Отзыв: Фильм "Джанго освобожденный" (2012) - Не ожидал, что понравится фильм Тарантино. Честно о "славных" страницах американской истории...
Достоинства: персонажи, актерская игра, художественное исследование проблемы рабства с разных сторон
Недостатки: несущественные
До этого фильма мне категорически не нравился Квентин Тарантино ни в одной из его киношных ипостасей - ни как актер, ни как режиссер, ни как автор сценария. Его знаменитые криминальные то ли драмы, то ли комедии, то ли трагикомедии во главе со считающимся чуть ли не гениальным "Криминальным чтивом", ничего, кроме скуки и отвращения (порой на физиологическом уровне), не вызывали. Но вот этим фильмом он меня очень сильно удивил, и, что того важнее и интереснее - порадовал. Фильм реально хорош.
Я заинтересовался этим фильмом, обнаружив его на сайте с переводами Гоблина в разделе вестернов. Сразу возникла интрига - Тарантино, вестерн, да еще и 2012 год, когда эпоха не то, что классических, но и спагетти-вестернов давно закончилась (а я - большой любитель вестернов). Поискав информацию об этом фильме, узнал, что Тарантино был вдохновлен на этот фильм в том числе и старым спагетти-вестеном "Джанго" 1966 года. Посмотрел этот старый вестерн - он не понравился категорически, но накал интриги стал еще сильнее. И вот набрался смелости (а смотреть еще один фильм Тарантино не хотелось категорически) и посмотрел этот фильм. Не в переводе Гоблина, как собирался - на сайте с переводами постоянно творится что-то странное, то сайт куда-то переедет, то с него пропадет какой-нибудь фильм. Ссылка на этот фильм с сайте Гоблина вывела меня на нормально дублированный (именно дублированный, а не с закадровым переводом) фильм. Но я не стал расстраиваться - уж не знаю, имел ли Гоблин какое отношение к тому переводу, что я слушал, но переведено очень хорошо и наши артисты для озвучки подобраны более чем удачно.
Фильм очень необычный. Во-первых, никакой это не вестерн. Ни по идее, ни по атмосфере. В нем есть некоторые атрибуты вестерна - лошади, кольты, жесткие перестрелки в стиле вестерна, Эннио Морриконе в качестве композитора. Пожалуй, это и все. Основная тема фильма - рабство. А вестерны - совершенно не об этом. А потому у фильма совершенно другая эстетика, совершенно другая атмосфера. Хотя формально при желании его и можно отнести к вестернам.
Во-вторых - тема рабства. Эта тема крайне редко затрагивается и в американской литературе, и в американском кино. И нашему зрителю, если только человек специально не интересовался этой темой и не искал соответствующую информацию, о годах рабства в США на самом деле известно крайне мало - "Хижина дяди Тома" да "Унесенные ветром", и это в лучшем случае. В фильме действие происходит в южных штатах за два года до начала гражданской войны (мы про ту войну знаем, что она была из-за того, что добрые северяне хотели заставить злых южан освободить несчастных негров, но это - крайне упрощенный и в целом неверный взгляд на эту войну, там все было далеко не так просто).
Сюжет фильма в какой-то мере может быть отнесен к жанру вестерна - идут в ночи негры, только что купленные на торгах, вдруг появляется некий персонаж, да к тому же немец - доктор Шульц, и весьма необычным способом как бы покупает одного из этих негров - Джанго. На самом деле этот доктор - охотник за головами, и он не покупает Джанго, а добровольно-принудительно делает его своим помощником, а потом и вовсе освобождает. А у Джанго есть жена, и их в прошлом разлучили, продав на разные плантации. А Джанго жену любит - и вот с такого старта по всем законам жанра развивается более чем приключенческий сюжет, с нужным количеством стрельбы и трупов. Вполне себе качественный сюжет, достаточно интересно развивается и держит внимание зрителя, но это - ни разу не главное и не самое интересное в фильме. Главное и интересное тут не то, что происходит, а КАК оно происходит, как себя ведут те или иные персонажи, как они реагируют на те или иные события. Как себя ощущает и как себя ведет Джанго, который не только неожиданно стал свободным, но еще и оказался в ситуации, когда он может безнаказанно убивать белых, да еще и получать за это деньги. Как реагируют на ниггера, едущего в приличной одежде на лошади по главной улице городка, белые жители этого городка. Как на того же ниггера на лошади реагируют другие ниггеры на плантации (именно ниггеры - они и сами себя так называют). И так далее.
Этот фильм - редкий случай, когда в приключенческом фильме персонажи намного интереснее, чем приключения. Для меня персонажи второго плана оказались как бы не интереснее самого Джанго. Тот же доктор Шульц, омерзительно-очаровательный плантатор Кэлвин Кэнди (в очередной раз удивился, почему мне раньше не нравился Ди Каприо - он его сыграл просто великолепно), и отвратительно-омерзительный черный камердинер, или домашний негр Келвина - Стивен (Сэмюэл Джексон великолепен в этой роли, на мой взгляд, несмотря на незначительную роль в сюжете, его Стивен - едва ли не самый интересный персонаж в фильме). Собственно, к Джанго и сыгравшему его Джейми Фоксу - никаких претензий, просто у него по сценарию наиболее прямолинейная роль, у других же - куда больше нюансов...
Что касается связи этого фильма со старым "Джанго" 1966 года, то чисто формально можно назвать, во-первых, ту же заглавную песню (песня хорошая, слов нет), появление сыгравшего в 1966 году белого Джанго Франко Неро в эпизодической роли и обилие трупов. Еще есть что-то похожее в манерах обоих Джанго, черного и белого, в их отношении к жизни, к опасности, к тому, что они считают важным.
Что касается недостатков... Я бы всерьез отметил лишь один, и то в данном случае он совершенно не принципиален. Это страсть Тарантино к обилию кровищи в перестрелках. Когда пуля смачно врезается в тело, и во все стороны летят ошметки плоти. Когда все стены до потолка забрызганы кровью. Когда тело, словившее револьверную пулю, просто улетает за угол (по законам физики Джанго, выпустивший ту пулю из своего револьвера, должен отлететь примерно на столько же, однако же он спокойно продолжает отстреливать оставшихся). С этим в фильме традиционный для Тарантино перебор. Можно прикапываться к достоверности происходящего на экране, но я бы не стал, это все же не исторический фильм. Это - достаточно интересное и достаточно беспощадное исследование феномена просвещенного американского рабства. Фильм беспощаден и к черным, и к белым. А что меня особенно сильно удивило - в данном случае у Тарантино все в порядке с морально-этическими оценками происходящего в фильме, они присутствуют (что не всегда бывает в его криминальных драмах-комедиях) и вполне адекватны.
Я заинтересовался этим фильмом, обнаружив его на сайте с переводами Гоблина в разделе вестернов. Сразу возникла интрига - Тарантино, вестерн, да еще и 2012 год, когда эпоха не то, что классических, но и спагетти-вестернов давно закончилась (а я - большой любитель вестернов). Поискав информацию об этом фильме, узнал, что Тарантино был вдохновлен на этот фильм в том числе и старым спагетти-вестеном "Джанго" 1966 года. Посмотрел этот старый вестерн - он не понравился категорически, но накал интриги стал еще сильнее. И вот набрался смелости (а смотреть еще один фильм Тарантино не хотелось категорически) и посмотрел этот фильм. Не в переводе Гоблина, как собирался - на сайте с переводами постоянно творится что-то странное, то сайт куда-то переедет, то с него пропадет какой-нибудь фильм. Ссылка на этот фильм с сайте Гоблина вывела меня на нормально дублированный (именно дублированный, а не с закадровым переводом) фильм. Но я не стал расстраиваться - уж не знаю, имел ли Гоблин какое отношение к тому переводу, что я слушал, но переведено очень хорошо и наши артисты для озвучки подобраны более чем удачно.
Фильм очень необычный. Во-первых, никакой это не вестерн. Ни по идее, ни по атмосфере. В нем есть некоторые атрибуты вестерна - лошади, кольты, жесткие перестрелки в стиле вестерна, Эннио Морриконе в качестве композитора. Пожалуй, это и все. Основная тема фильма - рабство. А вестерны - совершенно не об этом. А потому у фильма совершенно другая эстетика, совершенно другая атмосфера. Хотя формально при желании его и можно отнести к вестернам.
Во-вторых - тема рабства. Эта тема крайне редко затрагивается и в американской литературе, и в американском кино. И нашему зрителю, если только человек специально не интересовался этой темой и не искал соответствующую информацию, о годах рабства в США на самом деле известно крайне мало - "Хижина дяди Тома" да "Унесенные ветром", и это в лучшем случае. В фильме действие происходит в южных штатах за два года до начала гражданской войны (мы про ту войну знаем, что она была из-за того, что добрые северяне хотели заставить злых южан освободить несчастных негров, но это - крайне упрощенный и в целом неверный взгляд на эту войну, там все было далеко не так просто).
Сюжет фильма в какой-то мере может быть отнесен к жанру вестерна - идут в ночи негры, только что купленные на торгах, вдруг появляется некий персонаж, да к тому же немец - доктор Шульц, и весьма необычным способом как бы покупает одного из этих негров - Джанго. На самом деле этот доктор - охотник за головами, и он не покупает Джанго, а добровольно-принудительно делает его своим помощником, а потом и вовсе освобождает. А у Джанго есть жена, и их в прошлом разлучили, продав на разные плантации. А Джанго жену любит - и вот с такого старта по всем законам жанра развивается более чем приключенческий сюжет, с нужным количеством стрельбы и трупов. Вполне себе качественный сюжет, достаточно интересно развивается и держит внимание зрителя, но это - ни разу не главное и не самое интересное в фильме. Главное и интересное тут не то, что происходит, а КАК оно происходит, как себя ведут те или иные персонажи, как они реагируют на те или иные события. Как себя ощущает и как себя ведет Джанго, который не только неожиданно стал свободным, но еще и оказался в ситуации, когда он может безнаказанно убивать белых, да еще и получать за это деньги. Как реагируют на ниггера, едущего в приличной одежде на лошади по главной улице городка, белые жители этого городка. Как на того же ниггера на лошади реагируют другие ниггеры на плантации (именно ниггеры - они и сами себя так называют). И так далее.
Этот фильм - редкий случай, когда в приключенческом фильме персонажи намного интереснее, чем приключения. Для меня персонажи второго плана оказались как бы не интереснее самого Джанго. Тот же доктор Шульц, омерзительно-очаровательный плантатор Кэлвин Кэнди (в очередной раз удивился, почему мне раньше не нравился Ди Каприо - он его сыграл просто великолепно), и отвратительно-омерзительный черный камердинер, или домашний негр Келвина - Стивен (Сэмюэл Джексон великолепен в этой роли, на мой взгляд, несмотря на незначительную роль в сюжете, его Стивен - едва ли не самый интересный персонаж в фильме). Собственно, к Джанго и сыгравшему его Джейми Фоксу - никаких претензий, просто у него по сценарию наиболее прямолинейная роль, у других же - куда больше нюансов...
Что касается связи этого фильма со старым "Джанго" 1966 года, то чисто формально можно назвать, во-первых, ту же заглавную песню (песня хорошая, слов нет), появление сыгравшего в 1966 году белого Джанго Франко Неро в эпизодической роли и обилие трупов. Еще есть что-то похожее в манерах обоих Джанго, черного и белого, в их отношении к жизни, к опасности, к тому, что они считают важным.
Что касается недостатков... Я бы всерьез отметил лишь один, и то в данном случае он совершенно не принципиален. Это страсть Тарантино к обилию кровищи в перестрелках. Когда пуля смачно врезается в тело, и во все стороны летят ошметки плоти. Когда все стены до потолка забрызганы кровью. Когда тело, словившее револьверную пулю, просто улетает за угол (по законам физики Джанго, выпустивший ту пулю из своего револьвера, должен отлететь примерно на столько же, однако же он спокойно продолжает отстреливать оставшихся). С этим в фильме традиционный для Тарантино перебор. Можно прикапываться к достоверности происходящего на экране, но я бы не стал, это все же не исторический фильм. Это - достаточно интересное и достаточно беспощадное исследование феномена просвещенного американского рабства. Фильм беспощаден и к черным, и к белым. А что меня особенно сильно удивило - в данном случае у Тарантино все в порядке с морально-этическими оценками происходящего в фильме, они присутствуют (что не всегда бывает в его криминальных драмах-комедиях) и вполне адекватны.
Общее впечатление | Не ожидал, что понравится фильм Тарантино. Честно о "славных" страницах американской истории... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1