Отзыв: Фильм "Дикое поле" (2008) - "Скорей бы уж война"...
Достоинства: Философская притча
Недостатки: Некоторым покажется скучным и лишённым смысла
Случайно наткнулся в отзывах на название этого фильма и не смог пройти мимо. Фильм "Дикое поле" я посмотрел всего один раз лет шесть или семь назад в телепередаче Александра Гордона "Закрытый показ" и тогда, помнится, он произвёл на меня очень хорошее впечатление. Кажется, это вообще единственный из фильмов, показанных в той передаче, который мне по-настоящему понравился и запомнился.
Фильм рассказывает о жизни удалённого от центра степного приграничного района, населённом малочисленным смешанным русско-казахским населением. Почти отрезанные от цивилизации гигантскими степными пространствами, эти люди живут вдоль никем не охраняемой государственной границы, из-за которой на их маленькие сёла периодически нападают то бандиты, то угонщики скота. В одно из таких селений приезжает на работу молодой врач и очень скоро полностью вписывается в неспешную, провинциальную жизнь забытой Богом и властями глубинки.
На некоторых сайтах почему-то утверждается, что в фильме изображён Казахстан, хотя лично я среди действующих лиц увидел наших родных российских ментов. К слову, и живу я практически на границе с Казахстаном, так что некоторые изображённые в картине моменты показались мне очень даже знакомыми.
В целом же, правильнее будет сказать, что фильм не имеет конкретной привязки к какой-либо определённой стране или местности. Сценарий был написан ещё в начале 1990-х годов и очень точно передаёт тревожную и зыбкую атмосферу того времени - распад огромной державы, брошенные на произвол судьбы регионы, вчерашние братья, в одночасье ставшие врагами, новые границы между союзными республиками, тягостное ожидание неминуемой войны. В фильме 2008-го года реалии начала 90-х смотрятся немного нелепо, поэтому я бы порекомендовал воспринимать фильм как некую метафизическую притчу о долге и тайных надеждах на лучшую жизнь. В этом плане сюжет и общее настроение фильма напомнили мне известный роман середины 20-го века итальянского писателя Дино Буццати под названием "Татарская пустыня". Есть полное ощущение, что сценаристы "Дикого поля" написали свой сценарий, находясь под большим впечатлением от этой книги. Та же самая безлюдная степь; медленное и незаметное, как сыплющийся песок, течение времени; рутина, постепенно превратившаяся в смысл жизни; предчувствие надвигающейся войны. Единственное, что в романе Буццати в глухие степи на самом краю обжитого мира приезжает служить не доктор, а молодой лейтенант.
Несмотря на всё вышесказанное, фильм совершенно не производит впечатления какого-то мрачного и заумного арт-хауса. Нет, на мой взгляд, вполне себе такое живое, жизненное, философское произведение. Действие разворачивается весьма неторопливо, но при этом затягивает стремительно. Что особенно понравилось - фантастический простор в кадре. Яркое солнце, воздух, умопомрачительные панорамные пейзажи гор и степей. Давненько я не видал в наших фильмах таких красивых кадров. На фоне огромной, вечной и молчаливой степи люди в картине казались букашками, суетливо копошащимися в навозных кучках своих никчемных проблем.
Пару слов об актёрах. Олег Долин, сыгравший роль главного героя, запомнился плохо. Трудно оценить актёра, чей персонаж добрую половину экранного времени не то медитирует, не то пребывает в состоянии полной прострации. Зато порадовал Роман Мадянов, гениально сыгравший одичавшего участкового, вынужденного в одиночку контролировать сотни километров границы. Так же стоит отметить режиссёра фильма - Михаила Калатозишвили, внука советского кинорежиссёра Михаила Калатозова, постановщика легендарного "Летят журавли". К сожалению, фильм "Дикое поле" стал последней работой Михаила Калатозишвили, который умер от инфаркта спустя год после выхода картины на экраны. Тем не менее, он успел получить за этот фильм национальную кинопремию "Золотой орёл" в категориях "Лучший игровой фильм" и "Лучший сценарий".
Одним словом, замечательный философский фильм. Действительно, один из лучших, снятых в России за последние десять лет. Рекомендую для вдумчивого просмотра под настроение. Любителям экшнов и современных российских ромкомов просьба не беспокоиться.
Фильм рассказывает о жизни удалённого от центра степного приграничного района, населённом малочисленным смешанным русско-казахским населением. Почти отрезанные от цивилизации гигантскими степными пространствами, эти люди живут вдоль никем не охраняемой государственной границы, из-за которой на их маленькие сёла периодически нападают то бандиты, то угонщики скота. В одно из таких селений приезжает на работу молодой врач и очень скоро полностью вписывается в неспешную, провинциальную жизнь забытой Богом и властями глубинки.
На некоторых сайтах почему-то утверждается, что в фильме изображён Казахстан, хотя лично я среди действующих лиц увидел наших родных российских ментов. К слову, и живу я практически на границе с Казахстаном, так что некоторые изображённые в картине моменты показались мне очень даже знакомыми.
В целом же, правильнее будет сказать, что фильм не имеет конкретной привязки к какой-либо определённой стране или местности. Сценарий был написан ещё в начале 1990-х годов и очень точно передаёт тревожную и зыбкую атмосферу того времени - распад огромной державы, брошенные на произвол судьбы регионы, вчерашние братья, в одночасье ставшие врагами, новые границы между союзными республиками, тягостное ожидание неминуемой войны. В фильме 2008-го года реалии начала 90-х смотрятся немного нелепо, поэтому я бы порекомендовал воспринимать фильм как некую метафизическую притчу о долге и тайных надеждах на лучшую жизнь. В этом плане сюжет и общее настроение фильма напомнили мне известный роман середины 20-го века итальянского писателя Дино Буццати под названием "Татарская пустыня". Есть полное ощущение, что сценаристы "Дикого поля" написали свой сценарий, находясь под большим впечатлением от этой книги. Та же самая безлюдная степь; медленное и незаметное, как сыплющийся песок, течение времени; рутина, постепенно превратившаяся в смысл жизни; предчувствие надвигающейся войны. Единственное, что в романе Буццати в глухие степи на самом краю обжитого мира приезжает служить не доктор, а молодой лейтенант.
Несмотря на всё вышесказанное, фильм совершенно не производит впечатления какого-то мрачного и заумного арт-хауса. Нет, на мой взгляд, вполне себе такое живое, жизненное, философское произведение. Действие разворачивается весьма неторопливо, но при этом затягивает стремительно. Что особенно понравилось - фантастический простор в кадре. Яркое солнце, воздух, умопомрачительные панорамные пейзажи гор и степей. Давненько я не видал в наших фильмах таких красивых кадров. На фоне огромной, вечной и молчаливой степи люди в картине казались букашками, суетливо копошащимися в навозных кучках своих никчемных проблем.
Пару слов об актёрах. Олег Долин, сыгравший роль главного героя, запомнился плохо. Трудно оценить актёра, чей персонаж добрую половину экранного времени не то медитирует, не то пребывает в состоянии полной прострации. Зато порадовал Роман Мадянов, гениально сыгравший одичавшего участкового, вынужденного в одиночку контролировать сотни километров границы. Так же стоит отметить режиссёра фильма - Михаила Калатозишвили, внука советского кинорежиссёра Михаила Калатозова, постановщика легендарного "Летят журавли". К сожалению, фильм "Дикое поле" стал последней работой Михаила Калатозишвили, который умер от инфаркта спустя год после выхода картины на экраны. Тем не менее, он успел получить за этот фильм национальную кинопремию "Золотой орёл" в категориях "Лучший игровой фильм" и "Лучший сценарий".
Одним словом, замечательный философский фильм. Действительно, один из лучших, снятых в России за последние десять лет. Рекомендую для вдумчивого просмотра под настроение. Любителям экшнов и современных российских ромкомов просьба не беспокоиться.
Общее впечатление | "Скорей бы уж война"... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву