Отзывы56
Отзыв: Книга "Настя" - Владимир Сорокин - Пособие для каннибалов или скрытая философия?
Достоинства: Красивый и плавный язык, великое множество всевозможных тропов, яркость, оригинальность, смысловая "начинка", эпатаж
Недостатки: Многие воспринимают данное творение слишком буквально и поверхностно
Только что закончила читать новеллу Владимира Сорокина "Настя". Эмоции решили всё за меня - час ночи, а я "строчу" в Отзовик.
Как я узнала из всемогущей Википедии, новелла (или рассказ; не удивляйтесь, если по ходу отзыва я буду называть "Настю" и так, и так) написана в уже далёком 2000 году, а впервые опубликована годом позже.
Узнала я об этом рассказе буквально несколько дней назад на сайте "ЛитРес" и сразу же приступила к его прочтению, как только распрощалась с "Великим Гэтсби".
Новелла совершенно небольшая, сколько точно страниц - не помню, потому что читала её в электронном виде; но заняла "Настя" всего два часа моего времени с учётом того, что периодически я была вынуждена отвлекаться на пару минут.
Приступая к прочтению я сразу же обратила внимание на манеру писания - то самое, присущее именно русской классике. Сразу вспоминается Толстой, рассказы Бунина, местами даже уловила Горького. Вот вам небольшая цитата прямо из начала рассказа:
"Толстое стекло поплыло вправо, дробя пейзаж торцевыми косыми гранями, беспощадно разрезая лодку на 12 частей". ©
ВременнЫе рамки в рассказе не определены, но я осмелюсь предположить, что действие происходит в XVIII столетии, исходя из некоторых особенностей, подмеченых в тексте (описание одежды, мода на французские фразочки и т. д.)
Так о чём же, собственно, рассказ? Всё просто! Любящая семья на пару с дружелюбными соседями зажаривают свою дочь в печи и бессовестно её сжирают.
"Волдыри стали лопаться, брызгать соком, угли зашипели, вспыхнули голубыми языками. Из Насти потекла моча, вскипела". ©
Таких цитат можно привести бесчисленное множество, но я выбрала наименее мерзкую.
И эти безумные описания вызвали только одно чувство - непреодолимое ощущение накатывающей рвоты (здесь помогло и воображение).
Я была настолько ошеломлена этим резким переходом от чарующего классического языка к неожиданному повороту сюжетной линии, что первые минуты просто недоумевала.
Просто представьте, обыкновенный праздничный ужин в семье интеллигентов, непрерывные попытки превознесения своего разума посредством ведения поверхностных разговоров о великих трудах не менее великих философов... но только вместо утки в яблоках или хрюшки с зеленью на столе лежит Настенька!
Надо заметить, как детально автор прописывает приготовление девочки в печи. Не покидало ощущение, что Сорокин ЛИЧНО зажарил пару-тройку нимфеток, наблюдая за каждым изменением тела, записывая всё это в блокнот или на камеру.
Прочитав всё это до конца, я просто не могла понять: "Мне что - понравилось?!". Есть в этом произведении что-то необъяснимо притягательное. То ли мастерство описания автора, его владение языком... то ли шокирующий сюжет...
Я долго пыталась понять, о чём же я только что прочитала рассказ. Что это - воспаленное сознание автора, рождающее страшные картины? Пошаговый рецепт блюда для каннибалов? Есть ли здесь здравый смысл?
Буквально через секунду меня осенило: "Боже, ведь всё просто и ясно!". Новелла в прямом и переносном смыслах повествует о пожирании родителями своих детей. В данном случае всё утрированно, а сий сюжет используется как метафора.
Разве в обычной жизни родители не "пожирают" своих детей? Ведь часто именно так и происходит. Многие родители просто душат своё чадо любовью и излишней заботой, свято веря в то, что так будет лучше. Они "убивают" своих детей, сами не замечая того, перекрывают доступ к кислороду всевозможными запретами, навязчивыми советами, непониманием необходимости в "самостоятельном" плавании своих детей.
И ведь сколько таких примеров среди моих, и, я уверена, ваших знакомых, когда родители вершат судьбы их детей, не давая права на голос, не давая шанса на сценарий собственной жизни их чад.
И ведь самое страшное, что многие, подобно Насте, не спешат сопротивляться, а лишь спокойно подчиняются чужой воле.
Не случайно в новелле выбран именно шестнадцатилетний возраст - время, когда многие дети заканчивают школы, а это значит, что им пора "вылетать из гнездышка" в другие города навстречу новым знаниям, навстречу новой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.
Но, думаю, что Сорокин вложил в рассказ не только этот смысл. Такое поведение прекрасно отображает истинную сущность интеллигентного общества того времени (а, скорее всего, и нашего) - аристократы с гнилыми душами, готовые творить произвол.
На свой собственный вопрос "понравилась ли мне книга?" я ответила положительно. Даже не смотря на довольно отвратительный сюжет.
Я буду рекомендовать к прочтению рассказ, а уж знакомиться с ним или нет - на ваше усмотрение.
Благодарю за внимание!
Как я узнала из всемогущей Википедии, новелла (или рассказ; не удивляйтесь, если по ходу отзыва я буду называть "Настю" и так, и так) написана в уже далёком 2000 году, а впервые опубликована годом позже.
Узнала я об этом рассказе буквально несколько дней назад на сайте "ЛитРес" и сразу же приступила к его прочтению, как только распрощалась с "Великим Гэтсби".
Новелла совершенно небольшая, сколько точно страниц - не помню, потому что читала её в электронном виде; но заняла "Настя" всего два часа моего времени с учётом того, что периодически я была вынуждена отвлекаться на пару минут.
Приступая к прочтению я сразу же обратила внимание на манеру писания - то самое, присущее именно русской классике. Сразу вспоминается Толстой, рассказы Бунина, местами даже уловила Горького. Вот вам небольшая цитата прямо из начала рассказа:
"Толстое стекло поплыло вправо, дробя пейзаж торцевыми косыми гранями, беспощадно разрезая лодку на 12 частей". ©
ВременнЫе рамки в рассказе не определены, но я осмелюсь предположить, что действие происходит в XVIII столетии, исходя из некоторых особенностей, подмеченых в тексте (описание одежды, мода на французские фразочки и т. д.)
Так о чём же, собственно, рассказ? Всё просто! Любящая семья на пару с дружелюбными соседями зажаривают свою дочь в печи и бессовестно её сжирают.
"Волдыри стали лопаться, брызгать соком, угли зашипели, вспыхнули голубыми языками. Из Насти потекла моча, вскипела". ©
Таких цитат можно привести бесчисленное множество, но я выбрала наименее мерзкую.
И эти безумные описания вызвали только одно чувство - непреодолимое ощущение накатывающей рвоты (здесь помогло и воображение).
Я была настолько ошеломлена этим резким переходом от чарующего классического языка к неожиданному повороту сюжетной линии, что первые минуты просто недоумевала.
Просто представьте, обыкновенный праздничный ужин в семье интеллигентов, непрерывные попытки превознесения своего разума посредством ведения поверхностных разговоров о великих трудах не менее великих философов... но только вместо утки в яблоках или хрюшки с зеленью на столе лежит Настенька!
Надо заметить, как детально автор прописывает приготовление девочки в печи. Не покидало ощущение, что Сорокин ЛИЧНО зажарил пару-тройку нимфеток, наблюдая за каждым изменением тела, записывая всё это в блокнот или на камеру.
Прочитав всё это до конца, я просто не могла понять: "Мне что - понравилось?!". Есть в этом произведении что-то необъяснимо притягательное. То ли мастерство описания автора, его владение языком... то ли шокирующий сюжет...
Я долго пыталась понять, о чём же я только что прочитала рассказ. Что это - воспаленное сознание автора, рождающее страшные картины? Пошаговый рецепт блюда для каннибалов? Есть ли здесь здравый смысл?
Буквально через секунду меня осенило: "Боже, ведь всё просто и ясно!". Новелла в прямом и переносном смыслах повествует о пожирании родителями своих детей. В данном случае всё утрированно, а сий сюжет используется как метафора.
Разве в обычной жизни родители не "пожирают" своих детей? Ведь часто именно так и происходит. Многие родители просто душат своё чадо любовью и излишней заботой, свято веря в то, что так будет лучше. Они "убивают" своих детей, сами не замечая того, перекрывают доступ к кислороду всевозможными запретами, навязчивыми советами, непониманием необходимости в "самостоятельном" плавании своих детей.
И ведь сколько таких примеров среди моих, и, я уверена, ваших знакомых, когда родители вершат судьбы их детей, не давая права на голос, не давая шанса на сценарий собственной жизни их чад.
И ведь самое страшное, что многие, подобно Насте, не спешат сопротивляться, а лишь спокойно подчиняются чужой воле.
Не случайно в новелле выбран именно шестнадцатилетний возраст - время, когда многие дети заканчивают школы, а это значит, что им пора "вылетать из гнездышка" в другие города навстречу новым знаниям, навстречу новой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.
Но, думаю, что Сорокин вложил в рассказ не только этот смысл. Такое поведение прекрасно отображает истинную сущность интеллигентного общества того времени (а, скорее всего, и нашего) - аристократы с гнилыми душами, готовые творить произвол.
На свой собственный вопрос "понравилась ли мне книга?" я ответила положительно. Даже не смотря на довольно отвратительный сюжет.
Я буду рекомендовать к прочтению рассказ, а уж знакомиться с ним или нет - на ваше усмотрение.
Благодарю за внимание!
Время использования | 2 часа |
Общее впечатление | Пособие для каннибалов или скрытая философия? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву30
Хотя среди умных людей даже скорее найдутся ПОКЛОННИКИ и ПОСЛЕДОВАТЕЛИ, которые будут восхищаться глубиной мысли и посчитают писанину знаковой, культовой, гениальной!…
Нет там ничего. Возвращаюсь к своей первой мысли - троллинг это. Человек просто нашёл тему, которая не оставит равнодушной 99% человечества (не зависимо от пола и возраста - главное, чтоб читать умели) - чем омерзительней, тем привлекательней. Всем же интересно, что там такого мерзкого, что все о ней говорят?… Раз говорят, значит популярна, раз популярна - значит читаема, раз читаема - значит будут покупать. Это ли не успех "автора"? А если будут спорить до хрипоты есть ли в писанине глубина и вселенская мудрость, то это писаке только на руку. Плюс к популярности. Ещё раз повторюсь: нет там просвещённой вдохновенности. Троллинг это. (А я и Вы - ведёмся на этот троллинг. Тролль закинул наживку, а мы теперь спорим и друг другу что-то доказываем. Представляю, как ему смешны наши потуги)
У меня к таким текстам отношение одно - СЖЕЧЬ!!Во избежание.
Чем полна душа писателя, тем он и делится с окружающими - Бианки - любовью к животным, Верн - жаждой приключений, классики литературы - влюблённостью в человеческую душу и восхищением порядочностью и искренностью. Ну а Сорокин… Уж простите.
Читатель должен сам выбрать, что он хочет читать - Донцову или Ремарка. Или Де Сада если им того хочется. Книги, это именно та область, в которой свобода выбора должна быть обязательно. Иначе как возникнет у человека свобода воли и разума. Вы предлагаете такое игнорировать - отлично, и кто-то схожий с вами в предпочтениях и ценностях и проигнорирует, а кто-то не согласный прочитает ) И пусть )
Человек волен делать (или не делать) что угодно до тех пор, пока это не вредит окружающим. А тут как раз такой случай.
Я написала, что выбор книги, это именно та область в которой должна быть свобода выбора. А вы передёрнули мои слова, как будто я предлагаю вседозволенность.
Чтение книги, любой, в том числе и этой, никому вреда не наносит. Даже самому читателю. Хотя вы и другого мнения, и это мне давно понятно из комментов к другому отзыву об этой книге.
Проблема в том, что всё начинается с МЫСЛИ. Сначала мысль, потом желание… ну и так далее. Я не говорю, что все прочитавшие ЭТО сразу побегут воплощать в жизнь прочитанное, конечно нет! Но зачем сеять грязь посредством лучшего изобретения человечества - книги? Если нет в тебе добра, то хоть не лезь со своим мраком к остальным.
Мне нравятся из книг и триллеры, и ужастики, и некоторые детективы, т.е. понимаю, что книга иногда открывает неприглядные стороны действительности, но мне неприятно когда получается ТАКОЕ, которое будит в человеке низменные чувства.
Я так понимаю, что всё таки не читали. Откуда вы знаете какие чувства она будит? Мне кажется, чтобы делать такие предположения стоит всё таки составить своё впечатление, или не судить категорично.
Да и в отзывах я что-то низменных чувств не заметила. Есть разные мнения, но пока ни один не написал, что захотел пожарить своего ребёнка после прочтения.
А какие чувства у Вас вызвала эта, с Вашего позволения, "книга"? Одни положительные, осмелюсь спросить…
Правильно понимаете, не читала. Другим советую игнорировать - с чего бы лично мне поступать иначе??
Доселе никогда не высказывала мнения не ознакомившись с предметом обсуждения. НО.
Тема такая, что выбора у меня нет. Я забочусь о своём душевном состоянии (если можно так выразиться) и стараюсь обходить всякую мерзость стороной. По пчелу и муху знаете?…
Вы пишете, как я могу судить, не прочитав. А Вас не смущает тема такого СТРАННОГО каннибализма? (всё пишу без намерения обидеть - интересно знать Ваше мнение).
И тема не важна, я последовательная в этом.
Иначе получается нелепость, как в анекдоте:
- Ой да что это Битлз фигня какая то! Мне вообще не понравились.
- А какие песни ты слышал?
- Да никакие мне Рабинович по телефону напел.
Я так понимаю, тема каннибализма не смутила. (правильно понимаю?)
Читать не буду принципиально, хотя при других обстоятельствах обязательно это сделала бы.
Если прочитаете и напишете отзыв, с удовольствием ознакомлюсь. Возможно тогда продолжим (хотя, есть ли смысл?) Только маякните мне, если Вас не затруднит.
А так, я понимаю, все остались при своём.