5
Отзыв рекомендуют 36 29

Отзыв: Книга "Беседы с Альфредом Шнитке" - Александр Ивашкин - книга, которая содержит размышления композитора на разные темы

Достоинства: книга, нужная мне в данный момент
Недостатки: трудно достать
Приветствую всех читателей отзыва! Он посвящен книге "Беседы с Альфредом Шнитке".
В этом году темой своего методического сообщения для коллег я выбрала "Творчество Альфреда Шнитке". Я делаю сообщение в форме презентации. Пришлось обратиться к материалам, которые есть в интернете, а также к печатной литературе. Редкой книгой о Шнитке поделилась коллега. Формируя методическое сообщение, серьезно анализируешь творчество композитора, определяешь его неповторимые особенности, выбираешь из него сочинения, с которыми можно познакомить учеников. Учебников для муз. школ по творчеству таких композиторов XX века, как Г. Свиридов, В. Гаврилин, А. Шнитке и многих других, нет.

Альфред Шнитке - советский, российский композитор ( 1934 - 1998), который сегодня признан выдающимся музыкантом XX века. Он автор более чем 100 произведений разных жанров: это киномузыка ( к 60 кинофильмам), симфонии ( 9), концерты для разных инструментов ( 15), хоровая музыка ( Реквием, Покаянные стихи), балеты, оперы. Наряду с Э. Денисовым и С. Губайдуллиной композитор отдал дань музыкальному авангарду ( атональной музыке, додекафонной серийной технике).
В России 60-70 гг. его сочинения нередко получали отрицательные отзывы критиков из-за новизны музыкального языка. Были случаи запрета исполнения произведений в столичных городах. Так 1-ая симфония впервые была исполнена в Горьком, где в день премьеры филармония была окружена нарядами милиции, т. к. это событие вызвало ажиотаж, и публика пыталась прорваться на концерт без билетов, которых в кассе уже не было. Аналогичная ситуация имела место при исполнении кантаты "Доктор Фауст" в Москве в начале 80-х. Запись Реквиема ( 1985) смогли осуществить только в Эстонии.
Масштаб и уникальность таланта А. Шнитке понимали и ценили знаменитые музыканты мировой величины, такие как Г. Рождественский, Г. Кремер, М. Ростропович, В. Спиваков, Ю. Башмет. Они, как могли, пропагандировали его творчество, первоначально оно получило признание за рубежом.

Книга Беседы с Альфредом Шнитке - Ивашкин А. В фото

Книга основана на разговорах виолончелиста Александра Ивашкина ( близкого друга А. Шнитке)
с композитором. Эти беседы проходили на протяжении большого промежутка времени - в течение 10 лет. Они касались самых разных тем. Представление о них дает содержании книги.

Книга Беседы с Альфредом Шнитке - Ивашкин А. В фото

Благодаря этой книге можно многое узнать о мировоззрении А. Шнитке, о его взглядах на творчество, о появлении в его произведениях приема, который он назвал полистилистикой. Этот прием заключается в талантливом использовании композитором особенностей всех ранее существовавших музыкальных стилей, в их гармоничном соединении в одном произведении и за счет данного приема увеличении многозначности содержания. Этот прием эпизодически имел место у композиторов - предшественников Шнитке, но именно он дал ему название и показал его разновидности. Для самого Шнитке полистилистика была неотъемлемой частью композиторского мышления. После Шнитке к полистилистике обращались многие его современники, а также поколение молодых композиторов XXI в.

Книга Беседы с Альфредом Шнитке - Ивашкин А. В фото

Книга выпущена издательством "Классика - XXI" в 2005; тираж 2000.
Данная книга будет в первую очередь интересна музыкантам - профессионалам, но и любители музыки, желающие разобраться в той части творчества Шнитке, которая отличается сложностью музыкального языка и идейного содержания ( а это часто концепции космического масштаба), найдут в ней много серьезных нестандартных размышлений и обобщений композитора, обладавшего философским складом мышления.
Спасибо за внимание к отзыву! Желаю всем не скучной жизни!
Время использования две недели
Общее впечатление книга, которая содержит размышления композитора на разные темы
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву29

Gata2019
Спасибо за познавательный отзыв! Лет 10 назад мы слушали "Реквием" Шнитке в Смольном соборе. Яркая и сложная музыка.
nestana
Какие Вы молодцы!
LediGulnas
Познавательная книга, для любителей истории. Высокоинтеллектуальная.
nestana
Скорее, для музыкантов и любителей музыки, желающих разобраться в своем восприятии порой непростых сочинений Шнитке ( симфонии, хоровые сочинения, камерная музыка).
natashaneangel
Хоть и узкая направленность, но мне было интересно. Сразу нашла послушать.
nestana
Самая простая и популярная музыка Шнитке - киномузыка: Полет из «Сказки странствий», Танго из «Агонии», музыка бала « Как царь Петр арапа женил», Фокстрот « Дневные звезды». Очень красивая -Алажио из балета «Эскизы». Легкая для восприятия сюита в Старинном стиле. Еще посмотрите мультфильм «Стеклянная гармоника» .
natashaneangel
Благодарю Вас! Сюита в Старинном стиле попалась в исполнении Климова 1985 года.
Svetlanaterra
Все себе записала, начну восполнять пробелы, спасибо!
nestana
Мне нравится его музыка к кинофильмам: все понятно, приятно, есть красивейшие мелодии, есть прекрасные номера в жанре танцев ( вальсы, фокстроты, танго). Но вот музыка академических жанров Шнитке пока не нашла у меня понимания и восхищения. Я прослушала несколько видео сюжетов с характеристкой его музыки , данной авторитетными музыковедами ( В.Холопова; И.Соколов) .Они разъясняют нравственно - философский смысл конкретных сочинений и оригинальность их музыкального воплощения, которое , конечно, не может не впечатлять своей уникальностью. Но я считаю. что музыка ( как и любой другой вид искусство) должна быть понятна без словесных объяснений, я должна понимать ее на эмоциональном уровне, а уж потом осознавать идейное содержание. Возможно, до этой сложной музыки Шнитке я еще не доросла. Значит - есть к чему стремиться .
Svetlanaterra
У меня сложно с этим. Есть некоторые вещи, которые я слушать просто не в состоянии, потому-что музыка захватывает настолько, что я теряю ощущение себя. Поэтому я не могу слушать всю оперу сразу. Тангейзера по частям, Травиату по частям, все перечислять не буду.) Типа синдрома Стендаля. Особенно Реквием Моцарта…что-то я в нем слышу не от этого мира, какую-то переходную музыку, какое-то утверждение, что смерти нет и с такой убежденностью, с какой-то неземной истиной, что мы живем на земле как в стране изгнания… потом очень долго не могу отойти.
Абсолютно согласна про понимание. Веллера вспоминаю: "Что это значит? Что художник имел в виду? Как это, собственно, должно на меня воздействовать? – никак, зараза, не воздействует, только раздражает." Наверное, от восприятия многое зависит, от интеллекта, даже от воспитания, от внутреннего настроя на искусство. Вот не нравился мне Гойя. Пыталась понять, прочла Фейхтвангера. поняла как человека, приняла, но картины так и не зашли. Вот, разговорилась я сегодня…)
nestana
Не случайно в XX в возникла фраза у поэтов ( Ахматова) , у музыкантов : Мой Пушкин, Мой Моцарт, Мой Бах и т.д. Стали выходить такие сборники муз. пьес, в которых современные композиторы делали облегченные переложения сложных произведений классики для детей , учеников муз. школы. Действительно, каждый из нас вкладывает свое понимание в существующий текст художественного произведения. А сейчас еще говорят о том. что слушатель, читатель, посетитель музея является сотворцом автора: он дополняет содержание сочинения всем своим ассоциативным опытом. // При таком восприятии получается, Вам сложно общаться с искусством, если даже красивая гармоничная музыка вызывает стрессовое состояние. // Мне эмоции , связанные с восприятием настоящих произведений искусства, дают прилив сил.
Svetlanaterra
Не с искусством, только с музыкой.) В мировых галереях и даже в той же Флоренции, по имени которой назван этот синдром, я чувствую себя прекрасно)))) Но я уже давно смирилась, главное, чтобы в своей профессии я себя так не ощущала))))
nestana
Все-таки, желаю Вам адаптации, более спокойного восприятия музыки. может быть, ориентироваться на красоту звучания и успокаивать себя мыслями о том , что классика, даже вызывая сильные эмоции, положительно влияет наше психологическое состояние и работу всего организма - в ней имеет место гармоничное сочетание всех составляющих ее элементов. Эта Красота и Совершенство Формы, всех ее деталей, не должны вызывать стресс. Стресс не полезен) А Моцарта дают слушать даже младенцам.
Svetlanaterra
Спасибо. Будет остро стоять такой вопрос- возьмусь за себя))))
Чтение-страсть
И у меня так же ! Киномузыка Шнитке - волшебная! А его симфоническую не понимаю , очень сложно .
Frau Rauch
В прошлый юбилейный год в Москве произведения Шнитке часто исполнялись. Но до конца композитор ещё не оценен.
nestana
Знакомлюсь сейчас с его музыкой в академических жанрах и кино музыкой. Вторая отличная, первая как-то не доходит. Может к ней долго привыкать нужно? Не ожидала, что будут такие трудности с ее восприятием.
Frau Rauch
Мне нравятся его Conceri grossi ( слышала несколько в исполнении оркестра Спивакова), а любимое произведение Концерт для фортепиано и струнных.
nestana
Послушала Кончерто -гроссо №1, концерт для скрипки № 2 . Симфонию № 1 целиком. симфониии 2,3,4 .Реквием отрывками. Не доходит. Эмоционально я это не воспринимаю. Не ожидала, что музыка Шнитке в академических жанрах окажется такой трудной для меня. Понимаю, что Альфред ОЧЕНЬ умный , супер эрудит в музыке и вообще супер -интеллектуал. Книга "Беседы" - очень интересная. Ария Мефистофеля из Кантаты - эффектное решение. Надеюсь, что со временем пойму эстетическую ценность его музыки. Спасибо за Ваше мнение . Послушаю концерт для ф-но. С наступающим Рождеством!
Frau Rauch
Спасибо, и Вас с Рождеством Христовым! Здоровья и благополучия!)
Смурфик МММ
А я вообще отстаю, ничего не слушаю, на Щелкунчик сходила, потому что был корпоратив… .
nestana
Почему же отстаете, если сходили Шелкунчика, напротив, находитесь в мейнстриме!
Чтение-страсть
"Танго" , "Сказку странствий" могу слушать сутками . Книга заинтересовала , спасибо !
nestana
У Шнитке танго и вообще музыкальный шлягер - символ пошлости. Киномузыка у него, в основном, очень легкая и приятная для восприятия, с академической музыкой ( симфонии, концерты, хоровые сочинения) - иначе. Очень сложная для восприятия и принятия, влюбленности.
Чтение-страсть
Да , симфоническая музыка , грубо говоря , не фастфуд . Нужны ферменты для усвоения в виде музыкальной грамотности , образования и "наслышанности" - не знаю , есть ли такое понятие . "Танго" использовали и в экранизации моего любимого"Синдрома Петрушки" - сам танец не впечатлил , в книге же совершенно уникальное , сверхестественное действо , но музыка идеально подходит , "Минорный блюз" из книги я вообще не поняла .
nestana
Что такое " Синдром Петрушки"? Автор , книга, режиссер , " Минорный блюз" ? Как это связано со Шнитке, кроме использования музыки?
Чтение-страсть
"Синдром Петрушки" роман Дины Рубиной , и там несколько раз описывается фантастический танец - главный герой , кукольник , сначала исполнял его с женой , потом , когда жена заболела , с куклой , копией жены . А в фильме Евгений Миронов танцевал с Чулпан Хаматовой под "Танго" Шнитке . Со Шнитке конечно никак не связано , просто музыку использовали . Но она так подходит к сюжету .
nestana
А вообще это танго из фильма "Агония" ( реж. Элем Климов) , а также из оперы "Жизнь с идиотом".
Чтение-страсть
Да , и поэтому так подходит и к этому сюжету - у жены героя были приступы душевной болезни.