Отзыв: Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Мужской Монастырь (Россия, Боровск) - Место с очень сильной энергетикой, плюс интересная история, красивое место.
Достоинства: История монастыря, архитектура, древние фрески.
Недостатки: Цыгане перед входом напрягают своей навязчивостью...
От нас далековато. На машине больше часа, но поездка того стоит...
Ехали мы совсем не туда, а в "Экомир" Калужской области... Но чем ближе подъезжали, тем противнее становилась погода. Мороз, ветер, мокрый снег. И мы решили, что в такую погоду там просто не выходим и удовольствия не получим. Указатели на дороге показывали, что недалеко есть Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Вот туда мы и решили заехать.
Сразу скажу, место нам настолько понравилось, что через месяц я уговорила мужа съездить туда уже целенаправленно.
После первой поездки, зашла в интернет почитала более подробно об этом монастыре.
К написанию отзыва готовилась тщательно. Так как про такое место считаю нельзя написать с бухты-барахты. Итак...
Древняя обитель, основана в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским.
В разное время Великие князья и цари не раз приезжали в монастырь на богомолье.
Польско-литовские захватчики в Смутное время во главе с Лжедмитрием вели бои с православными защитниками обители.
События церковного раскола коснулись монастыря. Вдохновитель староверов протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в башнях Пафнутьевой обители.
Расположение монастыря на пути армии Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
В 1919 году монастырь национализировали, монахов изгнали из обители. В ней разметили исправительную колонию, а позднее сельхозтехникум.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. монастырь неоднократно подвергался обстрелу.
Реставрационные работы начались в 1960 году. А богослужения стали проводить в 1991 году.
Сразу хочу отметить большую просторную парковку. Проблем со свободными местами нет.
Первой нас встречает Георгиевская башня. В старину въездные ворота располагались именно в ней. Высота башни до креста чуть больше 33 метров.
И вот он главный вход - Святые Врата.
Между двумя полубашнями распашные деревянные ворота, которые сегодня служат единственным въездом на монастырскую территорию. В 19 веке у монастыря отпала необходимость быть крепостью. Поэтому между Георгиевской и Поваренной башнями для хозяйственных нужд были прорублены новые врата. Сейчас тут стоят люди просящие милостыню, много цыган с которыми надо быть поосторожнее. А как заходишь во внутрь, вас оценивающе встречает бдительное око охранника. Длина моей шубы по колено ему не понравилась, попросил одеть юбку. Фотосъемка разрешена, денег за нее не просят, а вот сотовые надо выключить.
На входе моастырская чайная, рядом WC. С другой стороны помещение охраны, там же можно взять юбку и платок на голову.
Территория очень чистая, ухоженная. Много разных посадок, на зиму бережно укрытых. Первая поездка наша была перед Рождеством. И все говорило о готовящемся празднике. Наряженные елки, гирлянды на деревьях.
Время постройки Братского (западного) корпуса начало XVII века. С парадной стороны здания было крыльцо, и сейчас видны его очертания.
В 19 веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, в советское время гостиница. Сейчас на первом этаже паломническая служба монастыря, на втором гостевые покои. Корпус получил название Гостиничный
В конце XVII века возводится колокольня. В то время в русской архитектуре идет тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Монастырская колокольня хорошо сохранилась, выглядит празднично, в углублениях установлены изразцы. Это работы белорусского мастера Степана Полубеса. Окна обрамлены кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет практическое назначение освещает конкретное помещение. Высота от земли до верхушки креста т около 55 метров.
В 1776 г. в примыкающей с юга к церкви был устроен придел в честь преподобного Онуфрия. После разорения в 1812 году здесь расположилась монастырская ризница. В ней хранили дорогие церковные облачения. Сейчас на месте церкви преподобного Онуфрия находится иконно-книжная лавка.
В 1666 г. в монастырь ссылают протопопа Аввакума. Его заточили в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у Аввакума была возможность проповедовать. К нему стал приходить народ. Тогда его заковали в цепи и перевели в глухоее помещение в колокольне под лестницей.
По описи 1859 года у монастыря в наличии девять колоколов. В 1932 г. с колокольни сбрасывают все колокола. И лишь спустя 60 лет монастырю подарили 16 новых.
Над входом в одно из помещений сохранились уникальные фрески XVI века СпасНерукотворный. С паперти вверх идет лестница, ведущая в бывшие монастырскую библиотеку и ризницу, далее на верх колокольни.
Дойдя в колокольне до второго этажа увидела комнату с одеяниями свщеннослужителей.
В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Храм Рождества Христова восстановлен, но пока еще не освящен. Открыт для свободного просмотра.
Внутри собора снимать без благословения запрещено, но поверьте на слово, там очень красиво и спокойно. Есть предел великомученицы Ирины. Предел св. Пафнутия прямо рядом с алтарем. Рака с его мощами в советские годы хранилась в Киево-Печерской Лавре, сейчас возвращена в монастырь. Если поднять голову то охватывает какое то ощущение бесконечности. К реальности возвращают паникадило и люстры горящие разноцветными огнями. В церкви можно купить свечи, заказать службу, испить святой воды. Особый трепет вызвала икона Иверской Божьей матери. Она практически вся увешана дарами в виде цепочек, крестиков, колец. К ней оба раза была очередь.
Что очень древнее и нечитаемое.
За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам.
В 1920-годы он превратился в ангар хозяйственного назначения.
В северной стене имеется дверной проем, отсюда ведет ход в тайник под крышей. Там до сих пор есть небольшое помещение ранее использовавшееся для хранения казны и церковных ценностей.
Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Монахам из монастыря было разрешено торговать на рынках и они вырыли ходы, чтобы не встречаться по пути с мирскими соблазнами. Представила я где Боровск и где Москва, тут не то что рыть, идти пешком замучаешься, да еще с товаром.
Нарядное красное здание - Митрофановский храм. Построен в 1760 году, это одно из самых поздних строений монастыря высотой 30,5 метров. Храм серьезно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Его быстро восстановили и освятили заново в 1819 г.
В 1972 году, во время ремонта купола церкви, под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд с времен Великой Отечественной войны. Снаряд пролежал там тридцать лет. По окончанию реставрационных работ в 1992 году церковь Митрофана Цареградского освятили, начались регулярные богослужения.
Внутри помещение немного жуткое. Под низкими сводами каменные постаменты. Мне кажется там отпевают ушедших в мир иной.
В престол положены мощи мучеников Хозевитских. Вдоль стен стоят каменные плиты ранних церковных построек, найденные при реставрационных работах на территории монастыря. В подклети имеются две палаты. В одной находится усыпальница настоятелей монастыря: архимадритов Митрофана 1763 г, Никона 1766 и Михаила 1807 г.
Выйдя из Митрофановской церкви, проходим вперед и тут нас ждет маленькая церквушка Ильи Пророка. Первая запись о ней за 1670 год .
Часть монастырского двора, стала местом захоронения погибших в сражениях с поляками в 1610 году. На этом месте было кладбище. Получилось, что храм пророка Илии построен на костях воинов и сам является памятником погибшим героям.
Храм пророка Илии одноэтажный, небольшого размера. К церкви пристроено два помещения, в которых раньше располагались больница и небольшая кухня. Между церковью и больничными палатами устроен слуховой проем с металлической решеткой, чтобы больные могли видеть церковную службу.
В 1991 году, когда в обитель вернулись монахи, они начали совершать первые богослужения именно в этом храме. При освящении Ильинской церкви в престол были положены мощи Свт. Харалампия, епископа Магнезийского.
В 1610 году поляки перебили всех защитников монастыря и разорили его. В память об этих печальных событиях рядом с храмом пророка Илии установили каменный поклонный крест. Горит лампадка.
Зайдя в церковную лавку купила путеводитель по Калужской земле. Сколько еще интересных мест можно посетить. А сюда мы еще обязательно вернемся летом. Что-то тут притягивает.
В интернете прочитала о старце Власии, к которому едут со всей страны паломники за исцелением и утешением. Его келья находится в бывшем хозблоке браткого корпуса. На сайте монастыря он значится как духовник Свято-Пафнутиево Боровского монастыря схиархимандрит. Спрашивать было неудобно, но и очередей из желающих попасть к нему я не увидела. Может он уже и не принимает, все-таки возраст 82 года...
Первый неприятный сюрприз - толпа молодых цыганок перед входом. Они нагло пристают, хватают за руки. Просят дать на лечение, на похороны, на оградку. В общем не важно на что, главное выпросить. Если не реагируешь посылают пороклятия. Прямо на воротах появилось объявление "Церковь не поощряет пожертвования цыганам".
Погода была ветряная, у мамы пару раз ветер срывал платок. Тут же бдительные служительницы сделали ей замечания. А мама очень ранимо воспринимает если что то не так. Растерялась, давай оправдываться, что это погода виновата. Но погода, вернее жара за 30-ть, вообще как то недобро влияла на местный люд. Женщина следящая в храме за свечками, на вопрос мамы "Где икона Казанской божьей матери?" прочитала ей целую лекцию, о том что надо знать куда идешь и у них только Иверская почитаемая икона. У мощей Пафнутия Боровского тоже с советами, что нельзя с косметикой. Какая косметика маме за 70... В общем вышли мы оттуда в совсем не благостном настроении. Мне уже так и хотелось сказать, что они первые нарушают заповедь Христа "Не суди, да не судим будешь", и пришли мы не к ним в гости, а к Богу, причем что совершенно не нарушая общепринятые правила: в юбках, платочках, без макияжа, с выключенными мобильниками...
А вот территория монастыря летом очень красива. Много зелени, ухоженных клумб, интересных цветов.
Ехали мы совсем не туда, а в "Экомир" Калужской области... Но чем ближе подъезжали, тем противнее становилась погода. Мороз, ветер, мокрый снег. И мы решили, что в такую погоду там просто не выходим и удовольствия не получим. Указатели на дороге показывали, что недалеко есть Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Вот туда мы и решили заехать.
Сразу скажу, место нам настолько понравилось, что через месяц я уговорила мужа съездить туда уже целенаправленно.
После первой поездки, зашла в интернет почитала более подробно об этом монастыре.
К написанию отзыва готовилась тщательно. Так как про такое место считаю нельзя написать с бухты-барахты. Итак...
Древняя обитель, основана в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским.
В разное время Великие князья и цари не раз приезжали в монастырь на богомолье.
Польско-литовские захватчики в Смутное время во главе с Лжедмитрием вели бои с православными защитниками обители.
События церковного раскола коснулись монастыря. Вдохновитель староверов протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в башнях Пафнутьевой обители.
Расположение монастыря на пути армии Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.
В 1919 году монастырь национализировали, монахов изгнали из обители. В ней разметили исправительную колонию, а позднее сельхозтехникум.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. монастырь неоднократно подвергался обстрелу.
Реставрационные работы начались в 1960 году. А богослужения стали проводить в 1991 году.
Сразу хочу отметить большую просторную парковку. Проблем со свободными местами нет.
Первой нас встречает Георгиевская башня. В старину въездные ворота располагались именно в ней. Высота башни до креста чуть больше 33 метров.
И вот он главный вход - Святые Врата.
Между двумя полубашнями распашные деревянные ворота, которые сегодня служат единственным въездом на монастырскую территорию. В 19 веке у монастыря отпала необходимость быть крепостью. Поэтому между Георгиевской и Поваренной башнями для хозяйственных нужд были прорублены новые врата. Сейчас тут стоят люди просящие милостыню, много цыган с которыми надо быть поосторожнее. А как заходишь во внутрь, вас оценивающе встречает бдительное око охранника. Длина моей шубы по колено ему не понравилась, попросил одеть юбку. Фотосъемка разрешена, денег за нее не просят, а вот сотовые надо выключить.
На входе моастырская чайная, рядом WC. С другой стороны помещение охраны, там же можно взять юбку и платок на голову.
Территория очень чистая, ухоженная. Много разных посадок, на зиму бережно укрытых. Первая поездка наша была перед Рождеством. И все говорило о готовящемся празднике. Наряженные елки, гирлянды на деревьях.
Время постройки Братского (западного) корпуса начало XVII века. С парадной стороны здания было крыльцо, и сейчас видны его очертания.
В 19 веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, в советское время гостиница. Сейчас на первом этаже паломническая служба монастыря, на втором гостевые покои. Корпус получил название Гостиничный
В конце XVII века возводится колокольня. В то время в русской архитектуре идет тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Монастырская колокольня хорошо сохранилась, выглядит празднично, в углублениях установлены изразцы. Это работы белорусского мастера Степана Полубеса. Окна обрамлены кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет практическое назначение освещает конкретное помещение. Высота от земли до верхушки креста т около 55 метров.
В 1776 г. в примыкающей с юга к церкви был устроен придел в честь преподобного Онуфрия. После разорения в 1812 году здесь расположилась монастырская ризница. В ней хранили дорогие церковные облачения. Сейчас на месте церкви преподобного Онуфрия находится иконно-книжная лавка.
В 1666 г. в монастырь ссылают протопопа Аввакума. Его заточили в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у Аввакума была возможность проповедовать. К нему стал приходить народ. Тогда его заковали в цепи и перевели в глухоее помещение в колокольне под лестницей.
По описи 1859 года у монастыря в наличии девять колоколов. В 1932 г. с колокольни сбрасывают все колокола. И лишь спустя 60 лет монастырю подарили 16 новых.
Над входом в одно из помещений сохранились уникальные фрески XVI века СпасНерукотворный. С паперти вверх идет лестница, ведущая в бывшие монастырскую библиотеку и ризницу, далее на верх колокольни.
Дойдя в колокольне до второго этажа увидела комнату с одеяниями свщеннослужителей.
В старину в нижнем ярусе имелась широкая лестница, ведущая в теплую церковь, трапезную и паперть. Храм Рождества Христова восстановлен, но пока еще не освящен. Открыт для свободного просмотра.
Внутри собора снимать без благословения запрещено, но поверьте на слово, там очень красиво и спокойно. Есть предел великомученицы Ирины. Предел св. Пафнутия прямо рядом с алтарем. Рака с его мощами в советские годы хранилась в Киево-Печерской Лавре, сейчас возвращена в монастырь. Если поднять голову то охватывает какое то ощущение бесконечности. К реальности возвращают паникадило и люстры горящие разноцветными огнями. В церкви можно купить свечи, заказать службу, испить святой воды. Особый трепет вызвала икона Иверской Божьей матери. Она практически вся увешана дарами в виде цепочек, крестиков, колец. К ней оба раза была очередь.
Что очень древнее и нечитаемое.
За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам.
В 1920-годы он превратился в ангар хозяйственного назначения.
В северной стене имеется дверной проем, отсюда ведет ход в тайник под крышей. Там до сих пор есть небольшое помещение ранее использовавшееся для хранения казны и церковных ценностей.
Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Монахам из монастыря было разрешено торговать на рынках и они вырыли ходы, чтобы не встречаться по пути с мирскими соблазнами. Представила я где Боровск и где Москва, тут не то что рыть, идти пешком замучаешься, да еще с товаром.
Нарядное красное здание - Митрофановский храм. Построен в 1760 году, это одно из самых поздних строений монастыря высотой 30,5 метров. Храм серьезно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Его быстро восстановили и освятили заново в 1819 г.
В 1972 году, во время ремонта купола церкви, под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд с времен Великой Отечественной войны. Снаряд пролежал там тридцать лет. По окончанию реставрационных работ в 1992 году церковь Митрофана Цареградского освятили, начались регулярные богослужения.
Внутри помещение немного жуткое. Под низкими сводами каменные постаменты. Мне кажется там отпевают ушедших в мир иной.
В престол положены мощи мучеников Хозевитских. Вдоль стен стоят каменные плиты ранних церковных построек, найденные при реставрационных работах на территории монастыря. В подклети имеются две палаты. В одной находится усыпальница настоятелей монастыря: архимадритов Митрофана 1763 г, Никона 1766 и Михаила 1807 г.
Выйдя из Митрофановской церкви, проходим вперед и тут нас ждет маленькая церквушка Ильи Пророка. Первая запись о ней за 1670 год .
Часть монастырского двора, стала местом захоронения погибших в сражениях с поляками в 1610 году. На этом месте было кладбище. Получилось, что храм пророка Илии построен на костях воинов и сам является памятником погибшим героям.
Храм пророка Илии одноэтажный, небольшого размера. К церкви пристроено два помещения, в которых раньше располагались больница и небольшая кухня. Между церковью и больничными палатами устроен слуховой проем с металлической решеткой, чтобы больные могли видеть церковную службу.
В 1991 году, когда в обитель вернулись монахи, они начали совершать первые богослужения именно в этом храме. При освящении Ильинской церкви в престол были положены мощи Свт. Харалампия, епископа Магнезийского.
В 1610 году поляки перебили всех защитников монастыря и разорили его. В память об этих печальных событиях рядом с храмом пророка Илии установили каменный поклонный крест. Горит лампадка.
Зайдя в церковную лавку купила путеводитель по Калужской земле. Сколько еще интересных мест можно посетить. А сюда мы еще обязательно вернемся летом. Что-то тут притягивает.
В интернете прочитала о старце Власии, к которому едут со всей страны паломники за исцелением и утешением. Его келья находится в бывшем хозблоке браткого корпуса. На сайте монастыря он значится как духовник Свято-Пафнутиево Боровского монастыря схиархимандрит. Спрашивать было неудобно, но и очередей из желающих попасть к нему я не увидела. Может он уже и не принимает, все-таки возраст 82 года...
Первый неприятный сюрприз - толпа молодых цыганок перед входом. Они нагло пристают, хватают за руки. Просят дать на лечение, на похороны, на оградку. В общем не важно на что, главное выпросить. Если не реагируешь посылают пороклятия. Прямо на воротах появилось объявление "Церковь не поощряет пожертвования цыганам".
Погода была ветряная, у мамы пару раз ветер срывал платок. Тут же бдительные служительницы сделали ей замечания. А мама очень ранимо воспринимает если что то не так. Растерялась, давай оправдываться, что это погода виновата. Но погода, вернее жара за 30-ть, вообще как то недобро влияла на местный люд. Женщина следящая в храме за свечками, на вопрос мамы "Где икона Казанской божьей матери?" прочитала ей целую лекцию, о том что надо знать куда идешь и у них только Иверская почитаемая икона. У мощей Пафнутия Боровского тоже с советами, что нельзя с косметикой. Какая косметика маме за 70... В общем вышли мы оттуда в совсем не благостном настроении. Мне уже так и хотелось сказать, что они первые нарушают заповедь Христа "Не суди, да не судим будешь", и пришли мы не к ним в гости, а к Богу, причем что совершенно не нарушая общепринятые правила: в юбках, платочках, без макияжа, с выключенными мобильниками...
А вот территория монастыря летом очень красива. Много зелени, ухоженных клумб, интересных цветов.
Время использования | 2016 |
Год посещения | 2016 |
Общее впечатление | Место с очень сильной энергетикой, плюс интересная история, красивое место. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14