Отзыв: Книга "Юнкера" - Александр Куприн - Россия, которую мы потеряли.
Достоинства: Много интересных подробностей и примет эпохи
Недостатки: Не существенны
Несмотря на то, что Александр Куприн является признанным классиком русской литературы, любовь к которой нам прививали с детства, в число моих любимых авторов этот замечательный писатель так в итоге и не вошёл. Как-то вот не понравился он мне с самых первых, прочитанных ещё из-под палки в школе рассказов "Белый пудель" и "Гранатовый браслет". Не детские то были рассказы. Далеко не каждый взрослый в состоянии понять и дать правильную оценку поступку экзальтированного Желткова, а уж чего хотели добиться составители школьной программы от нас, восьмиклассников, мне до сих пор не понятно. А ведь мы ещё и какие-то сочинения на эту тему из себя выжимали. Короче, от первого знакомства с Куприным у меня на всю жизнь остались не самые приятные воспоминания.
Увы, не развеялись они и в зрелом возрасте, когда я заново открыл для себя этого писателя. Слов нет, Куприн автор талантливый и интересный. В плане генерации новых оригинальных сюжетов ему в русской литературе 20-го века просто нет равных. Мне просто не по душе его авторский стиль - неровный, тяжеловатый, полный неуместных натуралистических подробностей. Куприн был слишком опытен, наблюдателен и - бережлив. Вот в чём его беда. Заприметив что-нибудь, на его взгляд, интересное, он тащил свою находку в первое же художественное произведение, часто не задумываясь над тем, к месту ли окажется там эта деталь или подробность.
Зато такая наблюдательность оказалась весьма полезной при написании им бытовых очерков и путевых заметок. В моей личной библиотеке есть несколько томов избранных произведений Куприна. Самые известные его повести и рассказы - "Олеся", "Поединок" и "Гранатовый браслет" я, почему-то, воспринимаю с большим трудом, а вот воспоминания, очерки, эссе и путевые заметки перечитывал неоднократно. На мой взгляд, в этих небольших малоизвестных произведениях талант писателя раскрывается наиболее полно. Есть, впрочем, одно крупное произведение Куприна, которое я несколько раз прочитал с огромным удовольствием. Я имею в виду его роман под названием "Юнкера".
По сути, роман "Юнкера" можно назвать автобиографическим произведением. В нём автор целиком и полностью погружается в милые сердцу воспоминания о годах своей юности, проведённых в Московском Военном Училище. Написанный Куприным на склоне лет, в эмиграции, роман "Юнкера" щедро окрашен в тёплые ностальгические тона. Читая его, так и подмывает поставить в качестве музыкального сопровождения что-нибудь типа "Как упоительны в России вечера". Листать задумчиво страницы, напевая: "балы, красавицы, лакеи, юнкера... и вальсы Штрауса, и хруст французской булки". Сдаётся мне, что поэт Шаганов, написавший эти строки, явно незадолго перед этим читал "Юнкера".
Думаю, общее настроение произведения вы уже поняли. А сюжет романа прост и незамысловат. Молодой юнкер, курсант военного училища. Первая любовь. Первые литературные опыты. Первые победы и поражения. Предельно простое, приятное произведение. Легко и с удовольствием читается.
Впрочем, главная ценность "Юнкеров" заключается вовсе даже не в его художественных достоинствах. Для меня, как для большого любителя истории, особый интерес представляет, так сказать, материально-техническая сторона вопроса. В определённом отношении роман "Юнкера" произведение в высшей степени уникальное. В русской литературе 19-20-х веков вообще преступно мало уделялось внимания разного рода бытовым повседневным мелочам и всему тому, что мы сейчас называем "приметами эпохи". В нашей стране гении традиционно стоят выше суетного. Александр Куприн стал одним из тех редких писателей, кто не гнушался самыми презренными и незначительными подробностями. Тем более, когда речь шла о собственных воспоминаниях. Каждая сохранившаяся в его памяти историческая деталь, вплоть до цены на кружку сбитня или биографии дирижёра полкового оркестра, выписана в романе с особым тщанием и душевным трепетом.
Во многом только благодаря роману "Юнкера" мы сегодня имеем хоть какое-то представление о московском дворянском быте 80-х годов 19-го века, не говоря уже о традициях и обычаях курсантской среды, воссозданных Куприным с потрясающей достоверностью. Фактически, это уже даже не роман, а самый настоящий исторический документ, навеки запечатлевший собой целую эпоху. Кстати, именно этим источником в своё время воспользовался Никита Михалков при создании своего "Сибирского цирюльника".
Одним словом, рекомендую этот роман всем любителям русской литературы и истории. Обязательно прочитайте, если хотите узнать, какой на самом деле была Россия, которую мы потеряли.
Увы, не развеялись они и в зрелом возрасте, когда я заново открыл для себя этого писателя. Слов нет, Куприн автор талантливый и интересный. В плане генерации новых оригинальных сюжетов ему в русской литературе 20-го века просто нет равных. Мне просто не по душе его авторский стиль - неровный, тяжеловатый, полный неуместных натуралистических подробностей. Куприн был слишком опытен, наблюдателен и - бережлив. Вот в чём его беда. Заприметив что-нибудь, на его взгляд, интересное, он тащил свою находку в первое же художественное произведение, часто не задумываясь над тем, к месту ли окажется там эта деталь или подробность.
Зато такая наблюдательность оказалась весьма полезной при написании им бытовых очерков и путевых заметок. В моей личной библиотеке есть несколько томов избранных произведений Куприна. Самые известные его повести и рассказы - "Олеся", "Поединок" и "Гранатовый браслет" я, почему-то, воспринимаю с большим трудом, а вот воспоминания, очерки, эссе и путевые заметки перечитывал неоднократно. На мой взгляд, в этих небольших малоизвестных произведениях талант писателя раскрывается наиболее полно. Есть, впрочем, одно крупное произведение Куприна, которое я несколько раз прочитал с огромным удовольствием. Я имею в виду его роман под названием "Юнкера".
По сути, роман "Юнкера" можно назвать автобиографическим произведением. В нём автор целиком и полностью погружается в милые сердцу воспоминания о годах своей юности, проведённых в Московском Военном Училище. Написанный Куприным на склоне лет, в эмиграции, роман "Юнкера" щедро окрашен в тёплые ностальгические тона. Читая его, так и подмывает поставить в качестве музыкального сопровождения что-нибудь типа "Как упоительны в России вечера". Листать задумчиво страницы, напевая: "балы, красавицы, лакеи, юнкера... и вальсы Штрауса, и хруст французской булки". Сдаётся мне, что поэт Шаганов, написавший эти строки, явно незадолго перед этим читал "Юнкера".
Думаю, общее настроение произведения вы уже поняли. А сюжет романа прост и незамысловат. Молодой юнкер, курсант военного училища. Первая любовь. Первые литературные опыты. Первые победы и поражения. Предельно простое, приятное произведение. Легко и с удовольствием читается.
Впрочем, главная ценность "Юнкеров" заключается вовсе даже не в его художественных достоинствах. Для меня, как для большого любителя истории, особый интерес представляет, так сказать, материально-техническая сторона вопроса. В определённом отношении роман "Юнкера" произведение в высшей степени уникальное. В русской литературе 19-20-х веков вообще преступно мало уделялось внимания разного рода бытовым повседневным мелочам и всему тому, что мы сейчас называем "приметами эпохи". В нашей стране гении традиционно стоят выше суетного. Александр Куприн стал одним из тех редких писателей, кто не гнушался самыми презренными и незначительными подробностями. Тем более, когда речь шла о собственных воспоминаниях. Каждая сохранившаяся в его памяти историческая деталь, вплоть до цены на кружку сбитня или биографии дирижёра полкового оркестра, выписана в романе с особым тщанием и душевным трепетом.
Во многом только благодаря роману "Юнкера" мы сегодня имеем хоть какое-то представление о московском дворянском быте 80-х годов 19-го века, не говоря уже о традициях и обычаях курсантской среды, воссозданных Куприным с потрясающей достоверностью. Фактически, это уже даже не роман, а самый настоящий исторический документ, навеки запечатлевший собой целую эпоху. Кстати, именно этим источником в своё время воспользовался Никита Михалков при создании своего "Сибирского цирюльника".
Одним словом, рекомендую этот роман всем любителям русской литературы и истории. Обязательно прочитайте, если хотите узнать, какой на самом деле была Россия, которую мы потеряли.
Общее впечатление | Россия, которую мы потеряли. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3