5
Отзыв рекомендуют 43 14

Отзыв: Выставка "Караваджо и последователи" в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия, Москва) - музей продолжает знакомить нас с творчеством караваджистов

Достоинства: уникально, интересно, познавательно
Недостатки: не обнаружила
Наконец и мне довелось посетить выставку «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберта Лонги и ГМИИ им. А. С. Пушкина». Мечтала об этом уже давно, но случилось это только сегодня. Рада и тому, что получила двойное удовольствие от двух выставок сразу. Дополнительно посмотрела выставку"Керамика Раку: вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний" , о которой уже написала ранее.

Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Роберта Лонги и Гмии им. А. С. Пушкина


Благодаря итальянскому искусствоведу, ученому и критику Роберто Лонги, который собрал и сохранил свою богатейшую коллекцию, мы сегодня можем увидеть эти замечательные живописные работы. Данная выставка является продолжением экспозиции художественных произведений великого Караваджо, которая прошла здесь же в 2011 году.

На подобных выставках я всегда беру аудиогид (350 рублей), он помогает понять историю сюжетов картин, прочувствовать настроение и идеи автора.

Выставка проходит на втором этаже в двух залах. В первом зале представлены картины из собрания Роберта Лонги, а во втором - картины из фонда ГМИИ им. А. С Пушкина.


Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Роберта Лонги и Гмии им. А. С. Пушкина


На выставке представлено более 50 произведений живописи, 30 из них привезены из Флоренции.

Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Роберта Лонги и Гмии им. А. С. Пушкина


Оформление выставки, как обычно, на высоте. В зале свет притушен, точечные светильники освещают каждое полотно, придавая ещё большее свечение главным образам, изображенным на картине.

Фотографировать на выставке запрещено, поэтому мои заметки, к сожалению, будут без фотографий самих картин.

Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Роберта Лонги и Гмии им. А. С. Пушкина


Конечно, больше всего меня интересовали картины, которые я ещё не видела, именно те, что привезены из Италии. Некоторые картины я уже видела, они из фонда музея и включены в постоянную экспозицию.

На данной выставке представлены всего две работы, принадлежащие кисти великого итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо, именно так звучит его полное имя.

Первая - известная и поразительная картина «Мальчик, укушенный ящерицей», которая занимает центральное место во всей экспозиции. Лицо мальчика – это портрет самого художника. Кстати, на многих картинах Караваджо изображал себя. Наверное, свой собственный облик был ему ближе и полностью подходил в качестве натуры для его произведений. Поэтому на нескольких картинах можно увидеть его автопортреты. Чтобы не быть голословной, назову такие картины, как «Больной Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Музыканты».

Картина «Мальчик, укушенный ящерицей» представляет раннее творчество Караваджо, ему на тот момент было всего 23 года. В столь раннем для художника возрасте уже чувствуется мастерство. Сколько экспрессии, чувств, эмоций исходит от этого полотна. Мальчик скорчился от боли и испуга, он весь в движении, рот полуоткрыт в крике… Уникальная свето-тень, присущая технике Караваджо, усиливает динамику сюжета. Статическая часть картины, которая представлена натюрмортом с вазой с цветами и фруктами, как бы, уравновешивает динамику основного персонажа.

Вторая картина - «Мальчик, очищающий фрукт» менее известная картина мастера.

Поскольку несколько лет тому назад я была на Выставке произведений художника Караваджо , где было представлено 11 полотен художника, кажется, что две картины это мало. Но, по-видимому, смысл этой выставки состоит именно в том, чтобы познакомить посетителей с последователями художника, так называемыми караваджистами.

А их не так и мало! Расскажу о тех, кто произвёл на меня особое впечатление. На выставке представлено несколько картин Карло Сарачени, одна из которых на известную библейскую тему «Нахождение Моисея». Другая же картина с более жутким сюжетом «Юдифь с головой Олофена».

Вкратце расскажу о нём. Иудейская героиня Юдифь, после того, как её родной город осадили ассирийцы, нарядилась и пошла в лагерь врагов. Поскольку она была умна и хороша собой, полководец Олофен разрешил ей остаться в своём лагере. Во время пира Олофен опился вином и заснул. Юдифь, оставшись с ним наедине, отрубила ему голову и принесла её в свой город. Тем самым спасла всех жителей от врагов. Именно момент передачи головы Олофена в мешок своей служанке и изображен на этой картине.

Творчество Орацио Борджанни представлено картиной «Святое Семейство со Святой Анной» и «Оплакивание Христа». Хотя он и является последователем и учеником Караваджо, но взаимоотношения между двумя художниками не сложились, они были врагами.

Мне очень понравилась портретная подборка из серии «Апостолы» кисти испанца по происхождению Хусепе Рибера, на которой изображены Святые Варфоломей, Филипп, Фома, Павел, Иуда, Фаддей. Очень выразительные портреты, отражающие сущность каждого апостола.

Полотно Маттиа Прети «Концерт» обязательно обратит на себя внимание манерой письма, цветовой гаммой, необычной сине-серой свето-тенью, что придаёт ощущение отражения лунного света от лиц трёх персонажей-музыкантов.

Не менее интересный сюжет картины «Сусанна и старцы». К этому известному сюжету прибегали многие художники. На картине Маттиа Прети красивое полуобнаженное тело Сусанны освещено светом, идущим сверху. Она купалась в своём саду и вышла, чтобы идти домой. В тени видны два похотливых старца, которые наблюдают за ней. Угрожая женщине оговором и убийством, они домогаются её. Сусанна отказывает им и, чтобы не согрешить, выбирает смерть. В дальнейшем, когда станут допрашивать стариков, они будут путаться в своих показаниях. Их осудят за клевету и казнят, а Сусанну оправдают.

Еще одно полотно поражает своим сюжетом – это Джованни Ланфранко «Давид с головой Голиафа». Картина панорамная, объемная. На заднем плане видны горы, крепость и обезглавленное тело Голиафа. На переднем плане изображён Давид с пращой, он тащит за собой огромную голову Голиафа. Свет, как бы с небес, освещает фигуру Давида, придавая сюжету динамику и драматизм.

Борьба за первое место среди живописцев велась между Караваджо и Джованни Бальоне. Не смотря на это, Бальоне учился у мастера, не гнушался использовать его художественные находки и применял художественную манеру Караваджо в своих произведениях. На выставке представлена замечательная монументальная работа Бальоне «Явление ангела Святому Иосифу», приобретённая в собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина совсем недавно в конце 2014 года. Поэтому для многих посетителей это будет первое знакомство с алтарной композицией. Картина наполнена светом, благодатью, радостью.

Очень хочется рассказать о картине Витторе Гисланди «Портрет юного художника в красном берете». Ярко-красный берет сразу привлекает внимание зрителя. Красочные детали наряда юноши написаны с такой точность и скрупулёзностью, что мех, ткани и украшения кажутся натуральными, настоящими. Лицо молодого человека поражает выразительным серьёзным взглядом, который проникает внутрь каждого посетителя.

Даже в 18 веке художники продолжали черпать вдохновение в художественных традициях школы Караваджо. Это можно наблюдать у одного из «живописцев реальности», как их называл Лонги, Гаспаро Траверси. На выставке представлены две его работы «Школа рукоделия» и «Служанка».

Тем и хороша эта выставка, что здесь можно сравнить манеру письма разных художников разных веков, увидеть единство традициям живописного искусства школы Караваджо, ощутить разницу и индивидуальность каждого из них, оценить масштаб и значимость коллекционера Роберта Лонги.

Увидеть такую уникальную выставку, где представлено столько замечательных работ, представляется не каждому и не всегда. Поэтому рекомендую всем любителям живописи посетить эту выставку. Благо, что она будет проходить до 10 января 2016 года.

Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Роберта Лонги и Гмии им. А. С. Пушкина


Стоимость билетов варьируется по дням недели и по времени суток.
Чтобы сэкономить лучше всего придти на выставку в будний день до 13-00. Стоимость билета будет 300 рублей (льготный 150 руб.). По выходным дням до 13-00 - 400 рублей (льготный 200 руб.), далее до закрытия музея - 500 рублей (льготный 250 руб.).
Время использования 2 часа
Стоимость 300 ₽
Год посещения 2015
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Центральный федеральный округ
Район Москва
Город или поселок Москва
Улица Волхонка
Дом № 12
Общее впечатление музей продолжает знакомить нас с творчеством караваджистов
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву14

serj1965rus
Жалко, что не разрешают фотографировать. Работы Караваджо мне очень нравятся, удивительно эмоциональные, утончённые и прекрасно прописанные картины. Я Вам чуточку завидую, видеть такие произведения в живую - это настоящее наслаждение!!! Прекрасно написан отзыв!!!
valvas1957
Я не могу понять почему на таких выставках запрещено фотографировать, но таковы правила и нарушать их я не в праве. Спасибо за Вашу оценку моей работы.
marinadka
Планирую посетить, однако. Такие вещи фотографировать не имеет смысла их нужно видеть в живую
valvas1957
Согласна с Вами, впечатления от увиденного воочию никогда не сравнятся с фотографиями.
Невыносимая
Браво, отличный отзыв, я бы даже сказала , культурный
valvas1957
Спасибо за позитивную оценку моей работы. Я старалась.
okis1989
Отличный отзыв!с интересом прочитала, никогда не была на выставках, надо исправляться!
valvas1957
Спасибо. Ещё побываете, это никогда не поздно, главное - желание.
julite
"Мальчик, укушенный ящерицей" - несомненно, шедевр. Там потрясающая мимика.
valvas1957
Настолько потрясающая, что, глядя на картину, ощущаешь эту боль и испуг.
Larsen77
Интересно!!!
ritvariyter
У Караваджо очень запоминающаяся техника, я после Рима, мне кажется, теперь ее уже узнаю
Kristino4ka
С удовольствием побывала бы на этой выставке!
Pawlow
Отличный обзор!! Я тоже не могу понять почему на таких выставках запрещено фотографировать!? Но фото фасада у вас изумительно чёткие!