5
Отзыв рекомендуют 88 4

Отзыв: Фильм "Молодость" (2015) - "Моя молодость, ты заношена, как вчерашний венок ты брошена..."

Достоинства: сценарий, постановка, операторская работа, авторская ирония, интересные персонажи, актёрская работа, музыкальное сопровождение
Недостатки: некоторые элементы так и остались непонятыми
Я не могу назвать Паоло Соррентино одним из любимых режиссёров, всё, что я видела у него было хоть и красиво, но довольно скучно и даже местами уныло (в особенности картина четырёхлетней давности "Где бы ты ни был"), не стала исключением и оскароносная "Великая красота", которая так и не сложилась в единую цельную картинку, но вот "Молодость на данный момент фаворит моего списка на звание лучшего фильма года: красиво снятая ироничная история, которая рано или поздно произойдёт со всеми нами.

Действие картины разворачивается в альпийских горах, в швейцарском санатории, что само по себе отсылает нас к лучшим образцам классики европейской литературы, а-ля "Волшебная гора" Томаса Манна. И не зря, как и в случае с двухтомным творением нобелевского лауреата, "Молодость" - это фильм идей, носителями которых являются два старых (во всех смыслах) друга: Фрэд и Мик. Вот только в этот раз Соррентино превзошёл сам себя и даже Томаса Манна, превратив своё творение во что-то не просто смотрибельное, а воистину завораживающее, при всём при этом, не лишённое связного сюжета, занимательных персонажей и хоть какого-то развития действия.


Чего-чего, а молодости на экране нет вообще: нашим героям за 80, примерно их ровесница, появившаяся в кадре на пару минут кинодива, в исполнении Джейн Фонды, даже поп-звезда, трясущая своими филейными частями в купальнике в кадрах своего видеоклипа уже перешагнула рубеж третьего десятка. Тем не менее, именно она, пора румяных щёк и гладкой кожи, является ключевой темой двухчасовой картины.

Вернёмся к нашим героям: Фрэд - всемирно известный композитор и дирижёр, ушедший на покой, Мик - голливудский режиссёр с пятидесятилетним стажем, который в горах Швейцарии работает над сценарием своего нового фильма, который должен стать его завещанием всему миру. Молодость обоих давно позади, ключевой вопрос их встреч - это количество мочи, которую они оба смогли выдавить из себя за прошлые сутки, а также воспоминания об утраченной любви, девушки, к которой они оба некогда питали трепетные чувства, а та, в свою очередь, не досталась никому. Они уже не могут вспомнить лиц своих родителей, почти не помнят своё детство, но и настоящее для них словно бы не существует: отказ Фрэда выступить со своими "Простыми мелодиями" перед английской королевой и работа Мика на девятом десятке над очередной картиной - это своего рода консервация в прошлом. Первый отошёл от мира и не готов вернуться к жизни после утраты супруги, второй не в состоянии принять тот факт, что из года в год снимает довольно посредственное кино, а ведь жизнь, как было правильно замечено боготворимой им Брендой Морел, будет продолжаться и без него.

В одной из сцен Мик просит свою команду посмотреть в подзорную трубу на Альпы: при максимальном приближении кажется, что гора расположена совсем близко и до неё можно дойти пешком, при удалении оказывается, что она очень далеко и добраться до неё просто невозможно. Вот так и жизнь: в молодости кажется, что будущее где-то далеко, а в старости ты понимаешь, что твоё прошлое неизмеримо далеко. Именно эта сцена является незаметной разгадкой ко всему что происходило на экране, через неё можно с лёгкостью трактовать любую сцену, в которой появляются наши герои.

Выход из заколдованного круга находится сам собой, и каждый из героев в конечном счёте принимает решение, которое призвано привести их из прошлого к настоящему. Проблема в том, что настоящее оказывается не так просто пережить, как это кажется на первый взгляд: одно дело, когда годами складывается ситуация, с которой ты успеваешь смириться, другое - когда существующий мир с его целями и ценностями переосмысливается и меняется в одночасье. Поэтому концовка "Молодости" в чём-то трагична, несмотря на разрешённое внутреннее противоречие, которое и составляло конфликт произведения.

В "Молодости" рука Соррентино узнаётся в каждом кадре, если вы видели "Великую красоту", то непременно отметите сходство между последовательно идущими работами режиссёра: то, что было на периферии тематики прошлой картины, в новой выдвигается на первой план и наоборот. Его по-прежнему волнует красота и её восприятие, он изображает столкновение интеллигента с массовой культурой (что интересно, сами-то герои себя интеллигентами отнюдь не считают, а Фрэд так и вовсе бежит от этого ярлыка после фразы Стравинского), рассматривает героя, который сходит со своего пути из-за внутренней невозможности (а порой неготовности) его продолжать. Можно приводить сколько угодно параллелей, но при этом нельзя обвинить Соррентино в плагиате и вторичности по отношению к самому себе.

Для меня "Молодость" оказалась на голову выше прошлой оскароносной его работы в главную очередь по причине проработанности. Многое из того, что Соррентино как бы перенёс из "Великой красоты", оказалось на новом витке осмысления, и при этом, несмотря на обилие персонажей (тут тебе и актёр, готовящийся к ключевой роли и переживающий, что какие бы хорошие роли он не сыграл, все помнят его исключительно как робота из дурацкого блокбастера, и бывший известнейший футболист, который теперь никуда без кислородного баллона, а мяч может отбивать не только ногами, но и изрядным пузом, и уже взрослые дети главных героев, которые на фоне стареющих родителей выстраивают заново свою собственную судьбу и т. д.), многообразие тем, всё оказалось искусно связано в единую картину, на которой важным элементом стал альпийский пейзаж.

Помимо прочего "Молодость" ещё и крайне многомерная картина, так сказать, "3D": если вы не знаете, на российский рынок одновременно с российским прокатом вышел роман Паоло Соррентино "Молодость", так что погрузится в санаторно-курортный мир можно не только благодаря музыкальной подборке (а она тут "ух!"), работе с картинкой уже ставшего постоянным оператором Соррентино Луки Бигацци, но и на уровне слова (другой вопрос, что превращать сценарий в роман - не самый хороший ход и вряд ли будет оценён любителями хорошей литературы, а не просто "любой штуки, что сотворит Соррентино"). Вот такой вот своеобразный перфоманс.

Смотреть советую, это действительно интересно, несмотря на кажущуюся занудность, плюс шикарная операторская работа и подборка очень разного, но всегда в точку, музыкального сопровождения. Но самое главное, после фильма есть что обсудить, над чем подумать (и если какие-то моменты сразу складываются в единую конструкцию, то что-то нужно переварить пару дней).
Общее впечатление "Моя молодость, ты заношена, как вчерашний венок ты брошена..."
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву4

tatuasal
сама атмосфера располагает к просмотру
убираю фильм в закладки
zombi
заинтересовали )
Walter Alex93
Думаю, чтобы понять все элементы в фильмах этого режиссера, нужно очень многое изучить. В этом фильме вы, видать, гораздо больше знакомого для себя обнаружили. Фильмы режиссера многослойны.)
gorokha
фильм отличный