Отзыв: Книга "Голубое сало" - Владимир Сорокин - Агония посмодернизма
Достоинства: Русско-китайский новояз, местами удавшаяся сатира
Недостатки: Мерзость на мерзости, да и в целом закольцованная бессмыслица
Ох не зря я обходила так долго стороной Сорокина и это произведение в частности. Вот решила восполнить пробел и теперь даже не знаю жалеть об этом или наоборот радоваться:)
Объективно - произведение хорошее в своем жанре, но при этом просто дико мерзкое. Я бы его на месте самого писателя выпустила бы сразу в двух вариантах: в человеческом адаптированном и в формате "не для всех" со всем этим прелестями типа каннибалов, дерьма, гомосексуальных совокуплений и прочего. Прелести эти естественно коробят и тошнят здорового читателя, поэтому читать было страшно противно, кое что даже приходилось пробегать по диагонали, потому что желудок у меня не казенный, знаете ли.
Но, судя по всему, именно в этом и состояла "мысль художника" и так оно и должно было быть. В глобальном смысле этому можно даже найти такое объяснение - все это так невообразимо омерзительно потому что два кита постмодернизма Пелевин и Сорокин - это фактически чистильщики, освобождающие поле для новой литературы и нового гуманизма. Вот и "Голубое сало" это такая точка невозврата, после которой дальше творить в подобном жанре уже невозможно и возврат к старым формам тоже нереален, остается создавать нечто принципиально новое. В этом плане, к примеру, в художественном искусстве меня вдохновляет жанр гиперреализм. А почему бы такой концепт не перенести и на бумагу?
Но да ладно, вернемся непосредственно к книге. Кроме двух недостатков: запредельной мерзостности, глумливости и, на данный момент, уже определенной устаревшести, она обладает и явными достоинствами. Первое, что хотелось бы отметить это фантазию автора и его мастерство владения словом. Русско-китайский новояз, к примеру, у него получился очень цепляющим и прилипчивым, рипс лаовай :) Из новояза состоят письма биофилолога Глогера к своему китайскому любовнику, а время их написания это 2048 год. То есть наше непосредственное будущее. Будущее, в котором китайцы и китайская культура, но с поправкой на ультрасовременное свободомыслие, однозначно рулят. Чисто русская же культура сохраняется в виде секты земле... э-э... физиологических любителей земли, скажем так. Описание секты мне понравилось пуще всего, грандиозный стеб и местами смешной довольно-таки.
Ну а само голубое сало это вообще что-то с чем-то, во-первых, это загадочное вещество с "нулевой энтропией", а во-вторых, нарастает оно на клонах(!) великих русских писателей и поэтов в тот момент, когда они занимаются творчеством. По этой причине в книге есть еще несколько историй-подражаний стилю Толстого, Набокова, Достоевского, Ахматовой и других. Причем в метафорическом плане, надо заметить, на самом Сорокине тоже должно было в процессе писательства нарости этого самого голубого сальца :) потому что он сам словно такой же уродливый клон, который имея очень неплохую базу-основу-образование, тем не менее не может написать ничего по-настоящему великое и прекрасное. По какой причине непонятно, такое чувство что само время (среда) ставит незримые ограничения, выше которых не прыгнешь.
Книгу рекомендовать не могу. Она не просто не для всех, а вообще мало для кого :) А в настоящий момент может заинтересовать только с исследовательской или околонаучной точки зрения. Ну а таким людям рекомендации никакие не понадобятся :)
Спасибо за внимание!
Объективно - произведение хорошее в своем жанре, но при этом просто дико мерзкое. Я бы его на месте самого писателя выпустила бы сразу в двух вариантах: в человеческом адаптированном и в формате "не для всех" со всем этим прелестями типа каннибалов, дерьма, гомосексуальных совокуплений и прочего. Прелести эти естественно коробят и тошнят здорового читателя, поэтому читать было страшно противно, кое что даже приходилось пробегать по диагонали, потому что желудок у меня не казенный, знаете ли.
Но, судя по всему, именно в этом и состояла "мысль художника" и так оно и должно было быть. В глобальном смысле этому можно даже найти такое объяснение - все это так невообразимо омерзительно потому что два кита постмодернизма Пелевин и Сорокин - это фактически чистильщики, освобождающие поле для новой литературы и нового гуманизма. Вот и "Голубое сало" это такая точка невозврата, после которой дальше творить в подобном жанре уже невозможно и возврат к старым формам тоже нереален, остается создавать нечто принципиально новое. В этом плане, к примеру, в художественном искусстве меня вдохновляет жанр гиперреализм. А почему бы такой концепт не перенести и на бумагу?
Но да ладно, вернемся непосредственно к книге. Кроме двух недостатков: запредельной мерзостности, глумливости и, на данный момент, уже определенной устаревшести, она обладает и явными достоинствами. Первое, что хотелось бы отметить это фантазию автора и его мастерство владения словом. Русско-китайский новояз, к примеру, у него получился очень цепляющим и прилипчивым, рипс лаовай :) Из новояза состоят письма биофилолога Глогера к своему китайскому любовнику, а время их написания это 2048 год. То есть наше непосредственное будущее. Будущее, в котором китайцы и китайская культура, но с поправкой на ультрасовременное свободомыслие, однозначно рулят. Чисто русская же культура сохраняется в виде секты земле... э-э... физиологических любителей земли, скажем так. Описание секты мне понравилось пуще всего, грандиозный стеб и местами смешной довольно-таки.
Ну а само голубое сало это вообще что-то с чем-то, во-первых, это загадочное вещество с "нулевой энтропией", а во-вторых, нарастает оно на клонах(!) великих русских писателей и поэтов в тот момент, когда они занимаются творчеством. По этой причине в книге есть еще несколько историй-подражаний стилю Толстого, Набокова, Достоевского, Ахматовой и других. Причем в метафорическом плане, надо заметить, на самом Сорокине тоже должно было в процессе писательства нарости этого самого голубого сальца :) потому что он сам словно такой же уродливый клон, который имея очень неплохую базу-основу-образование, тем не менее не может написать ничего по-настоящему великое и прекрасное. По какой причине непонятно, такое чувство что само время (среда) ставит незримые ограничения, выше которых не прыгнешь.
Книгу рекомендовать не могу. Она не просто не для всех, а вообще мало для кого :) А в настоящий момент может заинтересовать только с исследовательской или околонаучной точки зрения. Ну а таким людям рекомендации никакие не понадобятся :)
Спасибо за внимание!
Общее впечатление | Агония посмодернизма |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву16