Отзыв: Книга "Русская елка. История, мифология, литература" - Е.В. Душечкина - Новый внимательный взгляд на привычное дерево
Достоинства: Глубокое и последовательное исследование, обилие иллюстраций из журналов и репродукций картин, легко читается, много цитат из книг и мемуаров
Недостатки: трудно найти, хотелось больше позитива - но мы прекрасно знаем, что история не знает сослагательного наклонения
"Крепкий румяный русский год катился по календарю, с крашеными яйцами, елками, стальными финляндскими коньками, декабрем, вейками и дачей"
Осип Мандельштам "Шум времени"
Всем привет!
Отзвенели Новогодние праздники, в этом году (во всяком случае для меня), громче обычного. Наш город богато и изысканно украшен тысячами цветных огоньков, экранов и фигур! В магазинах еще распродают подарки, пахнет мандаринами и шампанским. Скоро в каждом доме Рождественская елка отправится в коробку или в корзину, а игрушки будут запрятаны в шкафы. Трудно себе представить, что однажды было иначе.
Пока еще не совсем поздно, мне хочется поделиться впечатлениями о совершенно замечательной книжке, о которой я узнала благодаря своей северной ученице. Оказывается, она не редкость, и легко находится на "Яндекс. Книгах". Произведение не очень длинное, 438 страниц, c обилием черно-белых иллюстраций и ссылок. Автор проделала большую работу и смогла ее наглядно приподнести!
Вот краткая биографическая справка.
ством светил Ю. М. Лотмана и Д.C. Лихачева. В круг научных интересов Елены Владимировны входили русская словесность и культура.
Данная книга вышла в серии "Культура повседневности" и читается взахлеб, словно беллетристика, а ведь это научно-популярная литература. Сначала Душечкина исследует мифологию деревьев на Руси и в мире, потом она сравнивает рождественские традиции в Европе и России, которая переносила на свою почву традиции просвещенного запада.
В Российской империи праздновать Новый год первого января начали по указу Петра первого в 1699 году, до этого новый год отмечали в сентябре... Новогодняя елка сейчас у нас ассоциируется с ощущением детской сказки и чарующим обещанием волшебства. Трудно себе представить, что вокруг елки часто разгоралась жаркая полемика. Сначала елку запрещали церковные власти, видя в ней пережитки язычества. После революции елку гнобили большевики, усматривая в ней пропаганду христиантства и буржуазного уклада жизни. Долгое время рождественскую елку устраивают интеллигентные эмигранты, тоскуя по родине и своему детству.
Любопытно, что "реабилитация" опального дерева произошла при товарище Сталине, аккурат перед Великой Отечественной. Начали устраиваться утренники для детишек с хороводами вокруг елки и сладкими подарками. Выпускали тематические игрушки, прославляющие советскую действительность, такие как самолеты, рабочих и колхозниц, колосья и т. д.
В финальной части своего исследования Душечкина разбирает фигуры Деда Мороза и Снегурочки, на основе стихов и их упоминаниях в прозе. Интересен также ее разбор широко известной детской песенки Раисы Адамовны Кудашевой "В лесу родилась елочка!" или русский ответ Jingle Bells. В книге очень много цитат самого разного характера, как и из журналов, так и из мемуаров очевидцев, Душечкина даже добавила "перца" хулиганскими стишками про Деда Мороза и карикатурами из советских фельетонов.
Под конец не откажу себе в удовольствии показать вам некоторые иллюстрации из книги. Очень жаль, что я могу выбрать только 3 фото, ведь на самом деле их весьма много и все они яркие свидетельства их эпох!
Друзья мои, спасибо за внимание! Я очень рада, что нашла время и силы написать про "русскую елку". Могла бы и лучше, но да ладно... Этот феномен явно заслуживает внимания и любви! Пусть елка запоминается не столько символом коммерции, сколько неувядающим праздником!
Спасибо за внимание! С новым годом вас, берегите себя!
Осип Мандельштам "Шум времени"
Всем привет!
Отзвенели Новогодние праздники, в этом году (во всяком случае для меня), громче обычного. Наш город богато и изысканно украшен тысячами цветных огоньков, экранов и фигур! В магазинах еще распродают подарки, пахнет мандаринами и шампанским. Скоро в каждом доме Рождественская елка отправится в коробку или в корзину, а игрушки будут запрятаны в шкафы. Трудно себе представить, что однажды было иначе.
Пока еще не совсем поздно, мне хочется поделиться впечатлениями о совершенно замечательной книжке, о которой я узнала благодаря своей северной ученице. Оказывается, она не редкость, и легко находится на "Яндекс. Книгах". Произведение не очень длинное, 438 страниц, c обилием черно-белых иллюстраций и ссылок. Автор проделала большую работу и смогла ее наглядно приподнести!
Вот краткая биографическая справка.
ством светил Ю. М. Лотмана и Д.C. Лихачева. В круг научных интересов Елены Владимировны входили русская словесность и культура.
Данная книга вышла в серии "Культура повседневности" и читается взахлеб, словно беллетристика, а ведь это научно-популярная литература. Сначала Душечкина исследует мифологию деревьев на Руси и в мире, потом она сравнивает рождественские традиции в Европе и России, которая переносила на свою почву традиции просвещенного запада.
В Российской империи праздновать Новый год первого января начали по указу Петра первого в 1699 году, до этого новый год отмечали в сентябре... Новогодняя елка сейчас у нас ассоциируется с ощущением детской сказки и чарующим обещанием волшебства. Трудно себе представить, что вокруг елки часто разгоралась жаркая полемика. Сначала елку запрещали церковные власти, видя в ней пережитки язычества. После революции елку гнобили большевики, усматривая в ней пропаганду христиантства и буржуазного уклада жизни. Долгое время рождественскую елку устраивают интеллигентные эмигранты, тоскуя по родине и своему детству.
Любопытно, что "реабилитация" опального дерева произошла при товарище Сталине, аккурат перед Великой Отечественной. Начали устраиваться утренники для детишек с хороводами вокруг елки и сладкими подарками. Выпускали тематические игрушки, прославляющие советскую действительность, такие как самолеты, рабочих и колхозниц, колосья и т. д.
В финальной части своего исследования Душечкина разбирает фигуры Деда Мороза и Снегурочки, на основе стихов и их упоминаниях в прозе. Интересен также ее разбор широко известной детской песенки Раисы Адамовны Кудашевой "В лесу родилась елочка!" или русский ответ Jingle Bells. В книге очень много цитат самого разного характера, как и из журналов, так и из мемуаров очевидцев, Душечкина даже добавила "перца" хулиганскими стишками про Деда Мороза и карикатурами из советских фельетонов.
Под конец не откажу себе в удовольствии показать вам некоторые иллюстрации из книги. Очень жаль, что я могу выбрать только 3 фото, ведь на самом деле их весьма много и все они яркие свидетельства их эпох!
Друзья мои, спасибо за внимание! Я очень рада, что нашла время и силы написать про "русскую елку". Могла бы и лучше, но да ладно... Этот феномен явно заслуживает внимания и любви! Пусть елка запоминается не столько символом коммерции, сколько неувядающим праздником!
Спасибо за внимание! С новым годом вас, берегите себя!
Общее впечатление | Новый внимательный взгляд на привычное дерево |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву15
По словам Душечкиной, в 20-30х годах Новый год был как раз в опале, но не настолько сильной, как Рождество.
В этом году я завела котеночка, поэтому елку не ставили в принципе!
Будет любопытно, если Вы потом поделитесь своими мыслями тут!