Отзыв: Мультфильм "Необыкновенное путешествие Серафимы" (2015) - Хотели как лучше, но получилось, то, что получилось
Достоинства: тема неизбита, хорошая драматика, торжество добра и справедливолсти
Недостатки: религиозность, антисоветщина, угловатая графика, непонятный возрастной ценз
Всем привет!
После долгого отсутствия на ресурсе очень многим хочется поделиться и о многом рассказать. Но начну с самых свежих впечатлений – отзыв, что называется буквально по «горячим следам».
Хмурое и серое уральское утро должно было бы озариться небесной благодатью, ведь на экранах города (как и всей страны) «светлая» премьера – отечественный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Мульт религиозно-светский (по словам авторов) с долей волшебства, мистицизма и сталинизма – «все смешалось в доме…» в детском доме. Проект реализовался при поддержке Фонда Серафима Саровского и Минкульта одновременно. Из всего следовало, что «заварушка» должна выйти забористая, а потому мне почему-то, ну, очень захотелось на неё взглянуть. Муж поддержать мое любопытство наотрез отказался, поэтому на первый утренний сеанс я отправилась в гордом одиночестве. Любопытных, подобно мне, в зале «кот наплакал», и все, как пить дать, атеисты – каждый с поп-корном и газировкой (каюсь, я тоже, т. к. позавтракать не успела), а ведь авторы обещали много пищи для ума. Признаюсь, заранее относилась к картине предвзято и со скепсисом (не зря). Я верю в Бога и себя считаю человеком верующим, но вот РПЦ стараюсь обходить стороной, церковь и Бог в современном мире для меня понятия абсолютно разные – отсюда и предвзятость.
Коротко раскрою сюжет и декорации. Место действия – детский дом где-то в советской глубинке, время действия – 1943 год. Думаю, выбор не случаен, 43й, в некотором роде, переломный год для «советской религии». Более того, всё действо разворачивается в страстную неделю перед светлой Пасхой. Но весь символизм и глубину, заложенную авторами, поймут лишь по-настоящему верующие, обыватели же ухватят лишь верхушки – «советы», «1943», «детский дом». Впрочем, этого достаточно.
Главная героиня – маленькая воспитанница Серафима, дочь репрессированного попа. Драма разворачивается с первых кадров, к слову сказать, совсем недетская драма, при рейтинге 6+… Оставшись без родителей девочка попадает в детский дом, где ей приходится совсем несладко – друзей нет, воспитатели деспоты, одна лишь техничка Лиза утешает Серафиму, да нашептывает ей светлые и добрые истории. Советская реальность изображена очень мрачной – приглушенные тона, нарочито много серости. В этом сером мире атеистов Сима умудряется носить тайком нательный крестик, он то и послужит началом главной драмы, которая поставит девочку перед сложным выбором. Предаст ли Серафима себя (то бишь веру) или же останется верна своим убеждениям – в этом основная интрига мультфильма. Опять же, на мой взгляд, совсем недетская. Ну, разве поймет шестилетка, что такое «поиск себя» и «преданность вере». При всем при этом интрига слабая, ведь мульт детский и ежу понятно, все закончится «хэппи-эндом», тфу ты, «великой благодатью».
И, вроде бы, откуда тут взяться какому-то «необыкновенному путешествию»? Но оно есть, «пришито белыми нитками», ну очень уж неловко вплетено в повествование. Зато яркость красок и буйство сценаристского разума сразу дает зрителю понять, что сценарист пил, курил и употреблял грибочки… Тфу ты, опять оговорочка, конечно же, зрителю демонстрируется благодать, добродетель, короче, рай небесный, тут хорошо, а там… «совок» и атеисты. Путешествуя по галлюциногенному раю, Серафима и находит веру, себя, а помогает ей – святой Серафим Саровский. Знакомство его со зрителями выходит комканым -житие изложено урывками, кто он Серафиме - отец или духовник - думайте сами. Но его роль (опять же по убеждению авторов), показать, как легко и просто святые помогают справиться нам, грешным обывателям, с тяготами и проблемами, святой и укажет, святой и направит, легко и непринужденно. И это ли не пропаганда религии?
По мнению авторов, Бог, вера, святые – все это демонстрируется ненавязчиво и аккуратно, на деле же, мультфильм пестрит религиозной неприкрытой пропагандой. Её много, слишком много лично для меня, и, наверняка, много для среднестатистического светского ребенка.
Суровой советской реальности в мультфильме гораздо больше, чем бушуещего красками путешествия. Будни детдомовской девчушки тяжелы, реальность нарочито отталкивающая. Не трудно представить, что советские сироты в середине войны терпели много тягот и бед, но мультфильм выдает стойкий привкус «антисоветщины». Все советское – плохо, советы - зло. Оно и понятно, Минкульт спонсирует. То, что все эти темы совсем недетские, думаю, объяснять не стоит.
Осталось пройтись по графике. Буду краткой – некоторые игры на Айфоне менее угловаты, чем мультяшные персонажи. Графика очень средненькая, в компьютерных играх такая графа простительна при отличном сюжете, но сюжетец тут на любителя (православного любителя).
Не хотелось сильно критиковать, все таки Фонд Серафима Соровского преследовал благие цели, уж не знаю, что там преследовал Минкульт. Но я описала ровно то, что видела, что уловил и интерпретировал мой светский мозг. Несомненно, человек верующий (реально верующий, а не просто носящий крестик), воспримет сюжет по другому. Однако, как воспримут сию историю дети – для меня загадка. В мультике очень много недетского – репрессии, НКВД-шники, принудительный атеизм, такие вот немилые отголоски советского прошлого, которые без хорошего исторического экскурса младшешкольник никак не поймет, да и рано ему в этот экскурс. Кадров же яркого сказочного путешествия слишком мало. Однозначно, будь мой сын 6-9 леткой, на мультфильм я бы его не повела.
Самая подходящая аудитория – православные верующие от 10 и старше. Жаль, что авторы нивелируют факт религиозности мультфильма, и пытаются выдать его просто семейным кино-проектом. Получается светского обывателя они попросту обманывают. И, пожалуй, в этом главная их ошибка.
Коротко подводя итог: мульт по глубине драматики сопоставим с полнометражным кинофильмом. Присутствует тут и добро, и зло, накал детских страстей, увенчанный торжеством справедливости, но все это обильно сдобрено религиозностью и «антисоветщиной» (про галлюциногены промолчу). Потому мультфильм неудобоварим, как для детского, так и для взрослого восприятия. Маленьким же детям я вообще не рекомендую его к просмотру, рейтинг 6+ не понятен. Точка зрения людей верующих (да и не только, но в первую очередь их) может очень сильно отличаться от моей. Сходить посмотреть – скорее рекомендую, все таки люди старались сделать что-то доброе и хорошее, может именно Ваш незашоренный мозг всю эту доброту и хорошесть сумеет разглядеть и понять совсем иначе, нежели я.
После долгого отсутствия на ресурсе очень многим хочется поделиться и о многом рассказать. Но начну с самых свежих впечатлений – отзыв, что называется буквально по «горячим следам».
Хмурое и серое уральское утро должно было бы озариться небесной благодатью, ведь на экранах города (как и всей страны) «светлая» премьера – отечественный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Мульт религиозно-светский (по словам авторов) с долей волшебства, мистицизма и сталинизма – «все смешалось в доме…» в детском доме. Проект реализовался при поддержке Фонда Серафима Саровского и Минкульта одновременно. Из всего следовало, что «заварушка» должна выйти забористая, а потому мне почему-то, ну, очень захотелось на неё взглянуть. Муж поддержать мое любопытство наотрез отказался, поэтому на первый утренний сеанс я отправилась в гордом одиночестве. Любопытных, подобно мне, в зале «кот наплакал», и все, как пить дать, атеисты – каждый с поп-корном и газировкой (каюсь, я тоже, т. к. позавтракать не успела), а ведь авторы обещали много пищи для ума. Признаюсь, заранее относилась к картине предвзято и со скепсисом (не зря). Я верю в Бога и себя считаю человеком верующим, но вот РПЦ стараюсь обходить стороной, церковь и Бог в современном мире для меня понятия абсолютно разные – отсюда и предвзятость.
Коротко раскрою сюжет и декорации. Место действия – детский дом где-то в советской глубинке, время действия – 1943 год. Думаю, выбор не случаен, 43й, в некотором роде, переломный год для «советской религии». Более того, всё действо разворачивается в страстную неделю перед светлой Пасхой. Но весь символизм и глубину, заложенную авторами, поймут лишь по-настоящему верующие, обыватели же ухватят лишь верхушки – «советы», «1943», «детский дом». Впрочем, этого достаточно.
Главная героиня – маленькая воспитанница Серафима, дочь репрессированного попа. Драма разворачивается с первых кадров, к слову сказать, совсем недетская драма, при рейтинге 6+… Оставшись без родителей девочка попадает в детский дом, где ей приходится совсем несладко – друзей нет, воспитатели деспоты, одна лишь техничка Лиза утешает Серафиму, да нашептывает ей светлые и добрые истории. Советская реальность изображена очень мрачной – приглушенные тона, нарочито много серости. В этом сером мире атеистов Сима умудряется носить тайком нательный крестик, он то и послужит началом главной драмы, которая поставит девочку перед сложным выбором. Предаст ли Серафима себя (то бишь веру) или же останется верна своим убеждениям – в этом основная интрига мультфильма. Опять же, на мой взгляд, совсем недетская. Ну, разве поймет шестилетка, что такое «поиск себя» и «преданность вере». При всем при этом интрига слабая, ведь мульт детский и ежу понятно, все закончится «хэппи-эндом», тфу ты, «великой благодатью».
И, вроде бы, откуда тут взяться какому-то «необыкновенному путешествию»? Но оно есть, «пришито белыми нитками», ну очень уж неловко вплетено в повествование. Зато яркость красок и буйство сценаристского разума сразу дает зрителю понять, что сценарист пил, курил и употреблял грибочки… Тфу ты, опять оговорочка, конечно же, зрителю демонстрируется благодать, добродетель, короче, рай небесный, тут хорошо, а там… «совок» и атеисты. Путешествуя по галлюциногенному раю, Серафима и находит веру, себя, а помогает ей – святой Серафим Саровский. Знакомство его со зрителями выходит комканым -житие изложено урывками, кто он Серафиме - отец или духовник - думайте сами. Но его роль (опять же по убеждению авторов), показать, как легко и просто святые помогают справиться нам, грешным обывателям, с тяготами и проблемами, святой и укажет, святой и направит, легко и непринужденно. И это ли не пропаганда религии?
По мнению авторов, Бог, вера, святые – все это демонстрируется ненавязчиво и аккуратно, на деле же, мультфильм пестрит религиозной неприкрытой пропагандой. Её много, слишком много лично для меня, и, наверняка, много для среднестатистического светского ребенка.
Суровой советской реальности в мультфильме гораздо больше, чем бушуещего красками путешествия. Будни детдомовской девчушки тяжелы, реальность нарочито отталкивающая. Не трудно представить, что советские сироты в середине войны терпели много тягот и бед, но мультфильм выдает стойкий привкус «антисоветщины». Все советское – плохо, советы - зло. Оно и понятно, Минкульт спонсирует. То, что все эти темы совсем недетские, думаю, объяснять не стоит.
Осталось пройтись по графике. Буду краткой – некоторые игры на Айфоне менее угловаты, чем мультяшные персонажи. Графика очень средненькая, в компьютерных играх такая графа простительна при отличном сюжете, но сюжетец тут на любителя (православного любителя).
Не хотелось сильно критиковать, все таки Фонд Серафима Соровского преследовал благие цели, уж не знаю, что там преследовал Минкульт. Но я описала ровно то, что видела, что уловил и интерпретировал мой светский мозг. Несомненно, человек верующий (реально верующий, а не просто носящий крестик), воспримет сюжет по другому. Однако, как воспримут сию историю дети – для меня загадка. В мультике очень много недетского – репрессии, НКВД-шники, принудительный атеизм, такие вот немилые отголоски советского прошлого, которые без хорошего исторического экскурса младшешкольник никак не поймет, да и рано ему в этот экскурс. Кадров же яркого сказочного путешествия слишком мало. Однозначно, будь мой сын 6-9 леткой, на мультфильм я бы его не повела.
Самая подходящая аудитория – православные верующие от 10 и старше. Жаль, что авторы нивелируют факт религиозности мультфильма, и пытаются выдать его просто семейным кино-проектом. Получается светского обывателя они попросту обманывают. И, пожалуй, в этом главная их ошибка.
Коротко подводя итог: мульт по глубине драматики сопоставим с полнометражным кинофильмом. Присутствует тут и добро, и зло, накал детских страстей, увенчанный торжеством справедливости, но все это обильно сдобрено религиозностью и «антисоветщиной» (про галлюциногены промолчу). Потому мультфильм неудобоварим, как для детского, так и для взрослого восприятия. Маленьким же детям я вообще не рекомендую его к просмотру, рейтинг 6+ не понятен. Точка зрения людей верующих (да и не только, но в первую очередь их) может очень сильно отличаться от моей. Сходить посмотреть – скорее рекомендую, все таки люди старались сделать что-то доброе и хорошее, может именно Ваш незашоренный мозг всю эту доброту и хорошесть сумеет разглядеть и понять совсем иначе, нежели я.
Время использования | просмотр |
Общее впечатление | Хотели как лучше, но получилось, то, что получилось |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву24
Может "на вырост" 3х летке прочитать "Мастера и маргариту"? Ну чтоб за Лунтика не залипал?
Есть, конечно, понятие ЗБР - "зоны ближайшего развития", но это немного не то.
В тексте под "верующими" я подразумеваю тех, кто все это соблюдает, я там даже уточнила, что это не просто люди, которые носят крест и считают себя православными, таких единицы, а крест сейчас на каждом втором.