Отзыв: Фильм "Работа без авторства" (2018) - Кто водит твоей рукой? Ты сам или провидение?
Достоинства: Мощь, гуманизм, реалистичность; красиво и страшно одновременно; актёрская игра; работа художников и оператора; музыка
Недостатки: Возможно, огромный хронометраж
Сегодня неожиданно обнаружила, что завтра будет месяц, как писала последний отзыв. Во избежание приостановки выплат приходится сделать публикацию, хотя времени катастрофически не хватает… Этот отзыв написан давно, фильм не новый («Работа без авторства» режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка), но, может, кто-то и не видел его…
Картина сильная, пронзительная, оставляет след в душе надолго. Она одновременно и страшная, и прекрасная; в ней присутствуют очень трагичные, тяжёлые моменты, касающиеся самого сокровенного, что заложено природой, и что нацисты безжалостно и цинично отбирали у людей… Медицинские манипуляции, эксперименты – только малая часть зверств, но почему-то именно эти эпизоды бьют по нервам… Жутко звучит, но, Боже мой, лучше бы просто убили этих граждан, «не таких, как все», «не подходящих под строгие расовые каноны»… Зачем столько мучений?
Главный герой – настоящий художник с рождения, чьё призвание – искать Истину, Смысл, Гармонию посреди хаоса, невежества, жестокости… Он не может не творить, это его острая потребность, без реализации которой даже впору заболеть… К сожалению, такие таланты часто имеют очень несчастливую личную жизнь. Собственно говоря, об этом и расскажет лента, двигаясь от детских лет и юности к зрелым годам. Сначала от рук нацистов погибла его молодая тётя – неординарная и слишком чувствительная девушка (а таких, как я говорила выше, не терпели, считали дефектными), при том, что была она немкой, красавицей, имела родственников, состоящих в рядах СС. Эта смерть наложила свой трагичный отпечаток на мальчика…
Окончилась Вторая мировая война. И вот злая судьба, как будто издеваясь, сводит его с тем врачом, который цинично решил участь его тёти. Да, парень влюбился в его дочь. Мало того, что подлец сумел скрыть своё тёмное прошлое, хорошо устроился в новой реальности. Но, господи, какова же степень мерзости этого человека, обязанного следовать клятве Гиппократа, но поступавшего ровно наоборот! И ладно бы к чужим людям, но свою родную дочку так изощрённо и коварно калечить под предлогом следования генетики… Нет слов…
Однако возмездие рано или поздно приходит к таким иродам… И в этом плане история пропитана гуманизмом и надеждой, причём очень часто злодеи сами себя наказывают, сходят с ума от нечистой совести и страха разоблачения…
Весь фильм пронизывает удивительная мысль – художник постоянно стремится найти единственно правильное выражение себя в искусстве, показать отношение к этому миру, но зачастую сам он до конца не понимает всю суть созданного им произведения, а только интуитивно чувствует, что сделал всё правильно... Он – лишь проводник чего-то более высокого, которое играет на нём, как на скрипке или рояле… ну, у кого какая фактура…
Прямо до мурашек пробирает потрясающий финальный момент (можно сказать, аккорд), когда он писал картину по фото, где он с тётей, и подул ветер, ставни закрылись, на картине появилась тень злодея, погубившего её… Он ведь не мог знать правду и так и не узнает никогда, но что-то свыше руководило им... Всё так и происходит у творческих людей… Назовите это интуицией или по-другому – суть не изменится…
Картина сильная, пронзительная, оставляет след в душе надолго. Она одновременно и страшная, и прекрасная; в ней присутствуют очень трагичные, тяжёлые моменты, касающиеся самого сокровенного, что заложено природой, и что нацисты безжалостно и цинично отбирали у людей… Медицинские манипуляции, эксперименты – только малая часть зверств, но почему-то именно эти эпизоды бьют по нервам… Жутко звучит, но, Боже мой, лучше бы просто убили этих граждан, «не таких, как все», «не подходящих под строгие расовые каноны»… Зачем столько мучений?
Главный герой – настоящий художник с рождения, чьё призвание – искать Истину, Смысл, Гармонию посреди хаоса, невежества, жестокости… Он не может не творить, это его острая потребность, без реализации которой даже впору заболеть… К сожалению, такие таланты часто имеют очень несчастливую личную жизнь. Собственно говоря, об этом и расскажет лента, двигаясь от детских лет и юности к зрелым годам. Сначала от рук нацистов погибла его молодая тётя – неординарная и слишком чувствительная девушка (а таких, как я говорила выше, не терпели, считали дефектными), при том, что была она немкой, красавицей, имела родственников, состоящих в рядах СС. Эта смерть наложила свой трагичный отпечаток на мальчика…
Окончилась Вторая мировая война. И вот злая судьба, как будто издеваясь, сводит его с тем врачом, который цинично решил участь его тёти. Да, парень влюбился в его дочь. Мало того, что подлец сумел скрыть своё тёмное прошлое, хорошо устроился в новой реальности. Но, господи, какова же степень мерзости этого человека, обязанного следовать клятве Гиппократа, но поступавшего ровно наоборот! И ладно бы к чужим людям, но свою родную дочку так изощрённо и коварно калечить под предлогом следования генетики… Нет слов…
Однако возмездие рано или поздно приходит к таким иродам… И в этом плане история пропитана гуманизмом и надеждой, причём очень часто злодеи сами себя наказывают, сходят с ума от нечистой совести и страха разоблачения…
Весь фильм пронизывает удивительная мысль – художник постоянно стремится найти единственно правильное выражение себя в искусстве, показать отношение к этому миру, но зачастую сам он до конца не понимает всю суть созданного им произведения, а только интуитивно чувствует, что сделал всё правильно... Он – лишь проводник чего-то более высокого, которое играет на нём, как на скрипке или рояле… ну, у кого какая фактура…
Прямо до мурашек пробирает потрясающий финальный момент (можно сказать, аккорд), когда он писал картину по фото, где он с тётей, и подул ветер, ставни закрылись, на картине появилась тень злодея, погубившего её… Он ведь не мог знать правду и так и не узнает никогда, но что-то свыше руководило им... Всё так и происходит у творческих людей… Назовите это интуицией или по-другому – суть не изменится…
Общее впечатление | Кто водит твоей рукой? Ты сам или провидение? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
Понравились Ваши слова из отзыва: "Он – лишь проводник чего-то более высокого, которое играет на нём, как на скрипке или рояле… ну, у кого какая фактура…" - мне кажется, в каком-то смысле, это про всех нас.