3
Отзыв рекомендуют 87 18

Отзыв: Фильм "Багровый пик" (2015) - Падение дома Аш...Шарпов

Достоинства: постановка, костюмы, декорации, в общем, всё воплощение банального сюжета
Недостатки: каждый сюжетный ход легко угадывается задолго, до его свершения, фильм абсолютно в рамках жанра готики 19 века, без обыгрывания шаблонов с учётом специфики времени
Этот отзыв следовало бы начинать словами старой страшилки: "Однажды в одном чёрном-чёрном доме...", потому что всё, что есть в "Багровом пике" словно сошло со страниц идеального готического романа. Почему человек тянется не только к смешному или познавательному, но и страшному - весьма интересная загадка: почему так хочется бояться, почему мы смотрим ужастики и фраза "не страшно" воспринимается как негативный отзыв? Чем старше мы становимся, тем шире оказывается круг того, чего мы боимся: тут уже не только темнота и стоматологи, но и одиночество, страх потери близких, заболевания детей, et cetera. Список может быть бесконечным, поэтому если в юношестве литература а-ля Эдгар Алан По, Шарлотта Бронте или Мэри Шелли навевает ужас (если навевает, конечно), то в более зрелом возрасте кажется неким наивняком, который ты давно перерос. Да, это хорошо написано (хотя в случае с Ш. Броне могу поспорить), но слишком канонично и сюжетно предсказуемо, прочитав с пяток однотипных романов (а было их легион и до нас дошли ну самые сколько-нибудь приличные произведения), вы будете зевать от очередной "Женщины в белом"/"Женщины в чёрном" и даже какой-нибудь "Дамы в болотно-зелёном". Вот такое вступление просто необходимо для того, чтобы объяснить чем является новый фильм Гильермо дель Торо, а является не чем иным, как воплощением классического готического романа, который усиленно отвергает тот факт, что на дворе 21 век.


Главных героя в фильме три: юная прелестница Эдит - 24летняя папина дочурка, эмансипе и писательница, видящая призраков, Томас Шарм - баронет, "всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч", изобретатель и хозяин разваливающегося особняка и его сестра - статная Люсиль с изящными манерами и хладным взглядом. Зрителю выпадет честь оказаться на стороне Эдит, не столько по своим предпочтениям, сколько по раскручиванию сюжета: все тайны дома Шарпов мы узнаём только тогда, когда они открываются перед бывшей мисс Кушинг, именно она будет лазить по шкафам, находить тайные послания и общаться с многочисленными призраками, которых вы увидите за два часа картины. И вот тут небольшая беда: Эдит - типичная представительница начала 19 века, она, конечно, полна амбиций и якобы отличается умом и эрудицией, но по факту ничем не лучше героинь романов "Ребекка" или "Джейн Эйр" - сентиментальная девушка с богатым воображением и затуманенным любовью разумом. Чес слово, будто со страниц романа сошла, образ - прям в точку. А вот зритель-то родом из века 21, его предки в своё время обуздали пишущую машинку, с которой Эдит только учится справляться, а сам он без проблем справляется с персональным компьютером, помимо таких "неоспоримых достоинств", зритель в своём опыте имеет сотни просмотренных фильмов и прочитанных книг (ну, это в среднем, я не могу оспорить тот факт, что некоторые так и не продвинулись дальше букваря), а потому он волей-неволей всегда не то, что на шаг, а на 10 шагов впереди.

Собственно эта "фора", которая оказывается для зрителя не преимуществом, а помехой: он в своём собственном расследовании лезет поперёк батьки в пекло, забегает вперёд и разрушает почти всё, что так старательно воспроизводит на экране влюблённый в романтику готики Гильермо дель Торо: каждый сюжетный ход известен заранее, абсолютно все возникающие в течение двух часов мотивы и повороты действия угадываются в первые 30 минут картины, даже до того момента, как мы видим тот самый Багровый пик, чьим именем названа картина. Всё настолько классически выстроено, что уже граничит с шаблоном, только если Тим Бёртон в своих "Мрачных тенях" все эти шаблоны обыгрывает, как нежизнеспособные в век постмодернизма, когда уже нет места ни пасторальной идиллии, ни классической готике, то создатели "Багрового пика" выбирают другой путь и закрывают глаза на то, что эти жанры нежизнеспособны и усиленно стараются воскресить мрачных призраков дома на холме, странные внутрисемейные отношения и образ дома как живого организма, который находится буквально на последнем издыхании (и хотя красная жижа, лезущая из-под пола объясняется довольно реалистично, мол железа много в глине, всем нам понятно, что это багровая кровь, которая так и сочится из мрачной развалюхи с дырой в потолке). Если вы скучали по дёргающимся ручкам, саунду с биением сердца или ванне, полной кровью, то "Багровый пик" станет вашей отдушиной, но не ждите, что имеющиеся в фильме призраки станут чем-то более, нежели антуражем этой страшной сказки, типа старинной мебели или портьер, они тут вовсе не для этого.

Собственно вся концепция, что излагается в фильме вкладывается в оговоренную в начале фильма аллегорию: есть бабочки прекрасные, что радуют глаз, а есть чёрные уродцы, которые, чтобы выжить, пожирают своих собратьев (это я про чёрных мотыльков и уродцами их вовсе не считаю, просто так эффектней!). Вот примерно так обстоит дело со всем, что происходит в фильме: либо тебя сожрут, либо в конце концов ты сам превратишься в этого мрачного пожирателя. Более глубокие мысли искать бесполезно, если вы знаете, во что в итоге превратился жанр готического романа: он развалился на так называемые "ужасы" и женскую сентиментальную прозу, откуда просто выпал элемент мистики (остались и Джейн Эйр и мистер Рочестер, только уже без страшных звуков с чердака, а Грозовой перевал превратился в милое поместье, где всегда солнечно, а рядом луг с белыми овечками). Не даром и в "Багровом пике" и силы зла и силы добра воплощены женскими образами и даже сказочными помощниками становятся не серый волк или конь ретивый, а души умерших женщин: любовная линия имеет не меньшее значение, чем всякая там мистика, любит или не любит, будут ли герои вместе в данном случае не менее важный вопрос, чем "а кто-нибудь вообще выживет" или "что за фигня тут происходит".

В общем, увы и ах, я ожидала от создателя "Лабиринта Фавна" несколько большего, хотя не отметить тот факт, что постановка "Багрового пика" просто чудесна, не могу, но фильм настолько ограничен жанрово, что может быть оценён на отлично только ярыми фанатами жанра, которые ещё не прошли этап прочтения Льюиса, Гофмана, По и прочих или же этот этап для них - перманентное состояние (бывает и такое и ничего плохого в сим, в общем-то, нет). Если бы создатели всё-таки добавили в фильм какой-то интриги или нетипичный сюжетный ход, на мой взгляд, "Багровый пик" от этого только выиграл бы, сохранив свою форму и как-то разнообразив содержание.

Не могу не оговорить ещё две вещи, без которых мой отзыв на фильм не был бы полным. Во-первых, я совершенно не зря сравниваю кинокартину именно с книгами, а не их экранизациями или оригинальными фильмами этого жанра, потому что перед нами абсолютно книжная романная история со своими главами и рассказчиком (Эдит), это такой роман на зиму, который читаешь под пледов, попивая какаушко и испытывая удовольствие не от сюжета, а от самого факта прочтения (всё-таки дель Торо, как любят говорить в народе "г-а не делает").

Во-вторых, насилия в фильме много и оно - элемент картины, важный для самого создателя. Он легко мог бы обойтись без сцен втыкания ножей в лицо или демонстрации дыры в голове, ещё бы и собрал больше зрителей, ведь рейтинг ниже 18+ предоставил вход лицам подросткового возраста, но для создателя это важно, а по сему, если вы уж очень не любите "кровяку", просто выберите вариант не смотреть "Багровый пик", нежели потом выписывать "кровавость картины" как её минус.

В общем, к сожалению, только трояк, хотя к постановке претензий нет: я ожидала больше и оказалась не настолько фанатом жанра, чтоб трепетать от восторга после выхода из кинозала. И да, вот уж где бы 3D-графика могла разгуляться, но нет, создатели выбрали по-старинке взять зрителя костюмами и с нуля отстроенными декорациями (всё шикарно, кстати).
Общее впечатление Падение дома Аш...Шарпов
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву18

Marit Johansen
Неужели в Кемерово есть кинотеатры, где показывают все эти фильмы?
Имя
Любой каприз за ваши 300 рублей с носа) «Багровый пик» у нас взяли все кинотеатры, подвинув сеансы «Марсианина», но политика местных кинотеатров за пределами логики: у нас в свое время не было Бердмена и 12 лет рабства, а фестивальные фильмы,бывает, идут с опозданием до полугода. Тут, в отличие от сюжета фильма, ничего не предугадаешь.
Marit Johansen
Я просто знаю ситуацию в других, более крупных городах, там вообще не попсовые фильмы не показывают. Совсем. Только самые-самые хиты и никакого артхауса. Я сейчас не про этот фильм говорю, а вообще.
Имя
У нас сейчас тоже, а до прошлого года мой хороший знакомый был арт-директором кинотеатра и всячески лоббировал авторское кино. Есть сетевой кинотеатр, в котором чудом иногда идет что-то некоммерческое(например сейчас "14+"), но это ход прокатной компании: если они берут прокатывать в РФ фестивальный фильм, то пихают его в "пакет" и кинотеатры не могут взять какую-нибудь громкую премьеру не прокрутив парочкой сенсов что-то менее коммерчески успешное.
Тория
несомненно считаю Ваше мнение достойным уважения -но откуда такая категоричность а-ля Хромченко? как интересно о себе узнать, что я не переросла Гофмана...
Имя
Я вообще категорична, это сложно не заметить.
Ну это же внутреннее ощущение, когда берешь в руки книгу от которой когда-то чуть не слюни текли, и тут как лопатой по голове: пе-ре-рос. И летающие змейки, говорящие саломандры и пишущий кот уже не впечатляют ни на каком уровне.
Тория
а меня впечатляют. По крайней мере в сказке ляпов меньше)))))Кому что...
zombi
разочаровали, расстроили... смотреть фильм, увы, не буду!
Avrelia
Отличный отзыв, согласна с Вами)
Честер
Вчера трейлер посмотрела, мне даже он не понравился!
persa
В целом довольна осталась. Актеры хорошие и этот дом...
lars001
приятно почитать мнение,которое совпадает с твоим
Meviss
На мой взляд фильм снят гениально. Жаль, что он вас не впечатлил
Olga Poli
Очень интересный отзыв!
Эрвин Гольвих
Обязательно посмотрю этот фильм
vostrezova73
Тот случай, когда отзыв о фильме круче самого фильма. прекрасно написано!