Отзыв: Книга "Погребенный великан" - Кадзуо Исигуро - Английский дух, тут хмарью пахнет, драконы на ветвях сидят...
Достоинства: необычная форма, тема коллективной памяти и личных воспоминаний, вставные притчи, над которыми можно поломать голову не меньше, чем у Кафки
Недостатки: иногда форма забивает содержание, некоторые намёки не вылились в нечто ясное к концу
Самый английский из всех японских писателей и самый японский из всех английский, Кадзуо Исигуро считает, что нельзя не только войти в одну реку дважды, но и написать несколько романов в одной форме, поэтому каждый новый текст - это новый Исигуро, которого может для себя открыть даже тот, кто прочёл все остальные романы мастера. "Погребённый великан" - совсем свежее его творение, роман вышел на английском в 2015, а уже весной 2016 оказался на полках книжных магазинов России, о чём любезно позаботилось издательство Эксмо, выпускающее Исигуро в двух сериях: интеллектуальный бестселлер и мягкий и не очень качественный покетбук. Новинка, естественно, пока удостоилась только серии "Интеллектуальный бестселлер", в целом неплохой, не считая того, что название весьма условно: часто в её рамках выходят уж совсем не интеллектуальные произведения, да и частенько те, кого издают, бестселлеры уж никак не пишут.
Но вернёмся к Исигуро. "Погребенный великан" следующее романное произведение после условно фантастического "Не отпускай меня" о людях, буквально выращенных на органы, между ними 10 лет и пропасть. Исигуро не продолжает никакую линию, выбирая темой для своего романа категорию памяти, приплетая к ней сопутствующие воспоминания, забытье, прощение и любовь. Как-то так вышло, что 3 современных писателя (помимо Исигуро это, конечно, Кутзее и Макьюэн), активно обращаются к этой тематике, только вот выводы делают чуть ли не противоположные друг другу.
Действие "Погребенного великана" происходит в то время, когда по земле ещё ходили родственники короля Артура и злобные огры, над ней летали драконы, а бритты и саксы не стали единым народом. Пожилые супруги, Аксель и Беатрис, лишённые возможности иметь в доме свечу, однажды решают отправится в небольшое путешествие в деревню своего сына, который некогда ушёл от них жить отдельно. Только вот загвоздка: по земле уже несколько десятков лет стелется хмарь, которая стирает человеческие воспоминания, и пара не только не помнит как именно выглядит их сын и где точно он живёт, но с трудом вспоминает события только-только минувших дней. Такая история отнюдь не только с нашими героями: все жители их бриттской деревушки и соседних сакских тоже не больше, чем пару часов переживают насчёт исчезновения собственных детей или нападения орков.
Собственно путь Акселя и Беатрис к чему-то связанному с их сыном - это путь к обретению коллективной памяти и личных воспоминаний. У героев на пути встаёт множество препятствий, они встречают различных персонажей от воинов и рыцарей, до монахов и лодочников, в итоге их бытовая потребность найти деревню сына оборачивается героическим путём к сражению с драконом и избавлению человечества от такой странной напасти. Мир английских легенд и преданий, реальной истории страны, и некой сказки-притчи о двух стариках в конечном счёте из романа а-ля Вальтер Скотт, превращается в аллегорию на современный мир, где за воспоминания о прошлом отвечает вовсе не наша с вами память, а формирующие их институты, типа сми или государства. Они, словно хмарь, окутывают сознание, и вот уже история повёрнута другим боком, друзья становятся врагами, а враги оказываются за каждым углом.
Первую половину романа я всё думала о том, что сейчас Исигуро ловко покажет своим читателям, что воспоминания всякие нужны и воспоминания всякие важны, ведь "не помнящий своей истории обречён повторять её вновь и вновь". Пусть иногда прошлое причиняет нам боль, но лучше принять и пережить, чем окутать всё магической хмарью и сделать вид, что ничего не было. Разве может настоящая любовь строится на забвении, разве не становятся чувства крепче, когда позади не только позитивный, но и неприятный бэграунд, который вы смогли пережить вместе? Но чем дальше в лес, тем больше автор уводит совсем к другому полюсу: если прошлое причиняет лишь боль и страдание, если оно сеет вражду среди соседей и братьев, то, может и не стоит брать лопату и откапывать этого погребённого в руинах человеческой памяти великана, а просто поддаться действию хмари, пока всё не забудется само собой с течением времени?
Ну а теперь традиционно расскажу о недостатках "Погребённого великана", ибо он ими не обделён, несмотря на потрясающую идею, лежащую в основе произведения. Я привыкла, что все дорожки сюжета в конце концов сходятся воедино, я много раз ругала фильмы за то, что сюжетные линии обрываются и бросаются за ненужностью, в итоге торча из картины как нитки из старого свитера. Тем обидней, что такой большой писатель как Исигуро грешит тем же, да ещё в таком сложноватом для современного читателя по форме романе. По тексту щедрой рукой рассыпаны намёки и намеченные вопросы, герои видят видения, пардон за тафтологию, и встречают персонажей, буквально, как у Кафки, рассказывающих им притчи, которые можно проецировать на весь текст, я очень ждала, что в конце это всё сольётся в единую сшибающую с ног развязку, которая ответит на все читательские вопросы, легко расставит всё на свои места, в общем, всё, что казалось при чтении непонятным вдруг магическим словом встанет на своё место и произведёт эффект "надо же как!". Но этого, к сожалению, не произошло, те загадки, которые появились в первой половине романа, так и остались загадками во второй, то, что давалось намёками, не выросло в цельную историю, второстепенные персонажи и их судьбы и вовсе были позабыты (как минимум, укушенный мальчик, который явно был каким-то особенным и периодически галлюцинировал).
Второй, смущающие момент - это заигрывание Исигуро с жанром и формой. Если по части фэнтезийной стороны текста никаких претензий нет, пропорции соблюдены идеально, и ты в любой момент чтения понимаешь, что перед тобой уж совсем не сказочное фэнтези, то в том, что касается исторического героического романа таких уверенностей нет. Пару глав я словно читала что-то наподобие "Айвенго", страница за страницей шли сражения, рассказы о рыцарстве и пр., при этом основная идея явно уходила на второй план, выдвигая на первый форму.
В целом не могу сказать, что прочитала "Погребённого великана" запоем, я рассчитывала на более увлекательное чтение, но в отсутствии атмосферности и пустоте этот роман явно не обвинишь: все 400 страниц ты словно проходишь вместе с героями по тягучему болоту и скалистым горам путь к чему-то абсолютно неведомому сквозь густой туман хмари, которая окутывает со всех сторон и постепенно застилает глаза и наполняет лёгкие.
Но вернёмся к Исигуро. "Погребенный великан" следующее романное произведение после условно фантастического "Не отпускай меня" о людях, буквально выращенных на органы, между ними 10 лет и пропасть. Исигуро не продолжает никакую линию, выбирая темой для своего романа категорию памяти, приплетая к ней сопутствующие воспоминания, забытье, прощение и любовь. Как-то так вышло, что 3 современных писателя (помимо Исигуро это, конечно, Кутзее и Макьюэн), активно обращаются к этой тематике, только вот выводы делают чуть ли не противоположные друг другу.
Действие "Погребенного великана" происходит в то время, когда по земле ещё ходили родственники короля Артура и злобные огры, над ней летали драконы, а бритты и саксы не стали единым народом. Пожилые супруги, Аксель и Беатрис, лишённые возможности иметь в доме свечу, однажды решают отправится в небольшое путешествие в деревню своего сына, который некогда ушёл от них жить отдельно. Только вот загвоздка: по земле уже несколько десятков лет стелется хмарь, которая стирает человеческие воспоминания, и пара не только не помнит как именно выглядит их сын и где точно он живёт, но с трудом вспоминает события только-только минувших дней. Такая история отнюдь не только с нашими героями: все жители их бриттской деревушки и соседних сакских тоже не больше, чем пару часов переживают насчёт исчезновения собственных детей или нападения орков.
Собственно путь Акселя и Беатрис к чему-то связанному с их сыном - это путь к обретению коллективной памяти и личных воспоминаний. У героев на пути встаёт множество препятствий, они встречают различных персонажей от воинов и рыцарей, до монахов и лодочников, в итоге их бытовая потребность найти деревню сына оборачивается героическим путём к сражению с драконом и избавлению человечества от такой странной напасти. Мир английских легенд и преданий, реальной истории страны, и некой сказки-притчи о двух стариках в конечном счёте из романа а-ля Вальтер Скотт, превращается в аллегорию на современный мир, где за воспоминания о прошлом отвечает вовсе не наша с вами память, а формирующие их институты, типа сми или государства. Они, словно хмарь, окутывают сознание, и вот уже история повёрнута другим боком, друзья становятся врагами, а враги оказываются за каждым углом.
Первую половину романа я всё думала о том, что сейчас Исигуро ловко покажет своим читателям, что воспоминания всякие нужны и воспоминания всякие важны, ведь "не помнящий своей истории обречён повторять её вновь и вновь". Пусть иногда прошлое причиняет нам боль, но лучше принять и пережить, чем окутать всё магической хмарью и сделать вид, что ничего не было. Разве может настоящая любовь строится на забвении, разве не становятся чувства крепче, когда позади не только позитивный, но и неприятный бэграунд, который вы смогли пережить вместе? Но чем дальше в лес, тем больше автор уводит совсем к другому полюсу: если прошлое причиняет лишь боль и страдание, если оно сеет вражду среди соседей и братьев, то, может и не стоит брать лопату и откапывать этого погребённого в руинах человеческой памяти великана, а просто поддаться действию хмари, пока всё не забудется само собой с течением времени?
Ну а теперь традиционно расскажу о недостатках "Погребённого великана", ибо он ими не обделён, несмотря на потрясающую идею, лежащую в основе произведения. Я привыкла, что все дорожки сюжета в конце концов сходятся воедино, я много раз ругала фильмы за то, что сюжетные линии обрываются и бросаются за ненужностью, в итоге торча из картины как нитки из старого свитера. Тем обидней, что такой большой писатель как Исигуро грешит тем же, да ещё в таком сложноватом для современного читателя по форме романе. По тексту щедрой рукой рассыпаны намёки и намеченные вопросы, герои видят видения, пардон за тафтологию, и встречают персонажей, буквально, как у Кафки, рассказывающих им притчи, которые можно проецировать на весь текст, я очень ждала, что в конце это всё сольётся в единую сшибающую с ног развязку, которая ответит на все читательские вопросы, легко расставит всё на свои места, в общем, всё, что казалось при чтении непонятным вдруг магическим словом встанет на своё место и произведёт эффект "надо же как!". Но этого, к сожалению, не произошло, те загадки, которые появились в первой половине романа, так и остались загадками во второй, то, что давалось намёками, не выросло в цельную историю, второстепенные персонажи и их судьбы и вовсе были позабыты (как минимум, укушенный мальчик, который явно был каким-то особенным и периодически галлюцинировал).
Второй, смущающие момент - это заигрывание Исигуро с жанром и формой. Если по части фэнтезийной стороны текста никаких претензий нет, пропорции соблюдены идеально, и ты в любой момент чтения понимаешь, что перед тобой уж совсем не сказочное фэнтези, то в том, что касается исторического героического романа таких уверенностей нет. Пару глав я словно читала что-то наподобие "Айвенго", страница за страницей шли сражения, рассказы о рыцарстве и пр., при этом основная идея явно уходила на второй план, выдвигая на первый форму.
В целом не могу сказать, что прочитала "Погребённого великана" запоем, я рассчитывала на более увлекательное чтение, но в отсутствии атмосферности и пустоте этот роман явно не обвинишь: все 400 страниц ты словно проходишь вместе с героями по тягучему болоту и скалистым горам путь к чему-то абсолютно неведомому сквозь густой туман хмари, которая окутывает со всех сторон и постепенно застилает глаза и наполняет лёгкие.
Стоимость | 319 ₽ |
Общее впечатление | Английский дух, тут хмарью пахнет, драконы на ветвях сидят... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13