Отзыв: Фильм "Глянец" (2007) - Всюду жизнь, картина Ярошенко.
Достоинства: Безупречное мастерство, талант и личность художника.
Недостатки: Какие уж тут недостатки.
Спрашивают меня: и как тебе может нравиться смотреть такую гадость. Имея в виду представленный на экране отталкивающий мир человеческих экземпляров, уродов без людей.
А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться? Фильм абсолютно нравственен, Акценты расставлены четко. Не ходите, дети, в Африку гулять. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ.
Загадка моей неугасающей любви к этому фильму в том, как показано, и в том, что я в нем для себя обретаю.
Вот Михалков-Кончаловский входит для меня в разряд художников, которым я доверяю безоговорочно и на которых хвост не подымется ерничать и учить. Это вообще мой режиссер, а фильм "Глянец" - мой фильм.
Конечно, это фильм о девочке, рвущейся в мир глянца. Швея-мотористка Галя из Ростова, у которой и глаза и ноги разные, со своей ростовской непосредственностью и напором берет все барьеры. Нас в дверь, а мы в окно. Нас в окно, а мы через задний проход. Мы и пуговицы пришивать умеем. И полы мыть не гордые.
Штука в том, что одного нахрапа мало. Она для этого мирка вполне подходящий пассажир. Общительная, гибкая, хваткая, деловая. Она еще моет полы, а уже маячит вписанность в команду.
А еще она берет своей полной нестандартностью, Своей душевной простотой, широтой и, как ни странно, душевностью. Это порой открывает самые крутые двери.
Но куда же ты рвешься, девочка?
Конечно, это фильм о мире глянца. Его топовых фигурах, увиденных с иной, недевочкиной высоты, во всей красе и с полным смаком. Вот уж паноптикум.
Циничная примадонна-издательница. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Изощренный змей-искуситель от пиар - Алексей Серебряков. Ушлый торговец "живым товаром", которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова. Образы, конечно, изумительные, как и сам актерский подбор. Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок.
Те самые уроды и монстры. Их нравы, конечно, ужасны. Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. При всей своей изуродованности, они - люди. Люди несчастливые, страдающие от своих болей и обид и совсем не хозяева жизни, которая бьет их так же, как всех, и руками других хозяев, и со стороны себя самой.
Богатые тоже плачут?
А это, извините, мелко.
Слезы тут поделены на всех. И девочка Галя ими умылась сполна. Ей есть от чего бежать. Ужасают нечеловеческие образы ее детства. Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи. Они оба в чем-то уродливы, истонченные до невозможности, отец - до скелета, мать - до былинки. Иссохшие, высосанные.
Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения. Они - люди, слабые, искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью.
Звериный лик богатства и бедности одинаков.
Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. При том, что вещи они творят чудовищные. Даже самый кошмарненький из них, залезший по лестнице дальше всех, дальше просто некуда, олигарх, которого все зовут Мишка Клименко - он Мишка и есть. Не гад, не мерзавец, не извращенец, порочный до мозга костей, а всего лишь раздолбай, с размахом сходящий с ума и бьющийся о стены головой с тоски и опустошенности своей жизни. Не случайно режиссер поручил этот образ Домогарову, которому органически чужды порочность и зло, вечный славный малый.
Чудовищность есть, чудовищ нет. Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Продукт общества в масштабах человечества. Это такая сучья штука жизнь.
Здесь нет темы выбора. Здесь нет сильных. Самая сильная - это как раз Галя., пробившаяся в жестокой среде нищего детства своей живучестью и жизненным напором. Ну и куда ты денешься со своей силой и напором?
Она добилась, чего хотела. Она рухнула в роскошь, как в яму. Она вытянула главный приз в лотерее - статус жены олигарха, - и в ужасе отшатывается от сбывшейся мечты.
А вот тут самая суть. Многозначительная и не совсем, казалось бы, понятная финальная сцена с бегством из машины, на самом деле понятна. Героиня блуждает в придорожных зарослях, какая-то неприглядная, обломанная, замусоренная человеческими отходами природа, то ли озерцо, то ли болотце. Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает. Переломный момент истины. И приходят на встречу к ней образы детства. Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: - живи!
Страшно здесь и страшно там. Но всюду - жизнь. И здесь, и там светит солнце, цветут цветы и рождаются дети, и пробиваются сквозь помоечные отбросы неистребимые свежие ростки жизни. Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая.
Этот фильм поразительно напоминает мне известную картину Ярошенко "Всюду жизнь". Зарешеченное окно тюремного вагона, голубки, клюющие крошки под окном, тянущийся к птичкам младенец и поглощенные этим зрелищем лица арестантов: молодая мать, мужчина, старик... Обычные люди, бог весть какой судьбой оказавшиеся в этом тюремном вагоне.
Этот фильм, конечно, об этом.
Когда-то один умный редактор кино обратил мое внимание на особое качество раннего фильма Кончаловского "Асино счастье", жестоко-правдивого, под документ, о тогдашней русской деревне. На трепетное отношение режиссера к людям. Простым, неученым, сирым, убогим - всяким. Тяжко и нескладно живущим и мечтающим о счастье. К людям как таковым. С тех пор я это о Михалкове-Кончаловском знаю, я это у него вижу, и мне это близко. А этот фильм просто весь проникнут.
Ведь и песня финальная, хорошо знакомая "Дорогие мои москвичи", здесь так же, как изначально в театре Утесова, прямое обращение, напутствие зрителям.
Доброй ночи вам, люди. Пусть вам светят добрые звезды. Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Есть нечто, что роднит нас всех. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора. Наше всебщее человеческое неразумие, небезгрешность, наши слабые силы уравнивают нас в этой земной юдоли. Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках, и не очень-то мы над ней хозяева.
Это взгляд очень умного, мудрого и душевно тонкого человека. Без трепета души художника не бывает, потому я не очень-то принимаю в художники интеллектуально-выхолощенных фестивально-пробирочных деятелей культуры под названием артхаус.
Это послание Михалкова-Кончаловского, наверно, не всем. А тем, кто способен его воспринять, для кого оно значимо. Но на любом уровне этот фильм - художнический приговор этой жуткой гримасе, этому страшненькому миру цивилизационной пены, производящему и оставляющему после себя только мусорную шелуху человечества.
А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться? Фильм абсолютно нравственен, Акценты расставлены четко. Не ходите, дети, в Африку гулять. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ.
Загадка моей неугасающей любви к этому фильму в том, как показано, и в том, что я в нем для себя обретаю.
Вот Михалков-Кончаловский входит для меня в разряд художников, которым я доверяю безоговорочно и на которых хвост не подымется ерничать и учить. Это вообще мой режиссер, а фильм "Глянец" - мой фильм.
Конечно, это фильм о девочке, рвущейся в мир глянца. Швея-мотористка Галя из Ростова, у которой и глаза и ноги разные, со своей ростовской непосредственностью и напором берет все барьеры. Нас в дверь, а мы в окно. Нас в окно, а мы через задний проход. Мы и пуговицы пришивать умеем. И полы мыть не гордые.
Штука в том, что одного нахрапа мало. Она для этого мирка вполне подходящий пассажир. Общительная, гибкая, хваткая, деловая. Она еще моет полы, а уже маячит вписанность в команду.
А еще она берет своей полной нестандартностью, Своей душевной простотой, широтой и, как ни странно, душевностью. Это порой открывает самые крутые двери.
Но куда же ты рвешься, девочка?
Конечно, это фильм о мире глянца. Его топовых фигурах, увиденных с иной, недевочкиной высоты, во всей красе и с полным смаком. Вот уж паноптикум.
Циничная примадонна-издательница. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Изощренный змей-искуситель от пиар - Алексей Серебряков. Ушлый торговец "живым товаром", которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова. Образы, конечно, изумительные, как и сам актерский подбор. Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок.
Те самые уроды и монстры. Их нравы, конечно, ужасны. Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. При всей своей изуродованности, они - люди. Люди несчастливые, страдающие от своих болей и обид и совсем не хозяева жизни, которая бьет их так же, как всех, и руками других хозяев, и со стороны себя самой.
Богатые тоже плачут?
А это, извините, мелко.
Слезы тут поделены на всех. И девочка Галя ими умылась сполна. Ей есть от чего бежать. Ужасают нечеловеческие образы ее детства. Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи. Они оба в чем-то уродливы, истонченные до невозможности, отец - до скелета, мать - до былинки. Иссохшие, высосанные.
Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения. Они - люди, слабые, искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью.
Звериный лик богатства и бедности одинаков.
Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. При том, что вещи они творят чудовищные. Даже самый кошмарненький из них, залезший по лестнице дальше всех, дальше просто некуда, олигарх, которого все зовут Мишка Клименко - он Мишка и есть. Не гад, не мерзавец, не извращенец, порочный до мозга костей, а всего лишь раздолбай, с размахом сходящий с ума и бьющийся о стены головой с тоски и опустошенности своей жизни. Не случайно режиссер поручил этот образ Домогарову, которому органически чужды порочность и зло, вечный славный малый.
Чудовищность есть, чудовищ нет. Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Продукт общества в масштабах человечества. Это такая сучья штука жизнь.
Здесь нет темы выбора. Здесь нет сильных. Самая сильная - это как раз Галя., пробившаяся в жестокой среде нищего детства своей живучестью и жизненным напором. Ну и куда ты денешься со своей силой и напором?
Она добилась, чего хотела. Она рухнула в роскошь, как в яму. Она вытянула главный приз в лотерее - статус жены олигарха, - и в ужасе отшатывается от сбывшейся мечты.
А вот тут самая суть. Многозначительная и не совсем, казалось бы, понятная финальная сцена с бегством из машины, на самом деле понятна. Героиня блуждает в придорожных зарослях, какая-то неприглядная, обломанная, замусоренная человеческими отходами природа, то ли озерцо, то ли болотце. Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает. Переломный момент истины. И приходят на встречу к ней образы детства. Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: - живи!
Страшно здесь и страшно там. Но всюду - жизнь. И здесь, и там светит солнце, цветут цветы и рождаются дети, и пробиваются сквозь помоечные отбросы неистребимые свежие ростки жизни. Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая.
Этот фильм поразительно напоминает мне известную картину Ярошенко "Всюду жизнь". Зарешеченное окно тюремного вагона, голубки, клюющие крошки под окном, тянущийся к птичкам младенец и поглощенные этим зрелищем лица арестантов: молодая мать, мужчина, старик... Обычные люди, бог весть какой судьбой оказавшиеся в этом тюремном вагоне.
Этот фильм, конечно, об этом.
Когда-то один умный редактор кино обратил мое внимание на особое качество раннего фильма Кончаловского "Асино счастье", жестоко-правдивого, под документ, о тогдашней русской деревне. На трепетное отношение режиссера к людям. Простым, неученым, сирым, убогим - всяким. Тяжко и нескладно живущим и мечтающим о счастье. К людям как таковым. С тех пор я это о Михалкове-Кончаловском знаю, я это у него вижу, и мне это близко. А этот фильм просто весь проникнут.
Ведь и песня финальная, хорошо знакомая "Дорогие мои москвичи", здесь так же, как изначально в театре Утесова, прямое обращение, напутствие зрителям.
Доброй ночи вам, люди. Пусть вам светят добрые звезды. Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Есть нечто, что роднит нас всех. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора. Наше всебщее человеческое неразумие, небезгрешность, наши слабые силы уравнивают нас в этой земной юдоли. Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках, и не очень-то мы над ней хозяева.
Это взгляд очень умного, мудрого и душевно тонкого человека. Без трепета души художника не бывает, потому я не очень-то принимаю в художники интеллектуально-выхолощенных фестивально-пробирочных деятелей культуры под названием артхаус.
Это послание Михалкова-Кончаловского, наверно, не всем. А тем, кто способен его воспринять, для кого оно значимо. Но на любом уровне этот фильм - художнический приговор этой жуткой гримасе, этому страшненькому миру цивилизационной пены, производящему и оставляющему после себя только мусорную шелуху человечества.
Общее впечатление | Всюду жизнь, картина Ярошенко. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8