Отзыв: Книга "Мария Стюарт" - Стефан Цвейг - Цвейг, возможно, лучший историк, чем писатель
Достоинства: Интересно, подкупающе объективно, талантливо
Недостатки: Может быть - это "книга не для всех"
Потрясающая, сильная книга! Изумительное историческое исследование, гармонично спланированное и гениально исполненное. Цвейг – историк на голову выше Цвейга – сентименталиста, а ведь он один из лучших в этом литературном течении.
О королеве, бросившей под ноги любимому человеку свою честь и достоинство, свой народ и корону, за что она и погибла на эшафоте, я впервые узнала в подростковом возрасте. Лет в 14 -15, я залпом проглотила эту книгу, читая «со скоростью пулемёта», пропуская некоторые моменты и не задумываясь о деталях. Мария Стюарт стала моим идеалом, образцом высокой отваги и независимости, любимой героиней на несколько юношеских лет. Есть даже стихи, которые я ей посвятила (правда, потом отредактировала, но так и не посмела отказаться от своей прекрасной восторженной наивности того времени).
Прошли годы, а потом ещё, и я стала по-другому оценивать биографические факты, которые Стефан Цвейг рассматривал, оценивал и комментировал со скрупулёзностью истинного учёного. Думаю, что опыт писателя – сентименталиста оказался очень хорошим подспорьем в его исторических хрониках, потому что согласна с большинством его предположений и выводов. Историк из него получился великолепный - может быть, даже лучший, чем писатель.
Я и сейчас, иногда, перечитываю эту книгу «под настроение». Мне уже не кажутся скучноватыми экскурсы автора в политику и бытовые подробности шотландско – английских отношений тех времён: точность деталей и оттенков важны для определения истины. Я уже давно перестала восхищаться дерзкой храбростью своей любимой королевы, но и такая, как есть, она не потеряла для меня своего обаяния и неординарности.
Просто теперь за ослепляющим образом королевы-мученицы, я вижу две значительные персоны средневековья: Марию и Елизавету, со всеми их достоинствами и недостатками. Цвейг очень тонко и мудро расставил акценты, анализируя общественно-политическую погоду и расстановку сил того времени. Одна из этих королев – символ уходящего рыцарства: яркого, прекрасного, часто – бездумно – импульсивного и склонного к саморазрушению. Другая – оплот новых буржуазных отношений, проповедующих раздумчивость, осторожность и курс к накопительству, гарантирующему всеобщий подъём по социальной лестнице.
Наверное, я не стала меньше любить бедную Марию Стюарт, просто по-новому оценила её характер, но частью моего уважения она, как не прискорбно, поделилась со своей великой антагонисткой. Так бывает: «Люди, вызывающие у нас наибольшую любовь, не всегда достойны нашего большого уважения» (может, слегка переврала цитату, но смысл – тот же).
Я часто путешествую по интернету, в поисках мест, связанных с Марией Стюарт. Одно из любимых – развалины неприступного Лохливенского замка посреди озера, из которого ей удалось бежать. Навстречу своей смерти, как потом оказалось…
По сравнению с художественными произведениями Стефана Цвейга, его исторические хроники написаны более сложным языком. Но это естественно и закономерно: исследования требуют своих терминов и определений. Тем более, погрузившись в его эссе с головой, об этих сложностях забываешь, так он убедителен и умён.
Художественных произведений: книг и фильмов о Марии Стюарт, как это ни странно, очень немного, несмотря на незаурядность её личности и судьбы. Вероятно, это зависит от того, что для современников эта женщина в короне так и осталась «тёмной лошадкой», которую трудно классифицировать с обычной точки зрения на человеческие добродетели. Англичане и шотландцы до сих пор имеют насчёт неё полярно противоположные мнения. Тем ценнее для нас честный и сугубо непредвзятый взгляд Цвейга на «события давно минувших лет».
О королеве, бросившей под ноги любимому человеку свою честь и достоинство, свой народ и корону, за что она и погибла на эшафоте, я впервые узнала в подростковом возрасте. Лет в 14 -15, я залпом проглотила эту книгу, читая «со скоростью пулемёта», пропуская некоторые моменты и не задумываясь о деталях. Мария Стюарт стала моим идеалом, образцом высокой отваги и независимости, любимой героиней на несколько юношеских лет. Есть даже стихи, которые я ей посвятила (правда, потом отредактировала, но так и не посмела отказаться от своей прекрасной восторженной наивности того времени).
Прошли годы, а потом ещё, и я стала по-другому оценивать биографические факты, которые Стефан Цвейг рассматривал, оценивал и комментировал со скрупулёзностью истинного учёного. Думаю, что опыт писателя – сентименталиста оказался очень хорошим подспорьем в его исторических хрониках, потому что согласна с большинством его предположений и выводов. Историк из него получился великолепный - может быть, даже лучший, чем писатель.
Я и сейчас, иногда, перечитываю эту книгу «под настроение». Мне уже не кажутся скучноватыми экскурсы автора в политику и бытовые подробности шотландско – английских отношений тех времён: точность деталей и оттенков важны для определения истины. Я уже давно перестала восхищаться дерзкой храбростью своей любимой королевы, но и такая, как есть, она не потеряла для меня своего обаяния и неординарности.
Просто теперь за ослепляющим образом королевы-мученицы, я вижу две значительные персоны средневековья: Марию и Елизавету, со всеми их достоинствами и недостатками. Цвейг очень тонко и мудро расставил акценты, анализируя общественно-политическую погоду и расстановку сил того времени. Одна из этих королев – символ уходящего рыцарства: яркого, прекрасного, часто – бездумно – импульсивного и склонного к саморазрушению. Другая – оплот новых буржуазных отношений, проповедующих раздумчивость, осторожность и курс к накопительству, гарантирующему всеобщий подъём по социальной лестнице.
Наверное, я не стала меньше любить бедную Марию Стюарт, просто по-новому оценила её характер, но частью моего уважения она, как не прискорбно, поделилась со своей великой антагонисткой. Так бывает: «Люди, вызывающие у нас наибольшую любовь, не всегда достойны нашего большого уважения» (может, слегка переврала цитату, но смысл – тот же).
Я часто путешествую по интернету, в поисках мест, связанных с Марией Стюарт. Одно из любимых – развалины неприступного Лохливенского замка посреди озера, из которого ей удалось бежать. Навстречу своей смерти, как потом оказалось…
По сравнению с художественными произведениями Стефана Цвейга, его исторические хроники написаны более сложным языком. Но это естественно и закономерно: исследования требуют своих терминов и определений. Тем более, погрузившись в его эссе с головой, об этих сложностях забываешь, так он убедителен и умён.
Художественных произведений: книг и фильмов о Марии Стюарт, как это ни странно, очень немного, несмотря на незаурядность её личности и судьбы. Вероятно, это зависит от того, что для современников эта женщина в короне так и осталась «тёмной лошадкой», которую трудно классифицировать с обычной точки зрения на человеческие добродетели. Англичане и шотландцы до сих пор имеют насчёт неё полярно противоположные мнения. Тем ценнее для нас честный и сугубо непредвзятый взгляд Цвейга на «события давно минувших лет».
Общее впечатление | Цвейг, возможно, лучший историк, чем писатель |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2