Отзыв: Монастырь "Троице-Сергиева лавра" (Россия, Сергиев Посад) - Одна из жемчужин Подмосковья
Достоинства: Духовность, архитектура, история, инфраструктура, время работы
Недостатки: Огромное количество туристов со всеми вытекающими отсюда последствиями
В 54 км от МКАД по Ярославскому шоссе, в самом сердце подмосковного города Сергиев Посад, который является частью «Золотого кольца» России, находится главный центр русского православия, крупнейшим мужской монастырь – Троице Сергиева Лавра. О ней то и пойдет речь в этом отзыве.
Добраться до лавры из Москвы можно несколькими способами:
1. На электричке по Ярославскому направлению до станции Сергиев Посад. Или поездами, следующими до Александрова или Балакирево (они тоже останавливаются в Посаде). Время в пути от Ярославского вокзала (станция метро «Комсомольская») до Сергиева Посада займет примерно 1,5 часа.
2. На автобусе №388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы отъезжают каждый 10-15 минут. Время в пути сильно зависит от загруженности трассы. Если всё свободно, то дорога займет по времени чуть больше часа.
3. На личном автомобиле по Ярославскому шоссе. По дороге везде есть указатели, так что заблудиться сложно. Центральная улица города – Проспект Красной Армии приведет к стенам лавры. На самом деле найти её очень просто, так как ввиду отсутствия очень высоких строений в городе, колокольня и маковки церквей видны уже на подъезде к городу.
Оставить автомобиль можно на одной из платных стоянок коих вокруг не мало (стоимость 150-200 рублей в сутки). Можно найти и бюджетные места, например, я поставила машину на парковке напротив дома 96 по Проспекту Красной Армии.
В обычные дни лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00. Ежедневно сюда приезжают сотни, а то и тысячи паломников и туристов. Конечно, основной поток приходится на выходные дни и на время проведения экскурсий (они проходят здесь ежедневно с 9 до 18 часов в летнее время и с 9 до 17 часов в зимнее время (с 11 ноября по 30 апреля)). Поэтому, если не хочется затеряться среди толпы, лучше выбирать для посещения будние дни (либо совсем раннее время, либо более позднее).
Вход в лавру свободный. Индивидуальным туристам ничего платить за посещение не нужно. Если хочется не просто погулять, а ещё что-то узнать, то в Паломническом центре (находится напротив лавры) можно заказать экскурсию (так же оформить её можно на официальном сайте лавры).
Что касается правил. В принципе тут всё как обычно бывает в подобных местах. Для посещения нужно выбирать закрытую одежду (никаких открытых плеч и коленок). Женщинам следует отказаться от брюк в пользу юбки и обязательно надо покрыть голову платком. Но скажу сразу, что жёстко за этим здесь никто не следит (как например, в Ватикане), да и при входе, для туристов одежда не предусмотрена (например, как в Симоно-Кананитском монастыре).
В храмах нельзя пользоваться мобильным телефоном, да и фотографировать тоже можно не везде. Там, где снимать нельзя, размещены запрещающие таблички. Если всё же фотографировать можно, то делать это надо без использования вспышки.
Конечно же на территории нельзя шуметь, курить, мусорить, выпивать.
Из организационных моментов, пожалуй, пока всё. А сейчас я предлагаю вместе со мной зайти на территорию лавры.
Надо сказать, что в её ансамбле более 50 зданий, в том числе и московская духовная академия, и семинария. Я же расскажу только о некоторых из них.
Итак, первое что встречают входящие в лавру люди – это Святые врата на восточной стороне монастыря, которые являются главным входом в монастырь. Внутри они украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Пройдя первую арку, если поднять голову, то можно увидеть Предтеченский храм, расположенный над широким арочным проемом. Пятиглавая церковь в стиле московского барокко была построена в 1699 году. По завершении строительства храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. Что собственно очень символично, так как сейчас именно здесь каждое утро совершается таинство исповеди. Тут же для нуждающихся проводят отчитку, изгоняя злых духов из бесноватых.
Но что интересно, многие проходя на территорию лавры вначале этот храм не замечают, а видят его только когда выходят с неё.
Пройдя врата попадаешь на красивую, ухоженную, уютную территории, где много зелени и цветов.
Народу много, поэтому конечно ни о какой звенящей тишине здесь речи не идет.
Но всё же здесь есть места, где можно уединиться и побыть один на один со своими мыслями.
Православные верующие зайдя на территорию лавры тут же стремятся попасть в белокаменный Троицкий собор (1422 г. постройки). И это не удивительно, ведь именно он считается основным храмом, потому как здесь покоится главная святыня обители – мощи преподобного Сергия. Кстати, именно здесь служители монастыря каждый день, задолго до восхода солнца, начинают свой братский молебен, а в 5:30 утра монахи прикладываются к мощам основателя монастыря – Сергия Радонежского. Помимо этого, в храме проходят и другие служения тогда доступ в храм на время закрывают. Ну а в обычные часы, чтобы попасть внутрь главного храма нужно отстоять немалую очередь.
Самый большой храм лавры – это Успенский собор. Строился он по повелению Ивана Грозного аж целых 26 лет. Кстати, во время Стрелецкого бунта в соборе искал спасения Петр I. Сейчас же двери собора открыты для всех посетителей. Попасть в него можно без особого труда.
Здесь можно помолиться, поставить свечи, написать записочки. Стоит отметить, что свечи здесь находятся в открытом доступе. То есть их может взять любой желающий. Никакой определенной таксы нет. Каждый кто сколько может и посчитает нужным оставит здесь за них денежку. То же самое относится к простым записочкам «О Здравии» и «Об Упокоении». Денежку берут только за заказные записки (100 рублей, ну или столько сколько человек может дать).
Кстати, здесь, наверное, имеет смысл рассказать о том, как правильно надо подавать такие записки. Итак, каждая записка должна содержать не более десяти имён. Если хочется помянуть больше людей, то лучше написать несколько записок. Имена надо прописывать в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Имена указывать в церковном написании, то есть то имя, которое давалось при крещении (например, не Юрия, а Георгия). И имя должно быть полным (например, не Сашу, а Александра). Детей до 7 лет указывают как «младенец» и дальше имя в родительном падеже. А еще перед именем допускается написание «болящего», «странствующего», «заключенного» и т. д., но никак не «заблудшего», «нуждающегося» и т. д. Своё имя, как мне сказали, нужно указывать в списке первым.
Ещё в Успенском соборе можно взять просфорки, правда не всегда они в наличии есть. Хотя в лавре их ежедневно выпекают студенты духовной семинарии и академии. Ведь просфорка – это священный богослужебный хлеб. Так что нет просфорки, нет службы. С вечера подготавливается замес: мука, дрожжи и соль с водой (конечно же святой). Ночью тесто подходит в специальном корыте, а утром уже начинается разделка. Первоначально изготавливаются головки просфорки (верхняя часть), потом изготавливается низ просфоры. Далее они уже складываются вместе и отправляются на выпечку. После выпечки просфоры переправляются в храм, где освещаются и раздаются верующим для вкушения. Кстати, есть её можно только натощак.
Слева от парадного крыльца Успенского собора, в виде небольшой палатки находится усыпальница Годуновых. Поставлена она была в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
Рядом с Успенским собором стоит Сень над крестом (1872 года постройки). Выглядит он как изящный шатёр с куполом и крестом. В его центре установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя. Именно здесь люди умываются и набирают воды. Кстати, если вдруг при вас не оказалось тары, на территории лавры её можно приобрести по вполне адекватным ценам (например, я купила литровую бутылочку за 20 рублей).
Также целебную воду можно набрать непосредственно в Успенской часовне. Открыта она ежедневно с 9 до 21 часа.
Ещё посреди соборной площади можно увидеть обелиск, с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством.
Конечно будучи на территории лавры всех без исключения, привлекает внимание самое высокое строение – колокольня. Высота её составляет 88 метров.
К началу 20 века звонница лавры насчитывала 42 колокола, 25 из них были разбиты в 1930 году. В 2002-2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны.
Внутри колокольни сейчас работает сувенирный магазин (кстати, там в том числе, можно приобрести тару для воды).
Отдельного внимания заслуживает Трапезная палата. Она была построена в конце 17 века по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
Её площадь более 500 кв. м. Это одно из самых больших помещений своего времени, в котором своды перекрыты без промежуточных опор. Здание предназначалось для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине 20 века в трапезной проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. В советское время здесь был кинотеатр, а ещё тир, где целились в иконы….
Рядом с Трапезной можно увидеть Михеевская церковь, которая была построена в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского. Это небольшое по размерам строение завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Орнаментальная роспись стен церкви относится к 19 веку.
Что касается питания. Голодным вы здесь точно не останетесь. Во-первых, на территории есть небольшие лавки с монастырской едой. Ассортимент приличный. Я очень люблю покупать здесь медовые коврижки и пирожки. А я еще тут же можно найти различные товары в качестве презента (например, чай, печенье, мёд и пр.).
А еще на входе/выходе можно подкрепиться в Монастырской Трапезе, где обычно потчуют местные служители.
А ещё я смело могу порекомендовать заглянуть, а ресторан Русский дворик, который находится через дорогу от лавры.
Что касается туалета, он здесь имеется перед входом на территорию лавры.
Безусловно я показала и рассказала только о малой части того, что можно увидеть на территории лавры. Конечно каждый объект здесь уникален и заслуживает отдельного внимания.
Конечно же рекомендую это место к посещению и неважно к какому вероисповеданию вы относитесь. Это место не только духовное, но и очень интересное как с архитектурной, так и с исторической точек зрения.
Добраться до лавры из Москвы можно несколькими способами:
1. На электричке по Ярославскому направлению до станции Сергиев Посад. Или поездами, следующими до Александрова или Балакирево (они тоже останавливаются в Посаде). Время в пути от Ярославского вокзала (станция метро «Комсомольская») до Сергиева Посада займет примерно 1,5 часа.
2. На автобусе №388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы отъезжают каждый 10-15 минут. Время в пути сильно зависит от загруженности трассы. Если всё свободно, то дорога займет по времени чуть больше часа.
3. На личном автомобиле по Ярославскому шоссе. По дороге везде есть указатели, так что заблудиться сложно. Центральная улица города – Проспект Красной Армии приведет к стенам лавры. На самом деле найти её очень просто, так как ввиду отсутствия очень высоких строений в городе, колокольня и маковки церквей видны уже на подъезде к городу.
Оставить автомобиль можно на одной из платных стоянок коих вокруг не мало (стоимость 150-200 рублей в сутки). Можно найти и бюджетные места, например, я поставила машину на парковке напротив дома 96 по Проспекту Красной Армии.
В обычные дни лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00. Ежедневно сюда приезжают сотни, а то и тысячи паломников и туристов. Конечно, основной поток приходится на выходные дни и на время проведения экскурсий (они проходят здесь ежедневно с 9 до 18 часов в летнее время и с 9 до 17 часов в зимнее время (с 11 ноября по 30 апреля)). Поэтому, если не хочется затеряться среди толпы, лучше выбирать для посещения будние дни (либо совсем раннее время, либо более позднее).
Вход в лавру свободный. Индивидуальным туристам ничего платить за посещение не нужно. Если хочется не просто погулять, а ещё что-то узнать, то в Паломническом центре (находится напротив лавры) можно заказать экскурсию (так же оформить её можно на официальном сайте лавры).
Что касается правил. В принципе тут всё как обычно бывает в подобных местах. Для посещения нужно выбирать закрытую одежду (никаких открытых плеч и коленок). Женщинам следует отказаться от брюк в пользу юбки и обязательно надо покрыть голову платком. Но скажу сразу, что жёстко за этим здесь никто не следит (как например, в Ватикане), да и при входе, для туристов одежда не предусмотрена (например, как в Симоно-Кананитском монастыре).
В храмах нельзя пользоваться мобильным телефоном, да и фотографировать тоже можно не везде. Там, где снимать нельзя, размещены запрещающие таблички. Если всё же фотографировать можно, то делать это надо без использования вспышки.
Конечно же на территории нельзя шуметь, курить, мусорить, выпивать.
Из организационных моментов, пожалуй, пока всё. А сейчас я предлагаю вместе со мной зайти на территорию лавры.
Надо сказать, что в её ансамбле более 50 зданий, в том числе и московская духовная академия, и семинария. Я же расскажу только о некоторых из них.
Итак, первое что встречают входящие в лавру люди – это Святые врата на восточной стороне монастыря, которые являются главным входом в монастырь. Внутри они украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Пройдя первую арку, если поднять голову, то можно увидеть Предтеченский храм, расположенный над широким арочным проемом. Пятиглавая церковь в стиле московского барокко была построена в 1699 году. По завершении строительства храм был освящен в честь Рождества святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. Что собственно очень символично, так как сейчас именно здесь каждое утро совершается таинство исповеди. Тут же для нуждающихся проводят отчитку, изгоняя злых духов из бесноватых.
Но что интересно, многие проходя на территорию лавры вначале этот храм не замечают, а видят его только когда выходят с неё.
Пройдя врата попадаешь на красивую, ухоженную, уютную территории, где много зелени и цветов.
Народу много, поэтому конечно ни о какой звенящей тишине здесь речи не идет.
Но всё же здесь есть места, где можно уединиться и побыть один на один со своими мыслями.
Православные верующие зайдя на территорию лавры тут же стремятся попасть в белокаменный Троицкий собор (1422 г. постройки). И это не удивительно, ведь именно он считается основным храмом, потому как здесь покоится главная святыня обители – мощи преподобного Сергия. Кстати, именно здесь служители монастыря каждый день, задолго до восхода солнца, начинают свой братский молебен, а в 5:30 утра монахи прикладываются к мощам основателя монастыря – Сергия Радонежского. Помимо этого, в храме проходят и другие служения тогда доступ в храм на время закрывают. Ну а в обычные часы, чтобы попасть внутрь главного храма нужно отстоять немалую очередь.
Самый большой храм лавры – это Успенский собор. Строился он по повелению Ивана Грозного аж целых 26 лет. Кстати, во время Стрелецкого бунта в соборе искал спасения Петр I. Сейчас же двери собора открыты для всех посетителей. Попасть в него можно без особого труда.
Здесь можно помолиться, поставить свечи, написать записочки. Стоит отметить, что свечи здесь находятся в открытом доступе. То есть их может взять любой желающий. Никакой определенной таксы нет. Каждый кто сколько может и посчитает нужным оставит здесь за них денежку. То же самое относится к простым записочкам «О Здравии» и «Об Упокоении». Денежку берут только за заказные записки (100 рублей, ну или столько сколько человек может дать).
Кстати, здесь, наверное, имеет смысл рассказать о том, как правильно надо подавать такие записки. Итак, каждая записка должна содержать не более десяти имён. Если хочется помянуть больше людей, то лучше написать несколько записок. Имена надо прописывать в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Имена указывать в церковном написании, то есть то имя, которое давалось при крещении (например, не Юрия, а Георгия). И имя должно быть полным (например, не Сашу, а Александра). Детей до 7 лет указывают как «младенец» и дальше имя в родительном падеже. А еще перед именем допускается написание «болящего», «странствующего», «заключенного» и т. д., но никак не «заблудшего», «нуждающегося» и т. д. Своё имя, как мне сказали, нужно указывать в списке первым.
Ещё в Успенском соборе можно взять просфорки, правда не всегда они в наличии есть. Хотя в лавре их ежедневно выпекают студенты духовной семинарии и академии. Ведь просфорка – это священный богослужебный хлеб. Так что нет просфорки, нет службы. С вечера подготавливается замес: мука, дрожжи и соль с водой (конечно же святой). Ночью тесто подходит в специальном корыте, а утром уже начинается разделка. Первоначально изготавливаются головки просфорки (верхняя часть), потом изготавливается низ просфоры. Далее они уже складываются вместе и отправляются на выпечку. После выпечки просфоры переправляются в храм, где освещаются и раздаются верующим для вкушения. Кстати, есть её можно только натощак.
Слева от парадного крыльца Успенского собора, в виде небольшой палатки находится усыпальница Годуновых. Поставлена она была в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.
Рядом с Успенским собором стоит Сень над крестом (1872 года постройки). Выглядит он как изящный шатёр с куполом и крестом. В его центре установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя. Именно здесь люди умываются и набирают воды. Кстати, если вдруг при вас не оказалось тары, на территории лавры её можно приобрести по вполне адекватным ценам (например, я купила литровую бутылочку за 20 рублей).
Также целебную воду можно набрать непосредственно в Успенской часовне. Открыта она ежедневно с 9 до 21 часа.
Ещё посреди соборной площади можно увидеть обелиск, с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством.
Конечно будучи на территории лавры всех без исключения, привлекает внимание самое высокое строение – колокольня. Высота её составляет 88 метров.
К началу 20 века звонница лавры насчитывала 42 колокола, 25 из них были разбиты в 1930 году. В 2002-2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны.
Внутри колокольни сейчас работает сувенирный магазин (кстати, там в том числе, можно приобрести тару для воды).
Отдельного внимания заслуживает Трапезная палата. Она была построена в конце 17 века по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
Её площадь более 500 кв. м. Это одно из самых больших помещений своего времени, в котором своды перекрыты без промежуточных опор. Здание предназначалось для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине 20 века в трапезной проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. В советское время здесь был кинотеатр, а ещё тир, где целились в иконы….
Рядом с Трапезной можно увидеть Михеевская церковь, которая была построена в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского. Это небольшое по размерам строение завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Орнаментальная роспись стен церкви относится к 19 веку.
Что касается питания. Голодным вы здесь точно не останетесь. Во-первых, на территории есть небольшие лавки с монастырской едой. Ассортимент приличный. Я очень люблю покупать здесь медовые коврижки и пирожки. А я еще тут же можно найти различные товары в качестве презента (например, чай, печенье, мёд и пр.).
А еще на входе/выходе можно подкрепиться в Монастырской Трапезе, где обычно потчуют местные служители.
А ещё я смело могу порекомендовать заглянуть, а ресторан Русский дворик, который находится через дорогу от лавры.
Что касается туалета, он здесь имеется перед входом на территорию лавры.
Безусловно я показала и рассказала только о малой части того, что можно увидеть на территории лавры. Конечно каждый объект здесь уникален и заслуживает отдельного внимания.
Конечно же рекомендую это место к посещению и неважно к какому вероисповеданию вы относитесь. Это место не только духовное, но и очень интересное как с архитектурной, так и с исторической точек зрения.
Время использования | много лет |
Год посещения | 2015 |
Общее впечатление | Одна из жемчужин Подмосковья |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву34
Я сама в лавре была последний раз лет 15 назад, на мой взгляд, она изменилась в лучшую сторону. Большинство построек отреставрировали, на территории нет больше попрошаек и торговцев
А вот посетить ещё одно местечко в Сергиево Посаде я могу :-) Вот оно
Да аватарка новая, захотелось поменяться :-)
И еще: как вы думаете, почему люди выбирали путь монаха а не земледельца или ремесленника?
Мой 12 - летний внучонок ответил " верили" . А как вы считаете?