Отзыв: Фильм "В подвале" (2014) - Подвалы австрийцев глазами Ульриха Зайдля: извращенцы, националисты и любители постирать
Достоинства: местами смешно
Недостатки: всё сплошная постановка, нет цельности, много лишнего при хронометраже 80 минут
Что храниться у вас в подвале? Если нет настоящего, то что лежит в вашем метафорическом подвале, тёмном, глубоком и скрытом ото всех? Именно на эти два вопроса и отвечает (или пытается ответить) Ульрих Зайдль в своём документальном фильме: режиссёр заходит в чужие дома и вместе с их обитателями спускается в подвал, следя за тем, что же происходит там, где нет окон и куда не ступает нога непрошенных гостей.
Зайдль - любимец всех европейских кинофестивалей, российскому зрителю прежде всего известен по трилогии "Рай" ("Любовь", "Вера" и "Надежда", соответственно) и драме "Собачья жара", но в загашнике режиссёра имеется далеко не один отснятый документальный фильм: Зайдль уже следил за тем, о чём верующие просят бога у алтаря, путешествовал по Австрии, дабы узнать чем живёт его родная страна и нация, снимал о парке развлечений и отношениях питомцев и хозяев, даже заставлял пожилых австрийцев откровенничать, почему они выбрали себе в пару скромных таек и филиппинок, так что "В подвале" не является дебютом Зайдля в документалистике, а вот выглядит именно так.
Основная, но достаточно важная претензия к Зайдлю - это вопрос постановочности. Если перед нами документальное кино, то почему в нём минимум хроникальных кадров и максимум сценической постановки, почему режиссёр сам придумывает истории для своих героев и почему те, кто задействован в съёмках, играют на камеру то, что предложено им по сценарию? По сути "В подвале" является не самым удачным игровым кино, претендующее на звание социальной документалистики, в которой режиссёр исследует нравы европейцев, показывая едкую сатиру на современное "развитое" и "толерантное" общество.
Итак, что же таиться в подвале австрийцев? Да всё, что угодно. Кто-то использует подвал как сокровенное место, где можно побыть наедине с самим собой и... попеть. Кто-то, руководствуясь теорией Фрейда, видимо, прячет в подвал все свои страшные тайны, которые не готов открывать окружающим, например, нежную и тихую любовь к БДСМ (в фильме сразу две пары с сексуальными девиациями: одна пара мазохистки и садиста, вторая - госпожа и раб). Кто-то использует подвал как своё настоящее жилище, в котором он может быть самим собой: тут наконец можно развесить портреты Гитлера и петь нацистские песни за кружечкой лагера, обсуждать проблемы типа "понаехали", "понадевали бурки", "мутят с нашими женщинами". Для кого-то подвал элемент эскапизма: женщина хранит там кукол-младенцев, с которыми обращается как с людьми. Конечно, после всего этого трудно осознать, что есть те, кто в подвале просто стирает и сушит бельё...
Собственно фильм хронометражом час двадцать представляет собой отснятую и смонтированную нарезку чужих подвалов, нам показывают то одно, то второе, при этом ещё делая странные вставные эпизоды на которых несколько человек стоит вдоль стены, а посередине поставлена стиральная машинка с крутящимся барабаном. И вот люди смотря в камеру, мы смотрим на экран и по мнению Зайдля, видимо, выпускаем пар и разжимаем кулачки после увиденного. Это, знаете ли довольно странно: вот перед тобой голый волосатый мужик трясёт своими тестикулами, к которым прикреплены гирьки, а вот уже в следующем кадре пожилая пара сидит за барной стойкой и молча смотрит в камеру, ну а ты в этот момент ээээ... снимаешь напряжение.
Собственно что хотел сказать своим фильмом Зайдль не совсем понятно: мы знали о существовании любителей Гитлера, орального секса, охоты и таксидермии, БДСМ и стрельбы и до выхода в свет сего шедевра, ровно как знали то, что не все люди психически здоровы и некоторые нездоровые обитают прямо у нас под носом, так что нельзя сказать, что австрийский режиссёр открыл нам глаза на то, что под боком твориться. Шокировать тоже не вышло, сцены, где боровоподобного товарища жена подвешивает за мошонку к странному пыточному аппарату вызывает скорее смех и реакцию типа: "вон оно как люди-то развлекаются и не больно ж!", а всё остальное и вовсе кажется детским лепетом после просмотра обычного выпуска дневных новостей. Что касается всего остального: возможно у Зайдля что-то и вышло бы (и он явно к чему-то вёл, раз делал сценарий и выбирал что именно он хочет вынести а суд зрителей), вот только нарезка так и осталась нарезкой, кроме того, что действие сцен происходит в подвале (и то не всегда, в случае пары, где женщина выступает доминантом, нас как бы подготавливают к подвальному безумию происходящим у них на нулевом этаже и в спальне, так что -1 этаж призван уже "добить" и появляется только в конце), их ничего не объединяет да и никакого вывода из показанного режиссёр не делает, просто бросая свою работу кадрами бальзаковского возраста голой дамы, заточённой в металлическую клетку. Быть может это намёк на то, что мы-то с вами, нормальные люди, вот такие заточённые в клетушки свинки Пеппы, а у других-то жизнь бьёт ключом, пущай и в подвале, но до самых последних секунд режиссёр высказывал явно другое отношение к своим героям.
Все представленные в фильме персонажи - этакие городские сумасшедшие, Зайдль не говорит о том, что подвал - это вариант "свободной территории" и каждый волен делать на ней что хочет, поэтому, ребята, примите моих героев такими, какие они есть, посмейтесь над ними или посочувствуйте, а заводит нас в этакую кунсткамеру, где в лучшем случае мы будем испытывать снисхождение к показанным людям. Лучшее, что создатель смог сделать в данном случае - это оставить многое за кадром, вывести их неподвальную жизнь за скобки, чтобы мы сами могли придумать этим людям из подвалов историю (это правило нарушается лишь один раз в монологе мазохистки, которая рассказывает, как избивал её первый муж и что она работает в центре помощи женщинам, пережившим насилие).
Что сказать, как кино, а тем более документальное кино, то, что представил Зайдль под названием "В подвале" не удалось: обрывисто, без единого вывода, с одинаковой авторской позицией относительно всех изображённых персонажей, с минимальным посылом зрителю, с массой постановочных кадров, которые, в принципе, не несут в себе никакой иной нагрузки кроме той, что Зайдль способен быть режиссёром-постановщиком. Это можно смотреть, если вы сидите весёлой компанией и готовы троллить европейский авторский кинематограф, но при серьёзном подходе к делу включать "В подвале" не рекомендую, несмотря на обилие положительных рецензий кинокритиков.
Зайдль - любимец всех европейских кинофестивалей, российскому зрителю прежде всего известен по трилогии "Рай" ("Любовь", "Вера" и "Надежда", соответственно) и драме "Собачья жара", но в загашнике режиссёра имеется далеко не один отснятый документальный фильм: Зайдль уже следил за тем, о чём верующие просят бога у алтаря, путешествовал по Австрии, дабы узнать чем живёт его родная страна и нация, снимал о парке развлечений и отношениях питомцев и хозяев, даже заставлял пожилых австрийцев откровенничать, почему они выбрали себе в пару скромных таек и филиппинок, так что "В подвале" не является дебютом Зайдля в документалистике, а вот выглядит именно так.
Основная, но достаточно важная претензия к Зайдлю - это вопрос постановочности. Если перед нами документальное кино, то почему в нём минимум хроникальных кадров и максимум сценической постановки, почему режиссёр сам придумывает истории для своих героев и почему те, кто задействован в съёмках, играют на камеру то, что предложено им по сценарию? По сути "В подвале" является не самым удачным игровым кино, претендующее на звание социальной документалистики, в которой режиссёр исследует нравы европейцев, показывая едкую сатиру на современное "развитое" и "толерантное" общество.
Итак, что же таиться в подвале австрийцев? Да всё, что угодно. Кто-то использует подвал как сокровенное место, где можно побыть наедине с самим собой и... попеть. Кто-то, руководствуясь теорией Фрейда, видимо, прячет в подвал все свои страшные тайны, которые не готов открывать окружающим, например, нежную и тихую любовь к БДСМ (в фильме сразу две пары с сексуальными девиациями: одна пара мазохистки и садиста, вторая - госпожа и раб). Кто-то использует подвал как своё настоящее жилище, в котором он может быть самим собой: тут наконец можно развесить портреты Гитлера и петь нацистские песни за кружечкой лагера, обсуждать проблемы типа "понаехали", "понадевали бурки", "мутят с нашими женщинами". Для кого-то подвал элемент эскапизма: женщина хранит там кукол-младенцев, с которыми обращается как с людьми. Конечно, после всего этого трудно осознать, что есть те, кто в подвале просто стирает и сушит бельё...
Собственно фильм хронометражом час двадцать представляет собой отснятую и смонтированную нарезку чужих подвалов, нам показывают то одно, то второе, при этом ещё делая странные вставные эпизоды на которых несколько человек стоит вдоль стены, а посередине поставлена стиральная машинка с крутящимся барабаном. И вот люди смотря в камеру, мы смотрим на экран и по мнению Зайдля, видимо, выпускаем пар и разжимаем кулачки после увиденного. Это, знаете ли довольно странно: вот перед тобой голый волосатый мужик трясёт своими тестикулами, к которым прикреплены гирьки, а вот уже в следующем кадре пожилая пара сидит за барной стойкой и молча смотрит в камеру, ну а ты в этот момент ээээ... снимаешь напряжение.
Собственно что хотел сказать своим фильмом Зайдль не совсем понятно: мы знали о существовании любителей Гитлера, орального секса, охоты и таксидермии, БДСМ и стрельбы и до выхода в свет сего шедевра, ровно как знали то, что не все люди психически здоровы и некоторые нездоровые обитают прямо у нас под носом, так что нельзя сказать, что австрийский режиссёр открыл нам глаза на то, что под боком твориться. Шокировать тоже не вышло, сцены, где боровоподобного товарища жена подвешивает за мошонку к странному пыточному аппарату вызывает скорее смех и реакцию типа: "вон оно как люди-то развлекаются и не больно ж!", а всё остальное и вовсе кажется детским лепетом после просмотра обычного выпуска дневных новостей. Что касается всего остального: возможно у Зайдля что-то и вышло бы (и он явно к чему-то вёл, раз делал сценарий и выбирал что именно он хочет вынести а суд зрителей), вот только нарезка так и осталась нарезкой, кроме того, что действие сцен происходит в подвале (и то не всегда, в случае пары, где женщина выступает доминантом, нас как бы подготавливают к подвальному безумию происходящим у них на нулевом этаже и в спальне, так что -1 этаж призван уже "добить" и появляется только в конце), их ничего не объединяет да и никакого вывода из показанного режиссёр не делает, просто бросая свою работу кадрами бальзаковского возраста голой дамы, заточённой в металлическую клетку. Быть может это намёк на то, что мы-то с вами, нормальные люди, вот такие заточённые в клетушки свинки Пеппы, а у других-то жизнь бьёт ключом, пущай и в подвале, но до самых последних секунд режиссёр высказывал явно другое отношение к своим героям.
Все представленные в фильме персонажи - этакие городские сумасшедшие, Зайдль не говорит о том, что подвал - это вариант "свободной территории" и каждый волен делать на ней что хочет, поэтому, ребята, примите моих героев такими, какие они есть, посмейтесь над ними или посочувствуйте, а заводит нас в этакую кунсткамеру, где в лучшем случае мы будем испытывать снисхождение к показанным людям. Лучшее, что создатель смог сделать в данном случае - это оставить многое за кадром, вывести их неподвальную жизнь за скобки, чтобы мы сами могли придумать этим людям из подвалов историю (это правило нарушается лишь один раз в монологе мазохистки, которая рассказывает, как избивал её первый муж и что она работает в центре помощи женщинам, пережившим насилие).
Что сказать, как кино, а тем более документальное кино, то, что представил Зайдль под названием "В подвале" не удалось: обрывисто, без единого вывода, с одинаковой авторской позицией относительно всех изображённых персонажей, с минимальным посылом зрителю, с массой постановочных кадров, которые, в принципе, не несут в себе никакой иной нагрузки кроме той, что Зайдль способен быть режиссёром-постановщиком. Это можно смотреть, если вы сидите весёлой компанией и готовы троллить европейский авторский кинематограф, но при серьёзном подходе к делу включать "В подвале" не рекомендую, несмотря на обилие положительных рецензий кинокритиков.
Общее впечатление | Подвалы австрийцев глазами Ульриха Зайдля: извращенцы, националисты и любители постирать |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву3