Отзыв: Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры (Россия, Владимир) - Красиво, но мало. Экскурсия по музею.
Достоинства: Разнообразная экспозиция, недорогие входные билеты, удобный график работы, удобное местоположение, можно купить качественный хрусталь
Недостатки: Мало экспонатов.
Еще совсем недавно, в советское время, неизменным атрибутом красивой жизни была хрустальная посуду. Ее доставали через знакомых, по талонам, чтобы потом с гордостью показать очередную вазочку или рюмочку завистливым подругам. Времена меняются, но женщины остаются прежними. Им все также трудно пройти мимо сверкающей красоты. Вот и я такая же, заглянули на пару минут за владимирским сувениром, а в итоге купили билет в музей “Вышивки, лаковой миниатюры и хрусталя”.
Несколькими годами ранее я уже была в подобном музее, который находится в городе Гусь-Хрустальный, поэтому сравнивать было с чем. Сравнения, правда, оказались абсолютно не в пользу владимирского музея. Но об этом позже...
Владимирский музей хрусталя находится в самом центре города, недалеко от Золотых ворот по адресу: ул. Дворянская, д. 2. Выгодное расположение на пересечении основных туристических троп.
Работает музей ежедневно, кроме понедельника с 10 утра до 19 вечера. Вечернее время, кстати, очень удобное, особенно зимой. Днем можно по фотографировать архитектуру на улице, а вечером, когда стемнеет, заглянуть в музей.
Стоимость входных билетов небольшая: 80 рублей взрослый, для пенсионеров и студентов предусмотрена скидка в размере 30 рублей, дети же вообще бесплатно. Кстати подобные цены в большинстве владимирских музеев. Мне определенно нравится этот город. Фотографировать можно и абсолютно бесплатно.
Прячется хрупкая хрустальная красота за крепкими кирпичными стенами Троицкий церкви. В народе эту церковь еще называют Красной. Построили ее в начале 20 века старообрядцы на собранные всем миром 75 тысяч рублей. Хоть кусочек земли в центре города стоил и не дешево, но менять его на другой старообрядцы не собирались. Удивительно, ведь большинство из них были купцами, а значит деньги считать умели. Причиной такому странному решению стал тот факт, что когда-то в 17 веке здесь стояла деревянная церковь Казанской Богоматери. Возле нее то и сожгли во время гонений их прадедов, владимирских староверов. Не могли забыть люди такую несправедливость и спустя много лет построили другую церковь на этом месте. Но место оказалось несчастливым. Троицкая церковь стала последней церковной постройкой в дореволюционном Владимире. Едва открывшись она закрылась. Правда разрушения церковь чудом избежала, но вот возвращать ее старообрядцам в наше время не торопятся. Зато какая красота внутри ее кроется.
Музей хрусталя в Троицкой церкви появился в 70-е годы прошлого века. Экспозиция его размещена на трех этажах. Начинать лучше сразу со второго этажа, а потом постепенно спускаться вниз по высокой круглой лестнице. Так мы и сделали.
Второй этаж небольшой. Здесь разместилась владимирская вышивка и лаковая миниатюра. Как человек не усидчивый всегда преклонялась перед таким кропотливый трудом.
Вышивка в музее, правда, представлена крайне скудно: три работы в стеклянных витринах и несколько фотографий на стенах, вот и все. А жаль, у владимирского врехошва древняя история.
Владимирская манера вышивки появилась много веков назад. Женщины в этих краях жили очень экономные и не привыкли зря тратить нитки, а потому придумали специальный шов чтобы с лицевой стороны получался ровный узор, а с внутренний только едва заметные стежки. Придумали они это конечно не сами, а подглядели в монастырях, где вышивали золотом, его то, как говорится, много не бывает. Подглядели или придумали - какая разница, главное получается красиво и практично.
Особенно понравились мне вот эти два петуха. Так и кажется, что еще минута и полетят пух и перья по всему музею.
Гораздо обширнее представлена в музее лаковая миниатюра. Родина этих шкатулок Мстера, небольшой городок во Владимирской области. Здесь на протяжении веков жили талантливые иконописцы. Но после революции остались они безработными. Надо было как-то жить дальше. Решили мастера попробовать себя в росписи различных деревянных изделий: шкатулок, солонок, мисок. Но первый опыт оказался неудачным. Обошли их на Всероссийской выставке кустарного искусства такие же бывшие иконописцы из Палеха, те к тому времени уже освоили новую технику папье-маше. Вернувшись домой художники Мстеры унывать не стали, а подружились с жителями села Федоскино и от них уже переняли секреты папье-маше.
За красивым словом папье-маше скрывается обычная бумага. Ее размачиваю, мнут и послойно скрепляют клеем, придавая нужную для изделия форму. Кстати. появилась эта техника в Китае, где таким образом изготавливали доспехи воинов. Смешно, правда? А вот китайцы так не думали и считали бумажные доспехи самыми крепкими. Но вернемся к шкатулкам. Получив новую шкатулку из папье-маше ее грунтовали, наносили рисунок через кальку, общие цветовые пятна, а затем начинался кропотливый труд проработки деталей. Заканчивалась работа бликовкой белилами и золочением. Затем изделие покрывали шестью слоями лака и ставили сушиться в печку.
Тематика у мстерских шкатулок самая разнообразная: от простых цветочных и геометрических орнаментов до многофигурных композиций о жизни людей. Рисунок на шкатулках часто диктовали время и изменчивый вкус покупателя.
А вот уже современные мотивы.
С балкона второго этажа открывается красивый вид вниз, на первый этаж, где располагается выставка стекла и хрусталя.
Зал на первом этаже гораздо больше, экспонаты необычно подсвечиваются мерцающим светом. Благодаря такому освещению хрусталь и стекло как бы оживают и начинают играть своими гранями. Очень красиво. Но фотографии, к сожалению, получаются несколько расплывчатыми. Тут уж ничего не поделаешь.
Хрустальная и стеклянная посуда первого этажа привезены из города Гусь-Хрустальный Владимирской области. Здесь еще в середине 18 века на берегах небольшой речушки Гусь появился стекольный заводик Акима Мальцова. Специализировался завод на ширпотребе из обычного стекла: бутылках, флаконах и банках. Лишь изредка получал заказы на дорогую посуду, украшенную золотой росписью.
После смерти промышленника завод долго кочевал из рук в руки и так ничем приметным не прославился бы в истории, если не Иван Сергеевич Мальцов, внук Акима. Человек он был образованный и предприимчивый, а потому любил всякие новаторские идеи перенимать и для своей пользы дела применять.
В начале 19 века появляется в России удивительное стекло с добавлением свинца - хрусталь. Хрусталь был тяжелее стекла, зато имел красивый металлический цвет и мелодичный звон. Новинку вскоре освоили на гусевском заводе. Но Ивану Сергеевичу этого показалось мало, он умудрился съездил с самим императором Николаем 1 в Германию и Богемию, где на местных заводах подглядел у чехов секреты богемского хрусталя. Богемский хрусталь выгодно отличался от свинцового стоимость.
Меняются не только технологии производства, но и мода. На смену барокко приходит ампир. Для этого стиля характерны простота форм, но изящество узоров. Посуда в эпоху ампира засверкали алмазными гранями. Технику алмазной грани тут же освоили гусевские мастера. Да не просто освоили, но и разнообразили, придумав свою “мальцовскую” алмазную грань.
Поэкспериментировал Иван Сергеевич на своем заводе и с цветом. При добавлении в стекольную массу кобальта получался изумительный синий цвет, марганца - фиолетовый, золота - рубиновый и малиновый, а урана желтовато-зеленый.
Особенно красиво смотрится техника многослойного стекла. Обратите внимание на эти чудесные вазочки. Эту сложную технику с успехом не только освоили, но усовершенствовали на гусевском стекольном заводе.
В итоге к концу жизни скопил Иван Сергеевич огромный капитал, прямых наследников у промышленника не было, а потому завещал он 500 тысяч рублей чужим детишкам на образование. Так появилось в городе Владимир Мальцевское училище. Остальные же деньги достались его племяннику Юрию Степановичу Нечаеву, сыну покойной сестры Сонечки. Получив богатое наследство Юрий Степанович добавил к своей фамилии фамилию дяди и с энтузиазмом взялся за стекольный завод продолжив смелые эксперименты и новаторства.
После революции 1917 года новая власть, национализировав завод, много экспериментировать не стала, а поменяла только тематику росписи на агитационную.
Подъём завода начинается только в 60 годы прошлого века, когда открывают экспериментальную лабораторию. Привлекаются талантливых художников и ставятся эксперименты с техниками, в итоге снова появляются высокохудожественные изделия.
А вот и главная жемчужина музея - стеклянное дерево.
Но экспозиция музея на этом не заканчивается, лестница повела нас дальше, вернее ниже, на цокальный этаж.
Здесь воссоздан магазин Нечаева-Мальцева начала 20 века.
Заходя в магазин покупатель сначала попадал в прихожую, украшенную по моде того времени декоративными растениями. Заказы оформлялись здесь же, за конторкой. Конторка - это вот этот деревянный шкафчик с керосиновой лампой.
Дальше идут массивные шкафы-витрины с товаром. В магазине можно было купить как отдельные изделия, так и целые сервизы. Кстати, сервиз не обязательно было покупать полностью, разрешалось выбрать только понравившиеся предметы. При желании изделия могли на заказ выполнить в другой технике. В общем, любой каприз за ваши деньги.
Напротив магазина начала 20 века магазин начала 21 века. Здесь уже можно не только полюбоваться на хрупкую красоту, но и выбрать сувенир себе на память. Цены вполне приемлемые. Выбор, правда, не такой уж и большой.
В следующей комнате еще один магазин. Здесь уже не только хрусталь, а сувениры на любой вкус и кошелек от старинных коллекционных монет до картин местных живописцев.
Наша экскурсия на этом закончилась. Впечатление от музея очень неоднозначное. С одной стороны в музее представлены основные народные промыслы владимирской области, есть фотографии, исторические описания. А с другой, как-то уж очень бедно они представлены. Вышивка вообще никакая, лаковую миниатюру еще можно посмотреть в общих чертах. Больше всего, конечно, хрусталя. Но если сравнить этот музей с музеем в Гусь-Хрустальном, то тот намного интереснее. Честно сказать немного жаль было потраченных денег и времени. Вообще музей этот я посоветуюсь смотреть только в том случае когда все основные достопримечательности Владимира пройдены, стемнело, а домой идти не охота. Еще сюда стоит заглянуть за хрустальным сувенирчиком и купить не китайскую подделку, а оригинальное изделие.
А нас впереди ждал старый Владимир в водонапорной башне, но это уже в следующем отзыве.
Несколькими годами ранее я уже была в подобном музее, который находится в городе Гусь-Хрустальный, поэтому сравнивать было с чем. Сравнения, правда, оказались абсолютно не в пользу владимирского музея. Но об этом позже...
Владимирский музей хрусталя находится в самом центре города, недалеко от Золотых ворот по адресу: ул. Дворянская, д. 2. Выгодное расположение на пересечении основных туристических троп.
Работает музей ежедневно, кроме понедельника с 10 утра до 19 вечера. Вечернее время, кстати, очень удобное, особенно зимой. Днем можно по фотографировать архитектуру на улице, а вечером, когда стемнеет, заглянуть в музей.
Стоимость входных билетов небольшая: 80 рублей взрослый, для пенсионеров и студентов предусмотрена скидка в размере 30 рублей, дети же вообще бесплатно. Кстати подобные цены в большинстве владимирских музеев. Мне определенно нравится этот город. Фотографировать можно и абсолютно бесплатно.
Прячется хрупкая хрустальная красота за крепкими кирпичными стенами Троицкий церкви. В народе эту церковь еще называют Красной. Построили ее в начале 20 века старообрядцы на собранные всем миром 75 тысяч рублей. Хоть кусочек земли в центре города стоил и не дешево, но менять его на другой старообрядцы не собирались. Удивительно, ведь большинство из них были купцами, а значит деньги считать умели. Причиной такому странному решению стал тот факт, что когда-то в 17 веке здесь стояла деревянная церковь Казанской Богоматери. Возле нее то и сожгли во время гонений их прадедов, владимирских староверов. Не могли забыть люди такую несправедливость и спустя много лет построили другую церковь на этом месте. Но место оказалось несчастливым. Троицкая церковь стала последней церковной постройкой в дореволюционном Владимире. Едва открывшись она закрылась. Правда разрушения церковь чудом избежала, но вот возвращать ее старообрядцам в наше время не торопятся. Зато какая красота внутри ее кроется.
Музей хрусталя в Троицкой церкви появился в 70-е годы прошлого века. Экспозиция его размещена на трех этажах. Начинать лучше сразу со второго этажа, а потом постепенно спускаться вниз по высокой круглой лестнице. Так мы и сделали.
Второй этаж небольшой. Здесь разместилась владимирская вышивка и лаковая миниатюра. Как человек не усидчивый всегда преклонялась перед таким кропотливый трудом.
Вышивка в музее, правда, представлена крайне скудно: три работы в стеклянных витринах и несколько фотографий на стенах, вот и все. А жаль, у владимирского врехошва древняя история.
Владимирская манера вышивки появилась много веков назад. Женщины в этих краях жили очень экономные и не привыкли зря тратить нитки, а потому придумали специальный шов чтобы с лицевой стороны получался ровный узор, а с внутренний только едва заметные стежки. Придумали они это конечно не сами, а подглядели в монастырях, где вышивали золотом, его то, как говорится, много не бывает. Подглядели или придумали - какая разница, главное получается красиво и практично.
Особенно понравились мне вот эти два петуха. Так и кажется, что еще минута и полетят пух и перья по всему музею.
Гораздо обширнее представлена в музее лаковая миниатюра. Родина этих шкатулок Мстера, небольшой городок во Владимирской области. Здесь на протяжении веков жили талантливые иконописцы. Но после революции остались они безработными. Надо было как-то жить дальше. Решили мастера попробовать себя в росписи различных деревянных изделий: шкатулок, солонок, мисок. Но первый опыт оказался неудачным. Обошли их на Всероссийской выставке кустарного искусства такие же бывшие иконописцы из Палеха, те к тому времени уже освоили новую технику папье-маше. Вернувшись домой художники Мстеры унывать не стали, а подружились с жителями села Федоскино и от них уже переняли секреты папье-маше.
За красивым словом папье-маше скрывается обычная бумага. Ее размачиваю, мнут и послойно скрепляют клеем, придавая нужную для изделия форму. Кстати. появилась эта техника в Китае, где таким образом изготавливали доспехи воинов. Смешно, правда? А вот китайцы так не думали и считали бумажные доспехи самыми крепкими. Но вернемся к шкатулкам. Получив новую шкатулку из папье-маше ее грунтовали, наносили рисунок через кальку, общие цветовые пятна, а затем начинался кропотливый труд проработки деталей. Заканчивалась работа бликовкой белилами и золочением. Затем изделие покрывали шестью слоями лака и ставили сушиться в печку.
Тематика у мстерских шкатулок самая разнообразная: от простых цветочных и геометрических орнаментов до многофигурных композиций о жизни людей. Рисунок на шкатулках часто диктовали время и изменчивый вкус покупателя.
А вот уже современные мотивы.
С балкона второго этажа открывается красивый вид вниз, на первый этаж, где располагается выставка стекла и хрусталя.
Зал на первом этаже гораздо больше, экспонаты необычно подсвечиваются мерцающим светом. Благодаря такому освещению хрусталь и стекло как бы оживают и начинают играть своими гранями. Очень красиво. Но фотографии, к сожалению, получаются несколько расплывчатыми. Тут уж ничего не поделаешь.
Хрустальная и стеклянная посуда первого этажа привезены из города Гусь-Хрустальный Владимирской области. Здесь еще в середине 18 века на берегах небольшой речушки Гусь появился стекольный заводик Акима Мальцова. Специализировался завод на ширпотребе из обычного стекла: бутылках, флаконах и банках. Лишь изредка получал заказы на дорогую посуду, украшенную золотой росписью.
После смерти промышленника завод долго кочевал из рук в руки и так ничем приметным не прославился бы в истории, если не Иван Сергеевич Мальцов, внук Акима. Человек он был образованный и предприимчивый, а потому любил всякие новаторские идеи перенимать и для своей пользы дела применять.
В начале 19 века появляется в России удивительное стекло с добавлением свинца - хрусталь. Хрусталь был тяжелее стекла, зато имел красивый металлический цвет и мелодичный звон. Новинку вскоре освоили на гусевском заводе. Но Ивану Сергеевичу этого показалось мало, он умудрился съездил с самим императором Николаем 1 в Германию и Богемию, где на местных заводах подглядел у чехов секреты богемского хрусталя. Богемский хрусталь выгодно отличался от свинцового стоимость.
Меняются не только технологии производства, но и мода. На смену барокко приходит ампир. Для этого стиля характерны простота форм, но изящество узоров. Посуда в эпоху ампира засверкали алмазными гранями. Технику алмазной грани тут же освоили гусевские мастера. Да не просто освоили, но и разнообразили, придумав свою “мальцовскую” алмазную грань.
Поэкспериментировал Иван Сергеевич на своем заводе и с цветом. При добавлении в стекольную массу кобальта получался изумительный синий цвет, марганца - фиолетовый, золота - рубиновый и малиновый, а урана желтовато-зеленый.
Особенно красиво смотрится техника многослойного стекла. Обратите внимание на эти чудесные вазочки. Эту сложную технику с успехом не только освоили, но усовершенствовали на гусевском стекольном заводе.
В итоге к концу жизни скопил Иван Сергеевич огромный капитал, прямых наследников у промышленника не было, а потому завещал он 500 тысяч рублей чужим детишкам на образование. Так появилось в городе Владимир Мальцевское училище. Остальные же деньги достались его племяннику Юрию Степановичу Нечаеву, сыну покойной сестры Сонечки. Получив богатое наследство Юрий Степанович добавил к своей фамилии фамилию дяди и с энтузиазмом взялся за стекольный завод продолжив смелые эксперименты и новаторства.
После революции 1917 года новая власть, национализировав завод, много экспериментировать не стала, а поменяла только тематику росписи на агитационную.
Подъём завода начинается только в 60 годы прошлого века, когда открывают экспериментальную лабораторию. Привлекаются талантливых художников и ставятся эксперименты с техниками, в итоге снова появляются высокохудожественные изделия.
А вот и главная жемчужина музея - стеклянное дерево.
Но экспозиция музея на этом не заканчивается, лестница повела нас дальше, вернее ниже, на цокальный этаж.
Здесь воссоздан магазин Нечаева-Мальцева начала 20 века.
Заходя в магазин покупатель сначала попадал в прихожую, украшенную по моде того времени декоративными растениями. Заказы оформлялись здесь же, за конторкой. Конторка - это вот этот деревянный шкафчик с керосиновой лампой.
Дальше идут массивные шкафы-витрины с товаром. В магазине можно было купить как отдельные изделия, так и целые сервизы. Кстати, сервиз не обязательно было покупать полностью, разрешалось выбрать только понравившиеся предметы. При желании изделия могли на заказ выполнить в другой технике. В общем, любой каприз за ваши деньги.
Напротив магазина начала 20 века магазин начала 21 века. Здесь уже можно не только полюбоваться на хрупкую красоту, но и выбрать сувенир себе на память. Цены вполне приемлемые. Выбор, правда, не такой уж и большой.
В следующей комнате еще один магазин. Здесь уже не только хрусталь, а сувениры на любой вкус и кошелек от старинных коллекционных монет до картин местных живописцев.
Наша экскурсия на этом закончилась. Впечатление от музея очень неоднозначное. С одной стороны в музее представлены основные народные промыслы владимирской области, есть фотографии, исторические описания. А с другой, как-то уж очень бедно они представлены. Вышивка вообще никакая, лаковую миниатюру еще можно посмотреть в общих чертах. Больше всего, конечно, хрусталя. Но если сравнить этот музей с музеем в Гусь-Хрустальном, то тот намного интереснее. Честно сказать немного жаль было потраченных денег и времени. Вообще музей этот я посоветуюсь смотреть только в том случае когда все основные достопримечательности Владимира пройдены, стемнело, а домой идти не охота. Еще сюда стоит заглянуть за хрустальным сувенирчиком и купить не китайскую подделку, а оригинальное изделие.
А нас впереди ждал старый Владимир в водонапорной башне, но это уже в следующем отзыве.
Время использования | февраль 2016 |
Стоимость | 80 ₽ |
Год посещения | 2016 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Владимирская область |
Район | городской округ Владимир |
Город или поселок | Владимир |
Улица | Дворянская |
Дом № | 2 |
Общее впечатление | Красиво, но мало. Экскурсия по музею. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву32
да и здание жалко, под такое использовать…Храм все же…
Недавно в магазине Твой Дом видела красивые хрустальные изделия под маркой Гусь Хрустального. В фирменной коробке и с вкладышем где произведено. Значит возможно запустили предприятие. Может и во Владимир не Китай уже завезли.