и с вишенкой наверху, как венец украшения красивейшего творения кондитера. И первый нижний корж - самая важная часть, база; если она будет плохой, то всё изделие завалится. И база в моей аллегории – сам роман великого писателя. С такой основой вся конструкция будет точно крепко стоять и никогда не рухнет. Далее слой за слоем следуют экранизации и спектакли (какие-то лучше, какие-то хуже, но идеальных в моей пирамиде не было, а я смотрела всё и даже больше, уж поверьте мне). А вот завершенности, вишенки той самой не было. Её не было до 19:01 7 ноября 2024 года, время начала спектакля в Модерне, я машинально взглянула на часы, отметив его, как будто заранее знала, что это время будет важной точкой отсчета для чего-то нового в моей жизни (=что я наконец обрету ту самую вишенку на торте).


Забегая немного вперед скажу, даже скорее предупрежу, что спектакль не есть пересказ «Войны и мира», ведь дословно, да даже в кратком изложении, но соблюдая всю последовательность сцен и событий это сделать нереально. Уложить в какое-то адекватное время повествование невозможно, а так как на одной из своих лекций Юрий Грымов (режиссер спектакля) говорил, что «работать более 4-х часов в день нельзя», я понимала, что вот оно ограничение спектакля И действительно, ровно 3,5 часа с двумя антрактами плюс время для актеров на грим и костюмы. Создатели спектакля прошли длинный путь и приложили множество усилий, судите сами: специально для спектакля Александром Шишовым и Юрием Грымовым была подготовлена пьеса на основе великого романа, в спектакле задействована вся труппа театра Модерн + приглашенные актеры + хор Свешникова (около 70 человек зритель увидит на сцене и не только на сцене), для спектакля создано 432 костюма, а работа гримеров вообще на высоте. Лично мне даже не до конца понятно, как стольких актеров сразу могут подготовить одновременно к выходу на сцену: какая грандиозная работа внутренних служб театра, да и всей логистики. Спектакль – эпопея.

Итак, спектакль поставлен по пьесе на основе романа. Так что первая динамичная сцена в спектакле – не встреча героев в салоне Анны Павловны Шерер, а…... роды маленькой княгини Лизы. И сразу же перед нами Андрей Болконский (его сыграл Александр Толмачев). Наконец-то я дождалась точное попадание в образ того Андрея Болконского, который возник в моей голове далеким летом 1998-го года (чтение списка литературы на 10 класс). Высокий, статный, красивый брюнет, с темными вьющимися волосами, уверенный в себе, жгучий взгляд, который, кажется, знает всё и видит всё, что у каждого внутри. И сразу же следующая сцена – дом семьи Ростовых, Наташа (Александра Плетнева). Грымов сразу показывает нам разницу между будущими влюбленными, объясняет почему и не могло у них ничего получиться. Наташа, кстати, тоже оказалась прекрасная. Такой «чистой» Наташи я ранее не видела. И если раньше к этой героине я испытывала двоякие чувства, то сейчас я наконец благодаря спектаклю в Модерне поняла и приняла её, оправдала все её поступки. Такой Наташи вы точно больше нигде не увидите.

Отдельно хочу отметить игру Алексея Багдасарова (ему достались 2 роли – Кутузова и князя Болконского) и Марины Диановой (княжна Марья). И заодно на примере их героев хочу описать то личное, Грымова, что мне очень понравилось. Согласитесь, что любой добротный спектакль он авторский – надо не просто пересказать пьесу, но и внести какие-то свои режиссерские штрихи. И вот в сцене со знакомством княжны и Анатоля Курагина авторского было ой как много: юмор, который не опишешь на бумаге, этим и отличается хороший спектакль от хорошей книги в том числе. Даже ковер на полу у Грымова оживает и находит свое применение, а какой нарядной красоткой княжна Марья вышла к Анатолю - ))).

Напомню, что спектакль называется не «Война и мир», а «Война и мир. Русский Пьер». И в данном прочтении все события крутятся вокруг Пьера Безухова, и именно изменения в Пьере показаны наиболее подробно (в романе же больше внимания уделяется эволюции Андрея Болконского). В спектакле вы не увидите сцен Андрея под дубом, Андрея и неба Аустерлица, но зато детально рассмотрите Пьера. Александр Колесников блестяще сыграл своего героя, ему удалось показать весь его путь и духовный рост. В первой сцене мы видим Пьера с завязанными глазами среди массонов, повязка на глазах, полагаю, здесь не случайна – символ слепоты, ведь герой еще не знает, что есть верный путь, что есть правда. Пьер тех времен неуклюжий, разбивает бокалы, не умеет стрелять из пистолета на дуэли. Как слон в посудной лавке. И вот из такого человека к концу спектакля он превращается у нас на глазах в совершенно другого мужчину. Переломный момент в графе Безухове по Грымову происходит тогда, когда он решается на развод (первое самостоятельное, волевое и верное решение). И тогда у него даже свечу зажечь получается очень быстро и ловко, в отличие от слуги. А разговор Пьера и солдата завершит духовный рост графа и окончательно сформирует нашего русского Пьера.

Спектакль поставлен с минимумом декораций на сцене, на черном фоне. Лишь игра света ведет зрителя от плохого к хорошему, показывает бесконечную вереницу раненых и убитых на войне. Ой, я же забыла рассказать о войне (а ведь ей Лев Николаевич посвятил целый третий том)! В спектакле очень четко выстраивается логика «когда война внутри, то война и вовне». И герои с ненавистью внутри себя попадают в самую настоящую войну. Мир сменился войной. А сама война показана как есть, ничуть не героической, а страшной: люди в лохмотьях бегут, солдаты гибнут, везде первобытный ужас. И слезу я все равно пустила, хотя так старалась сдержаться.

Если вы перед походом на спектакль прочитаете аннотацию на сайте театра, то увидите рекомендацию не опаздывать и здесь данное напутствие больше для вас самих (а не потому что ваше опоздание будет мешать актерам на сцене и другим зрителям, хотя и это тоже). И перед началом спектакля, после первого антракта и во втором антракте вас ждут сюрпризы. Особенно советую «посмотреть» второй антракт – такого вы точно нигде не увидите. Ну и в довершение всего: мой 12-ти летний сын ни разу не потянулся за телефоном пока был в театре. Так что возрастной ценз 12+ поддерживаю, но советую ознакомить ребенка хотя бы с кратким содержанием и понимать, что спектакль досточно длинный, хоть и динамичный, с недетской философией, то есть для думающих и подготовленных «12–ти плюсовцев». Теперь буду завидовать тем, кому модерновская «Война и мир» еще только предстоит.
Год посещения 2024
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Город или поселок Москва
Общее впечатление Лучшее за театральный сезон
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет