Отзыв: Книга "Крейсера" - Валентин Пикуль - О войне, крейсерах и восторженных русских мальчиках.
Достоинства: Увлекательный, познавательный, патриотичный...
Недостатки: Не существенны...
Романы Валентина Пикуля давно уже заняли своё особое, почётное место в ряду популярной отечественной военно-исторической литературы. В своё время и я отдал дань увлечению его творчеством. Перечитал если не всё, то уж точно большую часть того, что было написано этим автором. Роман "Крейсера", который я хочу представить вашему вниманию, не входит в число моих любимых произведений Пикуля, но, как мне кажется, он вполне достоин того, чтобы о нём сказали пару добрых слов.
Роман повествует о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. И, как это часто бывает в произведениях Пикуля, основное внимание в нём сосредоточено не на главном театре военных действий, а на второстепенном участке войны, конкретно - на героических рейдах владивостокского отряда крейсеров. Значительное место в романе отведено подвигу русского крейсера "Рюрик", отважно вступившего в бой против целой японской эскадры, и пожертвовавшего собой, чтобы прикрыть отход основных сил отряда. Подвиг, в сравнении с совершенно аналогичным подвигом "Варяга" и "Кореца", до сих пор почти никому в нашей стране не известный. Такова вообще особенность исторической прозы Пикуля. В своих художественных произведениях он старался в первую очередь освещать малоизвестные страницы известных войн, воскрешая из исторического небытия имена забытых русских героев. Так было с его романами "Баязет", "Моонзунд", "Каторга", "Реквием каравану PQ-17" и ещё несколькими произведениями.
Разумеется, такой подход требует особо тщательной и кропотливой работы с историческими материалами. И вот что в связи с этим мне не очень нравится в романе "Крейсера" - слишком уж он перегружен исторической информацией. Нет, информация подаётся в достаточно непринуждённой манере, воспринимается легко, но её слишком много для относительно небольшого романа. Такое ощущение, что по ходу работы над текстом, Пикуль нашёл большое количество интересной информации по теме и, вместо того, чтобы отсеять часть, просто вывалил всё найденное на страницы романа. Из-за этого роман стал больше походить на публицистику, чем на художественную литературу. Другие романы Пикуля тоже этим грешат, но в них, по крайней мере, был соблюдён приемлемый баланс между историей и литературой. В "Крейсерах" же наблюдается явный перекос в пользу голой информации. Впрочем, это исключительно моё личное мнение...
Главный герой романа - юный восторженный мичман Серёжа Панафидин, самый обычный молодой русский офицер. Служит сперва на миноносце, потом на крейсерах, мечтает о подвигах и славе, параллельно учит японский язык и играет на виолончели. Потом он отважно воюет с японцами, попадает к ним в плен, бежит из него, наконец, уже после окончания войны гибнет на дуэли от руки подлеца-карьериста. Образ, безусловно, симпатичный, но лично у меня он, почему-то, вызывает определённое недоверие. Глубокие психологические портреты героев вообще не самая сильная сторона писателя Валентина Пикуля, но образ Серёжи Панафидина, на мой взгляд, получился каким-то особенно сахарным. Только что крылышек с нимбом не достаёт для полноты картины. Сдаётся мне, что автор, который просто не мог знать, как выглядели настоящие русские мичманы начала 20-го века, просто схематично набросал образ идеального молодого офицера-патриота. Возможно, ему просто хотелось, чтобы мичманы тех лет были именно такими.
Впрочем, все эти высказанные мною претензии не касаются главного впечатления, которое произвёл на меня этот роман. В нескольких словах я бы передал его так - интересный, увлекательный, познавательный и очень патриотичный роман. Есть кое-какие небольшие шероховатости в плане стиля, сюжета и образов, но их вполне можно объяснить тем, что роман был написан всего за 38 дней. По воспоминаниям очевидцев, автор писал его с невероятным вдохновением. И это очень заметно.
Роман повествует о событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. И, как это часто бывает в произведениях Пикуля, основное внимание в нём сосредоточено не на главном театре военных действий, а на второстепенном участке войны, конкретно - на героических рейдах владивостокского отряда крейсеров. Значительное место в романе отведено подвигу русского крейсера "Рюрик", отважно вступившего в бой против целой японской эскадры, и пожертвовавшего собой, чтобы прикрыть отход основных сил отряда. Подвиг, в сравнении с совершенно аналогичным подвигом "Варяга" и "Кореца", до сих пор почти никому в нашей стране не известный. Такова вообще особенность исторической прозы Пикуля. В своих художественных произведениях он старался в первую очередь освещать малоизвестные страницы известных войн, воскрешая из исторического небытия имена забытых русских героев. Так было с его романами "Баязет", "Моонзунд", "Каторга", "Реквием каравану PQ-17" и ещё несколькими произведениями.
Разумеется, такой подход требует особо тщательной и кропотливой работы с историческими материалами. И вот что в связи с этим мне не очень нравится в романе "Крейсера" - слишком уж он перегружен исторической информацией. Нет, информация подаётся в достаточно непринуждённой манере, воспринимается легко, но её слишком много для относительно небольшого романа. Такое ощущение, что по ходу работы над текстом, Пикуль нашёл большое количество интересной информации по теме и, вместо того, чтобы отсеять часть, просто вывалил всё найденное на страницы романа. Из-за этого роман стал больше походить на публицистику, чем на художественную литературу. Другие романы Пикуля тоже этим грешат, но в них, по крайней мере, был соблюдён приемлемый баланс между историей и литературой. В "Крейсерах" же наблюдается явный перекос в пользу голой информации. Впрочем, это исключительно моё личное мнение...
Главный герой романа - юный восторженный мичман Серёжа Панафидин, самый обычный молодой русский офицер. Служит сперва на миноносце, потом на крейсерах, мечтает о подвигах и славе, параллельно учит японский язык и играет на виолончели. Потом он отважно воюет с японцами, попадает к ним в плен, бежит из него, наконец, уже после окончания войны гибнет на дуэли от руки подлеца-карьериста. Образ, безусловно, симпатичный, но лично у меня он, почему-то, вызывает определённое недоверие. Глубокие психологические портреты героев вообще не самая сильная сторона писателя Валентина Пикуля, но образ Серёжи Панафидина, на мой взгляд, получился каким-то особенно сахарным. Только что крылышек с нимбом не достаёт для полноты картины. Сдаётся мне, что автор, который просто не мог знать, как выглядели настоящие русские мичманы начала 20-го века, просто схематично набросал образ идеального молодого офицера-патриота. Возможно, ему просто хотелось, чтобы мичманы тех лет были именно такими.
Впрочем, все эти высказанные мною претензии не касаются главного впечатления, которое произвёл на меня этот роман. В нескольких словах я бы передал его так - интересный, увлекательный, познавательный и очень патриотичный роман. Есть кое-какие небольшие шероховатости в плане стиля, сюжета и образов, но их вполне можно объяснить тем, что роман был написан всего за 38 дней. По воспоминаниям очевидцев, автор писал его с невероятным вдохновением. И это очень заметно.
Общее впечатление | О войне, крейсерах и восторженных русских мальчиках. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1