Отзыв: Книга "История философии" - Людвиг Фейербах - Мыслю, значит, существую!
Достоинства: Интересные факты, честное и последовательное изложение материала, автор размышляет и приглашает к размышлению читателя
Недостатки: Большой объём произведения
Людвиг Фейербах - довольно известный немецкий философ-материалист XIX века.
Последователь Гегеля.
Но так он этому Гегелю следовал, что пошёл совершенно в противоположную сторону - Гегель то был идеалистом, а Фейербах стал материалистом.
Хотя сам я отношусь к людям верующим (не всегда, правда, могу определить, во что же я верю в данный момент, но всегда во что-нибудь интересное:)), Фейербах мне нравится вот уже 20 лет - впервые прочёл эту его работу в феврале 1996 года.
Чем интересна эта книга?
Ну, во-первых, тем, что это история философии, из которой вы можете узнать о жизни и взглядах различных значимых учёных. Причём, Фейербах смотрит не на принадлежность философа к той или иной близкой лично ему философской школе, а оценивает мыслителей исключительно по их способности мыслить, по их оригинальности. Поэтому здесь вы прочтёте как о "яром" материалисте Фрэнсисе Бэконе, так и о крайнем мистике Якове Бёме. И это приятно! Из работы Фейербаха можно составить ЦЕЛОСТНОЕ впечатление об истории философии.
Фейербах хорош ещё тем, что честен.
Сейчас таких мыслителей либо нет вообще, либо они очень редки. Сейчас любят эпатаж, саморекламу, выпендрёж, стремление шокировать аудиторию. Фейербах же в этом смысле совершенно наивный человек - он пишет правду из любви к самой правде и из любви к предмету. Более того, за некоторые его работы ему пришлось жестоко расплатиться, но он, вроде, не был сильно огорчён и продолжал и дальше писать честно, не приноравливаясь к мнению вышестоящих. Он не "делал бизнес", не зарабатывал деньги своими сочинениями, - он занимался наукой, т. е., объективно исследовал свой предмет.
Книга имеет нешуточный размер - аж целых три тома. И читается не так уж легко. Впрочем, смотря что считать лёгким чтением. Если вам доводилось читать когда-нибудь современные учебники по философии, психологии и педагогике с их косноязычием и совершенной неудобоваримостью, то читать Фейербаха вам не будет очень уж сложно:) Он приводит много интересных фактов и пишет, не стараясь казаться умнее, чем он есть на самом деле. С другой стороны, сам предмет таков, что нуждается в использовании большого количества терминов, поэтому чтение не такое уж лёгкое. Не Зощенко:)
И всё же я прочитал эту книгу от корки до корки два раза, перечитывая, кроме того, время от времени многие её куски.
Дело в том, что трёхтомник состоит на самом деле из целого ряда маленьких и больших работ, которые можно читать независимо друг от друга. Ну, захотелось вам, например, получше познакомиться с философией Лейбница или Спинозы, так незачем для этого штудировать все три тома - нашли соответствующие работы и насладились!
Всем, кто любит мыслить и хочет узнать, как мыслили другие, тоже не глупые, люди, рекомендую эту книгу. Чтение непростое, но интересное и полезное.
Последователь Гегеля.
Но так он этому Гегелю следовал, что пошёл совершенно в противоположную сторону - Гегель то был идеалистом, а Фейербах стал материалистом.
Хотя сам я отношусь к людям верующим (не всегда, правда, могу определить, во что же я верю в данный момент, но всегда во что-нибудь интересное:)), Фейербах мне нравится вот уже 20 лет - впервые прочёл эту его работу в феврале 1996 года.
Чем интересна эта книга?
Ну, во-первых, тем, что это история философии, из которой вы можете узнать о жизни и взглядах различных значимых учёных. Причём, Фейербах смотрит не на принадлежность философа к той или иной близкой лично ему философской школе, а оценивает мыслителей исключительно по их способности мыслить, по их оригинальности. Поэтому здесь вы прочтёте как о "яром" материалисте Фрэнсисе Бэконе, так и о крайнем мистике Якове Бёме. И это приятно! Из работы Фейербаха можно составить ЦЕЛОСТНОЕ впечатление об истории философии.
Фейербах хорош ещё тем, что честен.
Сейчас таких мыслителей либо нет вообще, либо они очень редки. Сейчас любят эпатаж, саморекламу, выпендрёж, стремление шокировать аудиторию. Фейербах же в этом смысле совершенно наивный человек - он пишет правду из любви к самой правде и из любви к предмету. Более того, за некоторые его работы ему пришлось жестоко расплатиться, но он, вроде, не был сильно огорчён и продолжал и дальше писать честно, не приноравливаясь к мнению вышестоящих. Он не "делал бизнес", не зарабатывал деньги своими сочинениями, - он занимался наукой, т. е., объективно исследовал свой предмет.
Книга имеет нешуточный размер - аж целых три тома. И читается не так уж легко. Впрочем, смотря что считать лёгким чтением. Если вам доводилось читать когда-нибудь современные учебники по философии, психологии и педагогике с их косноязычием и совершенной неудобоваримостью, то читать Фейербаха вам не будет очень уж сложно:) Он приводит много интересных фактов и пишет, не стараясь казаться умнее, чем он есть на самом деле. С другой стороны, сам предмет таков, что нуждается в использовании большого количества терминов, поэтому чтение не такое уж лёгкое. Не Зощенко:)
И всё же я прочитал эту книгу от корки до корки два раза, перечитывая, кроме того, время от времени многие её куски.
Дело в том, что трёхтомник состоит на самом деле из целого ряда маленьких и больших работ, которые можно читать независимо друг от друга. Ну, захотелось вам, например, получше познакомиться с философией Лейбница или Спинозы, так незачем для этого штудировать все три тома - нашли соответствующие работы и насладились!
Всем, кто любит мыслить и хочет узнать, как мыслили другие, тоже не глупые, люди, рекомендую эту книгу. Чтение непростое, но интересное и полезное.
Время использования | 20 лет |
Стоимость | 400 ₽ |
Общее впечатление | Мыслю, значит, существую! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6
Верующие меня таковым не считают.
Я никогда не ломал берёзы но Троицу)
Но, если делить, по Марксу, всех мыслящих на материалистов и идеалистов то я, несомненно, идеалист.
Согласен, что лучше обратиться к терминологии немецкого философа.
Термин "верующий" в повседневной жизни означает, к сожалению, бабушку, которая красит яйца и ломает вначале вербу, а потом берёзы. А в новый год ещё и ёлки.
Ещё верой считается крестить младенцев. У меня сейчас спрашивают, почему я не крещу своего сына, а я даже не знаю, как бы ответить то на это повежливее) Чтобы не обидеть)
Объявишь себя верующим - и начнут к тебе приставать свидетели Иеговы:)
Поэтому верубщим я говорю. что я атеист. Если это не помогает, то говорю. что сатанист!
Крещение младенцев это вообще интересный вопрос, а иногда и болезненная тема. Мое крещение обсуждалось на уровне политических дебатов двух семей.
Странные проповедники у Вас, хилые, если их можно сатанизмом испугать. Мне попадались такие экземпляры, которые наборот обрадовались бы встретив человека, который предполагает наличие потусторонщины. Сатанист - прекрасно! Главное, что с нашими персонажами знаком!