Отзыв: Фильм "Послушай, Филип" (2014) - Филип задыхается от любви...к себе
Достоинства: точное изображение эгоцентризма, Джейсон Шварцман вжившийся в роль, удачно показано развитие персонажей
Недостатки: местами скучновато, нехватило юмора
Если ваши любимые писатели Филип Рот или Томас Пинчон, а среди режиссёров явное предпочтение вы отдаёте Вуди Аллену или Ноа Баумбаху, то почему вы до сих пор не посмотрели "Послушай, Филип"? (ну, конечно же, потому что его нет и быть не может в российском прокате, но это убивает всю пафосность моего вступления, так что опустим)
Фильмы категории "типичный Санденс" за последние несколько лет шагнули далеко вперёд. Во-первых, их стало действительно интересно смотреть, во-вторых, хоть некоторые из них по-прежнему сделаны буквально на коленке, коммерческое кино скатилось в такой отборный шлак, что на его фоне, независимый кинематограф стал выглядеть более, чем выигрышно. Ну и в-третьих, даже те самые голливудские звёзды совершенно не гнушаются сыграть у какого-нибудь начинающего режиссёра, если их зацепит его идея. Кстати, интересно, что даже вполне маститые и именитые кинематографисты вдруг начали прикидываться, будто они выходцы из инди и намеренно "косить" под Данем или Баумбаха, увидев, что это имеет успех у зрителей, которым уже мало того, чтоб на экране "всё летало и взрывалось".
К чему я всё это? К тому, что "Послушай, Филип" - это именно категория "типичный Санденс": Алекс Росс Перри снял четвёртую полнометражную работу, в которую пригласил Элизабет Мосс ("Возлюбленные") и Джейсона Шварцмана ("Отель "Гранд Будапешт"), справил это всё второстепенной ролью Кристен Риттер (кому-то она знакома по сериалу "Не верь с-ке из квартиры 23", кто-то видел её в "Больших глазах") и немного понатырил сюжет из своих любимых романов и коэновского "Внутри Льюина Дэвиса" - вуаля, вот тебе кино о талантливом молодом писателе из Нью-Йорка, который переживает кризис и задыхается от любви к себе.
Филип Льюис Фридман написал уже целых две книги и, несмотря на то, что "Таймс" не очень-то хорошо высказались о его новом романе, он уверен в собственной гениальности. Настолько, что фильм даже начинается со сцены его встречи со своей бывшей девушкой, которой он на ровном месте за минуту закатывает скандал, приговаривая "я гениален, а ты никогда в меня не верила". Думаете у такого самовлюблённого эгоиста все девушки могут быть только бывшими? как бы не так, уже несколько лет он делит квартиру с фотографом Эшли, милой и оптимистичной девушкой, которая готова не только постоянно убираться, пока Филип сидит и пишет или делает вид, что пишет, но и содержать его на свои кровные, пока его не накрыла волна денег и популярности. И всё, вроде, как-то движется само собой, пока в жизни Филипа не появляется его любимый писатель, разыскавший новое дарование и пригласивший его пожить в своём летнем домике, ведь творцу нужна особая обстановка, чтобы творить, а весь этот город, женщины, агенты и пр. плохо влияют на нежную душу творческой личности.
Много уже было фильмов о любви, буквально каждый первый, но, тем не менее, Алекс Росс Перри умудряется привнести в эту тему нечто новое потому как "Послушай, Филип" - фильм о любви... к самому себе. Что эгоизм делает с людьми и когда он может идти на пользу и во вред? До какой степени любить себя ещё нормально, а когда стоит одуматься и сказать "хватит"? Есть ли место для другого рядом с эгоистом или он всегда будет бесплатным приложением к гению? В картине все эти темы не просто поднимаются, но и пытаются рассматриваться с разных позиций.
Фактически сам Филип и Айк Циммерман - это один человек в разные точки на линии жизни: Айк уже давно состоялся как писатель, у него есть своя писательская тусовка, свои поклонники и своё мнение на литературу. Он живой гений, который давно ничего не пишет, а лишь пожинает плоды Национальной литературной премии и ошибок молодости. Филип - это Айк в молодости, потенциально талантлив, имеет большое эго и амбиции, которые находятся в зачаточном состоянии. Беря Филипа на поруки, Айк не только пытается превратить его в точную копию себя, рассказывая, как общаться с прессой, или как писать, но и даёт ему отображение в зеркале будущего, которое Филипу при внимательном рассмотрении кажется не особо-то и радужным: ненависть к бывшей жене, плохие отношения с дочерью, старый хрыч, который сидит у себя в гостевом доме и пытается показать, что он ещё молод и горяч. Именно дочь Айка, Мелани, показывает Филипу, что стоит за искренней самовлюблённостью талантливого писателя - искалеченные жизни его близких, разбитые сердца и разорванные отношения.
Девушка Филипа Эшли призвана показать другую сторону эгоизма и таланта. Она с лёгкостью получает желаемые проекты, может на этом заработать, спокойно переносит различные условия жизни и при всём при этом начисто лишена нездоровой любви к себе, настолько, что в какой-то момент ей становится жизненно необходимо этой самой любви учиться. Показательна тут история с котом: взяв из приюта кота, Эшли обнаруживает, что у неё на него аллергия, и старается меньше бывать дома, потому что это её единственный шанс уменьшить собственный дискомфорт.
"Послушай, Филипп", рассказывая одну довольно простую историю о годе жизни нью-йоркского писателя, на самом деле раскрывает целый пласт современной культуры: "творческие личности", неважно находят они подтверждение своего таланта от других или нет, настолько погружены в любовь к себе, что ни на что другое их уже не хватает, в том числе и на то самое творчество, о котором они любят говорить (и только). Неважно сколько тебе лет и какого ты пола, пока ты не выйдешь на абсолютный ноль в системе координат, тебя будет по-страшному штормить и либо придётся учиться любви к себе, либо к ближнему своему. Сбегая от других, Филип оказывается наедине с собой, и именно это показывает ему, какой он на самом деле идиот, потому что без оттенения другими, любить себя таким, каков он есть, он не может.
Учитывая, что фильм снят в повествовательной манере, многое, что при иных обстоятельствах могло бы показаться скучным, оказывается вполне себе органичным и удобоваримым, так как есть закадровый комментарий рассказчика. Книжная манера превращает вполне средненькую американскую инди-картину в "голос поколения", и играет на чувствах поклонников творчества Ф. Рота, аллюзиями к которому, картина буквально кишит, да и сам герой, чую я, неспроста получил имя Филип.
В общем, несмотря на то, что я ожидала от "Послушай, Филип" большей комичности и тонкости диалогов, фильм вышел довольно приятный, даже я бы сказала: приятный своей непритязательностью. Так что, если вам нравится "Внутри Льюина Дэвиса" (где любовью к себе пышет так же бородатый еврей, но играющий на гитарке, а не пишущий романы) или старые фильмы Аллена, то лента будет неплохим вариантом на вечер.
Фильмы категории "типичный Санденс" за последние несколько лет шагнули далеко вперёд. Во-первых, их стало действительно интересно смотреть, во-вторых, хоть некоторые из них по-прежнему сделаны буквально на коленке, коммерческое кино скатилось в такой отборный шлак, что на его фоне, независимый кинематограф стал выглядеть более, чем выигрышно. Ну и в-третьих, даже те самые голливудские звёзды совершенно не гнушаются сыграть у какого-нибудь начинающего режиссёра, если их зацепит его идея. Кстати, интересно, что даже вполне маститые и именитые кинематографисты вдруг начали прикидываться, будто они выходцы из инди и намеренно "косить" под Данем или Баумбаха, увидев, что это имеет успех у зрителей, которым уже мало того, чтоб на экране "всё летало и взрывалось".
К чему я всё это? К тому, что "Послушай, Филип" - это именно категория "типичный Санденс": Алекс Росс Перри снял четвёртую полнометражную работу, в которую пригласил Элизабет Мосс ("Возлюбленные") и Джейсона Шварцмана ("Отель "Гранд Будапешт"), справил это всё второстепенной ролью Кристен Риттер (кому-то она знакома по сериалу "Не верь с-ке из квартиры 23", кто-то видел её в "Больших глазах") и немного понатырил сюжет из своих любимых романов и коэновского "Внутри Льюина Дэвиса" - вуаля, вот тебе кино о талантливом молодом писателе из Нью-Йорка, который переживает кризис и задыхается от любви к себе.
Филип Льюис Фридман написал уже целых две книги и, несмотря на то, что "Таймс" не очень-то хорошо высказались о его новом романе, он уверен в собственной гениальности. Настолько, что фильм даже начинается со сцены его встречи со своей бывшей девушкой, которой он на ровном месте за минуту закатывает скандал, приговаривая "я гениален, а ты никогда в меня не верила". Думаете у такого самовлюблённого эгоиста все девушки могут быть только бывшими? как бы не так, уже несколько лет он делит квартиру с фотографом Эшли, милой и оптимистичной девушкой, которая готова не только постоянно убираться, пока Филип сидит и пишет или делает вид, что пишет, но и содержать его на свои кровные, пока его не накрыла волна денег и популярности. И всё, вроде, как-то движется само собой, пока в жизни Филипа не появляется его любимый писатель, разыскавший новое дарование и пригласивший его пожить в своём летнем домике, ведь творцу нужна особая обстановка, чтобы творить, а весь этот город, женщины, агенты и пр. плохо влияют на нежную душу творческой личности.
Много уже было фильмов о любви, буквально каждый первый, но, тем не менее, Алекс Росс Перри умудряется привнести в эту тему нечто новое потому как "Послушай, Филип" - фильм о любви... к самому себе. Что эгоизм делает с людьми и когда он может идти на пользу и во вред? До какой степени любить себя ещё нормально, а когда стоит одуматься и сказать "хватит"? Есть ли место для другого рядом с эгоистом или он всегда будет бесплатным приложением к гению? В картине все эти темы не просто поднимаются, но и пытаются рассматриваться с разных позиций.
Фактически сам Филип и Айк Циммерман - это один человек в разные точки на линии жизни: Айк уже давно состоялся как писатель, у него есть своя писательская тусовка, свои поклонники и своё мнение на литературу. Он живой гений, который давно ничего не пишет, а лишь пожинает плоды Национальной литературной премии и ошибок молодости. Филип - это Айк в молодости, потенциально талантлив, имеет большое эго и амбиции, которые находятся в зачаточном состоянии. Беря Филипа на поруки, Айк не только пытается превратить его в точную копию себя, рассказывая, как общаться с прессой, или как писать, но и даёт ему отображение в зеркале будущего, которое Филипу при внимательном рассмотрении кажется не особо-то и радужным: ненависть к бывшей жене, плохие отношения с дочерью, старый хрыч, который сидит у себя в гостевом доме и пытается показать, что он ещё молод и горяч. Именно дочь Айка, Мелани, показывает Филипу, что стоит за искренней самовлюблённостью талантливого писателя - искалеченные жизни его близких, разбитые сердца и разорванные отношения.
Девушка Филипа Эшли призвана показать другую сторону эгоизма и таланта. Она с лёгкостью получает желаемые проекты, может на этом заработать, спокойно переносит различные условия жизни и при всём при этом начисто лишена нездоровой любви к себе, настолько, что в какой-то момент ей становится жизненно необходимо этой самой любви учиться. Показательна тут история с котом: взяв из приюта кота, Эшли обнаруживает, что у неё на него аллергия, и старается меньше бывать дома, потому что это её единственный шанс уменьшить собственный дискомфорт.
"Послушай, Филипп", рассказывая одну довольно простую историю о годе жизни нью-йоркского писателя, на самом деле раскрывает целый пласт современной культуры: "творческие личности", неважно находят они подтверждение своего таланта от других или нет, настолько погружены в любовь к себе, что ни на что другое их уже не хватает, в том числе и на то самое творчество, о котором они любят говорить (и только). Неважно сколько тебе лет и какого ты пола, пока ты не выйдешь на абсолютный ноль в системе координат, тебя будет по-страшному штормить и либо придётся учиться любви к себе, либо к ближнему своему. Сбегая от других, Филип оказывается наедине с собой, и именно это показывает ему, какой он на самом деле идиот, потому что без оттенения другими, любить себя таким, каков он есть, он не может.
Учитывая, что фильм снят в повествовательной манере, многое, что при иных обстоятельствах могло бы показаться скучным, оказывается вполне себе органичным и удобоваримым, так как есть закадровый комментарий рассказчика. Книжная манера превращает вполне средненькую американскую инди-картину в "голос поколения", и играет на чувствах поклонников творчества Ф. Рота, аллюзиями к которому, картина буквально кишит, да и сам герой, чую я, неспроста получил имя Филип.
В общем, несмотря на то, что я ожидала от "Послушай, Филип" большей комичности и тонкости диалогов, фильм вышел довольно приятный, даже я бы сказала: приятный своей непритязательностью. Так что, если вам нравится "Внутри Льюина Дэвиса" (где любовью к себе пышет так же бородатый еврей, но играющий на гитарке, а не пишущий романы) или старые фильмы Аллена, то лента будет неплохим вариантом на вечер.
Общее впечатление | Филип задыхается от любви...к себе |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1