Отзыв: Сериал "Гротеск" (2024) - Мрачный и непоследовательный артхаус
Достоинства: Актриса Микаэла Даймонд в роли монашки, качественная работа оператора, саундтрек
Недостатки: Много тошнотворных сцен, темные сцены, обилие крупных планов, твисты, финал
Добрый день дорогие подписчики и читатели Отзовика!
"Гротеск" - крайне странный сериал. Даже не знаю, с чего начать. "Гротеск" - это новое детище известного шоураннера Райана Мерфи, который подарил нам такие примечательные сериалы как "Американская история ужасов", "Американская история преступлений", "Хор" и "Монстры". Но кроме того, он прославил свое имя тем, что заключил с Netflix самый дорогой контракт на производство сериалов - на 300 миллионов долларов.
И вот когда срок контракта истек, Райан Мерфи стал делать сериалы для других телекомпаний. На этот раз для Fox. Сериал совершенно не случайно назван "Гротеск", и ниже я объясню почему.
По сюжету заслуженный детектив полиции Лоис начинает расследование череды весьма странных и изуверских убийств. Преступления совершаются особо изощренным способом и понять мотивы виновного здоровому человеку практически невозможно. Поэтому детектив привлекает к расследованию убийств монашку (ага, прикинь - монашку!), которая пишет криминальные очерки в местной христианской газете. Вместе они начинают ловить коварного злодея. Детектив с монашкой, как тут устоять?
Казалось бы, вот обычный сюжет для закрученных криминальных детективов с религиозным уклоном. Видели такое и не раз. Взять хотя бы легендарный фильм "Семь" режиссера Дэвида Финчера. Только вместе старого афроамериканцы Моргана Фримена - такая же темнокожая непонятного возраста, а вместо красавчика Брэда Питта - белая как сало монашка. Так-то, да не так.
Дело в том, что помимо собственно детективной линии, в сериале много экранного времени уделено социалочке. Так, главная героиня Лоис постоянно и очень много пьет. Она пьет на работе, она пьет дома и даже в больнице, где лежит в коме ее муж - тоже пьет. В общем, весьма скрепно пьет. При этом у нее есть взрослая дочь, которая постоянно ест. Её главная мечта - попасть в телешоу "Полтонны", рядом с которым участницы "Большие девчонки" на канале "Пятница" - просто булемички. Поэтому в сериале противопоставляется зависимость матери от алкоголя и зависимость дочери от еды. Баланс, как всегда, в компромиссе: я пью, а ты - жрешь, никто никому не мешает!
Так что сразу стоит приготовиться, чтобы в сериале придется лицезреть упитанные бока темнокожей девушки на весь экран. То еще зрелище. Как и губищи ее экранной мамаши.
Но это далеко еще не всё! У Лоис в коме лежит муж, профессор в учебном заведении. Муж оказался слаб до женского пола и тоже сам не может справиться с тягой к женскому полу. Поэтому Лоис мучается перед выбором: отключать ли мужа от системы обеспечения жизнедеятельности или нет. Опять же - в больнице и побухать спокойно можно.
У монашки вроде каких-то видимых зависимостей нет, но она не может удержаться перед своим непосредственным начальником - святым отцом Чарли. А вот тут уже начинаются девиации куда более высокого уровня. Ведь отец Чарли - тот еще священник. Он любит ублажать себя в кожаном одеянии (что-то весьма не скрепное) и сразу после этого бить себя винтажной плетью. Думаю, тут уже очевидно, что сериал строго-настрого 18+.
Создатели не то чтобы сильно морализируют на тему зависимостей, скорее просто подмечают факт, указывая на их наличие. И блестяще их визуализируя, наслаждаясь этим.
В какой-то момент просмотра понимаешь, что с сериалом не все в порядке. Что практически всё, что происходит на экране - это "ту мач"! Слишком много. Слишком много бухает детектив, слишком много жрет ее дочь, слишком ненормальная история с мужем и медсестрой в больнице. И уж тем более - слишком изуверские и неправдоподобные убийства. Как будто само повествование в сериале в прямом смысле слово "гротескное" - то есть умышленно уродливое и комичное, построенное на преувеличениях и контрастах. Словно бы владельцы телеканала вызвали шоураннера и попросили сделать всего побольше - побольше убийств, побольше социалочки и побольше твистов. И шоураннер такой: "Будет вам всего побольше!".
Вот собственно мы подошли и к самой интересной теме - твисты. Сейчас уже принято в драматургии сериалов и фильмов, что последняя треть контента отдана на откуп твисту - обязательному сюжетному повороту, когда вдруг оказывается, что всё происходящее - это сон собаки.
И у "Гротеска" таких твистов даже не один. Примерно к середине сериала детектив выясняет, кто же стоит за всеми этими религиозными убийствами. А дальше начинается тот самый твист - переворот сюжета. Детективная линия отходит на второй план, а потом и вовсе где-то маячит вдалеке, а это время зритель смотрит то социальную драму, то психологический триллер.
Сразу стоит отметить, что такой поворот зритель не оценил. К сожалению, на КиноПоиске нет отдельного рейтинга по сериям, поэтому оценить реакцию зрителей можно только на IMDb. На этом сайте есть оценка каждой серии в сериале, поэтому точно можно сказать, что рейтинг серий с 1 по 9 был в диапазоне от 6.3 до 7.6 баллов, а заключительная - 10-ая серия - имеет оценку всего в 4,8 баллов. То есть твистов тоже оказалось многовато. Опять гротеск.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что сериал постоянно что-то высмеивает, но делая это с максимально серьезным лицом. Начинается с какой-то пародии на Финчера и заканчивается тем же. Только вместо фильма "Семь" мы видим карикатурную версию "Бойцовского клуба" версии 2.0 - четверть века спустя. Если в те уже давние времена, мужчины собирались и выплескивали накопившуюся агрессию, дубася друг друга. То теперь тестостероновые мужчины собираются вместе, чтобы зализывать "обидки" на общество. Чуть ли не полчаса длится сцена, где мужчины жалуются на политику "отмены" и горюют о том, что "сильному" мужчине нет места в современном обществе. Довольно странно и не к месту. Зачем такой обиженный спич про политику "отмены" надо было помещать в такой гротескный сериал?
Возможно, я бы и не осилила такой сериал целиком, если бы он не был так качественно и занимательно снят. Несмотря на обилие темнокожих актеров и темных сцен, в сериале довольно приятные фильтры. Да и оператор - молодец (постоянный коллега Района Мерфи по сериалам Блейк МакКлюр). То ракурсы интересные возьмет, то сама камера движется необычно, вроде пролетов через окна или впереди движущейся машины. Сериал снят качественно. Единственное, что под конец сериала доводит до тошноты - это очень большое количество крупных планов. Губищи у этой детектившы - на полэкрана. И все штукатурка на лице отчетливо видна.
Кроме того, как снят этот сериал, мне понравилась актриса Микаэла Даймонд, которая сыграла роль монашки. Довольно оригинальная внешность у актрисы, и выбор ее на роль монашки считаю удачным. Со своими кудряшками, немигающим взглядом и кривым ртом Даймонд создала запоминающийся образ. Ну и конечно же стоит отметить актера Николаса Александра Чавеса, сыгравшего отца Чарли. Блеснул всем, чем мог))
В сериале шикарный саунд. Музыкальная дорожка гармонично дополняет гротескное повествование сериала. Среди исполнителей такие звезды, как Otis Redding, Miles Davis, Nina Simone, Louis Armstrong
John Coltrane и даже David Bowie (с песней Lets Dance). Почему-то не хватало только Marylin Manson с песней "Sweet dream". Но, видимо, это тоже связано с той же политикой "отмены".
Рекомендовать сериал "Гротеск" всем подряд я бы не стала. В нем много мрачных и тошнотворных сцен, причем связанных не только с детально показанными местами преступлений (жестоких убийств), но и даже с бытовыми моментами. Даже не знаю, кому бы такой сериал понравился. Любители криминальных детективов будут разочарованы твистами и долгим послесловием после завершения собственно детективной линии. Поклонники ужасов будут недовольны тем, что сериал меняет жанровую принадлежность и скатывается в социальную драму. А ценителям социальной драмы покажется слишком жестоким те кровавые моменты, которое доминируют в сериале.
Скорее, сериал "Гротеск"ближе к артхаусу. При желании в нем можно разглядеть что-то пост-постмодерновое. Но только вряд ли искусствоведы будут смотреть этот сериал, скорее уж психиатры.
Долго думала, какую поставить оценку - вроде местами и трэш и артхаус, но с другой стороны и снято ведь, не спустя рукава. Пересматривать "Гротекс" я точно никогда не буду, но и отговаривать других смотреть тоже не стану. Ок, за монашку и оператора ставлю 4. Но без рекомендации "к просмотру".
"Гротеск" - крайне странный сериал. Даже не знаю, с чего начать. "Гротеск" - это новое детище известного шоураннера Райана Мерфи, который подарил нам такие примечательные сериалы как "Американская история ужасов", "Американская история преступлений", "Хор" и "Монстры". Но кроме того, он прославил свое имя тем, что заключил с Netflix самый дорогой контракт на производство сериалов - на 300 миллионов долларов.
И вот когда срок контракта истек, Райан Мерфи стал делать сериалы для других телекомпаний. На этот раз для Fox. Сериал совершенно не случайно назван "Гротеск", и ниже я объясню почему.
По сюжету заслуженный детектив полиции Лоис начинает расследование череды весьма странных и изуверских убийств. Преступления совершаются особо изощренным способом и понять мотивы виновного здоровому человеку практически невозможно. Поэтому детектив привлекает к расследованию убийств монашку (ага, прикинь - монашку!), которая пишет криминальные очерки в местной христианской газете. Вместе они начинают ловить коварного злодея. Детектив с монашкой, как тут устоять?
Казалось бы, вот обычный сюжет для закрученных криминальных детективов с религиозным уклоном. Видели такое и не раз. Взять хотя бы легендарный фильм "Семь" режиссера Дэвида Финчера. Только вместе старого афроамериканцы Моргана Фримена - такая же темнокожая непонятного возраста, а вместо красавчика Брэда Питта - белая как сало монашка. Так-то, да не так.
Дело в том, что помимо собственно детективной линии, в сериале много экранного времени уделено социалочке. Так, главная героиня Лоис постоянно и очень много пьет. Она пьет на работе, она пьет дома и даже в больнице, где лежит в коме ее муж - тоже пьет. В общем, весьма скрепно пьет. При этом у нее есть взрослая дочь, которая постоянно ест. Её главная мечта - попасть в телешоу "Полтонны", рядом с которым участницы "Большие девчонки" на канале "Пятница" - просто булемички. Поэтому в сериале противопоставляется зависимость матери от алкоголя и зависимость дочери от еды. Баланс, как всегда, в компромиссе: я пью, а ты - жрешь, никто никому не мешает!
Так что сразу стоит приготовиться, чтобы в сериале придется лицезреть упитанные бока темнокожей девушки на весь экран. То еще зрелище. Как и губищи ее экранной мамаши.
Но это далеко еще не всё! У Лоис в коме лежит муж, профессор в учебном заведении. Муж оказался слаб до женского пола и тоже сам не может справиться с тягой к женскому полу. Поэтому Лоис мучается перед выбором: отключать ли мужа от системы обеспечения жизнедеятельности или нет. Опять же - в больнице и побухать спокойно можно.
У монашки вроде каких-то видимых зависимостей нет, но она не может удержаться перед своим непосредственным начальником - святым отцом Чарли. А вот тут уже начинаются девиации куда более высокого уровня. Ведь отец Чарли - тот еще священник. Он любит ублажать себя в кожаном одеянии (что-то весьма не скрепное) и сразу после этого бить себя винтажной плетью. Думаю, тут уже очевидно, что сериал строго-настрого 18+.
Создатели не то чтобы сильно морализируют на тему зависимостей, скорее просто подмечают факт, указывая на их наличие. И блестяще их визуализируя, наслаждаясь этим.
В какой-то момент просмотра понимаешь, что с сериалом не все в порядке. Что практически всё, что происходит на экране - это "ту мач"! Слишком много. Слишком много бухает детектив, слишком много жрет ее дочь, слишком ненормальная история с мужем и медсестрой в больнице. И уж тем более - слишком изуверские и неправдоподобные убийства. Как будто само повествование в сериале в прямом смысле слово "гротескное" - то есть умышленно уродливое и комичное, построенное на преувеличениях и контрастах. Словно бы владельцы телеканала вызвали шоураннера и попросили сделать всего побольше - побольше убийств, побольше социалочки и побольше твистов. И шоураннер такой: "Будет вам всего побольше!".
Вот собственно мы подошли и к самой интересной теме - твисты. Сейчас уже принято в драматургии сериалов и фильмов, что последняя треть контента отдана на откуп твисту - обязательному сюжетному повороту, когда вдруг оказывается, что всё происходящее - это сон собаки.
И у "Гротеска" таких твистов даже не один. Примерно к середине сериала детектив выясняет, кто же стоит за всеми этими религиозными убийствами. А дальше начинается тот самый твист - переворот сюжета. Детективная линия отходит на второй план, а потом и вовсе где-то маячит вдалеке, а это время зритель смотрит то социальную драму, то психологический триллер.
Сразу стоит отметить, что такой поворот зритель не оценил. К сожалению, на КиноПоиске нет отдельного рейтинга по сериям, поэтому оценить реакцию зрителей можно только на IMDb. На этом сайте есть оценка каждой серии в сериале, поэтому точно можно сказать, что рейтинг серий с 1 по 9 был в диапазоне от 6.3 до 7.6 баллов, а заключительная - 10-ая серия - имеет оценку всего в 4,8 баллов. То есть твистов тоже оказалось многовато. Опять гротеск.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что сериал постоянно что-то высмеивает, но делая это с максимально серьезным лицом. Начинается с какой-то пародии на Финчера и заканчивается тем же. Только вместо фильма "Семь" мы видим карикатурную версию "Бойцовского клуба" версии 2.0 - четверть века спустя. Если в те уже давние времена, мужчины собирались и выплескивали накопившуюся агрессию, дубася друг друга. То теперь тестостероновые мужчины собираются вместе, чтобы зализывать "обидки" на общество. Чуть ли не полчаса длится сцена, где мужчины жалуются на политику "отмены" и горюют о том, что "сильному" мужчине нет места в современном обществе. Довольно странно и не к месту. Зачем такой обиженный спич про политику "отмены" надо было помещать в такой гротескный сериал?
Возможно, я бы и не осилила такой сериал целиком, если бы он не был так качественно и занимательно снят. Несмотря на обилие темнокожих актеров и темных сцен, в сериале довольно приятные фильтры. Да и оператор - молодец (постоянный коллега Района Мерфи по сериалам Блейк МакКлюр). То ракурсы интересные возьмет, то сама камера движется необычно, вроде пролетов через окна или впереди движущейся машины. Сериал снят качественно. Единственное, что под конец сериала доводит до тошноты - это очень большое количество крупных планов. Губищи у этой детектившы - на полэкрана. И все штукатурка на лице отчетливо видна.
Кроме того, как снят этот сериал, мне понравилась актриса Микаэла Даймонд, которая сыграла роль монашки. Довольно оригинальная внешность у актрисы, и выбор ее на роль монашки считаю удачным. Со своими кудряшками, немигающим взглядом и кривым ртом Даймонд создала запоминающийся образ. Ну и конечно же стоит отметить актера Николаса Александра Чавеса, сыгравшего отца Чарли. Блеснул всем, чем мог))
В сериале шикарный саунд. Музыкальная дорожка гармонично дополняет гротескное повествование сериала. Среди исполнителей такие звезды, как Otis Redding, Miles Davis, Nina Simone, Louis Armstrong
John Coltrane и даже David Bowie (с песней Lets Dance). Почему-то не хватало только Marylin Manson с песней "Sweet dream". Но, видимо, это тоже связано с той же политикой "отмены".
Рекомендовать сериал "Гротеск" всем подряд я бы не стала. В нем много мрачных и тошнотворных сцен, причем связанных не только с детально показанными местами преступлений (жестоких убийств), но и даже с бытовыми моментами. Даже не знаю, кому бы такой сериал понравился. Любители криминальных детективов будут разочарованы твистами и долгим послесловием после завершения собственно детективной линии. Поклонники ужасов будут недовольны тем, что сериал меняет жанровую принадлежность и скатывается в социальную драму. А ценителям социальной драмы покажется слишком жестоким те кровавые моменты, которое доминируют в сериале.
Скорее, сериал "Гротеск"ближе к артхаусу. При желании в нем можно разглядеть что-то пост-постмодерновое. Но только вряд ли искусствоведы будут смотреть этот сериал, скорее уж психиатры.
Долго думала, какую поставить оценку - вроде местами и трэш и артхаус, но с другой стороны и снято ведь, не спустя рукава. Пересматривать "Гротекс" я точно никогда не буду, но и отговаривать других смотреть тоже не стану. Ок, за монашку и оператора ставлю 4. Но без рекомендации "к просмотру".
Время использования | Один раз |
Общее впечатление | Мрачный и непоследовательный артхаус |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву3