Отзыв: Фильм "Несломленный" (2014) - "Список Шиндлера" для бедных, или История о том, как били-били, а чел живучий попался
Достоинства: разве что привлечение внимания к фигуре Замперини, хотя и это спорно
Недостатки: плоско, однообразные сцены, пафосно, нет психологизма, нет идеи, по сути фильм два часа показывает одно и то же, а потом пытается разродиться высокой моралью
"Несломленный" - американская пафосная военная драма, снятая Анджелиной Джоли с расчётом получения призов от киноакадемии. Расчёт провалился, Джоли как режиссёра всерьёз не воспринимает ни кинокомпания с которой она работала (стоит вспомнить высказывание от руководства Сони Пикчерз в духе "эта девчонка хочет поразвлечься, а мы должны спонсировать все её идеи", ни критики. На этом, в общем-то рассказ о "Несломленном" можно было бы и закончить, так как фильм ничего особенного из себя не представляет. Но мы ведь против голословия и навешивания ярлыков, так что давайте посмотрим почему так вышло.
Спортсмен и просто хороший парень по имени Луи Замперини во время Второй мировой войны оказался в ряду ВВС США. К этому времени парниша уже успел поучаствовать в Олимпийских играх (и ничего там не получить) и прославиться если не на весь мир, то хотя бы в рамках Америки. Дальше всё предсказуемо: самолёт подбили, на надувной лодке Замперини плавал по океану почти месяц, был найден судном японцем и взят в плен. Японский лагерь для военнопленных, издевательства и торжественное освобождение. Всё это вы можете прочитать как в синопсисе к фильму, так и в Википедии, смотреть два часа на то, как Джека О`Коннелла бьют палкой по хребтине вовсе не обязательно.
Собственно два часа картины сводятся к сухому минутному пересказу с примерным содержанием: били-били-били, а он живучий попался. Никакого психологизма, никаких интрересных и непростых образов, никаких отношений внутри лагеря или между японцами и американцами, это даже старательно обходится стороной, а потому тот факт, когда после двухчасового пафосного бреда говорят о том, что у Замперини была невеста, с которой он был знаком до войны, и после того, как вернулся в 46ом они уже поженились, вызывает у зрителя некоторое удивление: как так, мы прожили с этим экранным Замперини два с половиной часа нашего времени и пару лет его, но даже знать не знали о существовании некой невесты на гражданке. И вот так в этом фильме со всем.
Всё зло, которое бедных американских солдат ждало в японском концлагере в рамках "Несломленного", по сути показано только в образе одного хилого и молодого Ватанаби по прозвищу "Птица", остальные японцы здесь безликая масса, без имён и лиц, без мнения и рассуждений. Но и этот самый Птица... вспомните многострадальный "Список Шиндлера" 1993 года и шикарного нациста Амона Гёте в великолепном исполнении Рэйфа Файнса: он стопроцентное зло, но при этом какое! Здесь же, Джоли, словно подстраховываясь от возможных возражений в рядах современных японцев, наделяет всеми отрицательными качествами только одного человека, который зверски издевался над другим. В итоге вышла такая средненькая драма о том, как один чувак бьёт другого: первый не останавливается, а второй не сопротивляется. А ведь действительно странно: вспомните восстания в польских гетто, даже там евреи, у которых шансов на спасение уж точно не было, пытались бороться за свою жизнь, а здесь кучка военных, только мужчин и вполне себе среднего возраста, не может дать отпор относительно небольшой горстки японцев, даже когда их очевидно ведут на смерть. Стадо овец показывают нам, не иначе.
Собственно никак не выделяется на общем фоне и этот самый несломленный, Луи Замперини: мы не видим ни его переживаний по поводу плена, ни попыток противостоять системе, ни желания выстроить отношения с другими пленными (наверняка ведь это всё было, он же живой человек), вместо этого он либо закусывает губу, когда его бьют, либо дерзко смотрит в глаза Птице, в нескольких пафосных сценах, которые сделаны для того, чтоб американцы переполнились до краёв патриотизмом. В итоге это все серо, уныло, безмерно пафосно, плоско и неинтересно.
При том, что сам по себе сюжет мог бы развернуться в прекрасную историю о том, как один человек олицетворяет собой чуть ли не целое человечество, которое не было сломлено во времена 1939-1945, а возможности режиссёра не были ограничены ни финансово, ни технически, всё-таки Джоли сделала ставку на сырую и примитивно построенную сцены, где всё вроде правильно, но в итоге, выглядит совершенно неинтересно. Этот фильм не отличается от сотни других, вы не вспомните его через год, сцены из него не западут вам в душу, он просто ещё одна совершенно проходная картина об истории единичного человека в рамках второй мировой войны, причём, человека, пережившего не намного больше, чем другие (в конце концов, товарищ по оружию Замперини точно так же болтался в отрытом океане, точно так же попал в плен, где его пытали и издевались, точно так же работал в шахте, но вы с трудом найдёте его среди героев картины после того, как бывший спортсмен попадает в лагерь, это герой стал отработанным материалом и в кадре больше не появляется, о нём вспомнят только перед финальными титрами).
Что касается идеи всепрощения, якобы заложенной в картине, то на самом деле её там просто нет. Вся идея заключается в том, что написано уж после картины на чёрном экране, а вот в том, что два часа действительно перед нами разворачивалось в образах и диалогах она ни разу не промелькнула. Тогда к чему вообще нужно было что-то снимать, если в итоге фильм превратился в затянутую экранизацию нескольких предложений из Википедии, причём, выбранных оттуда весьма рандомно (почему, к примеру, не показали встречу Замперини с Гитлером после олимпиады в Берлине, мне кажется, это была очень даже важная часть его биографии?)? Если всё, что снято можно просто проговорить словами, не используя визуальные образы, то может не стоит снимать тягомотные драмы с красивыми общими планами и пафосной музыкой а-ля саундтрек к "Спасти рядового Райана" или "Перл-Харбор"?
В общем, диагноз "Несломленного" уже вполне понятен и не спасёт его даже восходящая звезда Джек О`Коннелл (кстати, как-то совсем он не похож на итальянца, видимо, потому что ирландец...), кстати, советую посмотреть "От звонка до звонка" и "71" с ним же, там он смотрится куда лучше. Фильм годится только как мотивационное видео для участников семинара "Как заставить думать, что у вас всё не так уж плохо и встать наконец с дивана", но никак не пример кинематографического искусства двадцать первого века, уж слишком плоско и неумело всё сделано. И да, фильм явно рассчитан на большой экран, потому теряет все плюсы, за которые его номинировали на "Оскар" (номинации только "технические"), если смотреть дома.
Спортсмен и просто хороший парень по имени Луи Замперини во время Второй мировой войны оказался в ряду ВВС США. К этому времени парниша уже успел поучаствовать в Олимпийских играх (и ничего там не получить) и прославиться если не на весь мир, то хотя бы в рамках Америки. Дальше всё предсказуемо: самолёт подбили, на надувной лодке Замперини плавал по океану почти месяц, был найден судном японцем и взят в плен. Японский лагерь для военнопленных, издевательства и торжественное освобождение. Всё это вы можете прочитать как в синопсисе к фильму, так и в Википедии, смотреть два часа на то, как Джека О`Коннелла бьют палкой по хребтине вовсе не обязательно.
Собственно два часа картины сводятся к сухому минутному пересказу с примерным содержанием: били-били-били, а он живучий попался. Никакого психологизма, никаких интрересных и непростых образов, никаких отношений внутри лагеря или между японцами и американцами, это даже старательно обходится стороной, а потому тот факт, когда после двухчасового пафосного бреда говорят о том, что у Замперини была невеста, с которой он был знаком до войны, и после того, как вернулся в 46ом они уже поженились, вызывает у зрителя некоторое удивление: как так, мы прожили с этим экранным Замперини два с половиной часа нашего времени и пару лет его, но даже знать не знали о существовании некой невесты на гражданке. И вот так в этом фильме со всем.
Всё зло, которое бедных американских солдат ждало в японском концлагере в рамках "Несломленного", по сути показано только в образе одного хилого и молодого Ватанаби по прозвищу "Птица", остальные японцы здесь безликая масса, без имён и лиц, без мнения и рассуждений. Но и этот самый Птица... вспомните многострадальный "Список Шиндлера" 1993 года и шикарного нациста Амона Гёте в великолепном исполнении Рэйфа Файнса: он стопроцентное зло, но при этом какое! Здесь же, Джоли, словно подстраховываясь от возможных возражений в рядах современных японцев, наделяет всеми отрицательными качествами только одного человека, который зверски издевался над другим. В итоге вышла такая средненькая драма о том, как один чувак бьёт другого: первый не останавливается, а второй не сопротивляется. А ведь действительно странно: вспомните восстания в польских гетто, даже там евреи, у которых шансов на спасение уж точно не было, пытались бороться за свою жизнь, а здесь кучка военных, только мужчин и вполне себе среднего возраста, не может дать отпор относительно небольшой горстки японцев, даже когда их очевидно ведут на смерть. Стадо овец показывают нам, не иначе.
Собственно никак не выделяется на общем фоне и этот самый несломленный, Луи Замперини: мы не видим ни его переживаний по поводу плена, ни попыток противостоять системе, ни желания выстроить отношения с другими пленными (наверняка ведь это всё было, он же живой человек), вместо этого он либо закусывает губу, когда его бьют, либо дерзко смотрит в глаза Птице, в нескольких пафосных сценах, которые сделаны для того, чтоб американцы переполнились до краёв патриотизмом. В итоге это все серо, уныло, безмерно пафосно, плоско и неинтересно.
При том, что сам по себе сюжет мог бы развернуться в прекрасную историю о том, как один человек олицетворяет собой чуть ли не целое человечество, которое не было сломлено во времена 1939-1945, а возможности режиссёра не были ограничены ни финансово, ни технически, всё-таки Джоли сделала ставку на сырую и примитивно построенную сцены, где всё вроде правильно, но в итоге, выглядит совершенно неинтересно. Этот фильм не отличается от сотни других, вы не вспомните его через год, сцены из него не западут вам в душу, он просто ещё одна совершенно проходная картина об истории единичного человека в рамках второй мировой войны, причём, человека, пережившего не намного больше, чем другие (в конце концов, товарищ по оружию Замперини точно так же болтался в отрытом океане, точно так же попал в плен, где его пытали и издевались, точно так же работал в шахте, но вы с трудом найдёте его среди героев картины после того, как бывший спортсмен попадает в лагерь, это герой стал отработанным материалом и в кадре больше не появляется, о нём вспомнят только перед финальными титрами).
Что касается идеи всепрощения, якобы заложенной в картине, то на самом деле её там просто нет. Вся идея заключается в том, что написано уж после картины на чёрном экране, а вот в том, что два часа действительно перед нами разворачивалось в образах и диалогах она ни разу не промелькнула. Тогда к чему вообще нужно было что-то снимать, если в итоге фильм превратился в затянутую экранизацию нескольких предложений из Википедии, причём, выбранных оттуда весьма рандомно (почему, к примеру, не показали встречу Замперини с Гитлером после олимпиады в Берлине, мне кажется, это была очень даже важная часть его биографии?)? Если всё, что снято можно просто проговорить словами, не используя визуальные образы, то может не стоит снимать тягомотные драмы с красивыми общими планами и пафосной музыкой а-ля саундтрек к "Спасти рядового Райана" или "Перл-Харбор"?
В общем, диагноз "Несломленного" уже вполне понятен и не спасёт его даже восходящая звезда Джек О`Коннелл (кстати, как-то совсем он не похож на итальянца, видимо, потому что ирландец...), кстати, советую посмотреть "От звонка до звонка" и "71" с ним же, там он смотрится куда лучше. Фильм годится только как мотивационное видео для участников семинара "Как заставить думать, что у вас всё не так уж плохо и встать наконец с дивана", но никак не пример кинематографического искусства двадцать первого века, уж слишком плоско и неумело всё сделано. И да, фильм явно рассчитан на большой экран, потому теряет все плюсы, за которые его номинировали на "Оскар" (номинации только "технические"), если смотреть дома.
Общее впечатление | "Список Шиндлера" для бедных, или История о том, как били-били, а чел живучий попался |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву9
А Джоли просто зазналась, возомнив себя режиссером. И бабла заодно хотела накосить побольше.