Отзыв: Фильм "Пионеры-герои" (2015) - "В жизни всегда есть место подвигу..." Или нет!
Достоинства: демонстрация комплексов целого поколения на примере трёх героев, два пласта повествования, которые удачно разбавляют атмосферу друг друга, хорошая актёрская игра детей
Недостатки: как обычно в случае российского кино: местами нудноватая чернуха
Не будь "Пионеры-герои" номинантом на лучший дебют на Берлинском кинофестивале 2015, внимания бы на фильм точно не обратила: постер в духе мелодрам девяностых, трейлер а-ля типичная российская драма нулевых, настальжи по пионерскому прошлому у меня нет, как и пионерского прошлого. Тем не менее, интересно, кому нынче Кинотавров раздают (помимо сдувшегося пару десятков лет назад Михалкова), и какое кино по международным фестивалям возится.
Итак, в центре картины три героя малость за тридцать: Ольга Красько - актриса, страдающая паническими атаками, Катя Елисеева - бизнес-леди, пытающаяся спасти отношения с мужем и Андрей Сергеев - копирайтер-трудоголик, который окромя осточертевшей работы уже ничего в жизни не видит. Связывает эту троицу две вещи: во-первых, Оля, Катя и Сергеев дружат со школы, некогда они были одноклассниками, а теперь перебрались в Москву и поддерживают отношения. Во-вторых, воспитанные на примерах пионерах-героев, ребята хоть и давно перестали носить красные галстуки, но так и не распрощались с идеей совершить подвиг, ведь пока ты этого не сделал - ты никто, а потом сразу слава и доска почёта, на твоём примере воспитывают других и т. д., и т. п.
Повествование идёт одновременно в двух пластах и по-простому линейно: первый пласт показывает нам героев в возрасте прощания с октябрятским прошлым и вступлением в пионерскую организацию, когда огромной проблемой становится то, что твой дед варит самогон, а ты его укрываешь, не рассказывая правду доблестной милиции, второй - что из бывших октябрят вышло, так сказать, кого воспитала коммунистическая партия. Воспитала, так скажем, пациентов психотерапевта, которые не могут найти своё, место в жизни, просто потому что невозможно смириться с тем, что, возможно, тебе уготована скучная и абсолютно неособенная судьба: дом, быт, работа, пьянки по пятницам, стирка по субботам, депрессия в понедельник.
Образы пионеров-героев продолжают висеть аки альбатрос на шее старого морехода (пардон за метафоры из романтизма) перед глазами нашей троицы. Господи, Валя Котик в 14 - герой Советского Союза (ну и что, что посмертно), а ты, Сергеев, всё, что можешь - это тексты писать, танки играть, да на женщину свою орать. Павлик Морозов папку заложил на благо родины, а ты, Катя, деда-самогонщика прикрывала! Вот как-то так, в общем. И сколько вас таких не-геров? Целое поколение, имя вам легион. В общем, об этом, а не об пионерском прошлом фильм с таким советско-пафосным названием как "Пионеры-герои": за спиной счастливое детство, впереди - непроглядная тьма.
В случае "Пионеров-героев" одинаково хорошо сделаны как флешбеки, так и основная сюжетная линия, хотя идейно они не пересекаются, точки соприкосновения, конечно, есть. Детская линия показывает нам весьма узнаваемое для многих советское прошлое: миф про чёрную Волгу и надпись "смерть советским детям", заучивание пионерской клятвы, кал в спичечных коробках, белые футболки и чёрные шорты на фру, ну и конечно, такие лексему-нетленки, как "тубзик" и многое другое. Ничего трагедийного в детской части фильма нет: будущее кажется солнечным и радостным, а детские проблемы малозначительными, они могут вызвать у зрителя разве что улыбку. Актёры-дети играют действительно хорошо, что встречается в российских фильмах крайне редко, в основном дети выдают что-то на уровне плохих эпизодов "Ералаша" (это, конечно, камень не в огород детей, а режиссёров, которые не могут работать с теми, кто младше двенадцати, и надеются на то, что зрители детям на экране простят всё, в том числе неумение играть).
Что касается взрослой половины "Пионеров-героев", то тут сплошной мрак, тлен и безысходность: жизнь не предоставляет нашим героям шанса побыть героями, мало того, они даже и обыденные, казалось бы, вещи сделать не в состоянии. О каком геройстве речь, когда спуститься в метро - уже подвиг, в том случае, если панические атаки - твой вечный спутник по жизни. Воспитанные на примерах детей-мучеников, многие получили такую детскую травму, от которой не так-то просто отойти: исполинские изображения умерших детей, которые получили статус пионеров-героев, постоянно довлеют над живыми, определяя их поведение и прививая им комплексы. Нет, честно, если вы по собственному желанию прочитаете подробности смерти Зои Космодемьянской даже во взрослом возрасте, то вряд ли сможете сдержать слёзы и побороть ощущение ужаса, а когда всё это вдалбливается детям, вознося их ровесников на место Христа, который, как известно, пострадал за всех нас, то нет ничего удивительного в том, что вырастает целое поколение, с довольно серьёзной психологической травмой: с фашистским пленом и красным галстуком связаны даже первые сексуальные воспоминания героев, ибо ничто не оказала большего влияния на детское сознание, чем истории о пионерах-героях.
По мнению создателей "Пионеров-героев" основная проблема поколения, изображённого в фильме, даже не в том, что в детстве они получили психологическую травму и теперь всеми силами хотят получить возможность сделать подвиг (что самое главное, не просто пойти и сделать, а именно получить все условия для того, чтоб совершить что-то "ах!"), а в том, что этот подвиг в современном мире никому не нужен. Нет никакого надличного, нет служения народу (если, конечно, вы не депутат с брюшком и мандатом), забудьте всё, чему вас учили! Мы знаем в лицо создателей Айфонов и операционных систем персонального компьютера, следим за событиями жизни поп-звёзд и политиков, те, кто "сражается и умирает за родину" остаются лишь безымянными "они", в лучшем случае, их имена высечены на памятнике, поставленном на средства губернатора, и этот список никто никогда не читает. Другое время - другие герои, да и подвиги, что говорить, другие. Это не хорошо и не плохо, просто... по-другому.
На мой взгляд "Пионеры-герои" картина очень даже неплохая: на примере трёх героев Наталье Кудряшовой (она в данном случае не только исполнительница главной роли, но и режиссёр) удалось показать целое поколение тех, кто стал последней пионерией СССР, над кем ещё довлеют советские мифы и хотя все герои полностью вписаны в современность, они не могут уйти от своих детских воспоминаний и наполняющих их образов. За счёт того, что в фильме два пласта повествования, смотрится он довольно бодро: если современность весьма уныла, то прошлое несомненно идеализированно прекрасно, это спасает зрителя от скуки и разбавляет драму элементами лирической комедии. Советую.
Итак, в центре картины три героя малость за тридцать: Ольга Красько - актриса, страдающая паническими атаками, Катя Елисеева - бизнес-леди, пытающаяся спасти отношения с мужем и Андрей Сергеев - копирайтер-трудоголик, который окромя осточертевшей работы уже ничего в жизни не видит. Связывает эту троицу две вещи: во-первых, Оля, Катя и Сергеев дружат со школы, некогда они были одноклассниками, а теперь перебрались в Москву и поддерживают отношения. Во-вторых, воспитанные на примерах пионерах-героев, ребята хоть и давно перестали носить красные галстуки, но так и не распрощались с идеей совершить подвиг, ведь пока ты этого не сделал - ты никто, а потом сразу слава и доска почёта, на твоём примере воспитывают других и т. д., и т. п.
Повествование идёт одновременно в двух пластах и по-простому линейно: первый пласт показывает нам героев в возрасте прощания с октябрятским прошлым и вступлением в пионерскую организацию, когда огромной проблемой становится то, что твой дед варит самогон, а ты его укрываешь, не рассказывая правду доблестной милиции, второй - что из бывших октябрят вышло, так сказать, кого воспитала коммунистическая партия. Воспитала, так скажем, пациентов психотерапевта, которые не могут найти своё, место в жизни, просто потому что невозможно смириться с тем, что, возможно, тебе уготована скучная и абсолютно неособенная судьба: дом, быт, работа, пьянки по пятницам, стирка по субботам, депрессия в понедельник.
Образы пионеров-героев продолжают висеть аки альбатрос на шее старого морехода (пардон за метафоры из романтизма) перед глазами нашей троицы. Господи, Валя Котик в 14 - герой Советского Союза (ну и что, что посмертно), а ты, Сергеев, всё, что можешь - это тексты писать, танки играть, да на женщину свою орать. Павлик Морозов папку заложил на благо родины, а ты, Катя, деда-самогонщика прикрывала! Вот как-то так, в общем. И сколько вас таких не-геров? Целое поколение, имя вам легион. В общем, об этом, а не об пионерском прошлом фильм с таким советско-пафосным названием как "Пионеры-герои": за спиной счастливое детство, впереди - непроглядная тьма.
В случае "Пионеров-героев" одинаково хорошо сделаны как флешбеки, так и основная сюжетная линия, хотя идейно они не пересекаются, точки соприкосновения, конечно, есть. Детская линия показывает нам весьма узнаваемое для многих советское прошлое: миф про чёрную Волгу и надпись "смерть советским детям", заучивание пионерской клятвы, кал в спичечных коробках, белые футболки и чёрные шорты на фру, ну и конечно, такие лексему-нетленки, как "тубзик" и многое другое. Ничего трагедийного в детской части фильма нет: будущее кажется солнечным и радостным, а детские проблемы малозначительными, они могут вызвать у зрителя разве что улыбку. Актёры-дети играют действительно хорошо, что встречается в российских фильмах крайне редко, в основном дети выдают что-то на уровне плохих эпизодов "Ералаша" (это, конечно, камень не в огород детей, а режиссёров, которые не могут работать с теми, кто младше двенадцати, и надеются на то, что зрители детям на экране простят всё, в том числе неумение играть).
Что касается взрослой половины "Пионеров-героев", то тут сплошной мрак, тлен и безысходность: жизнь не предоставляет нашим героям шанса побыть героями, мало того, они даже и обыденные, казалось бы, вещи сделать не в состоянии. О каком геройстве речь, когда спуститься в метро - уже подвиг, в том случае, если панические атаки - твой вечный спутник по жизни. Воспитанные на примерах детей-мучеников, многие получили такую детскую травму, от которой не так-то просто отойти: исполинские изображения умерших детей, которые получили статус пионеров-героев, постоянно довлеют над живыми, определяя их поведение и прививая им комплексы. Нет, честно, если вы по собственному желанию прочитаете подробности смерти Зои Космодемьянской даже во взрослом возрасте, то вряд ли сможете сдержать слёзы и побороть ощущение ужаса, а когда всё это вдалбливается детям, вознося их ровесников на место Христа, который, как известно, пострадал за всех нас, то нет ничего удивительного в том, что вырастает целое поколение, с довольно серьёзной психологической травмой: с фашистским пленом и красным галстуком связаны даже первые сексуальные воспоминания героев, ибо ничто не оказала большего влияния на детское сознание, чем истории о пионерах-героях.
По мнению создателей "Пионеров-героев" основная проблема поколения, изображённого в фильме, даже не в том, что в детстве они получили психологическую травму и теперь всеми силами хотят получить возможность сделать подвиг (что самое главное, не просто пойти и сделать, а именно получить все условия для того, чтоб совершить что-то "ах!"), а в том, что этот подвиг в современном мире никому не нужен. Нет никакого надличного, нет служения народу (если, конечно, вы не депутат с брюшком и мандатом), забудьте всё, чему вас учили! Мы знаем в лицо создателей Айфонов и операционных систем персонального компьютера, следим за событиями жизни поп-звёзд и политиков, те, кто "сражается и умирает за родину" остаются лишь безымянными "они", в лучшем случае, их имена высечены на памятнике, поставленном на средства губернатора, и этот список никто никогда не читает. Другое время - другие герои, да и подвиги, что говорить, другие. Это не хорошо и не плохо, просто... по-другому.
На мой взгляд "Пионеры-герои" картина очень даже неплохая: на примере трёх героев Наталье Кудряшовой (она в данном случае не только исполнительница главной роли, но и режиссёр) удалось показать целое поколение тех, кто стал последней пионерией СССР, над кем ещё довлеют советские мифы и хотя все герои полностью вписаны в современность, они не могут уйти от своих детских воспоминаний и наполняющих их образов. За счёт того, что в фильме два пласта повествования, смотрится он довольно бодро: если современность весьма уныла, то прошлое несомненно идеализированно прекрасно, это спасает зрителя от скуки и разбавляет драму элементами лирической комедии. Советую.
Общее впечатление | "В жизни всегда есть место подвигу..." Или нет! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9
Думаю, увлечение детьми, погибшими за какие-то идеалы, - это такая своеобразная советская замена христианству. НЕ в лучшем смысле.
Фильм посмотрю, чтобы знать, что за кино показали в Берлине, и чтобы сравнить масштабы своей "маленькой трагедии" с показанной. Спасибо за отзыв.