Отзыв: Фильм "Мольба" (2010) - Любимая по имени смерть
Достоинства: Удивительно красивый Болливудский фильм, не похожий ни на что и более всего - на индийские фильмы. Отличная игра актеров, великолепный сюжет, непривычная интрига, замечательная режиссерская работа
Недостатки: Не вижу
Тема смерти – именно в серьезном ее понимании, а не как часть банального триллера или фильма ужасов – поднимается в кинематографе очень редко. Трудно свыкнуться с тем, что рождение и смерть – два равнозначных конца жизни, играющих для живого существа одинаково большую роль. Есть два великих дня у человека – день его рождения и день его смерти, но почему-то празднуем мы только один. А ведь это – лишь следование некоей традиции, ограничивающей наше осознание феномена «жизнь».
Фильм «Мольба» внедряется в эту тематику очень глубоко, взрезая наше сознание. Вот здесь-то вы увидите, может быть, в первый раз, настоящий праздник смерти и поймете, почему он может быть встречен с таким же огромным счастьем, как свадьба или рождение человека. Наверное, неслучайно такой фильм мог быть сделан только в Индии – стране, где дух побеждает бытие, где духовные практики способны сломать все ваши предрассудки.
Это необычный фильм – по всем канонам, хотя на первый взгляд кажется традиционным произведением Болливуда: здесь во множестве присутствуют индийские песни, музыка и потрясающе красивые индийские женщины, душещипательные сцены и мелодраматические эпизоды совершенно в духе индийского кино эпохи «Танцора Диско». Однако и песни, и музыка поданы совершенно не так, как в индийском кино: если обычно на это время зритель мог отвлечься и уйти, то здесь он будет сидеть как пригвожденный, вперившись в экран: от того, что там происходит, просто невозможно оторваться.
«Я касаюсь неба. Я гуляю среди облаков. Я лечу впереди мира. Это ли реальность?» - будет петь вам райский голос, а на сцене человек будет летать по воздуху, жечь под водой свечи и делать прочие невообразимые чудеса – да так красиво, что Гарри Гудини, Дэвид Копперфильд и другие величайшие фокусники мира замрут в ошеломлении.
Да, главный герой – знаменитый иллюзионист. Но вот уже 14 лет он прикован к кровати, будучи парализован, и самая главная иллюзия – жизнь – заставила его усомниться в ее иллюзорности, обрушившись рваным бытом, невероятной болью и невозможностью двинуть даже пальцем. Что с ним случилось, как и почему – все это вы узнаете, даже не ожидая таких реальных подробностей от столь оглушающего красотой фильма.
На первый взгляд, покажется, что это кино – просто индийский римейк знаменитого испанского фильма «Море внутри» (2004), некогда потрясшего мир своей глубиной проникновения в проблему эвтаназии. Тем не менее, могу заверить – ничего общего, кроме темы эвтаназии и прикованного к кровати много лет героя, в этих фильмах нет. Абсолютно другой подход, другое настроение, другой сюжет, другие персонажи – и какие!... Глаза разбегаются! Каков, например, колоритный ученик фокусника – персонаж скорее комический, но необходимый для понимания всего безумия и одновременно огромного смысла идущего на экране действия. Я бы даже сказала не «действия», а «действа» - потому все это зрелище, вкупе с музыкой, фокусами, "сидячими" танцами, странными нарядами, индийскими пейзажами и невероятными людьми, очень необычно, удивительно, поэтично и обладает каким-то своим, неброским и не европейским величием.
А насколько умопомрачительны главные герои! Даже затрудняюсь сказать вам, кто из них сильнее как личность – совершенно потрясающая мать или не менее потрясающая медсестра-сиделка. Боже правый, они, пожалуй, даже затмевают усиленно харизматичного главного героя – фокусника Итана Маскаранхаса, которого играет Ритик Рошан. Идеальный герой! Он – и сокол, и жертва, и боец, и агнец на заклание, и художник, и духовный муж всего женского начала на Земле. Он кажется сломленным напрочь – но воскрешает духом вновь и вновь, чтобы добиться своего. Сквозь пот, кровь, боль, юридические, политические, религиозные и психологические барьеры – он добивается одного: своего собственного, индивидуального счастья. Смерти.
Не знаю, какие еще найти слова, чтобы описать все мое изумление и потрясение от этого фильма. Скажу вам честно всю правду – не люблю я индийские фильмы. Они всегда мне казались слащавыми сказками. Да, наверное, и этот является слащавой сказкой. Но как же так, как же так… Где же тут сказочный конец, и почему от такой горькой "слащавости" я рыдаю до сих пор. Этот показался мне фильмом и обо мне, и обо всех моих умерших друзьях, и обо всех друзьях живущих, о больных и здоровых, о старых и молодых, о веселящихся и плачущих, о поющих и страдающих, об иллюзионистах и тех, кто этими иллюзиями заполнил свое бытие.
«Жизнь хороша. Жизнь восхитительна. Жизнь – это боль», - поет райским голосом райская женщина на фоне голубого неба. Пальмы качают своими руками, приветствуя тебя в новом, незнакомом тебе мире. Пугало торчит в поле, как твое грубое материальное тело, пригвожденное к Земле. И смерть – восхитительная, непривычная и сладкая – машет тебе крылом, освящая твой праздник жизни.
Фильм «Мольба» внедряется в эту тематику очень глубоко, взрезая наше сознание. Вот здесь-то вы увидите, может быть, в первый раз, настоящий праздник смерти и поймете, почему он может быть встречен с таким же огромным счастьем, как свадьба или рождение человека. Наверное, неслучайно такой фильм мог быть сделан только в Индии – стране, где дух побеждает бытие, где духовные практики способны сломать все ваши предрассудки.
Это необычный фильм – по всем канонам, хотя на первый взгляд кажется традиционным произведением Болливуда: здесь во множестве присутствуют индийские песни, музыка и потрясающе красивые индийские женщины, душещипательные сцены и мелодраматические эпизоды совершенно в духе индийского кино эпохи «Танцора Диско». Однако и песни, и музыка поданы совершенно не так, как в индийском кино: если обычно на это время зритель мог отвлечься и уйти, то здесь он будет сидеть как пригвожденный, вперившись в экран: от того, что там происходит, просто невозможно оторваться.
«Я касаюсь неба. Я гуляю среди облаков. Я лечу впереди мира. Это ли реальность?» - будет петь вам райский голос, а на сцене человек будет летать по воздуху, жечь под водой свечи и делать прочие невообразимые чудеса – да так красиво, что Гарри Гудини, Дэвид Копперфильд и другие величайшие фокусники мира замрут в ошеломлении.
Да, главный герой – знаменитый иллюзионист. Но вот уже 14 лет он прикован к кровати, будучи парализован, и самая главная иллюзия – жизнь – заставила его усомниться в ее иллюзорности, обрушившись рваным бытом, невероятной болью и невозможностью двинуть даже пальцем. Что с ним случилось, как и почему – все это вы узнаете, даже не ожидая таких реальных подробностей от столь оглушающего красотой фильма.
На первый взгляд, покажется, что это кино – просто индийский римейк знаменитого испанского фильма «Море внутри» (2004), некогда потрясшего мир своей глубиной проникновения в проблему эвтаназии. Тем не менее, могу заверить – ничего общего, кроме темы эвтаназии и прикованного к кровати много лет героя, в этих фильмах нет. Абсолютно другой подход, другое настроение, другой сюжет, другие персонажи – и какие!... Глаза разбегаются! Каков, например, колоритный ученик фокусника – персонаж скорее комический, но необходимый для понимания всего безумия и одновременно огромного смысла идущего на экране действия. Я бы даже сказала не «действия», а «действа» - потому все это зрелище, вкупе с музыкой, фокусами, "сидячими" танцами, странными нарядами, индийскими пейзажами и невероятными людьми, очень необычно, удивительно, поэтично и обладает каким-то своим, неброским и не европейским величием.
А насколько умопомрачительны главные герои! Даже затрудняюсь сказать вам, кто из них сильнее как личность – совершенно потрясающая мать или не менее потрясающая медсестра-сиделка. Боже правый, они, пожалуй, даже затмевают усиленно харизматичного главного героя – фокусника Итана Маскаранхаса, которого играет Ритик Рошан. Идеальный герой! Он – и сокол, и жертва, и боец, и агнец на заклание, и художник, и духовный муж всего женского начала на Земле. Он кажется сломленным напрочь – но воскрешает духом вновь и вновь, чтобы добиться своего. Сквозь пот, кровь, боль, юридические, политические, религиозные и психологические барьеры – он добивается одного: своего собственного, индивидуального счастья. Смерти.
Не знаю, какие еще найти слова, чтобы описать все мое изумление и потрясение от этого фильма. Скажу вам честно всю правду – не люблю я индийские фильмы. Они всегда мне казались слащавыми сказками. Да, наверное, и этот является слащавой сказкой. Но как же так, как же так… Где же тут сказочный конец, и почему от такой горькой "слащавости" я рыдаю до сих пор. Этот показался мне фильмом и обо мне, и обо всех моих умерших друзьях, и обо всех друзьях живущих, о больных и здоровых, о старых и молодых, о веселящихся и плачущих, о поющих и страдающих, об иллюзионистах и тех, кто этими иллюзиями заполнил свое бытие.
«Жизнь хороша. Жизнь восхитительна. Жизнь – это боль», - поет райским голосом райская женщина на фоне голубого неба. Пальмы качают своими руками, приветствуя тебя в новом, незнакомом тебе мире. Пугало торчит в поле, как твое грубое материальное тело, пригвожденное к Земле. И смерть – восхитительная, непривычная и сладкая – машет тебе крылом, освящая твой праздник жизни.
Общее впечатление | Любимая по имени смерть |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3
Лично я полностью согласна с авторами фильма, но до этого я смогла дойти, только испытав половину того, что испытала героиня. И официальные подтверждения брака, и официальные согласия на смерть, и наши предрассудки вокруг этого явления - все такая чепуха по сравнению с загадочностью, неизбежностью и неминуемостью самого процесса жизнь/смерть.