Отзыв: Фильм "Врожденный порок" (2015) - Почувствуй себя обдолбышем, или Мастерски составленный калейдоскоп образов
Достоинства: атмосфера, образы, музыка, работа художника-постановщика, актёрская игра
Недостатки: лихо закрученный сюжет даёт право усомниться в том, что он вообще есть, огромное количество персонажей, хронометраж
"Врождённый порок" - фильм, который безумно сложно оценивать. Видели "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и "Большого Лебовски"? А теперь представьте, что это один фильм, действие которого происходит Сан-Франциско в 1970м и это детектив...
Что бывает, когда талантливый режиссёр пытается поставить экранизацию талантливого писателя? Примерно вот такое обычно и получается... Пинчон фигура в литературе неоднозначная: обладатель фолкнеровской премии на Фолкнера по стилю он совсем не похож, мало того, Пинчон не даёт интервью, не светится на ТВ, никто даже не знает как он выглядит после 1950го (на минуточку: ему уже 78). "Врождённый порок" - это его предпоследний роман Пинчона, который послужил источником вдохновения для Пола Томаса Андерсона. Андерсон - один из тех, кто великолепно передаёт атмосферу (кстати, его однофамильцу, Уэсу Андерсону, это тоже прекрасно удаётся!): так было с экранизацией ещё одного классика американской литературы, Эптона Синклера, и его романом "Нефть", и вызывающими "Ночами в стиле буги", рассказывающими нам об индустрии кино для взрослых в США в 70-80х годах.
"Врождённый порок" ставит во главу угла историю "дока" Ларри Спортелло, который промышляет частным сыском и не брезгует употреблять всё, кроме героина. В один прекрасный день к нему заявляется его давняя любовь и бывшая подружка, Шаста Фей, и рассказывает историю о том, что её нынешнего любовника жена хочет упрятать в психушку. Взявшись помочь Шасте, Док ввязывается в запутанную историю, в которой кого-то убивают, кто-то пропадает, периодически возникают килограммы кокаина и травы, его пару раз арестовывают, но в конце он распутывает клубок различных интриг и тайн.
На экране то и дело возникают новые герои, ты пытаешься уследить за ними и вплести их в то повествование, которое уже уложилось в твоём сознании, но они в итоге пропадают так же бесследно, как исчезли десятки до них, и так же быстро, как и появились пару минут назад. Одна тайна вроде ещё и не разгадана, но тут в сюжете перед тобой 10 новых, и все непонятные, и с течением времени понятней не становятся. Примерно так можно вместо пересказа линейного сюжета в нескольких словах описать новый фильм Андерсона "Врождённый порок", который зрителю либо безумно нравится, либо адски раздражает.
У меня был козырь в рукаве, так как один из моих знакомых фильм посмотрел фильм немного раньше (успел-таки до церемонии Оскар, где у "Врождённого порока" была парочка номинаций, в том числе и за адаптированный сценарий) и успел с горящими глазами, рассказать, что то ЧТО происходит на экране в фильме вовсе не главное и можно даже не стараться запомнить мелькающий перед тобой калейдоскоп образов и характеров. Все они реально клёвые и яркие: развратная мексиканочка, злобные китайцы, порочный дантист-наркоторговец, сисястая и глупая папочкина дочка, злобный полицейский, которого дома гнобит жена, мужик со свастикой на лице... перечислять можно долго, потому как персонажей в фильме просто-таки пруд-пруди.
Ну тогда что же должно цеплять зрителя, который два часа двадцать минут будет смотреть на бессвязные приключения волосатого укуренного хиппаря из 70х в исполнении Хоакина Феникса? Во-первых, это атмосфера, уж чего-чего, а её во "Врождённом пороке" не занимать, и, кажется, что на это работает всё, даже бессвязность повествования. Во-вторых, этот самый калейдоскоп образов, каждый из них появляется на экране буквально на пару минут (в общем-то дольше по времени на экране только три героя: "Док", Шаста и лейтенант полиции "Биг Фут"), но успевает за это время отыграть своё. В-третьих, помимо атмосферы времени, "Врождённый порок" отлично передаёт состояние самого главного героя. Представьте, что вы постоянно обдалбываетесь всем подряд от любой шмали до веселящего газа, насколько связным будет казаться вам происходящее вокруг? Сможет ли такой человек вычленять главное и анализировать происходящее, насколько серьёзно сможет воспринимать реальность? Дело в том, что упороты в фильме все и именно это пытается донести до зрителя Андерсон: не жди логики там, где её нет. Человек, который сжирает разложенную на подносе засушенную травку вовсе не Шерлок Холмс и не сможет разгадать даже детскую загадку (да-да, я в курсе, что Шерлок баловался опиумом, но это другое дело), тот, кто забивает обе ноздри кокаином, а затем втирает его в дёсны, уже не способен выдать гениальный план, ну и так далее, по накатанной. Поэтому, когда камера следует за героем Хоакина Феникса по кустам и периодически оказывается сзади него, так что, башка героя загораживает обзор зрителю, вы перестаёте быть тем самым сидящим на диване зрителем и начинаете так же обдолбанным ползать по кустам и пытаться найти разгадку даже там, где её нет.
Но дело в том, что не каждый зритель готов присоединиться к этим "весёлым картинкам": его и не предупредили, что тут встреча без галстуков, он ждёт серьёзное кино, сделанное по всем канонам жанра. Да и вообще, не для этого он 5 лет в вузе учился, чтоб за волосатым нариком по кустам ползать, да смотреть, как он постоянно шмаль в самокрутку забивает. Вот тут происходит столкновение точек зрения и фильм кажется бессмысленными обрывками жизни Ларри Спортелло.
Что касается меня, то, естественно, я не оставляла попытки связать сюжет в единое стройное целое (я честно пытаюсь делать так и с романами Павича, хотя заранее знаю, что не стоит, но мозг уж так устроен), даже несмотря на то, что он этому отчаянно сопротивлялся, поэтому после полутора часов, когда я потеряла надежду, мне стало несколько скучновато смотреть на смешные (а это комедия, если что) зарисовки. Вроде и здорово всё, но только в определённый лимит времени, если история растягивается, то шарм начинает к концу исчезать, посему последние минут 15 мне показались и вовсе какими-то вымученными. Несмотря на то, что фильм прелестен и в нём есть своё странное очарование, второй раз его точно смотреть не буду, но, как мне кажется, он войдёт в историю кино, как и те картины, с которыми я его сравнила в начале отзыва.
Отдельная история во "Врождённом пороке" - это музыка. Ещё одна вещь, которая удалась в картине на все 100, пожалуй, только из-за подборке саундтреков уже стоит уделить фильму внимание. Бодро начинающийся "Vitamin C", по ходу дела он продолжает только радовать.
Что сказать... это воистину кино не для всех, но как бы вы не относились к сюжету и его важности в кинокартинах, нельзя не отметить великолепную постановку и актёрскую игру (Феникс в роли укуренного утырка просто прекрасен, Риз Уизерспун, которая, несмотря на Оскар, для многих остаётся только лишь "блондинкой в законе", в своих нескольких минутах безумно хороша, да и вообще видно, что сами актёры получали удовольствие от съёмок). Само словосочетание "врождённый порок" неоднократно обыгрывается на экране и если для кого-то оно связано с болезнью, от которой нельзя избавится и без которой ты просто не представляешь своей жизни, то для других оно связано с чертами характера, которые толкают человека в цепкие лапки порока. А может, человек и сам является этаким большим ходячим пороком, как, к примеру, Док и Шаста...
Что бывает, когда талантливый режиссёр пытается поставить экранизацию талантливого писателя? Примерно вот такое обычно и получается... Пинчон фигура в литературе неоднозначная: обладатель фолкнеровской премии на Фолкнера по стилю он совсем не похож, мало того, Пинчон не даёт интервью, не светится на ТВ, никто даже не знает как он выглядит после 1950го (на минуточку: ему уже 78). "Врождённый порок" - это его предпоследний роман Пинчона, который послужил источником вдохновения для Пола Томаса Андерсона. Андерсон - один из тех, кто великолепно передаёт атмосферу (кстати, его однофамильцу, Уэсу Андерсону, это тоже прекрасно удаётся!): так было с экранизацией ещё одного классика американской литературы, Эптона Синклера, и его романом "Нефть", и вызывающими "Ночами в стиле буги", рассказывающими нам об индустрии кино для взрослых в США в 70-80х годах.
"Врождённый порок" ставит во главу угла историю "дока" Ларри Спортелло, который промышляет частным сыском и не брезгует употреблять всё, кроме героина. В один прекрасный день к нему заявляется его давняя любовь и бывшая подружка, Шаста Фей, и рассказывает историю о том, что её нынешнего любовника жена хочет упрятать в психушку. Взявшись помочь Шасте, Док ввязывается в запутанную историю, в которой кого-то убивают, кто-то пропадает, периодически возникают килограммы кокаина и травы, его пару раз арестовывают, но в конце он распутывает клубок различных интриг и тайн.
На экране то и дело возникают новые герои, ты пытаешься уследить за ними и вплести их в то повествование, которое уже уложилось в твоём сознании, но они в итоге пропадают так же бесследно, как исчезли десятки до них, и так же быстро, как и появились пару минут назад. Одна тайна вроде ещё и не разгадана, но тут в сюжете перед тобой 10 новых, и все непонятные, и с течением времени понятней не становятся. Примерно так можно вместо пересказа линейного сюжета в нескольких словах описать новый фильм Андерсона "Врождённый порок", который зрителю либо безумно нравится, либо адски раздражает.
У меня был козырь в рукаве, так как один из моих знакомых фильм посмотрел фильм немного раньше (успел-таки до церемонии Оскар, где у "Врождённого порока" была парочка номинаций, в том числе и за адаптированный сценарий) и успел с горящими глазами, рассказать, что то ЧТО происходит на экране в фильме вовсе не главное и можно даже не стараться запомнить мелькающий перед тобой калейдоскоп образов и характеров. Все они реально клёвые и яркие: развратная мексиканочка, злобные китайцы, порочный дантист-наркоторговец, сисястая и глупая папочкина дочка, злобный полицейский, которого дома гнобит жена, мужик со свастикой на лице... перечислять можно долго, потому как персонажей в фильме просто-таки пруд-пруди.
Ну тогда что же должно цеплять зрителя, который два часа двадцать минут будет смотреть на бессвязные приключения волосатого укуренного хиппаря из 70х в исполнении Хоакина Феникса? Во-первых, это атмосфера, уж чего-чего, а её во "Врождённом пороке" не занимать, и, кажется, что на это работает всё, даже бессвязность повествования. Во-вторых, этот самый калейдоскоп образов, каждый из них появляется на экране буквально на пару минут (в общем-то дольше по времени на экране только три героя: "Док", Шаста и лейтенант полиции "Биг Фут"), но успевает за это время отыграть своё. В-третьих, помимо атмосферы времени, "Врождённый порок" отлично передаёт состояние самого главного героя. Представьте, что вы постоянно обдалбываетесь всем подряд от любой шмали до веселящего газа, насколько связным будет казаться вам происходящее вокруг? Сможет ли такой человек вычленять главное и анализировать происходящее, насколько серьёзно сможет воспринимать реальность? Дело в том, что упороты в фильме все и именно это пытается донести до зрителя Андерсон: не жди логики там, где её нет. Человек, который сжирает разложенную на подносе засушенную травку вовсе не Шерлок Холмс и не сможет разгадать даже детскую загадку (да-да, я в курсе, что Шерлок баловался опиумом, но это другое дело), тот, кто забивает обе ноздри кокаином, а затем втирает его в дёсны, уже не способен выдать гениальный план, ну и так далее, по накатанной. Поэтому, когда камера следует за героем Хоакина Феникса по кустам и периодически оказывается сзади него, так что, башка героя загораживает обзор зрителю, вы перестаёте быть тем самым сидящим на диване зрителем и начинаете так же обдолбанным ползать по кустам и пытаться найти разгадку даже там, где её нет.
Но дело в том, что не каждый зритель готов присоединиться к этим "весёлым картинкам": его и не предупредили, что тут встреча без галстуков, он ждёт серьёзное кино, сделанное по всем канонам жанра. Да и вообще, не для этого он 5 лет в вузе учился, чтоб за волосатым нариком по кустам ползать, да смотреть, как он постоянно шмаль в самокрутку забивает. Вот тут происходит столкновение точек зрения и фильм кажется бессмысленными обрывками жизни Ларри Спортелло.
Что касается меня, то, естественно, я не оставляла попытки связать сюжет в единое стройное целое (я честно пытаюсь делать так и с романами Павича, хотя заранее знаю, что не стоит, но мозг уж так устроен), даже несмотря на то, что он этому отчаянно сопротивлялся, поэтому после полутора часов, когда я потеряла надежду, мне стало несколько скучновато смотреть на смешные (а это комедия, если что) зарисовки. Вроде и здорово всё, но только в определённый лимит времени, если история растягивается, то шарм начинает к концу исчезать, посему последние минут 15 мне показались и вовсе какими-то вымученными. Несмотря на то, что фильм прелестен и в нём есть своё странное очарование, второй раз его точно смотреть не буду, но, как мне кажется, он войдёт в историю кино, как и те картины, с которыми я его сравнила в начале отзыва.
Отдельная история во "Врождённом пороке" - это музыка. Ещё одна вещь, которая удалась в картине на все 100, пожалуй, только из-за подборке саундтреков уже стоит уделить фильму внимание. Бодро начинающийся "Vitamin C", по ходу дела он продолжает только радовать.
Что сказать... это воистину кино не для всех, но как бы вы не относились к сюжету и его важности в кинокартинах, нельзя не отметить великолепную постановку и актёрскую игру (Феникс в роли укуренного утырка просто прекрасен, Риз Уизерспун, которая, несмотря на Оскар, для многих остаётся только лишь "блондинкой в законе", в своих нескольких минутах безумно хороша, да и вообще видно, что сами актёры получали удовольствие от съёмок). Само словосочетание "врождённый порок" неоднократно обыгрывается на экране и если для кого-то оно связано с болезнью, от которой нельзя избавится и без которой ты просто не представляешь своей жизни, то для других оно связано с чертами характера, которые толкают человека в цепкие лапки порока. А может, человек и сам является этаким большим ходячим пороком, как, к примеру, Док и Шаста...
Общее впечатление | Почувствуй себя обдолбышем, или Мастерски составленный калейдоскоп образов |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5