Отзыв: Книга "Гроза" - Александр Островский - Короткая пьеса, которую время от времени хочется перечитать
Достоинства: Затрагиваются важные социально-психологические проблемы; своеобразный юмор; красивые пейзажи
Недостатки: Общий депрессивный настрой
В последнее время активно перечитываю школьную программу – и для повышения общего уровня эрудиции, и для расширения сферы педагогической деятельности, то есть, чтобы оказывать помощь учащимся в том числе и по литературе.
Неделю назад на повестке дня оказалась пьеса А. Н. Островского «Гроза». Как сейчас помню, она и в школьные годы не оставила меня равнодушным – малый объём позволил спокойно прочесть её буквально за один вечер, а простой и динамичный сюжет подогревал интерес от первой страницы до последней.
Сходное впечатление «Гроза» произвела на меня и сейчас, уже во взрослом возрасте. Но, конечно, на многое я взглянул теперь чуть по-другому. По-новому воспринимаются отношения Катерины и Тихона и Катерины и Бориса – уже не как будоражащий любовный треугольник, а как нечто трагичное, в котором сложным узлом сплетаются социальные и личностные аспекты, высвечиваются глобальные изъяны общества того периода и сегодняшнего общества, кстати, тоже – возможно, даже в большей степени. Образ Катерины, известный как «луч света в тёмном царстве», в нынешних реалиях начинает светиться, кажется, ещё ярче прежнего.
Особую роль играет в произведении юмор. Проблески чего-то забавного в описаниях заносчивого поведения того же Дикого оттеняют общий негатив – подобно тому, как на фоне светлого ясного неба становятся лучше видны грозовые облака. Аналогичную функцию выполняют пейзажные описания – природа безмятежна и красива, а вот люди в сравнении с нею выглядят крайне суетливо, мелочно и порочно. Катерина здесь – действительно единственный источник духовного света, но и он гаснет, найдя своё пристанище на дне Волги.
Действие пьесы «Гроза» разворачивается в городе Калинове. Название красивое, но если углубиться в фольклор и в литературоведение в целом, можно узнать, что есть такое понятие, как Калинов мост. Это мост через реку Смородину, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Поэтому Волгу в данном произведении можно интерпретировать именно как некий рубеж, который Катерина, не сумев вынести обрушившееся на неё давление, решилась переступить. К слову, звучные наименования ягод «калина» и «смородина» имеют не совсем приятные исторические корни. Так, по одной из версий, «калина» происходит от слова «раскалённый» (применительно к упомянутому мосту всплывает ассоциация с преисподней), а «смородина» – от слова «смрад». Неплохое дополнение к и без того мрачной атмосфере «Грозы».
К прочтению «Грозу» однозначно рекомендую. Взрослые расширят своё представление о быте и нравах российской глубинки середины XIX века и смогут поразбираться в хитросплетениях отношений между персонажами, а дети в очередной раз впечатлятся тем, насколько запутанно всё бывает у этих самых взрослых.
Неделю назад на повестке дня оказалась пьеса А. Н. Островского «Гроза». Как сейчас помню, она и в школьные годы не оставила меня равнодушным – малый объём позволил спокойно прочесть её буквально за один вечер, а простой и динамичный сюжет подогревал интерес от первой страницы до последней.
Сходное впечатление «Гроза» произвела на меня и сейчас, уже во взрослом возрасте. Но, конечно, на многое я взглянул теперь чуть по-другому. По-новому воспринимаются отношения Катерины и Тихона и Катерины и Бориса – уже не как будоражащий любовный треугольник, а как нечто трагичное, в котором сложным узлом сплетаются социальные и личностные аспекты, высвечиваются глобальные изъяны общества того периода и сегодняшнего общества, кстати, тоже – возможно, даже в большей степени. Образ Катерины, известный как «луч света в тёмном царстве», в нынешних реалиях начинает светиться, кажется, ещё ярче прежнего.
Особую роль играет в произведении юмор. Проблески чего-то забавного в описаниях заносчивого поведения того же Дикого оттеняют общий негатив – подобно тому, как на фоне светлого ясного неба становятся лучше видны грозовые облака. Аналогичную функцию выполняют пейзажные описания – природа безмятежна и красива, а вот люди в сравнении с нею выглядят крайне суетливо, мелочно и порочно. Катерина здесь – действительно единственный источник духовного света, но и он гаснет, найдя своё пристанище на дне Волги.
Действие пьесы «Гроза» разворачивается в городе Калинове. Название красивое, но если углубиться в фольклор и в литературоведение в целом, можно узнать, что есть такое понятие, как Калинов мост. Это мост через реку Смородину, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Поэтому Волгу в данном произведении можно интерпретировать именно как некий рубеж, который Катерина, не сумев вынести обрушившееся на неё давление, решилась переступить. К слову, звучные наименования ягод «калина» и «смородина» имеют не совсем приятные исторические корни. Так, по одной из версий, «калина» происходит от слова «раскалённый» (применительно к упомянутому мосту всплывает ассоциация с преисподней), а «смородина» – от слова «смрад». Неплохое дополнение к и без того мрачной атмосфере «Грозы».
К прочтению «Грозу» однозначно рекомендую. Взрослые расширят своё представление о быте и нравах российской глубинки середины XIX века и смогут поразбираться в хитросплетениях отношений между персонажами, а дети в очередной раз впечатлятся тем, насколько запутанно всё бывает у этих самых взрослых.
Время использования | 2024 |
Общее впечатление | Короткая пьеса, которую время от времени хочется перечитать |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1