4
Отзыв рекомендуют 41 26

Отзыв: Выставка "Первозданная Россия" в ЦДХ (Россия, Москва) - В мире животных всегда есть место для фотографа

Достоинства: Есть несколько замечательных работ
Недостатки: Пафосно Дорого Слабая работа куратора выставки
С 23 января по 26 февраля в Центральном Доме Художника проходит фестиваль "Первозданная Россия". Вообще-то это фотовыставка, но поскольку, кроме фотографий в выставочных залах установлены две плазмы, по одной из которых крутят те же фотографии, а по второй -- фильм о том, как фотографы эти фотографии снимали, плюс микровитрина с осколком челябинского метеорита и ещё одна -- с изделиями народных промыслов и самими ряжеными промысловиками, да где-то когда-то кто-то проводил какие-то круглые столы, то фотовыставка пафосно называется Фестиваль. Впрочем, какая разница, как называется мероприятие, если оно интересное или, вдруг, на нём происходит нечто поразительное. Так вот фестиваль меня поразил. Причём тремя, не побоюсь этого слова, открытиями.

.

ОТКРЫТИИЕ ПЕРВОЕ -- ЛИРИЧЕСКОЕ
НАЙДИТЕ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ
По сути "Первозданная природа" -- это та же "Золотая черепаха". Точнее, её жалкое подобие. Потому, что "Черепаха" -- это сперва международный конкурс (под патронатом СовФеда, Минкульта и вплоть до ООН) арт-дизайна и изобразительного искусства, а уже потом -- фотовыставка с различными сопутствующими мероприятиями. Здесь же патронат скромнее и, самое главное, уровень работ на порядок ниже. Какой был смысл создавать клон "Черепахи" -- совершенно не понятно.


.

ОТКРЫТИЕ ВТОРОЕ -- ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОЕ.
ГАЗПРОМ -- ОН ВЕЗДЕ ГАЗПРОМ...

Выставка, занявшая весь второй этаж ЦДХ, состоит из около 500 фотографий. Но практически первое, что видят зрители, отойдя от гардероба -- это огромная, просто циклопических размеров (метра эдак 2 на 3) фотография арктической нефтедобывающей платформы с логотипом Газпрома. Автор работы -- мастер фотопейзажа Лев Борисович Грановский. И я понимаю, что это Грановский, что это Хассель с лучшим в мире цифрозадником, что это дорогующие вертолётные съёмки и блестящая пролабовская фотопечать на стекле, но... какое это имеет отношение к первозданной природе -- я не очень понимаю. Насколько можно отнести к фотоискусству чисто техническую фотографию -- тоже вопрос. Но эффект производит ошеломительный -- перед тобой колоссальная фотография стоящая колоссальных денег, единственный месседж которой -- эта штука по выкачиванию нефти из шельфа такая большая, что сделать фото, на которой бы читался логотип Газпрома, нужно нанять лучшего пейзажиста с самым дорогим цифрозадником и организовать ему вертолётную фотосессию. Я, конечно, всё понимаю и ничего против product placement не имею, но если бы среди партнёров фестиваля Газпромнефть -- это бы не так резало глаз -- как-никак нефтедобывающая платформа скорее разрушает первозданность, нежели способствует её сохранению и воспеванию.

.

ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ
Центральное место отдано под главный фотопроект -- "Хребет" Антона Ланге, осуществленный им совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа» и посвящённый кавказской природе и древней архитектуре. Напомню, что самым известным проектом Ланге был и остаётся "Россия из окна поезда", снятый для ОАО "РЖД" (который, случайно или нет, является официальным партнёром №1 данного фестиваля).

Но если проект "Россия из окна поезда" стал в своё время Событием в мире отечественной фотографии и имел, на мой взгляд, все шансы стать русским Мишленом (не только по амбициозности и масштабности задач, но и просто по красоте идеи и уровню качества работ), то "Хребет" снят хоть и добросовестно, но не эффектно, не "вкусно", выхолощенно. Понятно, ЧТО человек хотел снять, что там стоило поснимать и просто побывать. Наверное поэтому, глядя на проект "Хребет", мне всё время мерещились тени Анселя Адамса и Ричарда Гира, полюбившие и снявшие фотопроекты про горы так, что их (во всяком случае, Адамса) фотографии стали шедеврами. Они до сих пор стоят у меня перед глазами. Может быть потому, что в них, для начала, было чётко обозначено главное и второстепенное. А у Ланге работы настолько невнятные, что запомнились лишь широченными паспорту.

Ланге



Хотя, конечно, сделать так, чтобы фото проиграло своему паспорту -- это тоже надо уметь. И здесь проблема даже не столько в фото и фотографе, сколько в концепции выствки и её кураторе. Если бы ту же чёрно-белую серию фотографий проекта "Хребет" отпечатать на малом формате, сделать развеску поплотнее, то можно было бы увидеть "историю", связь между снимками, а сами снимки от этого "заиграли" бы.
Но пафос развески по две фотографии на одну стену сделал своё чёрное дело...

.

ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕ -- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ.
СИБИРСКАЯ СКАЗКА
И тут же рядом висит совершенно роскошный фотопроект Сергея Горшкова "Водопады плато Путорана". Причём роскошный не только по своему внушительному масштабу, размеру и качеству фотографий, но именно по замыслу -- сибирский биосферный заповедник "Плато Путорана", входящий в список памятников природного наследия, снят с поразительной любовью и вниманием к игре льда в разных условиях естественного природного освещения. Даже один и тот же ледник, снятый в разные сезоны, выглядит по-разному. Это не просто фото "с ледника", а это буквально Портрет ледника, ледника со своей историей, характером, экосистемой наконец. Вглядываться в эти фотографии можно часами. И люди стоят -- молча, в каком-то почти первобытном трепете перед нависшим над ними образом стихии, которая, глядишь, и вот-вот проврётся сквозь стекло прямо сюда, в зал ЦДХ. Так смотрят на врубелевского Демона, на полотна Айвазовского, на "Помпеи" Брюллова.

Я уже не говорю о том, что качество снимков запредельное -- великолепно переданы не только детали, но и полутона сказочной красоты цветовых переходов, о которых стоит сказать отдельно. Сибирь, как известно, богата полезными ископаемыми. Так, в частности, выход на поверхность базальтовых пород привел к появлению на северо-западе плато больших медно-никелевых рудных месторождений. Окисляясь и непрерывно шлифуясь потоками чистейшей воды, частички руды покрывают уступ и стенки котла водопада волшебной "росписью", отливающую сиреневыми, фиолетовыми, бордовыми и рыжими оттенками. И тут правда возникает ощущение первозданной России -- её широты, богатства, мощи и величия. Собственно только ради этих работ Сергея Горшкова уже стоило идти на выставку.

Я не публикую здесь фотографий с данного проекта т. к. просто их не сделал. Просто потому, что просто посчитал кощунством делать убогие фотокопии с этих шедевров. Да и ни к чему это -- однажды увидев, они остались со мной. И, похоже, что навсегда. Каюсь, что таким образом, сперва ввожу вас, дорогие мои читатели, в искушение, а потом признаюсь, что не могу его удовлетворить. Что ж, пусть это будет небольшой интригой моего отзыва и прекрасным поводом погуглить и уже самим познакомиться и с водопадами плато Путорана, и с замечательным фотомастером Сергеем Горшковым.

.

ОСТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКСПОЗИЦИИ
Об остальной части выставки, пожалуй, много и не скажешь. Большая часть работ вполне проходящая. Интересен стенд National Geographic, скромно задвинутый на задворки экспозиции, хотя, представленные на нём материалы -- традиционно на высоком уровне.

Интересен стенд с фотоиллюстрациями 12-баллной шкалы Бофорта, принятой Всемирной метеорологической организацией для оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Реально, очень познавательно.

Порадовал совсем небольшой раздел макрофотографии, в котором волшебные работы, филигранно сделанные старым советским Гелиосом-44, "делали" безупречные в техническом плане, но абсолютно "лобовые" фотографии, снятые чуть ли не микроскопами...

гелиос-44м


гелиос-44м-2



Были и другие замечательные работы.
Например, совершенно волшебный "Шишкин лес" Егора Яковлева.

Шишкин лес Яковлева



описание шишкиного леса



Или умопомрачительный "Сказочный лес Демерджи" Сергея Семёнова.

Лес Демерджи



лес демерджи описание



Или "Тревожная ночь" Кулагина:

Кулагин



кулагин описание



Но в основной своей массе -- проходные фотообои.

манул



тигр



леопард



ещё леопард



рысь



.

ПОД ЗАНАВЕС
Подводя итоги своего эссе, должен констатировать, что пафос -- главный бич "Первозданной России". Как по мне -- так лучше б СовФед потратил эти деньги "Золотой Черепахе", чтобы довести её известность и популярность до уровня National Geographic. Некоторые работы -- как, например, "Рождественский свет" Алексея Харина -- так просто обескуражили. Именно тем, что такой трэш и с первозданной России решительным образом никак не вяжется, и на фоне остальных работ выбивается по стилистике.

.

РЕЗЮМЕ:
Выставку однозначно стоит посетить. А вот придавать значения названию -- нет. С нетерпением ждём экспозиции "Золотой Черепахи". Тем более, что финалисты конкурса уже известны.
Время использования 1,5 часа
Стоимость 300 ₽
Год посещения 2015
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Район Москва
Город или поселок Москва
Общее впечатление В мире животных всегда есть место для фотографа
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву26

melania666
красивые работы
veggi
Отлично, и название выставки хорошее и фотографии замечательные
Домовёнок
да, название многообещающее
rezoli
Очень интересно, как будто на выставке побывала
Vika1403
очень красивые работы
anamax1976
В прошлом году мы приехали в ЦДХ когда выставка уже кончилась =))) А в этом году, посмотрев анонс, даже ехать не захотелось - смотреть на облизанные фотообои,как вы выразились, можно и в интернете.
Домовёнок
да уж, ради нескольких фотографий полдня тратить смысла никакого...
nuna99
"Тревожная ночь" - очень красивое фото!!!!
Домовёнок
цвета подлинника -- фантастические! Да, толстый слой фотошопа, но красиво же. И красота эта вполне естественна
morlanda
на Золотую Черепаху ходили пару лет назад- отличные работы!
Домовёнок
Черепаха -- это всегда море положительных эмоций и восторг от работ профессионалов -- как фотографов, так и организаторов!
ladyJulia
очень красиво)
надиналт
Спасибо за рассказ, к нам такое не привозят!
Домовёнок
Да пожалуйста! Вообще-то на сайте организаторов написано, что выставка кочевая. На худой конец, многие вещи есть там же в галерее сайта. Хотя масштаб, конечно, не тот.
myrussia
Фото Приразломной было, да? А что, красивая и смелая штука, мне нравятся ее фото. Недавно даже видео смотрела - шторм, огромные волны и качающаяся платформа, очень впечатляюще.
Домовёнок
Фото было. Фото ни о чём. Даже масштаб не оценить. Ну платформа, ну лёд вокруг. Ни тебе дымов, ни воздуха, ни волн. Очень плоская фотография -- сплошной средний план. Для полотна 2 на 3 метра это бред!

Только Приразломная по идее не может качаться -- она не плавучая, а стационарная)) хотя, конечно, зависит от того, как поставили))

А из кино на тему мне очень понравилась серия про одну из самых больших в мире газодобывающих платформ "Троль-А". Серия "Инженерные идеи" с Ричардом Хаммондом. Вот там реально проникаешься мощью инженерной мысли.
myrussia
Не буду спорить, может и не качалась, получился такой оптический обман из-за волн, но все равно забористо выглядело.
Да и вообще, хорошую штуку построили, чего бы не погордится, ну да, Троль, конечно, вообще крут, ну надо же с чего-то начинать :)
Домовёнок
Начинать? -- Ну да, учитывая, что Газпром -- крупнейшая газодобывающая компания в мире, то ...лучше поздно, чем никогда.
Горшкова Нина
Спасибо, очень интересный отзыв! Думаю, многих "собирающихся" склонит к посещению выставки.
Я была на "России из окна поезда", очень понравилось.
Домовёнок
Буду рад, если кто-то из прочитавших мой отзыв сходит на неё и найдёт там что-то для себя полезное))
nkohanovskiy
Структурный анализ:) выставка, надо полагать, интересная... жаль, что посетить лично не получится, но Ваш отзыв почти заменяет посещение...
Домовёнок
Приятно слышать. С некоторыми работами экспозиции можно ознакомиться на сайте проекта.
nkohanovskiy
Поисковик выдает Ваш отзыв, а не выставку)
Домовёнок
ойц, щаз запрославлюсь)))
Nikita1976
Отзыв супер! Значительно лучше самой выставки.
Домовёнок
Да, мне вот тоже писать было интереснее, чем ходить по выставке))