Отзыв: Фильм "Эверест" (2015) - "Здесь вам не равнина, здесь климат иной" (с)
Достоинства: эмоциональность, драматичность, визуальный ряд, операторская работа, достоверность
Недостатки: не раскрытые персонажи, поверхностность изложения, отсутствие выводов и оценок
Вновь приветствую любителей кино.
После того как улеглись мои мысли и чувства, я готова поделиться впечатлениями от свежей премьеры. Сумбур немного улегся, однако, рационализма не ждите, в этот раз чувства затмили мой разум.
После череды неудачных походов в кино, «Эверест» грезился мне, лучом света среди мрака многотонного трэша. Я ждала этот фильм давно, следила за новостями, читала первые рецензии после кинофестивалей и с огромным предвкушением и трепетом ожидала премьеры. Фильм не подвел и оправдал ожидания. Он невероятно зрелищный, захватывающий, эмоционально насыщенный, глубоко трагичный и по-настоящему жёсткий. Не смотря на то, что фильм строго придерживается многих голливудских канонов, он и с легкостью от них отступает: это абсолютно негероический фильм, здесь нет героев, здесь нет побед, хэппи-эндов, слез радости и нет «разжеванного» финала, где все встает на свои места. Фильм жесток и беспощаден, как жестока и беспощадна реальность любого восхождения на восьмитысячную высоту.
И МОЖНО СВЕРНУТЬ, ОБРЫВ ОБОГНУТЬ,
НО МЫ ВЫБИРАЕМ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ
Джомалунгма, или более привычное название – Эверест – в переводе с тибетского «мать Богов мать ветров». Высочайшая вершина мира. Вершина, которая долгое время манила самых сильных и самых смелых альпинистов, забирала их души и тела, при этом оставаясь непокоренной. Эверест «сдался» лишь в середине XX века: в 1953 году Эдмунд Хилари достиг его вершины. А менее полу-века спустя техника и алчность людская дошла до того, что некогда недосягаемая вершина мира стала аттракционом для богатых безумцев. Фильм как раз об этом.
В основе сюжета лежит, пожалуй, самое печально известное коммерческое восхождение на Эверест. Эту историю я знаю давно, её имена, события и финал не стали для меня чем-то новым и доселе неизвестным. История неоднозначная и резонансная, материала хватило бы на мини-сериал. Но авторы отвели на её повествование лишь 2 неполных часа, пообещав, что это будет самое беспристрастное изложение событий.
Я видела несколько документальных и художественных фильмов, посвященных трагедии 1996 года, читала книгу Анатолия Букреева, участника, сумевшего выжить и изложившего свою версию событий. Но фильм “Эверест” оказал на меня ошеломительный эффект, я испытала редкое эмоциональное напряжение - до мурашек на коже, до дрожи в коленях, до слез. Это самая сильная и впечатляющая экранизация событий 96го года. И спустя сутки после просмотра, я уже хочу увидеть фильм вновь, чтобы лучше разглядеть отдельные моменты, пристальней вглядеться в лица, четче выстроить хронологию событий. Повторно смотреть буду только дома, чтобы иметь возможность сделать паузу там, где она мне необходима.
Возможно, моя впечатлительность связана с тем, что сама я «болею» горами. Я была в настоящих горах, на моем счету несколько покоренных вершин и перевалов, не экстремально высоких, нет, самая серьезная – восточная вершина Эльбруса. Но многие чувства и эмоции героев, их стимулы и поступки, мне очень понятны, а их боль и страх в некоторых сценах, я чуть ли не физически ощущала при просмотре. Потому что не понаслышке знаю, что такое «горная болезнь», что такое спасательная операция, и знаю, как это, не дождаться друга из очередного похода. Это так, лирика, чтоб оправдать собственную впечатлительность и сентиментальность.
КТО ЗДЕСЬ НЕ БЫВАЛ, КТО НЕ РИСКОВАЛ, ТОТ САМ СЕБЯ НЕ ИСПЫТАЛ
В фильме звучит очень правильный вопрос – «Зачем? Зачем мы это делаем?» Но правильного ответа нет. Потому что его нет в принципе. Он у каждого свой. Горы – это безумие, сродни болезни. Покорители экстремальных высот - безумцы, один из которых в фильме ответит: “Потому что я могу”. Обывателю (и я тоже среди них) этих людей никогда не понять. Не понять, почему ценность собственной жизни меркнет перед неприступным горным пиком. Поэтому не стоит ругать режиссера, что он, задав вопрос, не нашелся, что на него ответить. Он просто сам не знает ответа.
Первая половина фильма довольно подробно показывает приготовления к экспедиции - закупка снаряжения, инструктаж, прощание с родными, подготовку в базовом лагере. Альпинисты веселятся и загорают в лучах горного солнца. Атмосфера легкая и непринужденная, такая и бывает накануне даже самого серьезного восхождения. Мелькают в кадре и первые ошибки - плохая подготовка клиентов: кто-то не умеет пользоваться “кошками”, имеются некоторые разногласия между руководителями параллельных групп. Но никаких акцентов на этих эпизодах авторы не делают, все как будто между строк. Пока что тут кипит жизнь. Зрителя бегло знакомят с участниками экспедиции. Очень бегло. Пожалуй, не знай я информации об этих людях, я бы так почти ничего и не узнала о них из фильма. Как часто приходится писать эту фразу - но характеры не раскрыты. И это будет мешать в дальнейшем проникнуться симпатией и сопереживанием к героям, понять их мотивы и мотивы их подопечных. Может это и сделано специально, чтоб лучше дать понять, что главная роль в фильме отведена Эвересту?
МЫ РУБИМ СТУПЕНИ... НИ ШАГУ НАЗАД!
И ОТ НАПРЯЖЕНИЯ КОЛЕНИ ДРОЖАТ,
И СЕРДЦЕ ГОТОВО К ВЕРШИНЕ БЕЖАТЬ ИЗ ГРУДИ.
С началом восхождения в кадре все чаще появляются великолепные горные пейзажи. В фильме использованы кадры документальной хроники, снятой командой IMAX, поэтому фильм непременно достоин просмотра на самых лучших и широких экранах кинотеатров.
Герои упорно двигаются вперед, а точнее вверх. Акцентируя внимание на горных красотах, авторы фильма вновь без каких-либо акцентов на причинно-следственные связи показывают череду роковых ошибок - Скотт Фишер загоняет себя, растрачивая силы, коммерческие участники слабы и далеко не все готовы к восхождению, уже на самых подступах тратится драгоценное время на навеску перил, Роб Холл пренебрегает им же лично установленными временными рамками. И вроде все хорошо, вершина мира достигнута, но сердце зрителя начинает учащенно стучаться предвкушая кульминацию событий.
ВЕСЬ МИР НА ЛАДОНИ! ТЫ СЧАСТЛИВ И НЕМ
И ТОЛЬКО НЕМНОГО ЗАВИДУЕШЬ ТЕМ,
ДРУГИМ...
Далее хочется переиначить слова Высоцкого “другим, кто спустился, а твой спуск ещё впереди”. На Эверест мало подняться, нужно ещё с него спуститься. Череда ошибок на всем продолжении пути обернется трагедией, снежная буря, как злое возмездие природы, поглотит альпинистов и завертит их, в ледяной мясорубке - горы не прощают ошибок и не терпят самонадеянности. Правила “выживает сильнейший” и “один за всех-все за одного” здесь не сработают. Сильные и ещё живые люди, будут обречены и оставлены замерзать. Спуск сквозь бурю, это и человеческий абсурд и природный апофеоз. Жутко. Страшно. Безнадежно. Без героев и хэппи-эндов. Как и было на самом деле. Запасайтесь платками и салфетками.
Утихомирившись и наигравшись людскими жизнями, Эверест, словно совершит некую милость и даст силы еле теплящейся жизни. Полуобмороженное тело - живая иллюстрация к строкам “я умираю, но не сдаюсь”. Скорбный портрет безумца - покорителя Эвереста, но и человека, очень желающего жить. Именно на этих кадрах я не сумела сдержать слез.
Особенность фильма (не буду называть её минусом, пусть каждый решит сам) в том, что в нем есть отголоски дискуссии, острые вопросы и резонансные темы, но нет ни развития мысли, ни диалога со зрителем. Авторы не хотят расставлять акценты, давать оценку событий, анализировать произошедшее, обвинять и оправдывать, тем самым подталкивая зрителя к определенным выводам. И люди, и события поверхностны. Убрав лишнюю эмоциональность, останутся сухие факты. Сделано ли это специально, чтоб показать, как велик Эверест, и как ничтожен даже самый крутой альпинист, или же это режиссерская недоработка, я определить не смогла. Как воспримет показанное, человек, с событиями незнакомый, мне сказать тоже трудно, как и трудно угадать то, что хотел сказать режиссер, кого и от чего предостеречь?
Однако, испытанные мною эмоции во время просмотра, не позволяют занизить оценку. Натянуть нервы способен далеко не каждый фильм. А “Эверест” ещё и картинкой порадовал, и ни разу не соврал, не считая не столь значительные ляпы, на которые многие и внимания не обратят.
Невозможно одним отзывом объять необъятное, поэтому перенасыщать свой текст информацией я не буду. Укажу вскользь, что недостатков чуть больше, чем я упомянула. Но отзыв и оценка сугубо эмоциональные, я предупреждала, без разбора технических полетов и актерских талантов. Смотреть, конечно же, рекомендую.
P.S. Мнение автора является субъективным и может отличаться от мнения других.
P.P.S. И, спасибо, Владимиру Высоцкому за замечательную песню "Вершина", позаимствованную мною на цитаты.
После того как улеглись мои мысли и чувства, я готова поделиться впечатлениями от свежей премьеры. Сумбур немного улегся, однако, рационализма не ждите, в этот раз чувства затмили мой разум.
После череды неудачных походов в кино, «Эверест» грезился мне, лучом света среди мрака многотонного трэша. Я ждала этот фильм давно, следила за новостями, читала первые рецензии после кинофестивалей и с огромным предвкушением и трепетом ожидала премьеры. Фильм не подвел и оправдал ожидания. Он невероятно зрелищный, захватывающий, эмоционально насыщенный, глубоко трагичный и по-настоящему жёсткий. Не смотря на то, что фильм строго придерживается многих голливудских канонов, он и с легкостью от них отступает: это абсолютно негероический фильм, здесь нет героев, здесь нет побед, хэппи-эндов, слез радости и нет «разжеванного» финала, где все встает на свои места. Фильм жесток и беспощаден, как жестока и беспощадна реальность любого восхождения на восьмитысячную высоту.
И МОЖНО СВЕРНУТЬ, ОБРЫВ ОБОГНУТЬ,
НО МЫ ВЫБИРАЕМ СЛОЖНЫЙ ПУТЬ
Джомалунгма, или более привычное название – Эверест – в переводе с тибетского «мать Богов мать ветров». Высочайшая вершина мира. Вершина, которая долгое время манила самых сильных и самых смелых альпинистов, забирала их души и тела, при этом оставаясь непокоренной. Эверест «сдался» лишь в середине XX века: в 1953 году Эдмунд Хилари достиг его вершины. А менее полу-века спустя техника и алчность людская дошла до того, что некогда недосягаемая вершина мира стала аттракционом для богатых безумцев. Фильм как раз об этом.
В основе сюжета лежит, пожалуй, самое печально известное коммерческое восхождение на Эверест. Эту историю я знаю давно, её имена, события и финал не стали для меня чем-то новым и доселе неизвестным. История неоднозначная и резонансная, материала хватило бы на мини-сериал. Но авторы отвели на её повествование лишь 2 неполных часа, пообещав, что это будет самое беспристрастное изложение событий.
Я видела несколько документальных и художественных фильмов, посвященных трагедии 1996 года, читала книгу Анатолия Букреева, участника, сумевшего выжить и изложившего свою версию событий. Но фильм “Эверест” оказал на меня ошеломительный эффект, я испытала редкое эмоциональное напряжение - до мурашек на коже, до дрожи в коленях, до слез. Это самая сильная и впечатляющая экранизация событий 96го года. И спустя сутки после просмотра, я уже хочу увидеть фильм вновь, чтобы лучше разглядеть отдельные моменты, пристальней вглядеться в лица, четче выстроить хронологию событий. Повторно смотреть буду только дома, чтобы иметь возможность сделать паузу там, где она мне необходима.
Возможно, моя впечатлительность связана с тем, что сама я «болею» горами. Я была в настоящих горах, на моем счету несколько покоренных вершин и перевалов, не экстремально высоких, нет, самая серьезная – восточная вершина Эльбруса. Но многие чувства и эмоции героев, их стимулы и поступки, мне очень понятны, а их боль и страх в некоторых сценах, я чуть ли не физически ощущала при просмотре. Потому что не понаслышке знаю, что такое «горная болезнь», что такое спасательная операция, и знаю, как это, не дождаться друга из очередного похода. Это так, лирика, чтоб оправдать собственную впечатлительность и сентиментальность.
КТО ЗДЕСЬ НЕ БЫВАЛ, КТО НЕ РИСКОВАЛ, ТОТ САМ СЕБЯ НЕ ИСПЫТАЛ
В фильме звучит очень правильный вопрос – «Зачем? Зачем мы это делаем?» Но правильного ответа нет. Потому что его нет в принципе. Он у каждого свой. Горы – это безумие, сродни болезни. Покорители экстремальных высот - безумцы, один из которых в фильме ответит: “Потому что я могу”. Обывателю (и я тоже среди них) этих людей никогда не понять. Не понять, почему ценность собственной жизни меркнет перед неприступным горным пиком. Поэтому не стоит ругать режиссера, что он, задав вопрос, не нашелся, что на него ответить. Он просто сам не знает ответа.
Первая половина фильма довольно подробно показывает приготовления к экспедиции - закупка снаряжения, инструктаж, прощание с родными, подготовку в базовом лагере. Альпинисты веселятся и загорают в лучах горного солнца. Атмосфера легкая и непринужденная, такая и бывает накануне даже самого серьезного восхождения. Мелькают в кадре и первые ошибки - плохая подготовка клиентов: кто-то не умеет пользоваться “кошками”, имеются некоторые разногласия между руководителями параллельных групп. Но никаких акцентов на этих эпизодах авторы не делают, все как будто между строк. Пока что тут кипит жизнь. Зрителя бегло знакомят с участниками экспедиции. Очень бегло. Пожалуй, не знай я информации об этих людях, я бы так почти ничего и не узнала о них из фильма. Как часто приходится писать эту фразу - но характеры не раскрыты. И это будет мешать в дальнейшем проникнуться симпатией и сопереживанием к героям, понять их мотивы и мотивы их подопечных. Может это и сделано специально, чтоб лучше дать понять, что главная роль в фильме отведена Эвересту?
МЫ РУБИМ СТУПЕНИ... НИ ШАГУ НАЗАД!
И ОТ НАПРЯЖЕНИЯ КОЛЕНИ ДРОЖАТ,
И СЕРДЦЕ ГОТОВО К ВЕРШИНЕ БЕЖАТЬ ИЗ ГРУДИ.
С началом восхождения в кадре все чаще появляются великолепные горные пейзажи. В фильме использованы кадры документальной хроники, снятой командой IMAX, поэтому фильм непременно достоин просмотра на самых лучших и широких экранах кинотеатров.
Герои упорно двигаются вперед, а точнее вверх. Акцентируя внимание на горных красотах, авторы фильма вновь без каких-либо акцентов на причинно-следственные связи показывают череду роковых ошибок - Скотт Фишер загоняет себя, растрачивая силы, коммерческие участники слабы и далеко не все готовы к восхождению, уже на самых подступах тратится драгоценное время на навеску перил, Роб Холл пренебрегает им же лично установленными временными рамками. И вроде все хорошо, вершина мира достигнута, но сердце зрителя начинает учащенно стучаться предвкушая кульминацию событий.
ВЕСЬ МИР НА ЛАДОНИ! ТЫ СЧАСТЛИВ И НЕМ
И ТОЛЬКО НЕМНОГО ЗАВИДУЕШЬ ТЕМ,
ДРУГИМ...
Далее хочется переиначить слова Высоцкого “другим, кто спустился, а твой спуск ещё впереди”. На Эверест мало подняться, нужно ещё с него спуститься. Череда ошибок на всем продолжении пути обернется трагедией, снежная буря, как злое возмездие природы, поглотит альпинистов и завертит их, в ледяной мясорубке - горы не прощают ошибок и не терпят самонадеянности. Правила “выживает сильнейший” и “один за всех-все за одного” здесь не сработают. Сильные и ещё живые люди, будут обречены и оставлены замерзать. Спуск сквозь бурю, это и человеческий абсурд и природный апофеоз. Жутко. Страшно. Безнадежно. Без героев и хэппи-эндов. Как и было на самом деле. Запасайтесь платками и салфетками.
Утихомирившись и наигравшись людскими жизнями, Эверест, словно совершит некую милость и даст силы еле теплящейся жизни. Полуобмороженное тело - живая иллюстрация к строкам “я умираю, но не сдаюсь”. Скорбный портрет безумца - покорителя Эвереста, но и человека, очень желающего жить. Именно на этих кадрах я не сумела сдержать слез.
Особенность фильма (не буду называть её минусом, пусть каждый решит сам) в том, что в нем есть отголоски дискуссии, острые вопросы и резонансные темы, но нет ни развития мысли, ни диалога со зрителем. Авторы не хотят расставлять акценты, давать оценку событий, анализировать произошедшее, обвинять и оправдывать, тем самым подталкивая зрителя к определенным выводам. И люди, и события поверхностны. Убрав лишнюю эмоциональность, останутся сухие факты. Сделано ли это специально, чтоб показать, как велик Эверест, и как ничтожен даже самый крутой альпинист, или же это режиссерская недоработка, я определить не смогла. Как воспримет показанное, человек, с событиями незнакомый, мне сказать тоже трудно, как и трудно угадать то, что хотел сказать режиссер, кого и от чего предостеречь?
Однако, испытанные мною эмоции во время просмотра, не позволяют занизить оценку. Натянуть нервы способен далеко не каждый фильм. А “Эверест” ещё и картинкой порадовал, и ни разу не соврал, не считая не столь значительные ляпы, на которые многие и внимания не обратят.
Невозможно одним отзывом объять необъятное, поэтому перенасыщать свой текст информацией я не буду. Укажу вскользь, что недостатков чуть больше, чем я упомянула. Но отзыв и оценка сугубо эмоциональные, я предупреждала, без разбора технических полетов и актерских талантов. Смотреть, конечно же, рекомендую.
P.S. Мнение автора является субъективным и может отличаться от мнения других.
P.P.S. И, спасибо, Владимиру Высоцкому за замечательную песню "Вершина", позаимствованную мною на цитаты.
Время использования | просмотр |
Общее впечатление | "Здесь вам не равнина, здесь климат иной" (с) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву53
И на мой обывательский взгляд Вертикальный предел и Касаясь пустоты вышли по закручиванию сюжета круче. Вроде и последний тоже основан на реальных событиях.
А так съемки потрясающие! Джейк потрясающий!))
Вертикальный предел пересматривала раз дцать лет в 14, ну или когда он там вышел. Это мега-дырявый фильм :-) Там ляп на ляпе и чушь на чуши. Но, да, сюжет закручен, будь здоров. Один мой знакомый назвал его пособием по тому, что нельзя делать в горах. Но понимаешь это все только если имеешь представление о восхождениях, ну и о некоторых физико-химических процессах.
Здесь мне он очень понравился. Жаль, что "развернуться" актеру не дали.
Хотя итак бедный Джейк на разрыв работает.) Вот уже еще один вышел фильм новый с ним "Разрушение". А я еще не посмотрела...(
Вот так порой цепляет фильм. Неожиданно сильно, и ведь отпускать не хочет. Пересматриваю документалки вновь сейчас, уже не реву, но сердце щемит.
Фильм зрелищный, сильный, правдивый, заставляющий почувствовать мощь природы и человеческое бессилие против судьбы. Я думаю, что захочу подняться на такую высоту только тогда, когда пойму, что всё в жизни испытала, прочувствовала, пережила, отлюбила и можно "поиграть" с риском, глядя смерти прямо в лицо. Другими словами, вот о чем заставил меня задуматься фильм "Эверест".
Фильм, благодаря которому задумываешься о смысле жизни.
P.S. Это моё субъективное мнение.
"Зачем?" главный вопрос, ответ, действительно, у каждого свой. Я люблю горы, Эверест мечта, но неосуществимая. "Я думаю, что захочу подняться на такую высоту только тогда, когда пойму, что всё в жизни испытала, прочувствовала, пережила, отлюбила и можно "поиграть" с риском, глядя смерти прямо в лицо" - но вот именно поэтому я никогда на Эверест не полезу. Стара я буду к моменту, когда все испытаю и отлюблю в своей жизни :)
Обязательно посмотрю!
Эвереста. Всем советую прочитать.