5
Отзыв рекомендуют 6 2

Отзыв: Книга "11/22/63" - Стивен Кинг - Великолепная и недостоверная.

Достоинства: Увлекательность, художественное достоинство
Недостатки: Качество правды.
Эта книга произвела на меня сильное впечатление, и я ее полюбила. Читала ее не просто с интересом - с наслаждением. Это вторая книга у Кинга, которой я наслаждалась, первая - "Лангольеры". Очень хочу найти у него что-то еще столь же интересное и притягательное - ужастики не люблю - но сколько ни ищу, не нахожу.
В результате начала перечитывать эту. Понятно, что по второму разу затягивает уже не интрига, а что-то другое. Книга как таковая.

Кинг очень разный писатель и очень неровный. Ранние произведение, несмотря на их знаменитость, меня лично разочаровывают скукой, навязчивым наворотом ненужного и неинтересного и откровенным отсутствием литературного мастерства. Но у позднего Кинга встречаются жемчужины. Этот роман заслуженно признается чуть ли не лучшей его книгой. Я ей откровенно упиваюсь.

Путешествия во времени для меня, пожалуй, самая притягательная и волнующая тема. Но не любые путешествия. Книг немало, а читать их не хочется. Мне, например, совсем не понравилась "Стрела времени" Майкла Крайтона, где попадание героев в средневековье стало лишь поводом для бесконечных однотипных убегалок-догонялок.


А здесь наглядно понимаешь, что такое мастер. Когда интригуют первые же намеки, и одновременно с этим жадно впитываешь живую жизнь, во всей подробности бытовых реалий. Та эпоха для нас уже экзотика. А герой прибыл не просто посмотреть на нее или искать пути выбраться домой, он прибыл изменить события. Кого-то спасти от известной ему скорой гибели. Каким образом? И что из этого получится? А кого-то - убить.

Герой романа отправляется в прошлое, чтобы совершить два деяния: спасти в детстве своего знакомого от зверского убийства всей семьи и предотвратить самое знаковое преступление века - убийство президента Кеннеди.

В этой интриге есть все. И экзотика путешествия в другое время. И драматизм и напряжение, и загадка и угроза. Прошлое у Кинга сопротивляется изменениям и швыряет герою самые невероятные препятствия и подножки, чем дальше, тем серьезнее. Его предшественника эта попытка просто убила болезнью, не дав дожить до главного. Герой входит в прошлое три раза, проверяя, чем аукнулись в будущем его изменения, и переделывая то, что не получилось. И каждый заход - все заново, с нуля, а главное еще впереди. И какую цену придется заплатить ему...

Книга Кинга так сочинена, что герой попадает всегда в один день в 1958 году, и чтобы совершить это главное, ему приходится устраиваться там жить. Он поселяется в маленьком прелестном городке и начинает работать учителем.
Понятно, что Кинг это сделал специально. Для него это важно, для него это личное. Он сам когда-то работал учителем и предпочитает для жизни маленькие городки. При этом интерес к чтению не падает, потому что напряженная интрига вмешательства во время продолжает свою работу. Но роман обретает человеческую глубину и художественность.

Прожить столько лет в этой фактически другой стране и совершить все то, что герой совершил, оказывается слишком серьезно. Его собственная жизнь продолжается здесь, она сделала крутой поворот, его будущее здесь, а прежняя жизнь в нашем времени стала прошлым. Такой вот парадокс времени.
Герой сроднился с этими людьми, здесь свершилась для него настоящая любовь, может быть, любовь всей его жизни А он тут временный пришелец, со всем этим расставаться. Или не расставаться? После стремительного разворота событий в момент убийства Кеннеди - да.

Меня очень подкупает интонация автора, ностальгирующего по бесхитростному и прекрасному миру той эпохи, полной простора и чистого воздуха, еще не забитой толпами, не изуродованной техническим прогрессом. Я вместе с ним ощущаю прелесть простой, неспешной жизни среди цветов и закатов, среди дружелюбных, открытых и доверчивых людей. Вслед за автором мое сердце прикипает к этому миру. Я не хочу с ним расставаться.

Это настоящая художественная литература, вызывающая ощущения, чувства. При этом читаемая почти взахлеб. Драматизм и трагизм финала заставляет болеть душу. Герой теряет все, что стало самым дорогим и насущным, и возвращение в свое время - это фактически ампутация жизни, он уже в своем времени становится ненужным пришельцем, он затерялся среди времен. Очень дорогая цена за попытку изменить судьбу людей и человечества. Бесплодную и недопустимую, напрасную.
О да, это прекрасная литература, несмотря на остросюжетный жанр. А для чтения - ценность вдвойне.

Но при этом эта книга вызвала у меня одну претензию к автору. Настолько серьезную, что это меня коробит, вызывает протест.
Роман ведь называется 11/22/63, не так ли? Так что вопрос убийства президента Кеннеди, безусловно, важен.
Мало того, что автор всем своим романом уверяет нас, что Кеннеди убил одиночка Освальд. Меня позиция автора сразу удивила. Я жила в советскую эпоху. Тогда у нас, так же как и в американском обществе, сложилась совсем другая точка зрения.
Это бы еще ладно, без этого допущения не было бы романа. Но автор пишет послесловие, в котором усиленно и в категоричной форме уверяет, что изучил эту тему и так оно и есть, а версия заговора - несерьезна. А это уже, извините, намеренная деза. Правда заключается в том, что тайна убийства Кеннеди и сегодня, спустя полвека, остается неизвестной.
После прочтения книги я перерыла по этому вопросу все, что можно, и правда для мыслящего человека выглядит иначе, чем для Кинга.
Версия убийцы-одиночки Освальда шита белыми нитками и не выдерживает никакой критики. Но весь фокус в том, что при этом нет, не было и не будет никакой возможности доказать что-либо иное. Следов и улик достаточно, но концы тщательно обрублены. Для поддержки версии Освальда потребовалось грубо извратить процедуру и результаты вскрытия, убить более 200 людей, попавших в орбиту расследований и затем скоропалительно скончавшихся. Слишком велик счет для совпадения. Была и попытка независимого прокурора Джима Гаррисона доказать заговор. Его самого прессовали и дискредитировали всеми способами, а главный обвиняемый умер, не дожив до суда.

А сегодня Стивен Кинг, который все это знает, в своем послесловии на голубом глазу заверяет, что Кеннеди был убит одиночкой Освальдом, что это настоящая правда, а больше ничего и не было. Пустяки, забудьте.
Американцы-то в подавляющем большинстве и сегодня в убийцу-одиночку Освальда не верят. Но Кинга читает весь мир, который спустя полвека уже ничего не знает и слушает Кинга.
Это вопрос не только правды, но и нравственности.

В результате я страницы романа, посвященные личности, жизни и действиям Освальда, читаю с протестом и неприязнью к автору, они мне неинтересны, второй раз я их вообще пролистнула.

Но несмотря на этот аспект, это прекрасная книга.
Общее впечатление Великолепная и недостоверная.
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву2

Alien Being
Спасибо за отзыв. Теперь мне стало ясно, о чем эта книга, и что она стоит внимания. У книг Стивена Кинга всегда такие загадочные названия, что трудно предположить, что за ними кроется. Аннотации, как правило, тоже говорят не о многом.

Если Вам понравились "Лангольеры", то, может быть, Вам понравилась бы и "Мгла" (The Mist). Правда, это ужастик, но ведь и "Лангольеры" тоже ужастик... :) Это две одинаково мною любимые книги у Стивена Кинга.
Ursa
Эта книга у Кинга - действительно, вершина творчества. И очень интересная. Я много у него пробовала читать, и в основном разочаровывалась. По-моему, мастерства он достиг только с возрастом. "Лангольеров" не сравнишь с его ранними романами.
А вашей рекомендацией поинтересуюсь, спасибо.