Отзыв: Сериал "Тихий Дон" (2015) - все было именно так.
Достоинства: Это Шолохов
Недостатки: Нет
До поздней ночи шли первые серии нового сериала "Тихий Дон", но если бы фильм шел до утра, а бы смотрела его не отрываясь.
Утром собралась поделиться впечатлениями и, о диво, на нашем сайте уже написано 32 отзыва, 2/3 из которых- это формальные 5 строк, написанные до его просмотра, с тем, чтобы отметиться в первых рядах. Ну зачем так делать!
А теперь по сути. Многие друзья сравнивают данный сериал с, безусловно, гениальным фильмом режиссера Сергея Герасимова 1957 года. Я этого делать не буду. Расскажу свои впечатления, так сказать, с чистого листа.
И первое, что обращает на себя внимание, это очень близкая к первоисточнику экранизация. Автор фильма Сергей Урсуляк, известный нам по уже ставшему культовым фильму "Ликвидация", по скромничал, назвав его "по мотивам" романа Шолохова "Тихий Дон". Да, в современном сериале меньше пафосности, надрыва, страсти, чем в старом фильме, но есть очень близкая именно к авторскому тексту трактовка событий и очень точная передача атмосферы шолоховского произведения. Мне, как уроженке тех мест, близок и понятен, достаточно специфичный, говор героев, из которого актеры, практически, не выпадают, быт станиц и, показанные с уважением и трогательностью картины донской земли( оператор Михаил Суслов). Все очень правдоподобно, насколько это можно воссоздать по прошествии более 100 лет с событий описанных в романе. В этом плане работе режиссера безупречна.
Что касается работы актеров, то на первый план, как безусловную удачу, я бы поставила работу актера Евгения Ткачука, исполнившего роль Григория Мелихова. У нас застрял в памяти стереотип герасимовского Григория в исполнении актера Петра Глебова- матерого, уверенного в себе красавца-козака. На самом деле, в первой части романа Гришка именно такой 20-летний парень, который "портит" девок, готовиться к военной службе и, которого нещадно "воспитывает" дрыном отец. Каково будет дальнейшее развитие характера Григория по мере прожитых лет и пережитых трагедий- увидим. Только тогда можно будет поставить окончательную оценку его работе, а сейчас моя оценка- положительная.
На второе место я бы поставила актрису Дарью Урсуляк, исполняющую роль Натальи. Вместе с режиссером ей удается современными средствами, без "заламывания рук" создать очень трагичный образ. Достоверно сыграны все моменты, все этапы ее жизни, начиная со сдержанного счастья от выпавшей "счастливой" доли заполучить в мужья молодого, пышущего здоровьем красавца-козака Гришку Мелихова, через эмоциональную и, если хотите, сексуальную сдержанность, воспитанную в патриархальной семье в ее отношениях с мужем, к страшной женской трагедии нелюбимой, брошенной жены. Я считаю, что актриса полностью справилась с этой ролью.
С некоторой натяжкой, соглашусь со своими друзьями в оценке роли Аксиньи, в исполнении актрисы Полины Чернышовой. Согласна, ее среднерусская, светлая красота не совсем вписывается в каноны красоты донских казачек, кроме того она слишком молода для этой роли да и, по моим представлениям, в ее характере должно быть больше страсти.
Достоверны и убедительны актеры второго плана.
Но, на мой взгляд, вот как раз в Маковецком, исполняющем роль старшего Мелихова, недостает грубости, "заскорузлости" старого козака, хотя и повадки, и говор переданы отлично.
Что касается других персонажей, то пока они только очерчены легкими мазками, но никто не вызвал отторжения.
Отдельно хочу отметить, что первые 3 серии создали точную атмосферу умиротворенного, налаженного, сытого быта донской земли начала 20 века и попытка самоубийства Натальи, кровавый след на снегу символично прозвучали как страшный трагический сигнал начала мирового переворота. Авторам, художественными средствами, удалось создать, а нам, зрителям, удалось почувствовать начало страшной катастрофы в жизни и семьи Мелиховых, и донского края, и страны- в этом высокий класс режиссуры.
Остановлюсь на музыкальной составляющей фильма. Малоизвестные, фольклорные песни донских козаков настолько уместны в данном фильме, что в некоторых сценах, как например свадьба Григория, просто, делают половину работы за актеров. Я поймала себя на том, что в этом месте навернулась слеза. Достаточно неожиданно прозвучало, даже резануло слух на первых порах, оркестровое музыкальное сопровождение некоторых сцен. Первое отношение было негативным, казалось, музыка не соответствует месту и эпохе. Но чем дальше я смотрела фильм, тем понятнее мне становилась задумка авторов. Как мне кажется, я поняла трактовку такого авторского решения: в некоторых моментах читатель, как бы, откладывает книгу и, в эти моменты, осмысливает происходящее с высоты своего времени, а, затем, снова обращается к книге, погружаясь в аутентичную атмосферу того времени. Таким образом работу композитора Юрия Красавина оцениваю также как хорошую.
И еще, отмечу очень качественную работу гримеров фильма: старший и младший Мелиховы с их орлиными профилями очень похожи.
Подводя итог скажу, что фильм, безусловно, неординарный, заслуживает обязательного просмотра и собственного осмысления. Подойдет и школьникам. Уж не знаю проходят ли сейчас Шолохова в школе, но познакомиться с ним, пусть даже посредством хорошей экранизации- не помешает.
PS Добавлю, что по моим впечатлениям фильму чуть не хватило идеологической составляющей в плане понимания поступков героев, но это только работает на то, чтобы обратиться к первоисточнику.
Всем приятного просмотра.
Утром собралась поделиться впечатлениями и, о диво, на нашем сайте уже написано 32 отзыва, 2/3 из которых- это формальные 5 строк, написанные до его просмотра, с тем, чтобы отметиться в первых рядах. Ну зачем так делать!
А теперь по сути. Многие друзья сравнивают данный сериал с, безусловно, гениальным фильмом режиссера Сергея Герасимова 1957 года. Я этого делать не буду. Расскажу свои впечатления, так сказать, с чистого листа.
И первое, что обращает на себя внимание, это очень близкая к первоисточнику экранизация. Автор фильма Сергей Урсуляк, известный нам по уже ставшему культовым фильму "Ликвидация", по скромничал, назвав его "по мотивам" романа Шолохова "Тихий Дон". Да, в современном сериале меньше пафосности, надрыва, страсти, чем в старом фильме, но есть очень близкая именно к авторскому тексту трактовка событий и очень точная передача атмосферы шолоховского произведения. Мне, как уроженке тех мест, близок и понятен, достаточно специфичный, говор героев, из которого актеры, практически, не выпадают, быт станиц и, показанные с уважением и трогательностью картины донской земли( оператор Михаил Суслов). Все очень правдоподобно, насколько это можно воссоздать по прошествии более 100 лет с событий описанных в романе. В этом плане работе режиссера безупречна.
Что касается работы актеров, то на первый план, как безусловную удачу, я бы поставила работу актера Евгения Ткачука, исполнившего роль Григория Мелихова. У нас застрял в памяти стереотип герасимовского Григория в исполнении актера Петра Глебова- матерого, уверенного в себе красавца-козака. На самом деле, в первой части романа Гришка именно такой 20-летний парень, который "портит" девок, готовиться к военной службе и, которого нещадно "воспитывает" дрыном отец. Каково будет дальнейшее развитие характера Григория по мере прожитых лет и пережитых трагедий- увидим. Только тогда можно будет поставить окончательную оценку его работе, а сейчас моя оценка- положительная.
На второе место я бы поставила актрису Дарью Урсуляк, исполняющую роль Натальи. Вместе с режиссером ей удается современными средствами, без "заламывания рук" создать очень трагичный образ. Достоверно сыграны все моменты, все этапы ее жизни, начиная со сдержанного счастья от выпавшей "счастливой" доли заполучить в мужья молодого, пышущего здоровьем красавца-козака Гришку Мелихова, через эмоциональную и, если хотите, сексуальную сдержанность, воспитанную в патриархальной семье в ее отношениях с мужем, к страшной женской трагедии нелюбимой, брошенной жены. Я считаю, что актриса полностью справилась с этой ролью.
С некоторой натяжкой, соглашусь со своими друзьями в оценке роли Аксиньи, в исполнении актрисы Полины Чернышовой. Согласна, ее среднерусская, светлая красота не совсем вписывается в каноны красоты донских казачек, кроме того она слишком молода для этой роли да и, по моим представлениям, в ее характере должно быть больше страсти.
Достоверны и убедительны актеры второго плана.
Но, на мой взгляд, вот как раз в Маковецком, исполняющем роль старшего Мелихова, недостает грубости, "заскорузлости" старого козака, хотя и повадки, и говор переданы отлично.
Что касается других персонажей, то пока они только очерчены легкими мазками, но никто не вызвал отторжения.
Отдельно хочу отметить, что первые 3 серии создали точную атмосферу умиротворенного, налаженного, сытого быта донской земли начала 20 века и попытка самоубийства Натальи, кровавый след на снегу символично прозвучали как страшный трагический сигнал начала мирового переворота. Авторам, художественными средствами, удалось создать, а нам, зрителям, удалось почувствовать начало страшной катастрофы в жизни и семьи Мелиховых, и донского края, и страны- в этом высокий класс режиссуры.
Остановлюсь на музыкальной составляющей фильма. Малоизвестные, фольклорные песни донских козаков настолько уместны в данном фильме, что в некоторых сценах, как например свадьба Григория, просто, делают половину работы за актеров. Я поймала себя на том, что в этом месте навернулась слеза. Достаточно неожиданно прозвучало, даже резануло слух на первых порах, оркестровое музыкальное сопровождение некоторых сцен. Первое отношение было негативным, казалось, музыка не соответствует месту и эпохе. Но чем дальше я смотрела фильм, тем понятнее мне становилась задумка авторов. Как мне кажется, я поняла трактовку такого авторского решения: в некоторых моментах читатель, как бы, откладывает книгу и, в эти моменты, осмысливает происходящее с высоты своего времени, а, затем, снова обращается к книге, погружаясь в аутентичную атмосферу того времени. Таким образом работу композитора Юрия Красавина оцениваю также как хорошую.
И еще, отмечу очень качественную работу гримеров фильма: старший и младший Мелиховы с их орлиными профилями очень похожи.
Подводя итог скажу, что фильм, безусловно, неординарный, заслуживает обязательного просмотра и собственного осмысления. Подойдет и школьникам. Уж не знаю проходят ли сейчас Шолохова в школе, но познакомиться с ним, пусть даже посредством хорошей экранизации- не помешает.
PS Добавлю, что по моим впечатлениям фильму чуть не хватило идеологической составляющей в плане понимания поступков героев, но это только работает на то, чтобы обратиться к первоисточнику.
Всем приятного просмотра.
Общее впечатление | все было именно так. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву49
а что до формальных отзывов - так жалуйтесь, пусть убирают. меня тоже подобные вещи раздражают и, если тема мне интересна, я помогаю чистить ее от всякого шлака
Да какой там у Маковецкого говор? Он, как и все актеры коверкает слова, словно у него полный рот каши.
А где "близкая к авторскому тексту трактовка событий"? - за основу взят фильм, а не книга… Да и то, с купюрами, - нет, например, Штокмана. А ведь, что касаемо "трактовки событий", то без Штокмана это будет сделать проблемно…
Если Вам не нравятся комментарии недовольных, то прошу заметить, что отрицательно относятся к фильму люди с малым количеством комментариев, - зарегистрировались, чтобы очередной раз высказать свое возмущение очередным вытиранием ног о наши чувства, о нашу классику, о наших предков, в конце концов.
Ниже напсиала пост. Простой анализ интервью Урсуляка позволяет сделать вывод, что он намеренно не снимал "Тихий Дон". Он взял отуда только идею о людях. Ему даже думаю, было абсолютно фиолетово, были ли это казаки или евреи.
Он даже отчетливо подчеркнул, что не хотел и не снимал про идейные метания людей, ему не важны были измы и прочее. Не близка была идея поисков своего пути.
У негов сериале - классические обиженки судьбой.
Такая же собственно ситуация была и с "Ненастьем". Не близка была ему ни судьба Афганцев, никакого трепета к 90-м (это не гео молодость, не его музыка и не его часть души). Но он с удовольствием выхватил завидный материал, от которого стопроцентно анрод будет рыдать. И снял беспросветную муру где все плохо и с каждой серией все хуже.
Он написал о впечатлениях от книги"В конце было жалко, что все умерли". Вот и снял он слезливую мелодраму, где всех жалко.
И эти барышни пошли заваливать интернет восхищенными постами.
Мне даже обидно не то, что Урсуляк еврей снял сериал низкого качетсва, и вытер ноги. Мне четсно говоря плевать. Обидно, что народ у нас упал ниже плинтуса и превозности ширпотреб только из-за попытки сделать с классикой хоть что-то. За 20 лет нас отучили от нормальной актерской игры и постановок и теперь у нас это можно величать "современными канонами".
Он где-то сказал, что не убдет снимать без денег. Конечно. А деньги не дают шедевры, они приносят боль и мучения. окупается как раз слезливая мело. Или разухабистый криминал.
Безыдейное и беспощадное.
Но мелодрама в лоб - это тоже не принесет бонусов
Но Урсуляк научился изящно маскировать и первое и второе под анутражное оклоисторическое кино. Что, в общем, показывает, что он не совсем уж примитив, но чести еу никак не делает.
Но невнятная линия большевизма в станице его сильно покоробила
К Урсуляку уже даже претензий нет. Он мелким шрифтом в начале написал "по мотивам". Значит с него вообще никакого спроса)
Приятно что сделан в основном по книге.
И уж разумеется он на порядок лучше, чем "Хождение по мукам"…
Там к последним сериям пошёл вообще какой-то маразм…
внешность актёров правда подкачала, тут соглашусь. Гришка, конечно, один в один с нашими деревенскими "ухарями", но не красив, а как бы должен. ну и Аксинья не фонтан тоже, не казачка
обрезанный сюжет - конечно хотелось бы хоть раз увидеть подробную экранизацию на 100500 серий, но видно не судьба
а природа, мамочка дорогая, хочу обратно в детство, в степь, на Дон. я ажно всплакнула.
Мне очень понравилась Аксинья…И невестка Григория-очень натурально получилось, образ точно с книги.
ну а Григорий Мелехов…бесподобен…Чистота, наивность,честность. Именно , такие тогда и были люди…Искренние, не лицемерные, без фальши, колкости и цинизма-присущего людям сейчас…Я его знаю по фильму Мишка Япончик". Лишиний раз убеждаюсь, что очень талантливый актер.
Также очень понравилась роль Маковецкого))
Весь фильм я плакала, как и многие…после этого фильма все другие кажутся скучными, безликими…Не понимаю как его можно сравнивать со старым фильмом? Понятно, что сейчас спецэфекты лучше, многое можно редактировать, убирать…одним словом больше возможностей у кино.
Старый фильм смотрела в детстве, и сейчас как-то не хочется уже.
Виват , Урсуляк!!!
Вы не читали роман, либо это не ваша книга. Вы посмотрели сериал "Унесенные ветром" мелодраму по далеким мотивам Тихого Дона. И эта слезливая мелодрама Вам зашла
Но Ваш отзыв про то, что экранизация соответсвтует книге - это, простите полная ерунда. И следует это четко из официального интервью где Урсуляк самолично расписался в том, что роман Шолохова не прочувствовал, а что захотел увидеть, то и снял. 1) сразу упомянул, что единственное, что у него сотавалось после прочтения в мыслях - это то, что много любимых героев умерло и это грустно. 2) сразу сказал, что не снимал ни про какие течения, роения, либо снимал их фоном, потому что ему интересней просто семейные отношения, человек в водовороте истории и тп.
строго из вышесказанного следует, что снимал Урсуляк никакого не Шолохова. Выхолостил из романа личные трагедии казаков, любовную линию, тему семьи и семейных ценностей.
Шолохов, у которого тема семьи и любви была фоном и отражала то, как люди искали свое место в этом новом укладе, как искал себя главный герой, от такой трактовки перевернулся бы в гробу.
А если коротко резюмировать, то Урсуляк в данном случае снимал слезливую мелодраму.
Не даром интернет пестрит хвалебными отзывами, где галвныйаргумент - я ревел все серии.
Знаете. есть аткой, достаточно толстый литературный прием - выдавливать из зрителя жалость к героям в тяжелых обстоятельствах. Вряд ли ты позавидуешь сильному и здоровому заблудившемуся котенку. А того, кто угодил в лужу, будешь автоматически жалеть.
Также и тут, восприятие зрителя напрочь девальвировали.
К этому добавить ужасную игру актеров, 100% НЕпопадание в роли.
Абсолютное отсутствие у Урсуляка хоть малейшего трепета в отношении предмета, о котором он вещает (это отноешние лежит на поверхности). Ноль атмосферы рядом с атмсфоерной старой версией, где каждая серия - как картина передвижника. И как всегда, ужасный саунд дизайн - это уже визитная карточка фильмов Урсуляка (как он сам признается, слушаю разную музыку, пытаюсь понять, везде ее пихаю - хорошо отражает серьезность работы со звукорядом).