Отзыв: Книга "Так говорил Заратустра" - Фридрих Ницше - нужно драться , чтобы жить
Достоинства: пафос, идеи
Недостатки: слишком растянуто
Я не считаю Ницше философом. Для меня он оригинальный мыслитель. И поэт. Среди всех книг, которые я прочел у него, для меня самой интересной, самой удачной и выдающейся является книга – «Так говорил Заратустра». Надо сказать, что это была моя первая книга Ницше, которую я прочел у него. Она сразу меня привлекла названием. Ведь про пророка Заратустру, и созданную им религию, мало кто знает из широких масс.
Хотя Ницше взял от него только имя. К реальному учению Зороастра книга не имеет отношения.
Пожалуй, это был, как сейчас бы сказали, удачный пиар-ход. Экзотическое имя забытого пророка в названии. Да и само название - Так говорил Заратустра, удачный слоган. Три слова, от которых веет чем-то библейским с одной стороны, с другой – языческим (мне вспоминаются речи Высокого (из Эдды)). В общем, это название выдает Ницше как поэта. Да и само изложение в книге носит художественный характер. Это не трактат по философии, это художественная литература философического содержания. Такая большая притча. Некое поучение в лицах. Такие книги любили писать в 18 веке и раньше.
Ну, так вот. Начал я читать книгу, и был сразу же очарован. Видимо опять же сыграл перевод. Язык - просто песня. Начало сразу захватывает, интригует. Персонаж- Заратустра, очень четко выписан. А потом уже пошли идеи Ницше. Сногсшибательные, революционные, протестные и бунтарские. И в тоже время в чем-то правдивые, вскрывающие лживый налет европейского благополучия - этот яркий фантик, обернувший прогнившее, полное бессмысленности существования нутро европейской жизни. Нет, не жизни. Именно отсутствия жизни. И Ницше бунтует. Он резок, он провоцирует читателя на действие, он хлещет пощечинами, как какого-нибудь одурманенного колдовским зельем человека, пытаясь вернуть ему ясность ума.
Идеи Ницше разрабатывает слабо, он, как я уже сказал - не философ. Его сила не в аргументах, его сила в пафосе, в метафорах, в эмоциях.
Книга является, наверное, самой известной, так как там излагается идея сверхчеловека. Идея очень заразительная, но мало кем понимаемая. Да и сам Ницше признавал, что сверхчеловек недоступен ему. Но, увы, многие люди не далекие умом, но зато с большими амбициями с радостью восприняли эту идею в своем, сугубо эгоистическом, понимании. Нацепили ее на себя как парадный мундир. Но король-то голый.
Я не являюсь поклонником Ницше и признаюсь, не дочитал книгу до конца – автор скатывается в какое-то тягучее повествование, что только выдает, то, что выдвинутая им сами идея, слабо была додумана. Но при всем при этом нельзя не признать значение в истории философии (и культуре вообще) этого, в общем-то, несчастного, легко ранимого и по-сути своей доброго человека.
Хотя Ницше взял от него только имя. К реальному учению Зороастра книга не имеет отношения.
Пожалуй, это был, как сейчас бы сказали, удачный пиар-ход. Экзотическое имя забытого пророка в названии. Да и само название - Так говорил Заратустра, удачный слоган. Три слова, от которых веет чем-то библейским с одной стороны, с другой – языческим (мне вспоминаются речи Высокого (из Эдды)). В общем, это название выдает Ницше как поэта. Да и само изложение в книге носит художественный характер. Это не трактат по философии, это художественная литература философического содержания. Такая большая притча. Некое поучение в лицах. Такие книги любили писать в 18 веке и раньше.
Ну, так вот. Начал я читать книгу, и был сразу же очарован. Видимо опять же сыграл перевод. Язык - просто песня. Начало сразу захватывает, интригует. Персонаж- Заратустра, очень четко выписан. А потом уже пошли идеи Ницше. Сногсшибательные, революционные, протестные и бунтарские. И в тоже время в чем-то правдивые, вскрывающие лживый налет европейского благополучия - этот яркий фантик, обернувший прогнившее, полное бессмысленности существования нутро европейской жизни. Нет, не жизни. Именно отсутствия жизни. И Ницше бунтует. Он резок, он провоцирует читателя на действие, он хлещет пощечинами, как какого-нибудь одурманенного колдовским зельем человека, пытаясь вернуть ему ясность ума.
Идеи Ницше разрабатывает слабо, он, как я уже сказал - не философ. Его сила не в аргументах, его сила в пафосе, в метафорах, в эмоциях.
Книга является, наверное, самой известной, так как там излагается идея сверхчеловека. Идея очень заразительная, но мало кем понимаемая. Да и сам Ницше признавал, что сверхчеловек недоступен ему. Но, увы, многие люди не далекие умом, но зато с большими амбициями с радостью восприняли эту идею в своем, сугубо эгоистическом, понимании. Нацепили ее на себя как парадный мундир. Но король-то голый.
Я не являюсь поклонником Ницше и признаюсь, не дочитал книгу до конца – автор скатывается в какое-то тягучее повествование, что только выдает, то, что выдвинутая им сами идея, слабо была додумана. Но при всем при этом нельзя не признать значение в истории философии (и культуре вообще) этого, в общем-то, несчастного, легко ранимого и по-сути своей доброго человека.
Общее впечатление | нужно драться , чтобы жить |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Ницше люблю, ещё меня очень впечатлила его "Мастерская ценностей".