Отзыв: Книга "Книжный вор" - Маркус Зузак - Сотрите мне память, хочу снова пережить те первозданные чувства от прочтения "Книжного вора"!
Достоинства: Оригинальность, яркость, эмоциональность, потрясающий сюжет, язык
Недостатки: Мрачность, заключение
Когда-нибудь вы влюблялись в книгу? Пожалуй, роман австрийского писателя Маркуса Зусака - это то великолепное (конечно, кто-то может не согласиться с применённым эпитетом, но напомню, что это МОЙ отзыв и МОИ впечатления) творение, которое непременно попадает в мой список книг, которые я должна прочитать еще хотя бы раз в жизни!
Познакомилась я с книгой совершенно случайно, мне её настойчиво советовала подруга, и я поддалась. Взяв у неё книгу, не возлагала особых надежд. Она долго стояла и собирала пыль на книжном стеллаже, всё время уступая место другим книгам. Спустя некоторое время я решила, что пора бы уже её прочесть. Открыв книгу, сначала я пару страниц привыкала к особенностям языка. Он довольно "угловатый" и грубый. Но потом я поняла, что это одна из изюминок "Книжного вора". Знаете, когда язык сочетает в себе простоту и грубость, но при этом сохраняя красочность, насыщенность и глубину.
Особенностью этой книги является то, что повествование идёт от лица смерти. И смерть представлена в образе мужчины. Что меня несомненно порадовало, так это то, что смерть в романе - это не привычный нам образ зла, коварства, бездушия и безразличия, здесь смерть - сопереживающая всем сущность, уставшая от своей работы. Он (напомню, что смерть у Зусака - мужчина) негодует над глупостью людей, вечно жаждущих войны и крови, бережно забирает каждое тело, попавшее к нему в "костлявые" руки.
"Когда-нибудь вы умрете.
Это вас беспокоит?
Призываю вас - не бойтесь.
Я всего лишь справедлив".
Смерть о людях:
"Ещё один образец противоречивой человеческой природы. Столько-то доброго, столько-то злого. Разбавляйте по вкусу".
"Он сделал мне кое-что, этот мальчик. Всякий раз делает. Это единственный вред от него. Он наступает мне на сердце. Он заставляет меня плакать".
Центральным героем, а точнее героиней романа является 9-летняя Лизель Мемингер. По мере развития событий в книге девочка взрослеет. Лизель - книжный вор. Её первая книга - "Наставление могильщикам". Её Лизель нашла на кладбище, когда они с матерью хоронили её брата после того, как он умер на глазах у девочки. И это, несомненно, оставило большой отпечаток в душе и памяти Лизель. Это можно увидеть дальше в книге, когда в сложных ситуациях брат будет "являться" к девочке.
Родная мама отдаёт Лизель в приемную семью, т. к. боится, что девочка останется без семьи в связи со сложившейся ситуацией в стране. Её родной отец связан со "странным словом коммунист". Да, кстати, я не упомянула, что действие книги происходит в нацистской Германии в 1939 году.
Как я заметила, Зусак допустил историческую ошибку, хотя кто-то и вовсе не сочтёт это за ошибку. Говоря об отце Лизель и в будущем о других героях книги, он пишет, что они отправлены в Россию, что Германия воюет с Россией. Но, по-моему, справедливо заметить, что война велась между СССР (а не только входящей в состав Россией) и Германией, если говорить об этих двух державах.
Итак, Лизель Мемингер попадает в приемную семью на Химмель-штрассе (это под Мюнхеном) к Гансу и Розе Хуберман. Из книги ясно, что это обыкновенная семья с малым материальным достатком, коих много на этой улице. Отец работает, говоря кратко, маляром (в книге его работа описана более подробно). А мать работает прачкой - собирает вещи, постельное бельё у более обеспеченных семей, стирает, гладит и разносит обратно, таким образом зарабатывая на жизнь.
В книге есть интересная деталь. Как только девочка попадает в семью, новые родители прямо-таки требуют, чтобы Лизель называла их "папой" и "мамой". Их отношения складываются не сразу гладко, особенно с Розой - новоиспеченной мамой. Лизель долго привыкает к новой семье, к новым правилам и укладу. Но с папой у неё складываются особые отношения. Ганс в принципе сильно отличеятся от своей супруги Розы Хуберман. Он представлен мягким человеком, любящим, справедливым, питающим страсть к аккордеону и самокруткам.
Лизель навсегда влюбляется в его большие, тёплые, серые глаза, которые практически с первых дней становятся для неё родными.
"Я глупый. И добрый. Отчего получается самый большой идиот на свете".
К тому же, Ганс - человек, подаривший Лизель тот важнейший и желанный для неё дар - умение читать. Да, да... Лизель была единственным ребёнком в новом классе, который не умел читать.
Что касается Розы Хуберман, это жёсткая и прямолинейная женщина. Она не обладает тем внутренним обаянием и теплом, что имеет её муж. Долгое время Лизель не может смириться с тем, что Роза - её мать. Сначала роза кажется грубым человеком. Понравилось мне словечко, которое я вычитала в этой книге - "свинуха". Так Роза Хуберман называет своих домочадцев за какие-то проступки (проступки по её мнению), а на деле - по поводу и без. Но в дальнейшем мы видим, что Роза показывает нам совершенно другие грани своей души. И это чисто немецкое словцо "свинуха" в её устах становится обыкновенным прозвищем относительно родных людей, употребляемое с любовью и скорее по привычке, нежели по надобности.
Истинную душу Розы Хуберман читатель может разглядеть в тот момент сюжетной линии книги, когда Ганса забирают на войну (кстати, уже во второй раз). Здесь-то и кардинально меняются отношения между матерью и дочкой - между Лизель и Розой. Здесь мы видим их искренние, нежные чувства относительно друг друга. Их общее и горячее желание снова увидеть Ганса Хубермана, вернувшегося с войны живым и невредимым. Вот эта цитата прекрасно характеризует внутренний мир Розы.
"Пусть они вернутся живыми, - повторяла она. - Господи, прошу тебя. Все они. - Даже морщинки вокруг её глаз складывали ладони".
Нельзя обойти стороной школьного друга "воришки" Руди Штайнера. Это мальчик с волосами "цвета лимона".
Руди - типичный мальчишка. Он становится лучшим другом Лизель, во всём её поддерживая. Руди ненавидит фюрера и гитлерюгенд, куда его так настойчиво принуждают вступать. Нужно отметить, что Зусак прекрасно передал то, что дети на войне, несмотря на свои детские игры, мечты и желания, становятся невероятно взрослыми и понятливыми. Как раз это отлично доказывают такие персонажи как Руди и Лизель.
Кстати, острое словечко "свинух", придуманное Розой Хуберман, отлично прижилось в отношениях Руди и Лизель.
"Если человек заканчивает разговор словом "свинуха", "свинух" или "засранец", это значит, что ты его уделал".
" Свинух, — рассмеялась она и, вскидывая руку, совершенно четко поняла, что в тот же миг Руди назвал ее свинюхой. Мне думается, это уже любовь — какая только возможна в одиннадцать лет".
Еще одним важным человеком в жизни "воришки" был Макс - еврей, которого Хуберманы укрывали в подвале. Макс был для неё не просто другом, не просто человеком, Макс - половинка души Лизель Мемингер. Именно так и никак иначе я сказать не могу. На протяжении всей книги Зусак смог прекрасно поднести нам высшую ступень человеческих отношений, всю яркость человеческой любви (не путать с любовью между мужчиной и женщиной). Для меня отношения между девочкой и евреем стали образцом наивысшего духовного соития.
Макс о Лизель в своей книге:
"Сейчас я живу в подвале. Во сне у меня по-прежнему живут страшные сны. Однажды ночью после обычного страшного сна надо мной зависла тень. Она сказала: «Расскажи, что тебе снится». И я рассказал.
Взамен она объяснила, из чего сделаны её сны".
И наконец, сама Лизель. Её я оставила напоследок. В книге Лизель представлена абсолютно многогранным человеком. Читая события, произошедшие с ней, понимаешь, что с каждым из описанных выше героев, она разная. Но речь сейчас вовсе не идёт о цинизме или двуличии, речь идёт о том, что девочка обладает огромной душевной красотой, которую дарит каждому, и при этом каждому - свою.
Мне понравился парадокс всей этой истории. Лизель Мемингер - книжный вор. Она любит книги и видит в них нечто особенно прекрасное, но при этом совершенно не умеет читать. Её научит приёмный отец - Ганс Хуберман. Было невероятно приятно наблюдать за упорством девочки, за её усердием и работой над собой, которая принесла плоды - Лизель научилась читать и способна поглощать одно из главных сокровищ в своей жизни - книги. Поглощать целиком, до единой буковки.
Особое удовольствие Лизель получает также от самого процесса получения книги - воровства. Но не буду раскрывать все карты.
Наконец-то хочется подвести итоги.
Говоря просто и прямо - я в восторге. Я без ума от этой книги. Я благодарна автору за то, что он осмелился в теме войны затронуть наболевшее. Зусак не выделял "плохих" немцев или "хороших" русских и наоборот, вовсе нет. В книге ярко описано то, что каждый человек страдал от войны. Он прекрасно показывает отношение немецкого народа к происходящему. Зусак смог невероятно реалистично передать глубину человеческой жизни. Им тонко подмечены мельчайшие детали событий. Когда я читала книгу, создавалось чёткое ощущение того, что я и есть та смерть, которая знает о судьбах этих людей абсолютно всё. Я переживала и волновалась, плакала и грустила, перелистывая страницы книги. Я радовались вместе с героями. Я жила.
Я долго не хотела дочитывать книгу до конца по двум причинам:
1) слишком не хотелось с ней расставаться
2) осознание неизбежности трагичного заключения
Несомненно, я рекомендую книгу к прочтению. Да, да, да! Надеюсь, что вы полюбите её так же сильно, как и я. Но, как нам известно, на вкус и цвет товарищей нет. Приятного чтения!
Познакомилась я с книгой совершенно случайно, мне её настойчиво советовала подруга, и я поддалась. Взяв у неё книгу, не возлагала особых надежд. Она долго стояла и собирала пыль на книжном стеллаже, всё время уступая место другим книгам. Спустя некоторое время я решила, что пора бы уже её прочесть. Открыв книгу, сначала я пару страниц привыкала к особенностям языка. Он довольно "угловатый" и грубый. Но потом я поняла, что это одна из изюминок "Книжного вора". Знаете, когда язык сочетает в себе простоту и грубость, но при этом сохраняя красочность, насыщенность и глубину.
Особенностью этой книги является то, что повествование идёт от лица смерти. И смерть представлена в образе мужчины. Что меня несомненно порадовало, так это то, что смерть в романе - это не привычный нам образ зла, коварства, бездушия и безразличия, здесь смерть - сопереживающая всем сущность, уставшая от своей работы. Он (напомню, что смерть у Зусака - мужчина) негодует над глупостью людей, вечно жаждущих войны и крови, бережно забирает каждое тело, попавшее к нему в "костлявые" руки.
"Когда-нибудь вы умрете.
Это вас беспокоит?
Призываю вас - не бойтесь.
Я всего лишь справедлив".
Смерть о людях:
"Ещё один образец противоречивой человеческой природы. Столько-то доброго, столько-то злого. Разбавляйте по вкусу".
"Он сделал мне кое-что, этот мальчик. Всякий раз делает. Это единственный вред от него. Он наступает мне на сердце. Он заставляет меня плакать".
Центральным героем, а точнее героиней романа является 9-летняя Лизель Мемингер. По мере развития событий в книге девочка взрослеет. Лизель - книжный вор. Её первая книга - "Наставление могильщикам". Её Лизель нашла на кладбище, когда они с матерью хоронили её брата после того, как он умер на глазах у девочки. И это, несомненно, оставило большой отпечаток в душе и памяти Лизель. Это можно увидеть дальше в книге, когда в сложных ситуациях брат будет "являться" к девочке.
Родная мама отдаёт Лизель в приемную семью, т. к. боится, что девочка останется без семьи в связи со сложившейся ситуацией в стране. Её родной отец связан со "странным словом коммунист". Да, кстати, я не упомянула, что действие книги происходит в нацистской Германии в 1939 году.
Как я заметила, Зусак допустил историческую ошибку, хотя кто-то и вовсе не сочтёт это за ошибку. Говоря об отце Лизель и в будущем о других героях книги, он пишет, что они отправлены в Россию, что Германия воюет с Россией. Но, по-моему, справедливо заметить, что война велась между СССР (а не только входящей в состав Россией) и Германией, если говорить об этих двух державах.
Итак, Лизель Мемингер попадает в приемную семью на Химмель-штрассе (это под Мюнхеном) к Гансу и Розе Хуберман. Из книги ясно, что это обыкновенная семья с малым материальным достатком, коих много на этой улице. Отец работает, говоря кратко, маляром (в книге его работа описана более подробно). А мать работает прачкой - собирает вещи, постельное бельё у более обеспеченных семей, стирает, гладит и разносит обратно, таким образом зарабатывая на жизнь.
В книге есть интересная деталь. Как только девочка попадает в семью, новые родители прямо-таки требуют, чтобы Лизель называла их "папой" и "мамой". Их отношения складываются не сразу гладко, особенно с Розой - новоиспеченной мамой. Лизель долго привыкает к новой семье, к новым правилам и укладу. Но с папой у неё складываются особые отношения. Ганс в принципе сильно отличеятся от своей супруги Розы Хуберман. Он представлен мягким человеком, любящим, справедливым, питающим страсть к аккордеону и самокруткам.
Лизель навсегда влюбляется в его большие, тёплые, серые глаза, которые практически с первых дней становятся для неё родными.
"Я глупый. И добрый. Отчего получается самый большой идиот на свете".
К тому же, Ганс - человек, подаривший Лизель тот важнейший и желанный для неё дар - умение читать. Да, да... Лизель была единственным ребёнком в новом классе, который не умел читать.
Что касается Розы Хуберман, это жёсткая и прямолинейная женщина. Она не обладает тем внутренним обаянием и теплом, что имеет её муж. Долгое время Лизель не может смириться с тем, что Роза - её мать. Сначала роза кажется грубым человеком. Понравилось мне словечко, которое я вычитала в этой книге - "свинуха". Так Роза Хуберман называет своих домочадцев за какие-то проступки (проступки по её мнению), а на деле - по поводу и без. Но в дальнейшем мы видим, что Роза показывает нам совершенно другие грани своей души. И это чисто немецкое словцо "свинуха" в её устах становится обыкновенным прозвищем относительно родных людей, употребляемое с любовью и скорее по привычке, нежели по надобности.
Истинную душу Розы Хуберман читатель может разглядеть в тот момент сюжетной линии книги, когда Ганса забирают на войну (кстати, уже во второй раз). Здесь-то и кардинально меняются отношения между матерью и дочкой - между Лизель и Розой. Здесь мы видим их искренние, нежные чувства относительно друг друга. Их общее и горячее желание снова увидеть Ганса Хубермана, вернувшегося с войны живым и невредимым. Вот эта цитата прекрасно характеризует внутренний мир Розы.
"Пусть они вернутся живыми, - повторяла она. - Господи, прошу тебя. Все они. - Даже морщинки вокруг её глаз складывали ладони".
Нельзя обойти стороной школьного друга "воришки" Руди Штайнера. Это мальчик с волосами "цвета лимона".
Руди - типичный мальчишка. Он становится лучшим другом Лизель, во всём её поддерживая. Руди ненавидит фюрера и гитлерюгенд, куда его так настойчиво принуждают вступать. Нужно отметить, что Зусак прекрасно передал то, что дети на войне, несмотря на свои детские игры, мечты и желания, становятся невероятно взрослыми и понятливыми. Как раз это отлично доказывают такие персонажи как Руди и Лизель.
Кстати, острое словечко "свинух", придуманное Розой Хуберман, отлично прижилось в отношениях Руди и Лизель.
"Если человек заканчивает разговор словом "свинуха", "свинух" или "засранец", это значит, что ты его уделал".
" Свинух, — рассмеялась она и, вскидывая руку, совершенно четко поняла, что в тот же миг Руди назвал ее свинюхой. Мне думается, это уже любовь — какая только возможна в одиннадцать лет".
Еще одним важным человеком в жизни "воришки" был Макс - еврей, которого Хуберманы укрывали в подвале. Макс был для неё не просто другом, не просто человеком, Макс - половинка души Лизель Мемингер. Именно так и никак иначе я сказать не могу. На протяжении всей книги Зусак смог прекрасно поднести нам высшую ступень человеческих отношений, всю яркость человеческой любви (не путать с любовью между мужчиной и женщиной). Для меня отношения между девочкой и евреем стали образцом наивысшего духовного соития.
Макс о Лизель в своей книге:
"Сейчас я живу в подвале. Во сне у меня по-прежнему живут страшные сны. Однажды ночью после обычного страшного сна надо мной зависла тень. Она сказала: «Расскажи, что тебе снится». И я рассказал.
Взамен она объяснила, из чего сделаны её сны".
И наконец, сама Лизель. Её я оставила напоследок. В книге Лизель представлена абсолютно многогранным человеком. Читая события, произошедшие с ней, понимаешь, что с каждым из описанных выше героев, она разная. Но речь сейчас вовсе не идёт о цинизме или двуличии, речь идёт о том, что девочка обладает огромной душевной красотой, которую дарит каждому, и при этом каждому - свою.
Мне понравился парадокс всей этой истории. Лизель Мемингер - книжный вор. Она любит книги и видит в них нечто особенно прекрасное, но при этом совершенно не умеет читать. Её научит приёмный отец - Ганс Хуберман. Было невероятно приятно наблюдать за упорством девочки, за её усердием и работой над собой, которая принесла плоды - Лизель научилась читать и способна поглощать одно из главных сокровищ в своей жизни - книги. Поглощать целиком, до единой буковки.
Особое удовольствие Лизель получает также от самого процесса получения книги - воровства. Но не буду раскрывать все карты.
Наконец-то хочется подвести итоги.
Говоря просто и прямо - я в восторге. Я без ума от этой книги. Я благодарна автору за то, что он осмелился в теме войны затронуть наболевшее. Зусак не выделял "плохих" немцев или "хороших" русских и наоборот, вовсе нет. В книге ярко описано то, что каждый человек страдал от войны. Он прекрасно показывает отношение немецкого народа к происходящему. Зусак смог невероятно реалистично передать глубину человеческой жизни. Им тонко подмечены мельчайшие детали событий. Когда я читала книгу, создавалось чёткое ощущение того, что я и есть та смерть, которая знает о судьбах этих людей абсолютно всё. Я переживала и волновалась, плакала и грустила, перелистывая страницы книги. Я радовались вместе с героями. Я жила.
Я долго не хотела дочитывать книгу до конца по двум причинам:
1) слишком не хотелось с ней расставаться
2) осознание неизбежности трагичного заключения
Несомненно, я рекомендую книгу к прочтению. Да, да, да! Надеюсь, что вы полюбите её так же сильно, как и я. Но, как нам известно, на вкус и цвет товарищей нет. Приятного чтения!
Общее впечатление | Сотрите мне память, хочу снова пережить те первозданные чувства от прочтения "Книжного вора"! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву