Отзыв: Фильм "Гуд бай, Ленин!" (2003) - Редкий образчик душевного немецкого кино
Достоинства: Замечательный человечный сюжет
Недостатки: Любителям драйва и интриг может прийтись не по вкусу.
Немцы знают толк не только в пошлом, но и в сентиментальном кино.
Замечательный, добрый, удивительно человечный фильм "Гуд бай, Ленин" убедительно это доказывает.
Любителям экшена фильм может показаться скучноватым и затянутым. Но если выражение "лирическая комедия" для вас не пустые слова, фильм доставит вам массу позитивных эмоций.
В начале нам рассказывают историю парня из ГДР по имени Алекс Кёрнер. Его отец сбежал на Запад, но мама сделала все, чтобы дать детям счастливое и безоблачное детство. И, когда, повзрослевший Алекс принимает участие в акции протеста, мама пытается вмешаться, но теряет сознание и впадает в кому.
Выходит из комы она уже после того, как была снесена Берлинская стена и Германская Демократическая Республика приказала долго жить. Врачи предупреждают - волнения и стрессы ей противопоказаны.
Алекс не колеблется ни секунды. Ради спокойствия больной мамы нужна ГДР? Значит, будет ГДР! В пределах одной отдельно взятой квартиры.
То, что вытворяют Алекс, его лучший друг, а также соседи и родственники, включая бедолагу западногерманского немца - нового мужа его непутевой сестры, сначала вызывает улыбку, потом изумление, - а потом однозначное и безоговорочное одобрение.
При всем этом, Алекс успевает еще работать и крутить роман с очаровательной русской девушкой Ларой (ее играет Чулпан Хаматова, которая здесь чудо как хороша).
В фильме намертво сплетены две сюжетные линии - безграничная любовь сына к матери и жизнь людей на сломе эпох... Молодежь активно строит новую жизнь, а старики ворчат. Пусть их. Они всегда ворчат. И, на самом деле - ворчат они вовсе не об ушедшем строе, а о своей ушедшей жизни...
В фильме удивительно правильное отношение к прошлому. Никакого сусального пафоса, никакого восхваления, никакого самовозбуждения, никакого упоения, столь характерного для "ревнителей". И в то же время - никакой пляски на костях, никакого гротеска, никакой клоунады, никаких скрытых "шпилек", столь естественных для "хулителей".
Можно плевать на прошлое, поливать его грязью, заваливать экскрементами. Можно сделать из него идола, втихаря ему молиться, и даже совершать жертвоприношения. А можно просто перевернуть страницу...
Но, перевернуть страницу - не значит забыть прочитанное. И в то же время, если страницу вырвать и смять, это не аннулирует, того что на ней было написано...
Наше прошлое не черное и не серое. Оно цветное. Просто цвета его мягкие и неяркие с уклоном в теплоту. Как на старой немецкой пленке "Орво-колор".
А еще прошлое может предъявить счет. И платить по нему придется. Реструктуризация и рефинансирование не предусмотрены. Платит по нему и фрау Кёрнер. Во время последней поездки на дачу...
Удивительно, но в фильме практически нет мелочных, склочных, просто вызывающих отвращение людей. Даже когда персонажи выясняют отношения, итог всегда позитивен.
Образ первого немецкого космонавта Зигмунда Йена, проходящий через весь фильм, глубоко символичен. От пафоса и подвига, до спокойного, обыденного труда.
Концовка фильма хоть и ожидаема, наполняет душу какой-то светлой грустью. И заставляет опять подумать о прошлом.
Замечательный, добрый, удивительно человечный фильм "Гуд бай, Ленин" убедительно это доказывает.
Любителям экшена фильм может показаться скучноватым и затянутым. Но если выражение "лирическая комедия" для вас не пустые слова, фильм доставит вам массу позитивных эмоций.
В начале нам рассказывают историю парня из ГДР по имени Алекс Кёрнер. Его отец сбежал на Запад, но мама сделала все, чтобы дать детям счастливое и безоблачное детство. И, когда, повзрослевший Алекс принимает участие в акции протеста, мама пытается вмешаться, но теряет сознание и впадает в кому.
Выходит из комы она уже после того, как была снесена Берлинская стена и Германская Демократическая Республика приказала долго жить. Врачи предупреждают - волнения и стрессы ей противопоказаны.
Алекс не колеблется ни секунды. Ради спокойствия больной мамы нужна ГДР? Значит, будет ГДР! В пределах одной отдельно взятой квартиры.
То, что вытворяют Алекс, его лучший друг, а также соседи и родственники, включая бедолагу западногерманского немца - нового мужа его непутевой сестры, сначала вызывает улыбку, потом изумление, - а потом однозначное и безоговорочное одобрение.
При всем этом, Алекс успевает еще работать и крутить роман с очаровательной русской девушкой Ларой (ее играет Чулпан Хаматова, которая здесь чудо как хороша).
В фильме намертво сплетены две сюжетные линии - безграничная любовь сына к матери и жизнь людей на сломе эпох... Молодежь активно строит новую жизнь, а старики ворчат. Пусть их. Они всегда ворчат. И, на самом деле - ворчат они вовсе не об ушедшем строе, а о своей ушедшей жизни...
В фильме удивительно правильное отношение к прошлому. Никакого сусального пафоса, никакого восхваления, никакого самовозбуждения, никакого упоения, столь характерного для "ревнителей". И в то же время - никакой пляски на костях, никакого гротеска, никакой клоунады, никаких скрытых "шпилек", столь естественных для "хулителей".
Можно плевать на прошлое, поливать его грязью, заваливать экскрементами. Можно сделать из него идола, втихаря ему молиться, и даже совершать жертвоприношения. А можно просто перевернуть страницу...
Но, перевернуть страницу - не значит забыть прочитанное. И в то же время, если страницу вырвать и смять, это не аннулирует, того что на ней было написано...
Наше прошлое не черное и не серое. Оно цветное. Просто цвета его мягкие и неяркие с уклоном в теплоту. Как на старой немецкой пленке "Орво-колор".
А еще прошлое может предъявить счет. И платить по нему придется. Реструктуризация и рефинансирование не предусмотрены. Платит по нему и фрау Кёрнер. Во время последней поездки на дачу...
Удивительно, но в фильме практически нет мелочных, склочных, просто вызывающих отвращение людей. Даже когда персонажи выясняют отношения, итог всегда позитивен.
Образ первого немецкого космонавта Зигмунда Йена, проходящий через весь фильм, глубоко символичен. От пафоса и подвига, до спокойного, обыденного труда.
Концовка фильма хоть и ожидаема, наполняет душу какой-то светлой грустью. И заставляет опять подумать о прошлом.
Время использования | Раз 5-6 |
Общее впечатление | Редкий образчик душевного немецкого кино |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14