Отзыв: Книга "Кошмары аиста Марабу" - Ирвин Уэлш - Дашь рожденному ползать примерить крылья, и он уже указывает, куда тебе ползти...
Достоинства: Нестандартное воплощение сюжетных линий; отточенность деталей, острота повествования.
Недостатки: Нет.
Думали ли когда-нибудь Диккенс, Крестовский и Горький, описывая жизнь так называемого социального "дна", что дно это бездонно? Более того, определить границу, где это самое "дно" начинается, со временем станет очень трудно? Или о том, что понятие это, возможно, когда-нибудь перестанет быть чисто социальным и перейдет в категорию психологии и морали?
Я не была знакома с творчеством Уэлша до недавнего времени. Более того, не читала писателей, чье творчество сравнивают с его творчеством. Посему тема для меня нова, хотя, наверное, в общелитературном масштабе и не оригинальна. Да и затрудняюсь я что-то тему определить в двух словах.
В романе Уэлш поднял несколько проблем: вопрос терпимости в общества и педофилии; семейных уз и изнасилования, поиска себя в социуме, молодежных субкультур и мести. Главный герой книги Рой Стренг на протяжении всего повествования находится в коме, точнее, балансирует на грани: небольшое усилие - и он вернется на свет Божий. Но усилий он не делает, наоборот, изо всех сил старается погрузиться в мир своих иллюзий, галлюцинаций и бреда об аисте марабу - мерзкой птице-падальщике. Потому что жизнь, которую он вел, его реальность, его поступки, его образ мышления хуже любого бреда.
Книга безусловно очень сильна, и читателя ждет много откровений. Две линии сюжета, сюрреалистическая и псевдореальная, выливаются в третью, по уровню жестокости граничущую с безумием. Подробности, кажущиеся в начале излишними, достаточно быстро становятся определяющими в понимании происходящего. Мат, нецензурная брань быстро перестают резать слух, коль скоро читатель начинает понимать, что "а по-другому никак". Послевкусие... ну тут у всех свои критерии. Мне идеи всепрощения чужды, и я искренне рада, что "Аист Марабу" в итоге получает то, к чему так стремился.
Ха, да то, что с ним сделали, действительно делает его похожим на марабу даже внешне. И для меня нет ему оправдания: ни изнасилование в детстве, ни социальная среда, взрастившая его; он же не стал забитым изгоем, он стал лидером, обладающим прекрасными способностями к адаптации к любым условиям. Мне всегда кажется надуманным то, как взрослые люди объясняют свои мерзкие поступки детскими психологическими травмами. Ведь если они не свели тебя с ума, с чего бы вдруг тебе уничтожать себе подобных, а потом прятаться за дедушку Фрейда (или кто там еще...), включать недоумка и все такое.
Общее впечатление - что ж, существование такой литературы (а это именно литература) вполне оправдано. Читать было мерзко, но книга не отпускала. Развязка вроде как и предсказуема, но остается множество нюансов. Если психика Ваша выдерживает каждодневные удары, то и "Аиста" Вы переживете. Опустошающего действия, как, к примеру, одна из моих самых любимых "Слепота", она не производит, но розовые очечки снимает на раз.
Я не была знакома с творчеством Уэлша до недавнего времени. Более того, не читала писателей, чье творчество сравнивают с его творчеством. Посему тема для меня нова, хотя, наверное, в общелитературном масштабе и не оригинальна. Да и затрудняюсь я что-то тему определить в двух словах.
В романе Уэлш поднял несколько проблем: вопрос терпимости в общества и педофилии; семейных уз и изнасилования, поиска себя в социуме, молодежных субкультур и мести. Главный герой книги Рой Стренг на протяжении всего повествования находится в коме, точнее, балансирует на грани: небольшое усилие - и он вернется на свет Божий. Но усилий он не делает, наоборот, изо всех сил старается погрузиться в мир своих иллюзий, галлюцинаций и бреда об аисте марабу - мерзкой птице-падальщике. Потому что жизнь, которую он вел, его реальность, его поступки, его образ мышления хуже любого бреда.
Книга безусловно очень сильна, и читателя ждет много откровений. Две линии сюжета, сюрреалистическая и псевдореальная, выливаются в третью, по уровню жестокости граничущую с безумием. Подробности, кажущиеся в начале излишними, достаточно быстро становятся определяющими в понимании происходящего. Мат, нецензурная брань быстро перестают резать слух, коль скоро читатель начинает понимать, что "а по-другому никак". Послевкусие... ну тут у всех свои критерии. Мне идеи всепрощения чужды, и я искренне рада, что "Аист Марабу" в итоге получает то, к чему так стремился.
Ха, да то, что с ним сделали, действительно делает его похожим на марабу даже внешне. И для меня нет ему оправдания: ни изнасилование в детстве, ни социальная среда, взрастившая его; он же не стал забитым изгоем, он стал лидером, обладающим прекрасными способностями к адаптации к любым условиям. Мне всегда кажется надуманным то, как взрослые люди объясняют свои мерзкие поступки детскими психологическими травмами. Ведь если они не свели тебя с ума, с чего бы вдруг тебе уничтожать себе подобных, а потом прятаться за дедушку Фрейда (или кто там еще...), включать недоумка и все такое.
Общее впечатление - что ж, существование такой литературы (а это именно литература) вполне оправдано. Читать было мерзко, но книга не отпускала. Развязка вроде как и предсказуема, но остается множество нюансов. Если психика Ваша выдерживает каждодневные удары, то и "Аиста" Вы переживете. Опустошающего действия, как, к примеру, одна из моих самых любимых "Слепота", она не производит, но розовые очечки снимает на раз.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Дашь рожденному ползать примерить крылья, и он уже указывает, куда тебе ползти... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву23