Отзыв: Аудиокнига "Ржавчина: Мой Дом" - Аарон Макдауэлл - ...В жизни есть две великие трагедии: не достичь цели и достичь ее. (Оскар Уайльд)
Достоинства: Талантливое, увлекательное содержание; яркие эволюционирующие персонажи; великолепный аудиоряд.
Недостатки: Нет.
Признаться, тяжело говорить о книге, о которой в сети ничего не сказано. Слишком велика ответственность, поэтому прошу прощения у всех прочитавших, прослушавших, и у тех, кто только собирается это сделать - за, возможно, слишком убогое понимание произведения, о котором ниже пойдет речь.
Задача моя осложняется еще и тем, что такие направления в литературе, как символизм, этногенез и постапокалипсис бесконечно далеки от меня. Я даже не уверена, что правильно воспроизвела названия.
Но наверняка вам знакомо ощущение, когда нравится что-то непонятное. Разум даже рассматривать это не пытается, но интуиция, сердце, или что там у нас еще, отвечающее за чувство прекрасного, уже единогласно проголосовали "за". И ты сам себе объяснить не можешь, и бороться не пытаешься, принимаешь как есть.
Вот что примерно я чувствую сейчас, по прошествии нескольких минут после окончания прослушивания. А может, это и есть сила искусства - заставить воспринять даже неподвластное разуму? Впрочем, вовсе не факт, что, последовав моему совету и прослушав "Ржавчину", ваш мозг испытает такое же недоумение. Возможно, именно вы все поймете и диву даваться будете, вопрошая: "А что тут непонятного?" Но, если честно, меня больше устраивает моя теперешняя некоторая растерянность и та свобода, которой писатель наделил меня, которой я пользуюсь, вкладывая свои мысли, наделяя ее своим смыслом.
Аарон Макдауэлл. Яндекс выдает крайне скупые сведения об... украинце? Странно, почему-то я изначально подумала об австралийце. Что ж, если инет ничего не напутал, Украину можно поздравить с действительно талантливым писателем. И произведений у него немало, оказается, и публикаций, и даже наград. Как же это я о нем раньше не слышала?
Однако, вернемся к "Ржавчине". Про увлекательность сюжета скажу только одно: крайне редко бывает со мной такое, чтобы ради книги домашние дела переделывались с скоростью света, спортзал был отодвинут на следующий раз, а я за весь день даже на улицу ни разу не вышла. 11 часов продержала меня "Рджавчина", практически не отпуская, завладев мыслями, сделав рассеянной и невнимательной к реальной жизни. Очень может быть, что теперь я пересмотрю свое не самое доброе отношение, скажем, к серии "Сталкер", и кто знает?, может, ждет меня целая гора непрочитанных интереснейших книг подобного рода. Макдауэлл - спасибо.
На протяжении первого часа пролсушивания какие только мысли у меня не родились в отношении места, где происходит развитие сюжета. Что это?:
- сумасшедший дом?
- мир матрицы?
- фантазии на тему к/ф "Куб"?
- развлечение для богатых извращенцев?
- описание нелинейной компьютерной игры?
- круги ада?
- планета Кин-дза-дза?
- трансертная реальность?
А книга уже захватила, а писатель уже лихорадочно перепрыгивал с события на событие, с персонажа на персонаж, выливал потоки обрывочной информации, которую мой мозг отчаянно пытался систематизировать. Искались недостающие паззлинки общей мозаики, воображение старалось воссоздать удивительный, но какой-то неправильный, нечеловеческий мир Дома и его этажей. Как ни странно, у меня возникла ассоциация с излучением и поглощением света, с квантовой механикой. Этажи представились некими орбитами со своими законами, календарями, системами отсчета (специалист подобен флюсу - не зря говорят, наверное). Произошла странная штука: ничего абсолютно не понимая, делая неправильные догадки, я как-то приняла этот мир на веру. Ну разве это не повод считать писателя талантливым? Ведь увлек, не объясняя! Создал реальность, в которой читатель, не взирая на странные события, начинает жить.
Мне бы не хотелось говорить о сюжете вовсе не из-за того, что вы расцените это как спойлер: мне хочется знать, а что подумаете вы, когда прослушаете? Каковы будут ваши ассоциации? Каким вы увидите этот Дом? Но я немного все же вас направлю: ни одно из вышеперечисленных столбиком представлений не оправдалось. Все не то. Хотя у меня периодически возникали сравнения с "Темной башней" Кинга(последовательное прохождение этажей; образ художника и его всемогущего карандаша, одинокий герой и его становление. И книги Бредбери вспоминались, и Замятин, а Стругацкие так вообще как будто напутствовали. Но для меня, по сути новичка в этой области литературы, все эти отсылки ни в коем разе не лишили автора самобытности. Возможно вы, более искушенный и сведущий читатель, мне возразите.
Персонажей в "Ржавчине" немного. И это замечательно: бездарь ничего не создаст, кружась среди двадцати героев книги, таланту достаточно и шестерых. Охотники-проводники (сталкеры по сути), двое друзей, которые едва помнят друг друга и каждый день по новой учатся сосуществовать (такова плата за подъем с этажа на этаж Дома), некий Художник, такой же сталкер в прошлом, которому дано чуть больше, чем простому смертному. И нет плохих и хороших, "красных" и "белых". Есть едва ли не одичавшие, философствующие, циничные, безалаберные, убивающие и убитые. По мановению чьего-то пальца начинаются мировые войны, погибают цивилизации и верхний этаж вот-вот обрушится на нижний... И это не кажется бредом - в свете нынешних-то событий нашей реальности...
Так о чем ты думал, когда писал "Ржавчину", Макдауэлл из Днепропетровска? Что, по-твоему, является ржавчиной в нашем мире, что нас убивает, что развязывает войны? Где нам взять того самого отважного Ли (Данко, Гагарина, мать Терезу, Христа, в конце концов), который придет и остановит нашу Ржавчину, принесет себя в жертву нашему Дому и... нам? Утопия, правда? А жаль.
Здесь я повторю когда-то насмешившие меня слова одного чтеца аудиокниг: как умею, так и читаю. Вот и я - как умела, так и поняла. О чем сердце болит, о том и подумалось.
Аудиоряд меня донельзя обрадовал: с книгой поработала уже знакомая мне по "Сделке" Орловагруппа озвучания. Что и говорить: В. Стоноженко, Н. Дроздовский, Н. Муравьев и другие сотворили настощий аудиоспектакль, который не стыдно прокрутить и ведущим радиостанциям. Каждый персонаж получил не просто свой голос, у него появилась манера говорения, характер дополнился. Читателю ничего не стоит закрыть глаза и представить себе и Пса, и Мертвеца, и Шута, и Ли с Ше... И масштабы перестрелок, звуки работающей техники, шелест дождя, гул трансформатора - Дом ожил, зазвучал, обрел облик, коридоры наполнились жутью вперемешку с радиацией, поползли зловещие туманы... Даже не знаю, восприняла бы я книгу именно так, как это случилось, если бы не прослушала, а прочитала.
Надеюсь, я вас заинтересовала. Надеюсь, "Ржавчину" вы поставите в очередь и найдете для нее время. Я бы даже включила ее в школьную программу как пример современной постапокалиптической прозы и жанра. Тут есть над чем подумать, о чем, может быть, поплакать.
Задача моя осложняется еще и тем, что такие направления в литературе, как символизм, этногенез и постапокалипсис бесконечно далеки от меня. Я даже не уверена, что правильно воспроизвела названия.
Но наверняка вам знакомо ощущение, когда нравится что-то непонятное. Разум даже рассматривать это не пытается, но интуиция, сердце, или что там у нас еще, отвечающее за чувство прекрасного, уже единогласно проголосовали "за". И ты сам себе объяснить не можешь, и бороться не пытаешься, принимаешь как есть.
Вот что примерно я чувствую сейчас, по прошествии нескольких минут после окончания прослушивания. А может, это и есть сила искусства - заставить воспринять даже неподвластное разуму? Впрочем, вовсе не факт, что, последовав моему совету и прослушав "Ржавчину", ваш мозг испытает такое же недоумение. Возможно, именно вы все поймете и диву даваться будете, вопрошая: "А что тут непонятного?" Но, если честно, меня больше устраивает моя теперешняя некоторая растерянность и та свобода, которой писатель наделил меня, которой я пользуюсь, вкладывая свои мысли, наделяя ее своим смыслом.
Аарон Макдауэлл. Яндекс выдает крайне скупые сведения об... украинце? Странно, почему-то я изначально подумала об австралийце. Что ж, если инет ничего не напутал, Украину можно поздравить с действительно талантливым писателем. И произведений у него немало, оказается, и публикаций, и даже наград. Как же это я о нем раньше не слышала?
Однако, вернемся к "Ржавчине". Про увлекательность сюжета скажу только одно: крайне редко бывает со мной такое, чтобы ради книги домашние дела переделывались с скоростью света, спортзал был отодвинут на следующий раз, а я за весь день даже на улицу ни разу не вышла. 11 часов продержала меня "Рджавчина", практически не отпуская, завладев мыслями, сделав рассеянной и невнимательной к реальной жизни. Очень может быть, что теперь я пересмотрю свое не самое доброе отношение, скажем, к серии "Сталкер", и кто знает?, может, ждет меня целая гора непрочитанных интереснейших книг подобного рода. Макдауэлл - спасибо.
На протяжении первого часа пролсушивания какие только мысли у меня не родились в отношении места, где происходит развитие сюжета. Что это?:
- сумасшедший дом?
- мир матрицы?
- фантазии на тему к/ф "Куб"?
- развлечение для богатых извращенцев?
- описание нелинейной компьютерной игры?
- круги ада?
- планета Кин-дза-дза?
- трансертная реальность?
А книга уже захватила, а писатель уже лихорадочно перепрыгивал с события на событие, с персонажа на персонаж, выливал потоки обрывочной информации, которую мой мозг отчаянно пытался систематизировать. Искались недостающие паззлинки общей мозаики, воображение старалось воссоздать удивительный, но какой-то неправильный, нечеловеческий мир Дома и его этажей. Как ни странно, у меня возникла ассоциация с излучением и поглощением света, с квантовой механикой. Этажи представились некими орбитами со своими законами, календарями, системами отсчета (специалист подобен флюсу - не зря говорят, наверное). Произошла странная штука: ничего абсолютно не понимая, делая неправильные догадки, я как-то приняла этот мир на веру. Ну разве это не повод считать писателя талантливым? Ведь увлек, не объясняя! Создал реальность, в которой читатель, не взирая на странные события, начинает жить.
Мне бы не хотелось говорить о сюжете вовсе не из-за того, что вы расцените это как спойлер: мне хочется знать, а что подумаете вы, когда прослушаете? Каковы будут ваши ассоциации? Каким вы увидите этот Дом? Но я немного все же вас направлю: ни одно из вышеперечисленных столбиком представлений не оправдалось. Все не то. Хотя у меня периодически возникали сравнения с "Темной башней" Кинга(последовательное прохождение этажей; образ художника и его всемогущего карандаша, одинокий герой и его становление. И книги Бредбери вспоминались, и Замятин, а Стругацкие так вообще как будто напутствовали. Но для меня, по сути новичка в этой области литературы, все эти отсылки ни в коем разе не лишили автора самобытности. Возможно вы, более искушенный и сведущий читатель, мне возразите.
Персонажей в "Ржавчине" немного. И это замечательно: бездарь ничего не создаст, кружась среди двадцати героев книги, таланту достаточно и шестерых. Охотники-проводники (сталкеры по сути), двое друзей, которые едва помнят друг друга и каждый день по новой учатся сосуществовать (такова плата за подъем с этажа на этаж Дома), некий Художник, такой же сталкер в прошлом, которому дано чуть больше, чем простому смертному. И нет плохих и хороших, "красных" и "белых". Есть едва ли не одичавшие, философствующие, циничные, безалаберные, убивающие и убитые. По мановению чьего-то пальца начинаются мировые войны, погибают цивилизации и верхний этаж вот-вот обрушится на нижний... И это не кажется бредом - в свете нынешних-то событий нашей реальности...
Так о чем ты думал, когда писал "Ржавчину", Макдауэлл из Днепропетровска? Что, по-твоему, является ржавчиной в нашем мире, что нас убивает, что развязывает войны? Где нам взять того самого отважного Ли (Данко, Гагарина, мать Терезу, Христа, в конце концов), который придет и остановит нашу Ржавчину, принесет себя в жертву нашему Дому и... нам? Утопия, правда? А жаль.
Здесь я повторю когда-то насмешившие меня слова одного чтеца аудиокниг: как умею, так и читаю. Вот и я - как умела, так и поняла. О чем сердце болит, о том и подумалось.
Аудиоряд меня донельзя обрадовал: с книгой поработала уже знакомая мне по "Сделке" Орловагруппа озвучания. Что и говорить: В. Стоноженко, Н. Дроздовский, Н. Муравьев и другие сотворили настощий аудиоспектакль, который не стыдно прокрутить и ведущим радиостанциям. Каждый персонаж получил не просто свой голос, у него появилась манера говорения, характер дополнился. Читателю ничего не стоит закрыть глаза и представить себе и Пса, и Мертвеца, и Шута, и Ли с Ше... И масштабы перестрелок, звуки работающей техники, шелест дождя, гул трансформатора - Дом ожил, зазвучал, обрел облик, коридоры наполнились жутью вперемешку с радиацией, поползли зловещие туманы... Даже не знаю, восприняла бы я книгу именно так, как это случилось, если бы не прослушала, а прочитала.
Надеюсь, я вас заинтересовала. Надеюсь, "Ржавчину" вы поставите в очередь и найдете для нее время. Я бы даже включила ее в школьную программу как пример современной постапокалиптической прозы и жанра. Тут есть над чем подумать, о чем, может быть, поплакать.
Время использования | 11 часов |
Общее впечатление | ...В жизни есть две великие трагедии: не достичь цели и достичь ее. (Оскар Уайльд) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14