Отзыв: Фильм "Ведьма" (2015) - Когда и чёрный баран тебе друг
Достоинства: очень атмосферно, наполнено смыслами, что редко для подобного жанра, режиссура и постановка
Недостатки: нудновато
Уж как-то так вышло, что фильмы ужасов выделились типично жанровое кино, куда редко примешивают что-либо ещё, а потому на серьёзных фестивалях их не увидишь, они варятся в собственном соку, как российские писатели-фантасты: все друг друга знают, но выйти а пределы маленького тесного мирка не могут, хоть убейся. Главная беда и фантастов, и создателей фильмов ужасов (с боевиками та же история, кстати) в том, что на 100 произведений с трудом наберёшь штук 5 к просмотру, а выделить едва ли можно будет одно, всё остальное - галимый трэш и набор надоевший штампов, плохое качество и абсолютная бездарность создателей. Широкой общественности известно не так много именитых режиссёров, которые занимались бы мистическими историями, даже мне в голову приходи один Шьямалан, который несмотря на то, что снимает исключительно жанровое кино, умудрился быть номинированным на Оскар (правда он его не получил, а вот Золотых малин в последствии поднакопил). Это всё было подводка к тому, что практически ровно год назад на фестивале американского независимого кино "Сандэнс", где обычно проходит смотр молодых талантов, на котором папики из больших кинокомпаний набирают себе молодых талантов и делают потом из них больших звёзд и таких же папиков, премию за лучшую режиссуру драматического фильма получил Роберт Эггерс с фильмом "Ведьма" - мистической историей о первых переселенцах и их встречей с потусторонними силами. С этого момента начался триумфальных поход "Ведьмы" по различных кинофестивалям, на каждом их которых картина получала сплошь восторженные отклики. Надо признать, "Ведьма" - по сюжету действительно фильм ужасов, тут есть и гнетущая напряжённая атмосфера, и мистика, и сцены жестокости и насилия, казалось бы, все составляющие, пусть и в довольно небольшом объёме, но присутствуют, но, как-то так вышло, что в нашей стране фильм миновал любителей авторского кино со смыслом, которым он и предназначен, несмотря на жанр, и попал в лапы любителей страшилок с хлопающими дверьми, бугименами и скрипящими половицами. Последним картина, естественно, пришлась не по вкусу, "не то пальто" и не страшненько как-то, а меж тем, "Ведьма" призвана пугать как раз на интеллектуальном уровне.
Действие картины происходит в начале 17 века, семья первых колонистов изгнана из поселения и селится на ферме близь леса в отдалённой местности. Надо ли говорить, что колонисты были весьма религиозны, догматичны и консервативны? Собственно на этом и строится весь сюжет "Ведьмы": сначала приходит неурожай, потом пустеют силки в лесу, что не обещает ничего хорошего на чисто бытовом плане, затем буквально средь бела дня из-пол носа (опять же буквально!) старшей сестры пропадает малыш Сэм. Поиски не увенчиваются успехом, винить ли в пропаже волков или нечистую силу - неизвестно, ведь нет никаких следов. Ну а когда через пару недель из леса совершенно не в себе возвращается старший сын семейства, Калеб, становится ясно, что дело тут нечисто и где-то рядом прячется ведьма, осталось только выяснить, насколько рядом.
События в фильме развиваются крайне неторопливо, полностью погружая нас в быт 1630 года: ручной труд, уход детей за скотиной, вопрос выживания стоит ребром. Мечты о новой жизни для беженцев из Англии оборачиваются крахом, Америка оказывается вовсе не той гостеприимной страной, где яблоки растут тут же, стоит только семечку упасть на землю, а потеря младшего ребёнка и вовсе нагоняет на семью мысли о божьей каре, ведь, как известно, каждый приходит в мир с грехом, который должен искупить своей жизнью, но что делать, если, кажется, не получается, как ни пытайся?
Помните "Алую букву" Натаниеля Готорна? Её героине живущие рядом "подарили" алую букву "А", клеймящую за адюльтер, и с этого момента жизнь женщины превратилась в ад на земле. Хотя в романе не было ничего пугающего, мне лично при чтении было страшно от того, до чего могут дойти крайне религиозные люди в своём порыве выслужиться перед богом: охота на ведьм, клеймо, изгнание, отлучение, чего только не придумают для ближнего своего. Примерно то же пугает в "Ведьме": когда в отдельно взятой семье начинается охота на ведьм, подозрение может пасть на любую, и хуже всего, что за неимением дальнего, подозрение переносится на ближнего. В минуты, когда семья должна сплотиться перед постигшим их несчастьем, прикрываясь божьей волей и праведничеством, она распадается и разобщается, слабые становятся жертвами сильных, брат клевещет на брата, сестра на сестру, мать готова убить дочь в приступе гнева за смерть другого родственника. Именно всё это, а не лесные ведьмы, устраивающие шабаш и похищающие детей, становится объектом внимания Роберта Эггерса в его "Ведьме".
Ещё одна тема, которую хотелось бы затронуть в своём отзыве - это путь зла. Массовая культура довольно давно демонстрирует нам такое явления как добровольный выбор между добром и злом, Эггерс со своей "сказкой Старой Англии" (и этот подзаголовок к "Ведьме" крайне важен, я бы на месте прокатчиков внесла его в название) предлагает нам несколько иное видение ситуации: иногда именно обстоятельства и окружающие люди толкают доброго и праведного человека на путь зла. Доведя ситуацию до такой критической точки, когда для выживания у человека нет другого выхода, кроме как сделать те поступки, которые он сам не приемлет, общество не оставляет выбора: если хочешь жить, придётся принять другие законы, в противном случае тебя используют как агнца для заклания, спихнуть на тебя все грехи и разопнут, как Христа. Почему в какой-то момент чёрный баран, символ Сатаны, может оказаться ближе, чем люди, которые говорят с тобой на одном языке и разделяют те же ценности? Да потому что именно в баране ты видишь спасение от того ада, что гарантированно даруют тебе другие.
Ещё лично для меня "Ведьма" стала фильмом о взрослении. Не даром главной героиней стала стоящая на пороге созревания старшая дочь семейства, Томасен: и для своего брата, и для отца она уже не маленькая девочка, мать видит в ней не столько помощницу, сколько конкурентку, осознание того, что дочь выросла пугает обоих родителей, невозможность контроля - их страшный кошмар. Всё, происходящее в "Ведьме" - это по сути избавление Томасен он детства и семьи, она метафорически делает шаг навстречу новой, взрослой жизни, ну а реально... название говорит само за себя.
Картину к просмотру советую, но как драму о набожной семье, которая не может совладать с трудностями жизни и потихоньку теряет свои маленькие части, а не как фильм ужасов про ведьм. За творчеством Эггерса, безусловно, буду следить, тем паче, его уже заметили "кто надо" и поручили снимать нового "Носферату". Ну а исполнительницу главной роли, милую глазастенькую двадцатилетнюю балерину Аню Тейлор-Джой уже пригласил в свою новую картину вышеупомянутый Шьямалан.
Действие картины происходит в начале 17 века, семья первых колонистов изгнана из поселения и селится на ферме близь леса в отдалённой местности. Надо ли говорить, что колонисты были весьма религиозны, догматичны и консервативны? Собственно на этом и строится весь сюжет "Ведьмы": сначала приходит неурожай, потом пустеют силки в лесу, что не обещает ничего хорошего на чисто бытовом плане, затем буквально средь бела дня из-пол носа (опять же буквально!) старшей сестры пропадает малыш Сэм. Поиски не увенчиваются успехом, винить ли в пропаже волков или нечистую силу - неизвестно, ведь нет никаких следов. Ну а когда через пару недель из леса совершенно не в себе возвращается старший сын семейства, Калеб, становится ясно, что дело тут нечисто и где-то рядом прячется ведьма, осталось только выяснить, насколько рядом.
События в фильме развиваются крайне неторопливо, полностью погружая нас в быт 1630 года: ручной труд, уход детей за скотиной, вопрос выживания стоит ребром. Мечты о новой жизни для беженцев из Англии оборачиваются крахом, Америка оказывается вовсе не той гостеприимной страной, где яблоки растут тут же, стоит только семечку упасть на землю, а потеря младшего ребёнка и вовсе нагоняет на семью мысли о божьей каре, ведь, как известно, каждый приходит в мир с грехом, который должен искупить своей жизнью, но что делать, если, кажется, не получается, как ни пытайся?
Помните "Алую букву" Натаниеля Готорна? Её героине живущие рядом "подарили" алую букву "А", клеймящую за адюльтер, и с этого момента жизнь женщины превратилась в ад на земле. Хотя в романе не было ничего пугающего, мне лично при чтении было страшно от того, до чего могут дойти крайне религиозные люди в своём порыве выслужиться перед богом: охота на ведьм, клеймо, изгнание, отлучение, чего только не придумают для ближнего своего. Примерно то же пугает в "Ведьме": когда в отдельно взятой семье начинается охота на ведьм, подозрение может пасть на любую, и хуже всего, что за неимением дальнего, подозрение переносится на ближнего. В минуты, когда семья должна сплотиться перед постигшим их несчастьем, прикрываясь божьей волей и праведничеством, она распадается и разобщается, слабые становятся жертвами сильных, брат клевещет на брата, сестра на сестру, мать готова убить дочь в приступе гнева за смерть другого родственника. Именно всё это, а не лесные ведьмы, устраивающие шабаш и похищающие детей, становится объектом внимания Роберта Эггерса в его "Ведьме".
Ещё одна тема, которую хотелось бы затронуть в своём отзыве - это путь зла. Массовая культура довольно давно демонстрирует нам такое явления как добровольный выбор между добром и злом, Эггерс со своей "сказкой Старой Англии" (и этот подзаголовок к "Ведьме" крайне важен, я бы на месте прокатчиков внесла его в название) предлагает нам несколько иное видение ситуации: иногда именно обстоятельства и окружающие люди толкают доброго и праведного человека на путь зла. Доведя ситуацию до такой критической точки, когда для выживания у человека нет другого выхода, кроме как сделать те поступки, которые он сам не приемлет, общество не оставляет выбора: если хочешь жить, придётся принять другие законы, в противном случае тебя используют как агнца для заклания, спихнуть на тебя все грехи и разопнут, как Христа. Почему в какой-то момент чёрный баран, символ Сатаны, может оказаться ближе, чем люди, которые говорят с тобой на одном языке и разделяют те же ценности? Да потому что именно в баране ты видишь спасение от того ада, что гарантированно даруют тебе другие.
Ещё лично для меня "Ведьма" стала фильмом о взрослении. Не даром главной героиней стала стоящая на пороге созревания старшая дочь семейства, Томасен: и для своего брата, и для отца она уже не маленькая девочка, мать видит в ней не столько помощницу, сколько конкурентку, осознание того, что дочь выросла пугает обоих родителей, невозможность контроля - их страшный кошмар. Всё, происходящее в "Ведьме" - это по сути избавление Томасен он детства и семьи, она метафорически делает шаг навстречу новой, взрослой жизни, ну а реально... название говорит само за себя.
Картину к просмотру советую, но как драму о набожной семье, которая не может совладать с трудностями жизни и потихоньку теряет свои маленькие части, а не как фильм ужасов про ведьм. За творчеством Эггерса, безусловно, буду следить, тем паче, его уже заметили "кто надо" и поручили снимать нового "Носферату". Ну а исполнительницу главной роли, милую глазастенькую двадцатилетнюю балерину Аню Тейлор-Джой уже пригласил в свою новую картину вышеупомянутый Шьямалан.
Общее впечатление | Когда и чёрный баран тебе друг |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9
прямо подпишусь под каждым словом, нечего даже добавить